Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ эффективности транспортного процесса



2015-12-07 3057 Обсуждений (0)
Анализ эффективности транспортного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта перевозок является оценка эффективности транспортного процесса. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи. Различают локальные (частные) и обобщенные (комплексные) критерии эффективности.

Локальные критерии эффективности применяют, если сравниваемые варианты перевозок отличаются по одному, отдельно взятому показателю.

Пример: Внедрение часовых графиков перевозок исключает простои автомобилей в очереди. В этом случае эффективность сравниваемых вариантов перевозок может быть оценена одним показателем: длительность простоев автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки. Возможно использование также стоимостной оценки простоев транспорта. Внедрение рациональных маршрутов перевозок обеспечивает уменьшение холостых пробегов. Различие в сравни­ваемых вариантах в этом случае может быть оценено сокращением порожних пробегов автомобилей либо другими показателями, связанными с порожним пробегом:

· коэффициент использования пробега,

· общий пробег;

· расход топлива и т.д.

Комплексные показатели эффективности применяют тогда, когда проводимые мероприятия одновременно меняют несколько характеристик транспортного процесса.

Пример: Замена подвижного состава приводит к изменению следующих параметров:

· грузоподъемность;

· простой под погрузкой и разгрузкой;

· удельный расход топлива;

· амортизационные отчисления и другие.

В этом случае недостаточно какого-либо частного критерия.

В качестве локальных показателей эффективности используют технологические параметры транспортного процесса:

· среднее расстояние перевозки;

· нулевой пробег;

· порожний пробег;

· суммарная грузоподъемность автомобилей;

· средний коэффициент использования грузоподъемности;

· суммарный простой автомобилей;

· потребность в автомобилях;

· тонно-часы, затрачиваемые на выполнение заданного объема перевозок;

· общее время на выполнение перевозок;

· своевременность доставки;

· стоимость груза в пути;

· скорость доставки груза;

· величина потерь груза в пути;

· сохранность груза.

К числу локальных показателей эффективности транспортного процесса относятся также такие, как:

· энергоемкость;

· материалоемкость;

· материалоемкость перевозок.

Энергоемкость перевозок снижается при использовании автомобилей большой грузоподъемности.

, ккал/100 ткм

где Ω - годовой расход топлива, л;

λ - плотность топлива, кг/л;

δ - теплотворная способность топлива, кДж/кг;

Рг - годовая величина транспортной работы, ткм.

Материалоемкость перевозокоценивается количеством материалов, расходуемых при выполнении перевозок:

, кг/1000 ткм

где Ga – масса материалов данного вида конструкции автомобиля, кг;

GЭ - масса материалов данного наименования, расходуемого в процессе эксплуатации, кг;

Kд - коэффициент дорожных условий;

Т- амортизационный срок службы автомобиля, лет;

φ - отношение массы деталей к массе заготовок (коэффициент использования материалов).

Металлоемкость перевозок Ммоценивается аналогичным образом:

,

где Gca - масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг;

Gз - масса заправки, кг;

Gнм - масса неметаллических частей, кг;

GЭМ - масса агрегатов, запасных частей и металла, расходуемых за срок службы автомобиля, кг.

Комплексные показатели эффективности применяют также, если для обоснования проводимых мероприятий по повышению эффективности перевозок требуется их обобщенная оценка.

Пример: При обосновании рациональных маршрутов наряду с коэффициентом использования пробега можно рассчитать изменение себестоимости перевозок или удельных приведенных затрат.

Обычно используют несколько показателей эффективности, комбинируя в зависимости от поставленных задач те или иные частные и (или) комплексные показатели. Может проводиться поиск предпочтительного варианта путем последовательного рассмотрения нескольких критериев, либо выбор производится по одному критерию, а остальные выступают в качестве ограничений. Достаточно распространенной в последнее время комбинацией критериев является, например, сумма затраты на доставку при ограничении стоимости товарной массы в пути.

Использование комплексных или обобщенных показателей эффек­тивности транспортного процесса вызвано стремлением более полно отразить результаты работы транспорта в сопоставимом виде для различных усло­вий перевозок. К их числу относятся такие, как:

· производительность (часовая, сменная или годовая);

· себестоимость перевозок;

· прибыль (общая и часовая);

· доход;

· рентабельность;

· приведенные затраты;

· трудоемкость перевозок;

· производительность живого труда.

Для потребителя транспортных услуг желательно снижение транспортных затрат на единицу производимой продукции, тогда как для автотранспортных предприятий в таких условиях естественным является стремление увеличить объемы транспортной работы и улучшить свои финансовые результаты.

Приведенные затраты на перевозки Спр позволяют отнести к величине транспортной работы в сопоставимом виде годовые эксплуатационные затраты и капитальные вложения:

гдеСэ - годовые эксплуатационные затраты (себестоимость), руб/ткм;

Ен - отраслевой коэффициент эффективности;

К - используемые капитальные вложения, руб.;

Сл - ликвидная стоимость основных фондов, руб.

Трудоемкость перевозок представляет собой количество труда всех категорий работников (водители, рабочие погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтные рабочие, административно-управленческий и обслуживающий персонал) на единицу выполненной транспортной работы за определенный период, как правило, за год. Измеряется трудоемкость перевозок в человеко-часах на 100 ткм.

Производительность живого труда представляет собой величину, обратную трудоемкости перевозок. На автомобильном транспорте производительность живого труда примерно в 6...7 раз ниже, чем на железнодорожном транспорте и в 10 раз ниже, чем на водном. Это связано с значительно меньшей грузоподъемностью автотранспортных средств и меньшим средним расстояни­ем перевозки автомобильным транспортом по сравнению с другими видами транспорта.



2015-12-07 3057 Обсуждений (0)
Анализ эффективности транспортного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ эффективности транспортного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3057)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)