Механизм правового регулирования
Под правовым воздействиемв юридической литературе чаще всего понимают результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например, правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса. Правовое регулированиеесть одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем воздействие с помощью специфических правовых средств — норм права, правоотношения, актов реализации права. Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование». Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения. Правовое же воздействие — это не только специально-юридическое влияние права на общественную жизнь, но и информационно-психологическое, воспитательное, социальное и иное влияние правовой действительности на жизнь общества. Между рассматриваемыми понятиями нет резкой грани, они тесно связаны, но правовое регулирование является лишь частьюправового воздействия, при этом частью специально-юридической. По мнению проф. М.И. Матузова, механизм правового регулирования можно различать в узком и широком смыслах. В узком смыслеэтот механизм включает только то, без чего невозможнорегулирование общественных отношений, а именно —^императив^ ное, властное их нормирование государством. В широком "смысле— вся Совокупность правовых явлений, действующих в обществе и оказывающих влияние на сознание и поведение субъектов, т.е. механизм юридической надстройки. Следовательно, под механизмом правового регулирования в узком смысле понимается собственно механизм правового регулирования, а в широком смысле — механизм правового воздействия. В этом процессе используются и диспозитивные нормы, и такие средства воздействия на поведение людей, как стимулирование, поощрение, рекомендации и т. п. В учебной литературе даются и другие дефиниции. Например, По мнению А.В. Малько, в процессе упо Проф. В.В. Лазарев усматривает главное назначение механизма правового регулирования в том, что он позволяет раскрыть процесс переводапредписаний права в реальное правомерное поведение человека. К особенностям механизма правового регулирования обычно относят то, что этот механизм: 1) по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства; 2) опирается на возможность применения принудительной силы государства; 3) имеет пределы воздействия на общественные отношения; 4) обладает определенным содержанием и направленностью 5) осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т. д.; 6) характеризуется стадийностью действия; 7) обладает эффективностью, которая зависит как от объектив^ ных, так и субъективных условий и факторов. Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее полярных элемента: нормативную основу или нормы права, выражающие главные способы воздействия права — дозволения, запреты, обязывания; способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма. Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья — юридические факты, правоотношения. А.В. Малько называет пять основных стадий, или элементов, механизма правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализа- 35/ ции прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). Несмотря на различие позиций, и в первой, и во второй, по существу, имеется в виду одно и то же, но некоторые элементы выделены в самостоятельную стадию. Охарактеризуем каждую из стадий механизма правового регулирования. Первая стадия — формирование нормативной основывключает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. Вторая стадия включает правоотношения,возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия — применение права,без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта — приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. В рамках правоотношений устанавливается конкретная юриди- ческая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного Третья стадия — реализациясубъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права. Акты реализации представляют собой основное средство,при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии — контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений. Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствийпри невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуациии свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода — правоохранительных,а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Перечисленным выше стадиям соответствуют элементы механизма правового регулирования. Ими выступают: 1. Нормы права,или нормативная основа регулирования. Они 2. Правоотношение,которому предшествуют юридические 3. Акты реализации прави обязанностей представляют собой Способы регулирования — это приемы регулирования общественных отношений, которые зависят от специфики правовых норм. Выделяют следующие способы правового регулирования: а) запрещение; б) дозволение; в) обязывание; г) рекомендации; д) поощрения и др. В зависимости от способа правового регулирования выделяют такую категорию, как тип правового регулирования. Билет №18.1. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).2. Понятие правовой системы. Отличительные особенности правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.)
Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию.Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств. Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозна- чает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. На современном этапе конфедеративных объединений в «чистом» виде не существует. Конфедерацией были США в 1781 — 1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария — в 1815 — 1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Сирию, — в 1958—1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая африканские государства Сенегал и Гамбию, — в 80-е гг. Конфедерации присущи следующие особенности: 1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории; 2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер; 3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов; 4) отсутствие единого гражданства и единой территории; 5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств; 6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения; 7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов; 8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации; 9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов. Конфедерация — временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации. К межгосударственным объединениям относятся содружества.Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств(СНГ). СНГ был создан в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой «т межгосударственный союз суверенных государств, обладающих 1щ полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач: 1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях; 2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права; 3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив; 4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ; 5) борьба с организованной преступностью и др. Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств — членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь. Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы: Совет глав государств — членов СНГ; Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств — членов СНГ; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Координационно-консультативный комитет; Экономический совет и Экономический суд; Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества; Совет командующих пограничными войсками; Комиссия по правам человека и др. Все органы СНГ являются консультативными,выполняют ко- ординирующие функции,все решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательныйхарактер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями. К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевогоназначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация. Совет Европы— одна из авторитетных и представительных организаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские международные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г. Главная цель Совета Европы — содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом: 1) правовое обеспечение прав и свобод человека; 2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; 3) поиск современных решений социальных проблем, например, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией; 4) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ. Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм. Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека. Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что «Россия еще не отвечает всем нормам Совета Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а сотрудничество предпочтительнее конфронтации».
Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся: Парламентская Ассамблея Совета Европы(ПАСЕ), наделенная консультативными функциями и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делегации от всех государств — членов Совета Европы. Количество представителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, — по 2. Эти представители избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция). Комитет министров— главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его состав — министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации. Конгресс местных и региональных органов власти Европы— консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая -интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании эффективных местных административных структур. Международный Секретариат,который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет. Европейский Суд,призванный обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государствами — участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц 2. Понятие правовой системы. Отличительные особенности правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.) Семьи права - это группы национальных систем права, имеющих сходные признаки, основным из которых является форма права Помимо этого при выделении семей права мы должны также учитывать: ♦ принципы права; ♦ структуру права; ♦ правовую культуру; ♦ традиции права и т.д. Виды правовых семей По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выделить несколько позиций. Первую точку зрения высказал французский ученый Рене Давид1. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х годах XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состоит из двух частей. 1) основные правовые семьи: ♦ романо-германская (континентальная); ♦ англосаксонская (семья общего права); ♦ социалистическая; 2) дополнительные семьи права: ♦ религиозная, т.е. исламская; ♦* дальневосточная; ♦ индусская. От социалистической семьи права после крушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить, что эта правовая семья исчезла. Авторами второй точки зрения являются немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц'. Они выделяют восемь семей (кругов, стилей): ♦ романская; ♦ германская; ♦ скандинавская; ♦ англо-американская; ♦ социалистическая; ♦ исламская; ♦ индусская; ♦ дальневосточная. Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Оса-кве объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в общей сложности он насчитывает 13 правовых семей2: 1) западные (светские) семьи мира: ♦ романская; ♦ германская; ♦ скандинавская; ♦ английская; ♦ американская; ♦ российская; ♦ социалистическая; 2) иные незападные семьи мира: ♦ юго-восточная; ♦ африканская; 3) религиозные семьи мира: ♦ мусульманская; ♦ еврейская; ♦ каноническая; ♦ индусская. традиционная, т.е. семья обычного права; Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, 89 несколько подкорректировав ее с учетом изменений, произошедших в мире. Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи: ♦ романо-германская (континентальная); ♦ англосаксонская (семья общего права); ♦ арабская (мусульманская); ♦ африканская (семья обычного права). Рассмотрим особенности юридической техники в каждой из этих семей. Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право) В состав данной семьи входят национальные системы, возникшие в континентальной Европе на основе соединения римских, канонических, и местных традиций (Франция, Германия, Испания, Швеция и др.). Все эти страны в той или иной мере реципировали, т.е. взяли за основу римское право, но не конкретные нормы, а его принципы. Если взять за основу форму права, то внешний вид этой семьи будет таков. Основные особенности романо-германской системы. Основным источником права (формой права) является нормативный акт, он занимает не менее 70% среди других форм права. Используется и юридический прецедент (когда закон не ясен, противоречив), но не более чем на 15%. Не отбрасываются и обычаи, хотя они считаются устаревшим источником права. По сравнению с другими семьями здесь широко используется юридическая доктрина. Поэтому эту семью права называют еще профессорским правом. Ученые активно помогают юрисдикционным органам в процессе разрешения сложных дел. По своему содержанию национальные системы этой группы логичны и доктринальны. Ученые привлекаются не только для разрешения сложных дел или дел, по которым отсутствуют законоположения, но и к работе над законопроектами наряду с представителями государственных органов, инициаторами издания того или иного нормативного акта. О том, что ученые создают понятийный аппарат для законодательства, и говорить не приходится
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |