Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм правового регулирования



2015-12-07 566 Обсуждений (0)
Механизм правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Под правовым воздействиемв юридической литературе чаще всего понимают результативное, нормативно-организационное влия­ние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например, правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса.

Правовое регулированиеесть одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем воздействие с помощью спе­цифических правовых средств — норм права, правоотношения, актов реализации права. Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование». Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на обществен­ные отношения. Правовое же воздействие — это не только специ­ально-юридическое влияние права на общественную жизнь, но и информационно-психологическое, воспитательное, социальное и иное влияние правовой действительности на жизнь общества. Ме­жду рассматриваемыми понятиями нет резкой грани, они тесно свя­заны, но правовое регулирование является лишь частьюправового воздействия, при этом частью специально-юридической.

По мнению проф. М.И. Матузова, механизм правового регули­рования можно различать в узком и широком смыслах. В узком смыслеэтот механизм включает только то, без чего невозможнорегулирование общественных отношений, а именно —^императив^ ное, властное их нормирование государством. В широком "смыс­ле— вся Совокупность правовых явлений, действующих в общест­ве и оказывающих влияние на сознание и поведение субъектов, т.е. механизм юридической надстройки. Следовательно, под меха­низмом правового регулирования в узком смысле понимается собст­венно механизм правового регулирования, а в широком смысле — механизм правового воздействия.

В этом процессе используются и диспозитивные нормы, и такие средства воздейст­вия на поведение людей, как стимулирование, поощрение, рекомен­дации и т. п.

В учебной литературе даются и другие дефиниции. Например,
проф. А.В. Малько считает механизмом правового гкяулирования
систему правовых ср1Щс11ъ7~~орган«эеванШх~Шио^
тельным'оёразбм в~ целях" ггредд^ения препятствий^, стояпдасЗкняу-
ти удовлетворения интересов субъектов права

По мнению А.В. Малько, в процессе упо­
рядочения общественных отношений встречаются многочисленные
препятствия для реализации позитивных интересов субъектов, ко­
торые без их своевременного устранения снижают эффект правово­
го регулирования. К ним относят правонарушения, пробелы в зако­
нодательстве, коллизионность правовых норм и актов и т. д.
Механизм правового регулирования призван бороться с такими
препятствиями. Указанное видение назначения механизма правово­
го регулирования спорно, хотя стадии механизма А.В. Малько вы­
деляет те же, что и другие ученые. ,-

Проф. В.В. Лазарев усматривает главное назначение механизма правового регулирования в том, что он позволяет раскрыть процесс переводапредписаний права в реальное правомерное поведение человека.

К особенностям механизма правового регулирования обычно относят то, что этот механизм:

1) по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства;

2) опирается на возможность применения принудительной силы государства;

3) имеет пределы воздействия на общественные отношения;

4) обладает определенным содержанием и направленностью

5) осуществляется при помощи системы правовых средств, спо­собов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т. д.;

6) характеризуется стадийностью действия;

7) обладает эффективностью, которая зависит как от объектив^ ных, так и субъективных условий и факторов.

Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма право­вого регулирования, выделяют два ее полярных элемента:

нормативную основу или нормы права, выражающие главные способы воздействия права — дозволения, запреты, обязывания;

способы реализации, которые проявляются в фактическом по­ведении людей, совершении действий или в воздержании от дейст­вий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма.

Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья — юридические факты, правоотношения.

А.В. Малько называет пять основных стадий, или элементов, ме­ханизма правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридический

факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализа- 35/ ции прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). Несмотря на различие позиций, и в первой, и во второй, по существу, имеется в виду одно и то же, но не­которые элементы выделены в самостоятельную стадию.

Охарактеризуем каждую из стадий механизма правового регу­лирования.

Первая стадия — формирование нормативной основывключа­ет процесс создания и общее действие юридических норм. Но нор­мативная основа включает не только нормы права, но и индивиду­альные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования.

Вторая стадия включает правоотношения,возникающие на ос­нове юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии не­редко предшествует факультативная стадия — применение права,без которой не могут возникнуть правоотношения. Правопримени­тельный акт служит тем юридическим фактом, без которого не мо­жет быть правоотношения. Например, право гражданина на выс­шее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта — приказа ректора о зачислении дан­ного лица в вуз.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юриди-

ческая связь между субъектами, при этом субъекты вполне опреде­ленно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соот­ветствующие субъективные права, а какая обязана не препятство­вать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного

Третья стадия — реализациясубъективных прав и юридиче­ских обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах ак­тов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использо­вания (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство,при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обя­занностей, то не возникает необходимости в четвертой (факульта­тивной) стадии — контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствийпри невыполнении субъектом возло­женных на него обязанностей или при совершении правонаруше­ния. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуациии свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средства­ми разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необхо­димость в правоотношениях другого рода — правоохранительных,а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера.

