Составление проекта закона
Если концепция закона одобрена органом, принявшим решение о принятии закона, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Ее задача — превратить концепцию в текст закона. В. Б. Исаков, посвятивший много лет законотворчеству, считает, что оптимальным является вариант, когда в группе равноправно представлены два «крыла»: 1) специалисты-«предметники», хорошо владеющие знаниями и опытом в конкретной сфере деятельности, которая является предметом правового регулирования; 2) специалисты в области права1. Проведение экспертизы Экспертиза призвана дать оценку законопроекта по многим параметрам: ♦ соответствия общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции и другим законам; ♦ соответствия всем правилам правотворческой техники (содержательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным). В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы: ♦ пояснительная записка; ♦ перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с иступлением в силу данного закона; ♦ финансово-экономическое обоснование (если предполагаются материальные затраты); ♦ заключение Правительства. Внесение законопроекта (стадия законодательной инициативы) Составить свой законопроект и предложить его законодательному органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенныеорганами, которые по Конституции пользуются правом законодательной инициативы. Это право не означает, что парламент непременно должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту (отклонить или принять егоза основу и направить на доработку). В каждой стране круг субъектов законодательной инициативы неодинаков. Общим же является их официальное установление. Конституция Российской Федерации (ст. 104) предоставляет право законодательной инициативы наиболее информированным и компетентным в решении социальных вопросов органам и должностным лицам. Круг их небольшой: ♦ Президент Российской Федерации; ♦ Совет Федерации; ♦ члены Совета Федерации; ♦ депутаты Государственной Думы; ♦ Правительство Российской Федерации; ♦ парламенты субъектов Федерации; ♦ суды высших инстанций (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный) по вопросам их ведения. Таким образом, Конституция различает две группы субъектов права законодательной инициативы: ♦ субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо рамками; ♦ субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Субъект законодательной инициативы направляет законопроект и сопроводительные документы Председателю Государственной Думы. Законопроект считается внесенным со дня его регистрации. И лишь после того как этот законопроект по поручению Председателя Государственной Думы проанализируют фракции и ответственный комитет на предмет соответствия его требованиям Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы, законопроект включается в план законопроектных работ. Рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях парламента Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет нижней палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения; Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный 293 Суд по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. При направлении законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный по законопроекту комитет. Обсуждение концепции законопроекта Обсуждение концепции считается первым чтением законопроекта. Оно проходит по следующей схеме: ♦ доклад инициатора законопроекта; ♦ содоклад ответственного комитета Государственной Думы; ♦ предложения и замечания фракций и депутатских групп; ♦ выступление депутатов; ♦ свое мнение высказывают полномочные представители Президента и Правительства Российской Федерации; ♦ слово могут попросить представители законодательных (представительных) органов субъектов Федерации; ♦ могут выступить другие лица, приглашенные для участия в обсуждении. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может: ♦ принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; ♦ принять закон; ♦ отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1003)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |