Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Отличие от злоупотребления должностными полномочиями. (Статья 169)



2015-12-07 1350 Обсуждений (0)
Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Отличие от злоупотребления должностными полномочиями. (Статья 169) 0.00 из 5.00 0 оценок




Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Статья 169 предусматривает ответственность за воспрепятствование не только предпринимательской, но и иной законной деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следует, однако, иметь в виду, что статья 169 находится в главе „Преступления в сфере экономической деятельности“ и что родовым объектом является порядок осуществления предпринимательской и иной экономической, а не какой-либо иной деятельности (например, политической, образовательной и т.д.).

Преступление является посягательством на свободу экономической деятельности, грубым нарушением установленных Конституцией РФ и гражданским законодательством гарантий предпринимательской деятельности. Под ней понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, а также иной экономической деятельности, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.

Именно свободу и гарантии осуществления экономической деятельности можно рассматривать в качестве непосредственного объекта посягательства при совершении данного преступления.

Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности согласно диспозиции статьи 169 может выражаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как-то:

— неправомерный отказ, письменно или устно выраженный, в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— уклонение от регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого;

— неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо;

— уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии);

— ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;

— незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— иное незаконное вмешательство в их деятельность.

В настоящее время государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Закон устанавливает необходимый и достаточный перечень документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации, и требования, которым должны отвечать учредительные документы. В нем же установлены жесткие сроки для рассмотрения заявлений о регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в тот же срок, что и решение о регистрации. Оно должно содержать основание отказа с обязательной ссылкой хотя бы на одно из двух нарушений (оснований отказа в регистрации).

Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе:

— в случае представления недостоверных документов;

— если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России:

— если не утратила силу более ранняя регистрация;

— не истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельно­стью;

— при наличии решения суда о прекращении предпринима­тельской деятельности в принудительном порядке;

— если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки преступления, предусмотренного статьей 169 УК, в первой форме.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимате­ля или юридического лица — это скрытая форма воспрепятство­вания законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в созна­тельном нарушении сроков регистрации. Государственная реги­страция должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистра­ции предприятий с иностранными инвестициями — в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации долж­но быть рассмотрено ЦБ России не более чем в течение 6 меся­цев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересован­ным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышлен­ное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства,

при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступ­ления во второй форме.

Отдельными видами деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Основным нормативным актом, определяющим перечень таких видов деятельности и порядок лицензирования, является Федеральный закон „О лицензировании отдельных видов деятельности“. Кроме того, необходимость и порядок лицензирования некоторых видов деятельности устанавливается рядом иных законодательных актов, постановлений Правительства и указов Президента РФ. На основании этих нормативных актов общего характера разрабатываются положения, детально регламентирующие порядок и условия лицензирования конкретных видов деятельности.

Категорически запрещается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

— наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

— несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.

Из нормативных актов о регистрации и лицензировании следует, что неправомерным будет любой отказ независимо от аргументов и мотивов, если лицом, претендующим на регистрацию или получение лицензии, соблюдены требования нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия образования юридического лица или получения статуса индивидуального предпринимателя, условия лицензирования.

Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сро­ков (свыше 60 дней) оформления специальных разрешений и яв­ляется пассивной формой неправомерного отказа, например выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности.

Ответственность должностных лиц за ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность предпринимателей основана на положениях Конституции РФ о равенстве всех форм собственности и свободе предпринимательской и иной экономической деятельности. Вмешательство государственных и муниципальных органов и их должностных лиц в деятельность субъектов предпринимательства правомерно лишь в связи с реализацией установленных законами полномочий по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, санитарно-эпидемиологического надзора, соблюдению требований радиационной и экологической безопасности, пресечению нарушений правил торговли и в иных предусмотренных законом случаях.

Поэтому незаконным ограничением прав и самостоятельности предпринимателей и юридических лиц, вмешательством в их деятельность следует признать, например, запрещение на заключение с определенными предпринимателями или организациями договоров на реализацию товаров, выполнение работ и оказание услуг, принудительное навязывание каких-либо условий при заключении договора, ставящих хозяйствующих субъектов в неравное положение, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности, включению их в управленческие органы организации, принуждение к соучредительству, установление контроля за деятельностью предпринимателей или юридических лиц в незаконных формах, установление необходимости неправомерного согласования с должностным лицом принимаемых предпринимателем или организацией решений, запрет вывоза определенных товаров за пределы региона, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков и т.д. УК не конкретизирует виды (способы) вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следовательно, они могут быть самыми разнообразными, но обязательно не основанными на действующем законе.

Состав преступления, изложенный в части 1 статьи 169, сконструирован по типу формального, и, следовательно, для возникновения уголовной ответственности при выявлении фактов воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности не требуется наступления каких-либо вредных последствий. Свобода экономической деятельности и ее конституционные гарантии сами по себе столь ценное благо, что один лишь факт их нарушения, по мнению законодателя, заслуживает уголовной ответственности. Однако, если воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, совершенное указанными в статье 169 способами, повлекло за собой причинение крупного ущерба, ответственность значительно усиливается (часть 2 статьи 169). Крупным признается ущерб в сумме, превышающей 250 тысяч рублей (примечание к статье 169 УК).

