Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация функций государства: общая, внутренние и внешние



2015-12-07 799 Обсуждений (0)
Классификация функций государства: общая, внутренние и внешние 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции государства - это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами (Функция всегда направлена на реализацию стоящих перед государством задач и связана с социальной ролью государства, его местом в политической системе общества.

Функции государства - это носящие объективный, системный и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение. Функции государства - категория объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования).

В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние).

К основным функциям относятся важнейшие, существенно значимые направления деятельности государства. Именно в них находят реализацию главные (приоритетные) цели и задачи государства, проявляется его сущность и роль в политической системе общества. Как правило, основные функции наиболее устойчивы и стабильны.

Осуществление внутренних функций связано с решением внутригосударственных проблем. Внешние функции государства затрагивают его внешнеполитическую деятельность, иными словами, сферу межгосударственных взаимоотношений.

 

│ Функции │

┌─────────┤ государства ├─────────┐

│ └───────────────────┘ │

│ │

┌────────┴───────┐ ┌───────┴────────┐

│ Внутренние │ │ Внешние │

└────────┬───────┘ └───────┬────────┘

┌─────────┴─────────┐ ┌───────┴──────────┐

│ Экономическая │ │ Оборонная │

│ Социальная │ │ Сотрудничество с │

│Правоохранительная │ │другими странами в│

│ Экологическая │ │решении глобальных│

│ Культурная │ │ проблем │

│ │ │ современности │

 

 

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и практически охватывают все сферы общества и государства.

Экономическая функция - обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В демократическом правовом обществе экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами, прежде всего, посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика.

Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.

Социальная функция - это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. Главное назначение этой функции - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка, - это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств.

Экологическая функция (ранее она называлась природоохранной функцией) в последнее время приобретает все большую актуальность в деятельности государства и выдвигается в одну из основных.

Культурная функция - это деятельность по развитию образования, науки, учреждений культуры. Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Внешние функции. Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.

Оборонная функция - одно из важных направлений деятельности государства, имеющее своим содержанием постоянное выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по защите его суверенитета, мирного труда и территориальной целостности.

Сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия.

Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Современный уровень развития общества требует более широкого участия государств в международно-экономическом и торгово-финансовом сотрудничестве.

Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития.

ЧЕТВЕРНИН: существуют как публично-властные институты.

В потестарной цивилизации общество, все виды социальных обменов (экономические, демо-социальные, духовно-культурные и т.д.) «форматируются» публично-властными институтами.

Последнее означает, что здесь общая функция централизованного публично-властного управления

социальной жизнью охватывает:

организацию общественного воспроизводства и сам производственный процесс, включая его

техническую сторону; изъятие производимого продукта для потребления, его накопление, распределение и перераспределение в рамках контролируемых обменов; регулирование воспроизводства народонаселения, трудовых ресурсов, включая

— поддержание необходимого для воспроизводства рабочей силы уровня потребления,

— образование и профессиональную подготовку трудовых ресурсов,

— организацию всеобщего здравоохранения,

— культурно-идеологическое воспитание с целью легитимации существующих институтов;

контроль всех видов социальных взаимодействий (особенно, «контроль за мерой труда и мерой потребления»), подавление, наказание и исправление поведения, отклоняющегося от официально заданных норм; захват новых территорий, природных и человеческих ресурсов; защиту имеющихся ресурсов другими государствами.

Все эти функции («основные направления публично-властного управления обществом») хотя

бы в зачаточном виде присутствуют уже в древнем деспотизме и в развитой форме проявляются

при тоталитаризме.

Перечисленные функции позволяют провести аналогию между потестарно организованным

обществом и единым хозяйством, что предполагает социальные роли «хозяина» (хозяина всех ресурсов общества), единоличного или коллективного, рекрутированных им «приказчиков» (одна

из задач «хозяина» или его заместителей называется «подбор и расстановка кадров») или традицицонных акторов публичной власти, составляющих служилые сословия — духовное, военное и гражданское, и все остальное население, выступающее в качестве «трудовых ресурсов».

Таким образом, в потестарной цивилизационной ситуации публично-властные институты и

действующий в рамках этих институтов аппарат управления выполняют функции, которые в постсоветской учебной литературе представляются как типичные функции государственности, выражающие ее сущность. А именно, государственности как таковой приписываются функции: политическая, социальная, идеологическая, культурно-воспитательная, экономическая (хозяйственноорганизаторская), контрольная, экологическая, фискальная, карательная и другие, необходимые для рачительного ведения «народного хозяйства».

Разумеется, в потестарной парадигме нет места для какой-то особой правовой функции государства. В потестарном понимании «правового» все названные функции осуществляются в «правовой форме», т.е. в форме публично-властного принуждения. Но поскольку сегодня общепризнанной является категория прав человека, то в потестарной интерпретации функций современногодемократического государства появилось дополнение к приведенному списку: функция защиты прав и свобод человека и гражданина.

Получается, что «современное демократическое государство» и обеспечивает права человека,

и каким-то образом умудряется выполнять «воспитательную», «идеологическую», «фискальную»

и тому подобные функции, которые в правовой ситуации невозможны. Как можно, например, воспитывать публично-властными средствами или идеологически обрабатывать сознание человека, т.е. посягать на его духовную неприкосновенность, подавлять его свободу и, и одновременно защищать его права и свободы? По отношению к какому субъекту государство выполняет «функцию налогообложения»? Можно ли, признавая собственность фундаментальным правом индивида и основным социальным институтом, одновременно утверждать, что сообществу субъектов права государственность нужна постольку, поскольку она выполняет «фискальную функцию»?

Очевидно, что следует говорить не о функции, а об институте налогообложения, функции

которого различны в зависимости от цивилизационного контекста. Если публично-властные институты складываются в сообществе равноправных индивидов, то здесь нет места для «фискальной функции государства», а институт налогообложения является лишь необходимым условием функций государства. Но когда в потестарной парадигме говорится о налогообложении именно как о функции государства, то предполагается, что никаких неотъемлемых прав как выражения свободы индивида не существует, что собственность производна от власти, и публично-властные институты нужны обществу для «перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения, для обеспечения перспективного экономического, культурного, иного развития страны», т.е. имеется в виду потестарная цивилизационная ситуация.



2015-12-07 799 Обсуждений (0)
Классификация функций государства: общая, внутренние и внешние 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация функций государства: общая, внутренние и внешние

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (799)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)