Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ст. 2821. Организация экстремистского сообщества



2015-12-07 525 Обсуждений (0)
Ст. 2821. Организация экстремистского сообщества 0.00 из 5.00 0 оценок




В данной норме предусмотрено два самостоятельных тождественных преступления:

1) создание и руководство экстремистского сообщества либо создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей такого сообщества.

2) участие в экстремистском сообществе.

1. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, частями первой и второй статьи 213, статьями 214, 243, 244, 280 и 282 настоящего Кодекса (преступления экстремистской направленности), а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности, – законодателем отнесено к преступлениям средней тяжести.

Общественная опасность обоих составов преступлений состоит в том, что специальная деятельность по созданию экстремистских организации и иных форм деяния подвергает опасности разрушения многовековых устоев в российском государстве мирного и дружеского существования различных народов, независимо от их национальной и расовой, религиозной и культурной принадлежности.

Непосредственный объект – общественные отношения по поводу охраны уголовно правовыми средствами общественной безопасности и конституционных принципов мирного существования на основе равенства многих народов России.

Объективная сторона характеризуется активными и незаконными действиями, выраженными в виде:

1) создания экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, частями первой и второй статьи 213, статьями 214, 243, 244, 280 и 282 настоящего Кодекса (преступления экстремистской направленности);

2) руководства таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями;

3) создания объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

По конструкции состав преступления – формальный, не требуется наступления вредных последствий. Способы здесь самые различные. Время место и обстановка не влияют на квалификацию содеянного деяния.

Субъективная сторона выражается в виде прямого умысла.

Мотив и цели – низменные, создание для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, частями первой и второй статьи 213, статьями 214, 243, 244, 280 и 282 настоящего Кодекса (преступления экстремистской направленности), а также цель – разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

Субъект преступления – физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет уголовной ответственности.

2. Участие в экстремистском сообществе, – законодателем отнесе­но к преступлениям небольшой тяжести.

Экстремистское сообщество – есть организованная группа лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, частями первой и второй статьи 213, статьями 214, 243, 244, 280 и 282 настоящего Кодекса (преступления экстремистской направленности).

Объективная сторона выражается в участии в экстремистском сообществе.Способы самые различные.

По конструкции состав относится к формально-материальным. В случаях причинения тяжкого вреда – речь должна идти о совокупности с рядом преступлений, предусмотренных ст. 105, 11 и др. статей УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Мотив и цель – различные и на квалификацию не влияют.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста уголовной ответственности.

Квалифицированный состав: деяния, предусмотренные частями первой и второй, совершенные лицом с использованием своего служеб­ного положения, – законодателем отнесено к категории тяжких преступлений.

Условием освобождения от уголовной ответственности, согласно примечания к статье, является добровольное прекращение участия в экстремистском сообществе, если в действиях лица не содержится иного состава преступления.

 

Ст. 2822. Организация деятельности экстремистской организации.

Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности либо участие в деятельности указанных общественных или религиозных объединениях либо в иной организации, – законодателем отнесено к категории преступлений небольшой тяжести.

В данной статье предусмотрено два самостоятельных состава преступления:

1) организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

2) участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Общественная опасность деяний выражается в нарушении или игнорировании судебного запрета о деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации либо участии в указанных объединениях или организациях.

Непосредственный объект деяния составляют общественные отно­шения по охране общественной безопасности и нравственных устоев граждан российского общества.

Объективная сторона выражается в активных действиях:

- по организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации;

- участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

По конструкции состав по части первой – формальный, а по части второй – формально-материальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Мотив и цель – самые различные и на квалификацию не влияют.

Субъект – физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста уголовной ответственности.

В примечании к статье даются основания освобождения от уголов­ной ответственности лица за добровольное прекращение участия в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

 

 

Глава 16.

Преступления против

государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

 

§ 1. Общая характеристика преступлений против

государственной власти, интересов государственной службы

и службы в органах местного самоуправления

 

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления законодателем закреплены в гл. 30 УК РФ и содержат 11 статей. Из 25 составов преступлений – восемь законодателем отнесено к категории небольшой тяжести, в том числе два – не содержат лишения свободы, семь – к средней, девять – к тяжким, одно – к особо тяжким преступлениям.

