Изменение технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации
Изменение технического состояния обусловлено работой узлов механизмов, случайными причинами, а также воздействием внешних условий работы и хранения автомобиля. Техническое состояние АМТС – это совокупность подверженных в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АМТС, определяющая возможности его применения по назначению. Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния деталей и автомобиля в целом являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, физико-химические изменения материала деталей. А в процессе работы автомобиля показатели его технического состояния изменяются от начальных (соответствует отрезку 1 на рисунке 2) или номинальных значений (соответствует отрезку 2 на рисунке 2) сначала до предельно допустимых (соответствует отрезку 3 на рисунке 2), а затем и до предельных (дальнейшая эксплуатация не целесообразна), что обусловливает соответствующее изменение диагностических параметров.
Рисунок 2 График износов; 1-время приработки деталей (обкатка), начальное сотояние эксплуатации (интенсивный износ); 2-номинальное значение показателей технического состояния (постоянный износ постепенно в процессе эксплуатации переходящий в предельный износ); 3-предельно допустимое сотояние переходящее в предельное (предельный износ, переходящий в интенсивный износ (приводит к поломке двигателя и других частей автомобиля)).
Знание основных причин изменения технического состояния необходимо для выбора наиболее эффективных мероприятий по предупреждению неисправностей в эксплуатации. Изнашивание – это процесс изменения размеров детали в результате работы трения, проявляющийся в отделении с поверхностей трения материала и (или) его остаточной деформации. Процесс изнашивания возникает под действием трения, зависящего от материала и качества обработки поверхностей, смазки, нагрузки, скорости относительного перемещения поверхностей и теплового режима работы сопряжений. Результатом процесса изнашивания является износ. Износ – изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия (детали) вследствие разрушения (изнашивания) микрообъёмов поверхностного слоя изделия при трении. Допускаемый износ – это такой износ, при котором данные сопряжения могут нормально работать ещё целый межремонтный срок. Предельный износ – это такой износ, при котором дальнейшая нормальная работа сопряжений в течение одного межремонтного периода не возможна. Пластические деформации и разрушения связаны с достижением или превышением пределов текучести или прочности соответственно у вязких (сталь) или хрупких (чугун) материалов. Данный вид разрушений является либо ошибкой при проектировании узла, либо нарушением правил эксплуатации автомобиля. Усталостные разрушения – возникают при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. При этом происходят постепенное накопление и рост усталостных трещин, приводящие при определённом числе циклов нагружения к усталостному разрушению деталей. Коррозия – происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали, приводящего к окислению (ржавению) металла, и как следствие, к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида. Коррозия способствует усталостному изнашиванию и разрушению, так как создаёт на поверхности металла концентраторы напряжения в виде коррозионных язв. Старение. Показатели технического состояния деталей и эксплуатационных материалов изменяются под действием внешней среды. Так резинотехнические изделия теряют прочность и эластичность в результате окисления, термического воздействия (разогрев или охлаждение), химического воздействия масла, топлива и жидкостей, а также солнечной радиации и влажности. Детали и материалы не только при их использовании, но и при хранении: снижаются прочность и эластичность резинотехнических изделий; у топлива, смазочных материалов и жидкостей наблюдаются процессы окисления, сопровождаемые выпадением осадков.
ТЕМА 2. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей (ТОиР). Лекция 3 Планово предупредительная система ТО и Р автомобилей. Основные операции проводимые при ТО, Р и КР.
Планово предупредительная система ТО и Р автомобилей.