Перечисленным выше стадиям соответствуют элементы меха­низма правового регулирования. Ими выступают:

1. Нормы права,или нормативная основа регулирования. Они
устанавливают общее правило или модель поведения, а также опре­
деляют круг субъектов, их правовой статус. От вида нормы пра­
ва — запрещающая, обязывающая, уполномочивающая, рекомен­
дательная, поощрительная и др. — зависит характер поведения *
субъектов права. *Я-

2. Правоотношение,которому предшествуют юридические
факты. Последние, по существу, включают в действие весь меха­
низм правового регулирования и вызывают возникновение правоот­
ношений определенного вида. В правоотношении общая модель по­
ведения конкретизируется применительно к субъектам и в нем
фиксируются субъективные права и обязанности сторон.

3. Акты реализации прави обязанностей представляют собой
фактическое поведение участников правоотношений. Этим элемен­
том завершается действие механизма правового регулирования, ес­
ли достигается упорядоченность общественных отношений, т.е. ус­
танавливается правопорядок, или обеспечивается тот результат, на
который направлена воля законодателя.

Способы регулирования — это приемы регулирования общест­венных отношений, которые зависят от специфики правовых норм. Выделяют следующие способы правового регулирования: а) за­прещение; б) дозволение; в) обязывание; г) рекомендации; д) по­ощрения и др. В зависимости от способа правового регулирования выделяют такую категорию, как тип правового регулирования.

Билет №18.1. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).2. Понятие правовой системы. Отличительные особенности правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.)

 

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосудар­ственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям отно­сят конфедерацию.Между тем она представляет собой государст­венно-правовое объединение суверенных государств. Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозна-

чает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.

На современном этапе конфедеративных объединений в «чис­том» виде не существует. Конфедерацией были США в 1781 — 1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария — в 1815 — 1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Еги­пет и Сирию, — в 1958—1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая аф­риканские государства Сенегал и Гамбию, — в 80-е гг.

Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собствен­ные государственные органы, гражданство, конституцию, законо­дательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добро­вольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объе­динения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся го­сударств;

6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финан­совые средства образуются по соглашению субъектов;

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфеде­рации;

9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

Конфедерация — временный союз государств, обычно неустой­чивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

К межгосударственным объединениям относятся содружества.Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество на­ций, в настоящее время действует Содружество Независимых Го­сударств(СНГ).

СНГ был создан в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой «т межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равен­стве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитар­ной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам меж­дународного характера, проведение совместных внешнеполитиче­ских действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;

5) борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы госу­дарство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств — членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возмо­жен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым яв­ляется Республика Беларусь.

Для взаимного сотрудничества и координации действий в рам­ках СНГ созданы следующие органы:

Совет глав государств — членов СНГ;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств — членов СНГ;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Координационно-консультативный комитет;

Экономический совет и Экономический суд;

Совет министров обороны и Штаб по координации военного со­трудничества;

Совет командующих пограничными войсками;

Комиссия по правам человека и др. Все органы СНГ являются консультативными,выполняют ко-

ординирующие функции,все решения принимаются с общего со­гласия и чаще всего носят рекомендательныйхарактер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия рас­пределяются на основе долевого участия и устанавливаются специ­альными соглашениями.

К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевогоназначения, например Со­вет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Феде­рация.

Совет Европы— одна из авторитетных и представительных ор­ганизаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европей­ских государств, в то время как другие европейские международ­ные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейская организация, образован­ная в 1949 г.

Главная цель Совета Европы — содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных доку­ментах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

1) правовое обеспечение прав и свобод человека;

2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

3) поиск современных решений социальных проблем, напри­мер, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борь­бы со СПИДом, наркоманией;

4) развитие политического партнерства с новыми демократиче­скими странами Европы, помощь государствам Центральной и Вос­точной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.

Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответст­вие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.

Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека.

Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что «Россия еще не отвечает всем нормам Сове­та Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а со­трудничество предпочтительнее конфронтации».