Уголовный закон относит должностные преступления к наиболее опасным деяниям. За последние годы правоохранительные органы значительно усилили борьбу с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах самоуправления, особое внимание уделяется должностным злоупотреблениям. В современный период времени, когда укрепляются все ветви власти, строится правовое государство, развивается основа цивилизованной экономики, – важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления.

В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Между тем, преступность, особенно организованная и профессиональная, проникли во властные структуры, в государственную службу и в органы местного самоуправления. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими нормальную деятельность органов власти и управления, подрывающими их авторитет в глазах народа, зачастую срывающих и тормозящих решения важнейших крупномасштабных мероприятий на федеральном либо региональном уровнях. Из года в год растет количество зарегистрированного взяточничества. Так, за 1991-1999 гг. их увеличилось на 171,2 %; коммерческий подкуп возрос только за 1997-1999 гг. на 163 %, Преступления коррупционной направленности возросли с 1997 г. по 2004 г. – в 1,6 раза при из наивысшей степени их латентности. Коррупция получила широкое распространение во всем мире, особенно в России. В документах Совета Европы отмечается, что коррупция представляет серьёзную угрозу верховенства закона, демократии и правам чело­века, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает справедливому функционированию рыночной экономики. Поэтому преступные действия представителей государственной власти и должностных лиц недопустимы и влекут уголовную ответственность.

По мнению профессора Н.И. Ветрова, под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – следует понимать деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные должностными лицами этого аппарата с использованием своего служебного положения, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию). Профессор Б.В. Здравомыслов дает несколько иное определение, которое по своей сути не отличается от выше приведенного: под этими преступлениями понимаются общественно опасные деяния, которые совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересов службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.1

Преступления гл. 30 УК РФ отличаются от иных преступлений по ряду признаков:

а) они совершаются специальными субъектами (должностными лицами, занимающими государственные должности);

б) их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием служебных полномочий;

c) существенно нарушают нормальную деятельность органов власти и управления (либо содержат реальную угрозу такого нарушения).

Родовой объект – совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную законную деятельность органов власти и управления.

Видовой объект – совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и исполнения. Родовой и видовой объекты совпадают.

Непосредственный объект – нормальное законное функционирование того или иного звена в сфере деятельности органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления. В ряде преступлений может быть дополнительный объект: интересы личности, собственность и т.д.

Предмет преступления встречается в отдельных преступлениях: информация (документы, материалы), представляемые Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287), взятка (ст. 290 и 291), официальные документы (ст. 292 УК РФ).

Объективная сторона проявляется в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти, управления или местного самоуправления. Абсолютное большинство преступлений совершается действиями, а бездействием – халатность, злоупотребление должностными полномочиями. Все преступления совершаются с использованием своих служебных полномочий либо благодаря занимаемому виновным служебным положением, и все они совершаются вопреки (во вред) интересам службы.

Всякое преступление этой главы всегда нарушает определенные правовые установления, хотя применительно к отдельным преступным посягательствам лицо формально может действовать в рамках служебной компетенции. То есть, обязательным признаком объективной стороны преступлений является наличие общественно-опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

По своей конструкции составы преступлений материальные (ст. 285-286, 288, 293) и формальные (ст. 287, 289-291).

Субъективная сторона этой группы преступлений характеризуется умышленной формой вины, кроме халатности, где налицо неосторожность.

Мотивы преступлений, как правило, корыстные. Для некоторых преступлений корыстная или иная личная заинтересованность служит обязательным признаком (например, ст. 285, 290, 292 УК РФ).

Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремлении субъекта получить посредством злоупотребления должностными полномочиями какой-либо имущественной выгоды с незаконного безвоз­мездного изъятия государственных средств в свою собственность или собственность других лиц, например, получить вне очереди квартиру для себя или своих родственников.

Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления должностными полномочиями может быть выражена в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: угодить начальству, карьеризм, кумовство и т.д.

Цель – указана лишь в п. «а» ч. 3 ст. 287 – сокрытие правонарушений и в ст. 2852 – не соответствующая условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность и бюджетам указанных фондов.

Субъект преступлений – специальный (кроме ст. 288 и 291 УК), т.е. физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и наделенные соответствующими полномочиями по службе (должностные лица, лица, занимающие государственные должности, государственные служащие и служащие органов местного самоуправления).