Техническая эксплуатация автомобиля включает комплекс организационных, технических и экономических мероприятий, обеспечивающих поддержание автопарка в исправном состоянии. При рациональных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Всего существует два способа обеспечения работоспособности автомототранспортных средств (АМТС): 1. Техническое обслуживание – направлено на поддержание работоспособности. 2. Ремонт – направлен на восстановление отдельных узлов, агрегатов или АМТС в целом. Работоспособность – это состояние, при котором автомобиль выполняет заданные функции с параметрами значения, которых установлены в технической документации. Существующая в данный момент планово предупредительная система технического обслуживания машинотракторного парка, представляет собой комплекс работ по техническому обслуживанию (ТО), необходимых и рекомендуемых заводом изготовителем для поддержания автомобильного парка в исправном состоянии. Исправность – это состояние, при котором автомобиль удовлетворяет требованиям нормативно-технической документации по всем показателям. Комплекс данных работ подразделяется на: ежесменное (ежедневное) техническое обслуживание (ЕТО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), третье техническое обслуживание (ТО-3) и сезонное техническое обслуживание (СО). Комплекс из вышеприведённых воздействий на машинотракторный парк рекомендуется проводить периодически через определённый промежуток времени. Сезонное (СО) техническое обслуживание предусматривает определённый комплекс работ, соответствующий рекомендациям заводов изготовителей, при переходе к весеннее-летнему периоду эксплуатации (при установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха выше +50С) и осенне-зимнему (при установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха ниже +50С). Ежедневное (ежесменное) (ЕТО) техническое обслуживание выполняют 1 раз в смену или 8-10 мото-ч. (для тракторов) после работы автомобиля на линии или перед выездом его на линию. 3.2. Основное назначение ТО и Р, операции проводимые при ТО, Р и КР Основное назначение ЕТО – общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание внешнего вида автомобиля и его заправка.Первое (ТО-1) и второе (ТО-2) технические обслуживания проводят через определенные пробеги автомобилей или наработку в моточасах, устанавливаемые заводом изготовителем в зависимости от дорожных условий эксплуатации. Наработка – продолжительность или объём работ автомобиля, измеряемый в часах, километрах пробега или в единицах выполненной работы. К примеру, ТО-1 следует проводить через 5000-25000км или 125 мото-ч. (для тракторов), ТО-2 рекомендуется проводить через 10000-50000км или 500 мото-ч. (для тракторов), ТО-3 проводится через 15000-75000км или 1000мото-ч. (для тракторов). Основное назначение ТО-1, ТО-2 и ТО-3 – снижение интенсивности изнашивания деталей и поддержание автомобилей в работоспособном состоянии, а также при каждом ТО предусматривается выполнение определённого объёма работ через установленный эксплуатационной документацией пробег автомобиля.Техническое обслуживание автомобилей включает в себя следующие виды работ:- уборочно-моечные; - контрольно-диагностические; - крепёжные; - регулировочные; - электротехнические; - работы по системе питания; - смазочные; - заправочные. Текущий ремонт (ТР) автомобилей не регламентируют определенным пробегом, его выполняют по потребности при ТО-1, ТО-2 и ТО-3, то есть без принятой периодичности. При текущем ремонте устраняют возникающие отказы и неисправности. Он способствует выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. Неисправность – это состояние когда автомобиль, хотя и может выполнять свои основные функции, но не отвечает всем требованиям технической документации. Отказ – это неисправность автомобиля, приводящая к прекращению транспортного процесса.Основное назначение ТР – это устранение возникших отказов и неисправностей в АМТС (агрегате) и восстановление их работоспособности. ТР производится восстановлением или заменой у агрегата отдельных деталей или узлов (кроме базовых), у АМТС отдельных деталей, узлов или агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта. При ТР выполняют следующие виды работ:- разборочно-сборочные;- слесарно-механические;- медницко-радиаторные;- сварочно-жестяницкие;- электротехнические;- шиноремонтные;- окрасочные.Капитальный ремонт (КР) проводят через установленные нормы пробега (в километрах или моточасах), зависящие от категории дорожных условий эксплуатации и природно-климатических зон. Потребность в капитальном ремонте определяют по техническому состоянию автомобиля с учетом фактического пробега и результатов диагностирования. Обычно капитальный ремонт всего автомобиля проводят в том случае, когда кузов легкового автомобиля и автобуса или рама и кабина грузового автомобиля, а также большинство других основных частей имеют предельное состояние. При капитальном ремонте восстанавливают работоспособность и ресурс автомобиля, обеспечивающий его пробег не менее 80% от нормы пробега для нового автомобиля и его агрегатов. Ресурс – наработка до предельного состояния оговоренного технической документацией. Основное назначение КР – восстановление работоспособности агрегатов с обеспечением установленного гарантированного пробега при условии соблюдения правил эксплуатации.