Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое государство: понятие, признаки



2015-12-07 632 Обсуждений (0)
Правовое государство: понятие, признаки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Правовое государство- особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

· 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

· 2) верховенство закона;

· 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель, Платон): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

· - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);

· - верховенство права во всех сферах общественной жизни;

· - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· - наличие развитого гражданского общества;

· - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

· - верховенство закона в системе права;

· - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

· - прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

· 1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)

· 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)

· 3. Принцип разделения властей (ст. 10)

· 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)

· 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)

· 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)

· 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)

· 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)

· 9. Принцип ответственности государства и личности.

16 Основные принципы правового государства:

1.Господство (верховенство права, приоритет права). Подразумевает верховенство правового закона, т.к. не всякий закон, даже выражающий высокие идеалы содержит право. По содержанию законы могут быть прогрессивными и отсталыми, справедливыми и несправедливыми. В сталинский период, в фашистской Германии тоже были законы, в подлинно демократическом правовом гос-ве, закон должен соответствовать праву, это означает, что закон должен выражать идеи справедливости, соответствовать международным провавым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым органом государственной власти, который законно избран или назначен. Кроме того само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки правовых законом. Государственным органам позволено лишь то, на что их уполномочил закон.

Данный признак в РФ нарушается о чем свидетельствует развитие такого явления, как правовой нигилизм, то есть отрицательное отношение к праву.

 

2.Верховенство закона и его господство в общественной жизни. Закон.. Правовое государство-это конституционное государство.

 

3. Широкие и реальные права и свободы личности. В правовом государстве за человеком признается определенная сфера свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Основные права и свободы гражданина закреплены в констутуции гл2 ст105.

Однако в РФ механизм реальзации многих конституционных прав отсутствует.

 

4. Взаимная ответственность государства и личности. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определенный его статус. В правовом государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях, оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Ст 2 конституции.

Государственные органы не могут нарушать предписания закона. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, в числе которых ответственность правительство перед представительными органами, юридическая ответственность должностных лиц, государство любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением. К сожалению, Российское государство не выполняет своих функции по охране граждан от преступлений правонарушений в полном объеме.

 

5. Разделение властей. Идея разделения властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Поливий), однако утверждение разделения властей, как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями 17-18 вв, когда Джон Локк (Великобритания), Шарль Монтескьё(Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственной феодальной монархии. Первые же конституции -в США(1787), Франции(1789) закрепили, хотя и в разных вариантах разделение властей, видя в нем важный элемент, равновесие трех основных ветвей государственной власти, для осуществления главной функции государства-охраны свободы и прав человека. Декларации прав человека и гражданина 1789 являющаяся частью французской конституции, закрепила, что всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей не имеет конституции.

НГ протяжении 19-20 вв разделение властей завоевывало все более широкие позиции, превратившись со временем в обще-признанный принцип цивилизации и демократии.

Однако разделение властей было отвергнуто марксизмом, ленинизмом. В соответствии с этим учением в России, а затем и в других странах, было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципов разделения властей. Ст. 10 конституции закрепила этот принцип.

Разделение властей - раздел полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Конкретное содержание принципов разделения властей состоит в следующем :

-законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом.

-исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законом и только ограниченным нормотворчеством, быть под отчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту

- между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них.

-суд органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно

- ни одна из 3 властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью.

-споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е конституционным судом.

-конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей. Соблюдение данного признака является очень сложным, т.к. на практике столкновение политических интересов сплошь и рядом принимает форму борьбы полномочий прав и компетенции. Создание действенного правового механизма разрешения таких конфликтов - важнейшее условие политической стабильности и исключает конституционные кризисы.

Разграничение единой государственной власти на три ветви предотвращает возможное злоупотребление властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.



2015-12-07 632 Обсуждений (0)
Правовое государство: понятие, признаки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое государство: понятие, признаки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)