В примечании к ст. 285 УК РФ определяется 5 видов специального субъекта:

1) должностные лица;

2) лица, занимающие государственные должности, т.е. представители власти;

3) лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации;

4) государственные служащие и служащие местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (закон оговаривает, что они несут ответственность только в случаях, предусмотренных соответствующей статьей главы 30 УК РФ);

5) Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями главы 30 в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Применительно к данной главе к числу должностных лиц закон относит лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функии в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Под лицами, занимающими государственные должности РФ – понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ – понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Функции должностного лица.

1. Представители власти – это работники, наделенные правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями) независимо от их ведомственной принадлежности. Причем, к этой категории лиц относятся не только те, которые непосредственно представляют органы законодательной власти, но и представители исполнительной власти (в том числе правоохранительных органов);

2. Организационно-распорядительные функции – это такие, содержание которых составляет руководство коллективом, участком работы, служебной или производственной деятельностью других работников. Они могут заключаться в подборе и расстановке кадров, планировании работы, организации труда подчиненных, поддержки трудовой дисциплины. Организационно-распорядительные функции состоят в управлении и распоряжении государственным имуществом и др.

Лица, осуществляющие соответствующие обязанности по специальному полномочию отличаются от других тем, что для выполнения этих обязанностей не требуется замещения должности. Специальные полномочия могут осуществляться только на правовой основе (закон, приказ, распоряжение, положение). К тому же они, как правило, носят разовый характер либо краткосрочный (присяжные заседатели, общественные контролеры и ревизоры). Однако фактическое выполнение должностных функций при отсутствии надлежаще оформленного специального полномочия исключает ответственность за преступление, предусмотренное 30 главой УК РФ;

3. Под административно-хозяйственными функциями – понимаются такие, которые состоят в управлении или распоряжении государственным имуществом (в т.ч. функции по определению порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечению контроля за этими операциями, организация обслуживания граждан и т.д.). Для признания лица должностным лицом существенное значение имеет содержание и характер выполняемых функций. Существуют целые категории лиц, которые в одних ситуациях выполняют должностные, а в других профессиональные функции (медработники, педагоги всех уровней и т.д.). В одних случаях они выполняют чисто профессиональные обязанности (постановка диагноза, проведение курса лечения и т.п. за незаконное вознаграждение, педагог проводит за дополнительную плату занятие со студентами). В других же случаях они наделяются (хотя бы временно) организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями: педагог является членом приемной комиссии, врач устанавливает нетрудоспособность здорового пациента и выдает ему больничный лист, является членом СМК или ОВВК и неосновательно определяет инвалидность и т.п. В первой ситуации не могут быть должностными лицами и отвечать за эти преступления. Во втором случае – являются должностными лицами и несут уголовную ответственность по рассматриваемой группе преступлений.

Факт возложения на работника материальной ответственности не превращает его в должностное лицо. В судебной практике не раз отмечалось, что заключение работником договора ответственности за сохранность вверенных ему ценностей является основанием для признания его субъектом должностного преступления.

Второй и третий вид субъектов, указанных в примечании к ст. 285 УК РФ, не составляют сложности в уяснении их содержания. В судебной практике более сложным представляет четвертый вид субъектов: это государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Для наличия такого исключения (поскольку первые три категории субъектов вне зависимости от их рангов и служебного положения наделены полномочиями должностного лица), закон указывает два признака:

1. Лицо должно находиться на государственной службе либо на службе в органах местного самоуправления, т.е. заниматься профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов;

2. Не обладать полномочиями должностного лица.

Не признаются субъектами должностных преступлений лица, выпол­няющие подобные функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах, совместных предприятиях. Уголовная ответственность этой категории лиц предусмотрена гл. 23 УК РФ. В юридической литературе традиционно преступления гл. 30 УК РФ классифицируют на два вида:

1) преступления, связанные со злоупотреблениями и превышениями должностными полномочиями (ст. 285-289, 292, 293 УК РФ);

2) преступления, связанные со взяточничеством (ст. 290-291 УК).

 

§ 2. Характеристика преступлений, связанных

со злоупотреблениями должностными полномочиями

и превышениями должностных полномочий

 

Ст. 285. Злоупотребление должностными полномочиями.