Крупный ущерб от действий должностного лица, заключавшихся в воспрепятствовании в той или иной форме законной предпринимательской или иной деятельности, причиняется прежде всего хозяйствующему субъекту, чьи права были нарушены. Он может выражаться как в виде реального материального ущерба, так и главным образом в виде упущенной выгоды, то есть, неполучении доходов, которые индивидуальный предприниматель или юридическое лицо получили бы при условии ненарушения их прав. Естественно, что для вменения данного квалифицирующего признака должны быть подсчитаны размеры ущерба и доказана причинная связь между незаконной деятельностью (действием или бездействием) должностного лица и данным ущербом.

Субъектом воспрепятствования законной предпринимательской деятельности может быть только должностное лицо, использующее при этом свое служебное положение.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности путем неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, отказа в выдаче или уклонения от выдачи специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности могут совершать лишь те должностные лица, которые уполномочены принимать решения о регистрации или выдаче лицензии. Другие должностные лица при наличии сговора с должностным лицом, уполномоченным на принятие решения, являются лишь соучастниками данного преступления. Если же они действуют самостоятельно, то в соответствующих случаях могут нести ответственность за злоупотребление должностными полномочиями или за их превышение.

Что же касается иных предусмотренных в статье 169 форм незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, то они могут совершаться любыми должностными лицами государственных органов (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также представителями власти.

Субъективная сторона. Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что оно без каких-либо правовых оснований препятствует законной предпринимательской деятельности или неправомерно в нее вмешивается, и желает этого.

Мотивы подобного поведения могут быть различными: корысть, когда, например, это делается за вознаграждение от конкурирующего предпринимателя, мотивы личного характера, желание продемонстрировать свою власть и значимость и т.д. Нередко отказ или уклонение от регистрации предпринимателя или организации или от выдачи им лицензии, иные действия по ограничению их прав и законных интересов являются способом вымогательства у них взяток. В этом случае должностное лицо виновно не только в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, но и в получении (покушении) взятки, сопряженной с ее вымогательством.

Часть 2 статьи 169 УК содержит два отягчающих признака:

— вос­препятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта;

— причинение крупного ущерба.

Законодательная конструкция части 2 статьи 169 УК не исключает возможности неосторожной вины по отношению к причинению крупного ущерба, хотя в целом преступление признается умышленным.

Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.), в соответствии с Конституцией РФ, гражданским законодательством и другими нормативными актами вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд).

В соответствии со статьей 13 ГК ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт), не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Предметом судебного обжалования могут быть любые действия (бездействие), властные решения, уклонение от принятия решений. В таком случае повторное в той или иной форме воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности влечет ответственность по части 2 статьи 169. Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности отнесено законодателем к числу преступлений небольшой тяжести.

 

Отличие от злоупотребления должностными полномочиями.

Интерес представляет вопрос о соотношении составов воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (статья 169), злоупотребления должностными полномочиями (статья 285) и превышения должностных полномочий (статья 286). Поскольку первое из названных преступлений совершается только должностными лицами, обязательным, но дополнительным объектом преступления в этом случае являются интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Незаконные отказ в регистрации или в выдаче лицензии индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, уклонение от регистрации или лицензирования, ограничение самостоятельности и прав хозяйствующих субъектов, иное незаконное вмешательство в их деятельность, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения, являются не чем иным, как злоупотреблением должностными полномочиями или же их превышением. Несомненно, что такие действия (бездействие) способны повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан-предпринимателей либо юридических лиц, а крупный ущерб, о котором говорится в части 2 статьи 169, может рассматриваться и как тяжкое последствие.

Совпадают и субъективные признаки конкурирующих составов. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности хотя и необязательно, но также может быть совершено по мотивам корыстной или иной личной заинтересованности, что требуется для состава злоупотребления должностными полномочиями.

Социально-позитивный смысл выделения специального состава воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности заключается в стремлении законодателя подчеркнуть особую важность такого правоохраняемого объекта, как свобода и конституционные гарантии экономической деятельности, который выдвинут на первый план, а интересы государственной и муниципальной службы стали дополнительным объектом преступления. В силу этого воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности наказуемо даже при условии ненаступления последствий, предусмотренных составами злоупотребления должностными полномочиями и их превышением.

Однако, если наступили тяжкие последствия, предусмотренные статьями 285 и 286, или если воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности с существенным нарушением прав субъектов этой деятельности было совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления, а равно с применением насилия, угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, было бы несправедливо виновных в этом ставить в привилегированное положение, привлекая к ответственности по статье 169. Представляется, что воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности в этих случаях как бы поглотится ответственностью за более тяжкие преступления — злоупотребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий.



2015-12-07 1350 Обсуждений (0)
Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Отличие от злоупотребления должностными полномочиями. (Статья 169) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Отличие от злоупотребления должностными полномочиями. (Статья 169)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)