 

Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся:

Парламентская Ассамблея Совета Европы(ПАСЕ), наделен­ная консультативными функциями и уполномоченная решать лю­бые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету минист­ров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Имен­но ПАСЕ рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делега­ции от всех государств — членов Совета Европы. Количество пред­ставителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, — по 2. Эти представители избирают­ся или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов.

Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия предста­вителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбива­ется на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция).

Комитет министров— главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его со­став — министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуют­ся коммюнике или декларации.

Конгресс местных и региональных органов власти Евро­пы— консультативный орган, который состоит из двух палат: од­на представляет интересы местного самоуправления, другая -интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достиже­нии европейского единства, налаживать межрегиональное со­трудничество, оказывать помощь новым демократическим госу­дарствам в создании эффективных местных административных структур.

Международный Секретариат,который состоит из 1200 со­трудников, содействующих работе органов Совета Европы, и воз­главляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет.

Европейский Суд,призванный обеспечивать исполнение Кон­венции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государ­ствами — участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе инди­видуальных жалоб физических лиц, групп лиц

2. Понятие правовой системы. Отличительные особенности правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.) Семьи права - это группы нацио­нальных систем права, имеющих сходные признаки, основным из которых является форма права

Помимо этого при выделении семей права мы должны также учи­тывать:

♦ принципы права;

♦ структуру права;

♦ правовую культуру;

♦ традиции права и т.д.

Виды правовых семей

По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выде­лить несколько позиций.

Первую точку зрения высказал французский ученый Рене Давид1. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х годах XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состо­ит из двух частей.

1) основные правовые семьи:

♦ романо-германская (континентальная);

♦ англосаксонская (семья общего права);

♦ социалистическая;

2) дополнительные семьи права:

♦ религиозная, т.е. исламская;

♦* дальневосточная;

♦ индусская.

От социалистической семьи права после крушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно го­ворить, что эта правовая семья исчезла.

Авторами второй точки зрения являются немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц'.

Они выделяют восемь семей (кругов, стилей):

♦ романская;

♦ германская;

♦ скандинавская;

♦ англо-американская;

♦ социалистическая;

♦ исламская;

♦ индусская;

♦ дальневосточная.

Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Оса-кве объединяет национальные системы в три группы, в составе кото­рых в общей сложности он насчитывает 13 правовых семей2:

1) западные (светские) семьи мира:

♦ романская;

♦ германская;

♦ скандинавская;

♦ английская;

♦ американская;

♦ российская;

♦ социалистическая;

2) иные незападные семьи мира:

♦ юго-восточная;

♦ африканская;

3) религиозные семьи мира:

♦ мусульманская;

♦ еврейская;

♦ каноническая;

♦ индусская. традиционная, т.е. семья обычного права;

Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, 89 несколько подкорректировав ее с учетом изменений, произошедших в мире.

Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

♦ романо-германская (континентальная);

♦ англосаксонская (семья общего права);

♦ арабская (мусульманская);

♦ африканская (семья обычного права). Рассмотрим особенности юридической техники в каждой из этих

семей. Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право)

В состав данной семьи входят национальные системы, возникшие в континентальной Европе на основе соединения римских, канониче­ских, и местных традиций (Франция, Германия, Испания, Швеция и др.). Все эти страны в той или иной мере реципировали, т.е. взяли за основу римское право, но не конкретные нормы, а его принципы. Если взять за основу форму права, то внешний вид этой семьи будет таков.

Основные особенности романо-германской системы. Основ­ным источником права (формой права) является нормативный акт, он занимает не менее 70% среди других форм права. Используется и юридический прецедент (когда закон не ясен, противоречив), но не более чем на 15%. Не отбрасываются и обычаи, хотя они считаются ус­таревшим источником права. По сравнению с другими семьями здесь широко используется юридическая доктрина. Поэтому эту семью права называют еще профессорским правом. Ученые активно помога­ют юрисдикционным органам в процессе разрешения сложных дел.

По своему содержанию национальные системы этой группы ло­гичны и доктринальны. Ученые привлекаются не только для разреше­ния сложных дел или дел, по которым отсутствуют законоположения, но и к работе над законопроектами наряду с представителями госу­дарственных органов, инициаторами издания того или иного норма­тивного акта. О том, что ученые создают понятийный аппарат для за­конодательства, и говорить не приходится



2015-12-07 566 Обсуждений (0)
Механизм правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм правового регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)