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – законодателем отнесено к категории преступлений средней тяжести, а по ч.2 и 3 – к тяжким преступлениям.

Общественная опасность – проявляется в том, что одним из важных последствий проводимых реформ стало предоставление большой свободы представителям власти и хозяйствующим субъектам, которые нередко используют предоставленные права во вред гражданам, организациям, обществу или государству. В результате совершения данного преступления нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

Непосредственный объект – общественные отношения, регулирующие и поддерживающие нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также законные интересы граждан, организаций, общества или государства.

Дополнительным может быть: жизнь, здоровье, собственность и т.д.

Многие годы считалось, что предметом злоупотребления могут быть только субъективные права, такие, как право собственности и другие частные права (т.е. такие права, которые давали своим обладателям возможность оценки или права выбора при их осуществлении, защищая подобным образом свои возможные интересы от других лиц). Однако вслед за развитием теории злоупотребления правами в част­ном праве возникли проблемы, связанные со злоупотреблением полномочиями со стороны государства и его органов. В дальнейшем вопросы злоупотребления властными полномочиями приобрели не меньшую актуальность, чем злоупотребления субъективными правами в частном праве. Как субъективные права в частном праве, юридические полномочия допускают определенную свободу их осуществления (усмотрения), оставляя простор для различных злоупотреблений. Это способствует извращению или уходу от предписанных законом целей. Данный вид злоупотребления правом является наиболее опасным, так как дискредитирует государственную власть в глазах народа.

Объективная сторона преступления может выражаться в дейст­виях или бездействии. Как считает В. Тюменев, злоупотребление субъективным правом (должностными полномочиями) проявляется в действиях, которые, хотя и не выходят по внешним признакам за границы субъективного права (должностного полномочия), однако прямо противоречат той цели, которую заложил законодатель при принятии данной нормы, а также объективно ущемляют права, свободы и законные интересы других лиц. Иначе говоря, здесь использование должностным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы, что приводит к существенному нарушению прав и законных интересов.1

Еще древнеримские юристы утверждали: «Male enim jure nostro uti non demus» («Нельзя во зло употреблять наше право»), «Summum jus, summa inuria» («Слишком много прав приводит к большему злу»). Эти юридические постулаты служили правовыми ограничениями в Древнем Риме в земельных отношениях, в семейных, наследственных, обязательственных, в отношениях собственности и т.д.

Состав преступления по своей конструкции – материальный.

Законодатель не дает разъяснения по существенному вреду (существенное нарушение прав и законных интересов). Практика идет по пути определения в основном материального ущерба.

Материальный ущерб, как известно, подразделяется, как счита­ет Б. Здравомыслов, на вред имущественный (в свою очередь, разделяемый на реальный ущерб и упущенную выгоду), личностный (в виде физического вреда) и организационный (остановка производства, серьёзные нарушения правильной его организации и т.д.). Для злоупотребления служебными полномочиями типичен имущественный ущерб. В отношении собственности государственной он выражается чаще всего в виде упущенной выгоды, а в отношении собственности частной преобладает реальный ущерб. Причинение физического вреда личности для данного преступления не всегда характерно.2

Последствия могут выражаться и в серьёзном нарушении работы определенной властной или управленческой структуры или учреж­дения, предприятия, либо организации. На практике нередко последствия состо­ят в нарушении важнейших прав граждан (трудовые, право на пенсию, имущественные права и т.п.).

К сожалению, для правоприменительной практики, в приве­денных разъяснениях нет по существу ответа на вопрос, каковы же критерии признания нарушения (вреда) существенным. Часть из приведенных положений носит оценочный характер: степень влияния на работу организации, характер и размер материального ущерба (какой именно, имеет ли он размеры, каков объем, денежное выражение и т.д.), число потерпевших. Это же касается и указания на тяжесть физического или имущественного вреда (в чем он должен заключаться, объем, размер), степень морального вреда (находящегося за рамками данного состава вообще установить весьма сложно. Сложно, но уже стали и его устанавливать суды.

Физический вред – это определенная степень тяжести вреда здоровью человека.

Нарушение работы организации (предприятия, учреждения) признается существенным, если оно выражается в приостановлении их работы, прекращении выпуска продукции и т.д.