При КР предусматривается выполнение следующих видов работ:- полная разборка объекта ремонта;- диффектовка;- восстановление или замена составных частей;- сборка;- регулировка;- испытания.При КР узлов и агрегатов должно обеспечиваться восстановление до уровня новых изделий или близкого к нему состояний:- зазоров;- натягов;- взаимного расположения деталей;- микро и макро геометрии рабочих поверхностей;- структуры и твёрдости металлов;- формы и внешнего вида составных частей агрегата.Ресурс восстановленного изделия должен быть не менее 80%.Агрегат направляется на КР в следующих случаях:1. Когда базовая деталь нуждается в замене или восстановлении требующего полной разборки агрегата.2. Когда работоспособность агрегата не может быть восстановлена путём проведения текущего ремонта. Лекция 4Дорожные условия эксплуатации автомобилей и их влияние на периодичность ТО.4.1. Дорожные условия эксплуатации автомобилей и их влияние на периодичность ТО Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния. При эксплуатации автомобилей различают: дорожные условия эксплуатации, условия движения, природно-климатические и сезонные условия, транспортные условия (или условия перевозки).Дорожные условия определяют режим работы автомобиля. Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия, определяющих сопротивление движению автомобиля, элементами дороги в плане и профиле (ширина, радиусы закруглений, уклоны подъёмов и спусков). Износ и разрушение дорожного покрытия сокращают надёжность автомобиля на 14-33%.Дорожные условия эксплуатации всех автомобилей разделены на пять категорий:1 категория – цементобетонные, асфальтобетонные, брусчатые и мозаика;2 категория – битумно-минеральные смеси;3 категория – щебень, гравий, дёгтебетонные смеси;4 категория – покрытия из булыжника и колотого камня, покрытия из грунтов и местных малопрочных материалов;5 категория – естественные грунтовые дороги, грунт, укреплённый или улучшенный местными материалами, деревянные покрытия.При работе автомобилей в дорожных условиях второй категории периодичность пробега номерных технических обслуживании и ремонта автомобилей увеличивают на 10%, а в условиях четвертой и пятой категорий снижают соответственно на 12% и 25%. Кроме того, при работе автомобильного транспорта в условиях жаркого и сухого климата нормы пробега уменьшают на 10%, а в условиях холодного климата, где средняя температура в январе колеблется от -20 до -35°С, их снижают на 25%. Условия движения характеризуются влиянием внешних факторов на режим движения и, следовательно, на режим работы автомобиля и его агрегатов. Условия перевозки наряду со скоростью движения характеризуются длиной гружёной ездки, коэффициентом использования пробега, коэффициентом использования грузоподъёмности, коэффициентом использования прицепов, родом перевозимого груза. Выделяют также три группы условий движения: 1 группа – за пределами пригородной зоны; 2 группа – в малых городах с числом жителей менее 100 тыс. чел. и в пригородной зоне; 3 группа – в больших городах с числом жителей более 100 тыс. чел. Совокупное влияние в реальной эксплуатации возможных сочетаний названных условий, а также рельефа местности учитывается поправочными коэффициентами при проведении ТО автомобилей. Природно-климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагрузкой, уровнем солнечной радиации. Природно-климатические условия влияют на тепловые и другие режимы работы агрегатов и соответственно на их техническое состояние и надёжность. Интенсивность изнашивания агрегатов автомобиля и общее количество отказов, отнесённых к пробегу в зависимости от средней температуры окружающей среды изменяются по кривой, имеющей минимум, соответствующий оптимальной температуре окружающего воздуха. Для каждого агрегата существует оптимальный тепловой режим. Например, минимальный износ двигателя соответствует температуре охлаждающей жидкости 70-900С. Сезонные условия связаны с колебаниями температуры окружающего воздуха, изменением дорожных условий по времени года, с появлением ряда дополнительных факторов, влияющих на интенсивность изменения параметров технического состояния автомобилей, например, пыли летом, влаги и грязи осенью и весной. Из перечисленных условий сезонные и климатические действуют на все автомобили, расположенные в данном регионе, дорожные – определяются дорогой, а условия движения и перевозки изменяются значительно в зависимости от региона и владельца транспортного средства. Также на интенсивность изменения технического состояния влияют качество используемых горюче-смазочных материалов, технических жидкостей, квалификация обслуживающего персонала и качество запасных и расходных частей используемых при ТО и Р.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6104)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |