Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 61. Государственный механизм в унитарном, федеративном государстве



2015-12-07 1329 Обсуждений (0)
Вопрос 61. Государственный механизм в унитарном, федеративном государстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Любое государство действует через свои органы, образующие в совокупности аппарат государства. В состав аппарата государства включаются также специфические учреждения, предназначенные для обеспечения функционирования аппарата государства: армия, тюрьмы, исправительные колонии и т.д. Деятельность аппарата государства по осуществлению своих функций и раскрывает понятие механизма государства. Орган государства может представлять как отдельное лицо, так и группа лиц. Но и в том и в другом случае органы государства являются его органическими частями.

Возможны самые различные основания для классификации органов государства. Можно, например, подразделять органы на постоянные и временные, коллегиальные и единоначальные, органы общей и специальной компетенции, центральные и местные, федеральные органы и органы субъектов федерации и т.д. Наиболее общей классификацией органов государства является классификация по их функциям. Например, в соответствии с принципом разделения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы.

Говоря о принципах формирования и деятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов государства. К таким принципам в литературе относят:

  • принцип приоритета прав человека;
  • принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
  • принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
  • принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;
  • принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;
  • принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;
  • принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;
  • принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,
  • принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

1) единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2) одноканальная система налогов;

3) территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Для федерации характерно следующее:

1) двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

2) компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

3) существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

4)двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя).

Принцип разделения властей в построении механизма государства, ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная власть, президентство, государственные органы с особым статусом

Малько А.В, Главное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система "сдержек и противовесов", установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Власенко: К основоположникам теории разделения властей, как правило, относят Дж. Локка и Ш. Монтескье. Ш. Монтескье писал, что в каждом государстве "есть три рода власти: законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства"*(59). В Конституции Российской Федерации (ст. 10) последовательно проводится принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому, наряду с тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной, - обособленным остается институт главы государства.

Принцип разделения властей заключается: во-первых, в обеспечении эффективного, профессионального и независимого функционирования каждой ветви власти; во-вторых, в создании системы "сдержек и противовесов" во взаимоотношениях между разными ветвями власти с тем, чтобы исключить возможность возвышения какой-либо одной из них над другими, не допустить любой узурпации власти, любой диктатуры.

По своему содержанию система "сдержек и противовесов", предусмотренная в Конституции РФ и федеральных законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной ветви государственной власти. Так, законодательная государственная власть ограничивается принципами права и основами конституционного строя, довольно жесткой юридической процедурой законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления.

В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который наделен правом отклонить принятый закон и возвратить его в Федеральное Собрание для повторного рассмотрения (отлагательное вето), в строго регламентируемом Конституцией порядке распустить Государственную Думу и назначить дату новых выборов. Значительна здесь и правосдерживающая роль Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, способного блокировать всякий неконституционный акт.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на регламентацию ведомственными актами отношений, которые подлежат урегулированию только законом. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству и его отставку, запрет должностным лицам государства заниматься коммерческой деятельностью и т.п.

Для судебной власти также есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в таких его гарантиях и принципах, как равенство всех перед законом и судом, презумпция невиновности, право на защиту, осуществление правосудия с участием народных заседателей, присяжных заседателей, гласность и состязательность процесса и т.д.

Согласно принципу разделения властей всякому органу, представляющему определенную ветвь власти, запрещается принимать на себя выполнение функций, принадлежащих по закону другому органу, относящемуся к иной ветви власти; пределы деятельности государственных структур ограничиваются их компетенцией*(60).

Итак, разделение государственной власти призвано обеспечить верховенство закона и как следствие - подчинение государства обществу и обеспечение прав и свобод личности.



2015-12-07 1329 Обсуждений (0)
Вопрос 61. Государственный механизм в унитарном, федеративном государстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 61. Государственный механизм в унитарном, федеративном государстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)