Критерием существенности нарушения прав человека будет нарушение его основных конституционных прав и свобод.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

Цель – корыстная либо иная личная заинтересованность. Обязательным признаком субъективной стороны деяния является мотив: корыстные побуждения.

Корысть – стремления лица получить имущественную выгоду без законного на то основания незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу.

Иная личная заинтересованность – состоит в стремлении виновного извлечь путем пользования должностных полномочий выгоду неимущественного характера. Содержанием ее могут быть протекционизм, карьеризм, семейственность, получение взаимной услуги, поддержка влиятельных лиц и т.п.

Отсутствие или не доказанность в действиях должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности – исключает наличие данного состава преступления.

Субъект преступления – специальный: должностное лицо, отвечающее требованиям, изложенным в примечании к ст. 285 УК; а также лицо, занимающее государственные должности РФ; лица, занимающие государственные должности субъектов РФ; государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (подробно рассматривалось в общей характеристики преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ).

Квалифицированные составы:

По части второй – деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Однако следует иметь в виду, что ограничения и специальные требования, предусмотренные ст. 11 Закона «О государственной службе» на должностных лиц категории «А» не распространяются1 и вряд ли они станут субъектом должностного злоупотребления.

По части третьей – деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие тяжкие последствия.

Тяжкие последствия – это крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, нанесение государству материального ущерба в особо крупном размере (более 100 МРОТ) и т.д.

 

Ст. 2851. Нецелевое расходование бюджетных средств.

Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по части второй – к средней тяжести.

Нецелевое расходование бюджетных средств – это использование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетном ассигновании, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Общественная опасность состоит в том, что в результате совершения преступления нарушается существующий, законный порядок расходования бюджетных средств, это деяние способствует кризисным явлениям в экономике страны и подрывает авторитет государственной власти.

Непосредственный объект – составляют общественные отношения, охраняющие законное и целевое использование расходования бюджетных средств.

Предмет преступления – бюджетные средства, к которым бюджетный кодекс относит денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (субвенции, субсидии, дотации, бюджетные ссуды, минимальные государственные социальные стандарты).

Объективная сторона деяния выражается в расходовании бюджетных средств в крупном размере. Крупный размер законодателем определяется как сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Норма бланкетная и требует обращения к бюджетному законодательству.

По своей конструкции состав преступления – материальный.

Субъективная сторона – характеризуется умышленной формой вины, в виде прямого умысла.

Мотив и цель – могут быть самыми различными и не влияют на квалификацию содеянного.

Субъект преступления – специальный: должностное лицо (см. примечание к ст. 285 УК РФ).

Квалифицированный состав – деяние, совершенное:

- группой лиц по предварительному сговору;

- в особо крупном размере.

Особо крупным размером – признается семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

 

Ст. 2852. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по части второй – к средней тяжести.

Общественная опасность выражается в нарушении установленного порядка нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов и в подрыве авторитета государственной власти.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие целевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.

Средства государственных внебюджетных фондов –согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения.

Объективная сторона – выражается в действии, выраженном в виде расходования средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере.

Крупный размер –аналогичен как в ст. 2851 УК РФ и равен сумме, превышающей – 1 млн. 500 тысяч рублей.

По конструкции состав преступления – материально-формальный. Здесь расходование должно быть в указанном законодателем размере, но не требуется наступления вредных последствий.

Субъективная сторона – предполагает умышленную форму вины в виде прямого умысла.

Мотивы самые различные и на квалификацию не оказывают влияния.

Цель –обязательный признак,она должна не соответствовать условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность и бюджетам указанных фондов.

Субъект преступления – специальный, т.е. лицо, обладающее признаками должностного лица.

Квалифицированный состав – то жедеяние, совершенное:

- группой лиц по предварительному сговору;

- в особо крупном размере (7 млн. 500 тысяч рублей).

Если преступные действия сопровождались подделкой официальных документов – на лицо совокупность со ст. 327 или 292 УК РФ.

По предметудеяния, предусмотренные ст. 2851 и 2852 УК РФ следует отличать от состава преступления предусмотренного ст. 176 УК РФ.

 

Ст. 286. Превышение должностных полномочий.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняем



2015-12-07 525 Обсуждений (0)
Ст. 2821. Организация экстремистского сообщества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ст. 2821. Организация экстремистского сообщества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)