Анализ эффективности транспортного процесса
Ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта перевозок является оценка эффективности транспортного процесса. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи. Различают локальные (частные) и обобщенные (комплексные) критерии эффективности. Локальные критерии эффективности применяют, если сравниваемые варианты перевозок отличаются по одному, отдельно взятому показателю. Пример: Внедрение часовых графиков перевозок исключает простои автомобилей в очереди. В этом случае эффективность сравниваемых вариантов перевозок может быть оценена одним показателем: длительность простоев автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки. Возможно использование также стоимостной оценки простоев транспорта. Внедрение рациональных маршрутов перевозок обеспечивает уменьшение холостых пробегов. Различие в сравниваемых вариантах в этом случае может быть оценено сокращением порожних пробегов автомобилей либо другими показателями, связанными с порожним пробегом: · коэффициент использования пробега, · общий пробег; · расход топлива и т.д. Комплексные показатели эффективности применяют тогда, когда проводимые мероприятия одновременно меняют несколько характеристик транспортного процесса. Пример: Замена подвижного состава приводит к изменению следующих параметров: · грузоподъемность; · простой под погрузкой и разгрузкой; · удельный расход топлива; · амортизационные отчисления и другие. В этом случае недостаточно какого-либо частного критерия. В качестве локальных показателей эффективности используют технологические параметры транспортного процесса: · среднее расстояние перевозки; · нулевой пробег; · порожний пробег; · суммарная грузоподъемность автомобилей; · средний коэффициент использования грузоподъемности; · суммарный простой автомобилей; · потребность в автомобилях; · тонно-часы, затрачиваемые на выполнение заданного объема перевозок; · общее время на выполнение перевозок; · своевременность доставки; · стоимость груза в пути; · скорость доставки груза; · величина потерь груза в пути; · сохранность груза. К числу локальных показателей эффективности транспортного процесса относятся также такие, как: · энергоемкость; · материалоемкость; · материалоемкость перевозок. Энергоемкость перевозок снижается при использовании автомобилей большой грузоподъемности. , ккал/100 ткм где Ω - годовой расход топлива, л; λ - плотность топлива, кг/л; δ - теплотворная способность топлива, кДж/кг; Рг - годовая величина транспортной работы, ткм. Материалоемкость перевозокоценивается количеством материалов, расходуемых при выполнении перевозок: , кг/1000 ткм где Ga – масса материалов данного вида конструкции автомобиля, кг; GЭ - масса материалов данного наименования, расходуемого в процессе эксплуатации, кг; Kд - коэффициент дорожных условий; Т- амортизационный срок службы автомобиля, лет; φ - отношение массы деталей к массе заготовок (коэффициент использования материалов). Металлоемкость перевозок Ммоценивается аналогичным образом: , где Gca - масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг; Gз - масса заправки, кг; Gнм - масса неметаллических частей, кг; GЭМ - масса агрегатов, запасных частей и металла, расходуемых за срок службы автомобиля, кг. Комплексные показатели эффективности применяют также, если для обоснования проводимых мероприятий по повышению эффективности перевозок требуется их обобщенная оценка. Пример: При обосновании рациональных маршрутов наряду с коэффициентом использования пробега можно рассчитать изменение себестоимости перевозок или удельных приведенных затрат. Обычно используют несколько показателей эффективности, комбинируя в зависимости от поставленных задач те или иные частные и (или) комплексные показатели. Может проводиться поиск предпочтительного варианта путем последовательного рассмотрения нескольких критериев, либо выбор производится по одному критерию, а остальные выступают в качестве ограничений. Достаточно распространенной в последнее время комбинацией критериев является, например, сумма затраты на доставку при ограничении стоимости товарной массы в пути. Использование комплексных или обобщенных показателей эффективности транспортного процесса вызвано стремлением более полно отразить результаты работы транспорта в сопоставимом виде для различных условий перевозок. К их числу относятся такие, как: · производительность (часовая, сменная или годовая); · себестоимость перевозок; · прибыль (общая и часовая); · доход; · рентабельность; · приведенные затраты; · трудоемкость перевозок; · производительность живого труда. Для потребителя транспортных услуг желательно снижение транспортных затрат на единицу производимой продукции, тогда как для автотранспортных предприятий в таких условиях естественным является стремление увеличить объемы транспортной работы и улучшить свои финансовые результаты. Приведенные затраты на перевозки Спр позволяют отнести к величине транспортной работы в сопоставимом виде годовые эксплуатационные затраты и капитальные вложения: гдеСэ - годовые эксплуатационные затраты (себестоимость), руб/ткм; Ен - отраслевой коэффициент эффективности; К - используемые капитальные вложения, руб.; Сл - ликвидная стоимость основных фондов, руб. Трудоемкость перевозок представляет собой количество труда всех категорий работников (водители, рабочие погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтные рабочие, административно-управленческий и обслуживающий персонал) на единицу выполненной транспортной работы за определенный период, как правило, за год. Измеряется трудоемкость перевозок в человеко-часах на 100 ткм. Производительность живого труда представляет собой величину, обратную трудоемкости перевозок. На автомобильном транспорте производительность живого труда примерно в 6...7 раз ниже, чем на железнодорожном транспорте и в 10 раз ниже, чем на водном. Это связано с значительно меньшей грузоподъемностью автотранспортных средств и меньшим средним расстоянием перевозки автомобильным транспортом по сравнению с другими видами транспорта.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3057)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |