Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный режим как характеристика институтов политического участия и политического насилия



2015-12-07 645 Обсуждений (0)
Государственный режим как характеристика институтов политического участия и политического насилия 0.00 из 5.00 0 оценок




По Полякову: понятие государственного режима (который часто называют политическим режимом) в современном государствоведении трактуется неоднозначно. Так, его рассматривают и как форму государства, и как самостоятельную политическую категорию. Понятый как совокупность методов и средств, при помощи которых функционирует государственная публичная власть, государственный режим вытекает из эйдетического смысла соответствующей формы правления и территориального устройства. Другими словами, каково устройство государства, какова его форма правления, таков (по идее) должен быть и его государственный режим. Так, республике эйдетически соответствует демократический государственный режим, монархии – авторитарный государственный режим, идеократическому государству – идеократический государственный режим. Проблема заключается в том, что не все государства, формально причисляющие себя к республикам или монархиям, являются таковыми на деле. Возможность отнесения государства к той или иной форме определяется в первую очередь его государственным режимом. Вместе с тем, на практике очень редко встречаются государства, имеющие ту или иную «чистую» форму. Уже конституционная монархия представляет собой смешение монархического и республиканского начал и может породить смешанный политический режим. Очень часто имеет место смешение монархических (реже - республиканских) и идеократических элементов формы государства и соответственно государственного режима.

В тоже время необходимо считаться с тем, что ни один государственный режим, как и форма государства вообще, не является идеальным. Свои слабости имеет и демократия, особенно если их анализировать применительно к конкретному обществу. Так, демократия способна превращаться в своеобразную диктатуру большинства над меньшинством, а в некоторых случаях она ведет к ослаблению государственной власти вплоть до анархии, что в свою очередь создает условия для установления авторитарного режима.

По Нерсесянцу: Государственный (политический) режим – это по сути своей всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок функционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти. Различные формы государственного (политического) режима, будучи правовыми по своей сущности, вместе с тем отличаются друг от друга уровнем и степенью своей правовой развитости, характером и качеством соответствующего правового порядка, правовых приемов и процедур осуществления государственной (политической, публичной) власти.

Либеральный государственно-правовой режим – это форма, способ и порядок осуществления государственной власти в условиях современного правового государства и гражданского общества. Такой режим предполагает официальное признание и практическую реализацию основных прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека и широкого круга прав гражданина, господство правового закона, разделение властей, утверждение конституционализма, парламентаризма и тд. Либеральный государственно-правовой режим включает в себя все ценные с точки зрения гражданского общества и правового государства аспекты демократии и прежде всего идею суверенитета народа в ее правовом (и государственно-правовом) понимании и применении. Поэтому, имея в виду именно правовую демократию (демократию в правовой форме), либеральный режим можно характеризовать как либерально-демократический режим.

Авторитарный государственно-правовой режим присущ всем остальным (кроме современного развитого правового государства) типам государства. Для авторитарных режимов характерны: доминирующее положение государственной власти во всех сферах общественной и политической жизни; возвышение государства над правом, власти над

законом, правителей над управляемыми; подчиненное, зависимое от властей и незащищенное положение индивидов, общества и народа и тд.

Для государственных (политических) режимов на начальных этапах процесса формирования гражданского общества и правового государства характерно сочетание элементов авторитаризма и либерализма. Подобное сочетание авторитарных и либерально-демократических начал присуще и государственно-правовому режиму в современной России. Дальнейшее продвижение по пути к либерально-демократическому государственно-правовому режиму в нашей ситуации будет во многом определяться реальными успехами экономических реформ и активной, целенаправленной позицией формирующегося гражданского общества.

По Четвернину (из учебника «Проблемы общей теории права под ред Нерсесянца»): Понятие «государственный режим» объясняет способы осуществления государственной власти. Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного общения (граждан или подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти. Различаются режимы демократические и авторитарные (диктаторские). Демократия в современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии — это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли. Признаком современной демократии прежде всего являются политические свободы — идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций. В условиях демократии регулярно проводятся свободные выборы высших государственных органов, т. е. избираемые органы несут политическую ответственность перед избирателями. К участию в выборах допускаются все полноправные граждане и их объединения, за исключением тех, кто преследует цель свержения демократического режима и установления диктатуры, а также иные антиправовые цели.

Принято различать непосредственную (прямую) и представительную формы демократии. Представительной демократией называют осуществление государственной власти демократически избираемыми представителями народа. По существу, представительная демократия — это и есть демократия в современном смысле. В современном демократическом государстве власть осуществляется не народом, а "от имени народа" и формально «для народа», «в интересах народа». Причем демократические

выборы — это не прямая демократия, а необходимая предпосылка и процедура представительной демократии.

Признаком прямой демократии является народное собрание, в котором участвуют все полноправные граждане. Прямая демократия не характерна для современного территориального государства и возможна скорее как форма местного самоуправления.

Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти. Ибо сама авторитарная организация власти (управляющая система) перекрывает каналы распространения этих сигналов, исходящих от управляемой системы. А именно: в условиях авторитарных государственных режимов действует предварительная цензура, нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальных оппозиционных политических партий, не контролируемых властью профсоюзов либо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций.

Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от меры жесткости авторитарного режима.

Понятие тоталитарного режима. Жесткие авторитарные государственные режимы не следует путать с тоталитарными режимами — коммунистическим (социалистическим), национал-социалистическим, фашистским и т. д. Тоталитаризм — это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии, рецидив деспотии в XX в., в эпоху индустриального развития. Деспотия — власть, ничем не ограниченная, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы — политической, экономической, духовной и т. д. Тоталитаризм создает общество, основанное на внеэкономическом, т. е. чисто силовом, принуждении.

По Четверинину (из учебника для од. студентов) Государственный режим — это понятие характеризующее соотношение правовых и потестарных институтов государственности. Есть три основных режима — либерально-демократический, демократический интервенционистский и авторитарный интервенционистский. В юридической версии государственный режим — это порядок (соотношение институтов) формирования и осуществления государственной власти. Государственный режим характеризует, с одной стороны, меру государственного вмешательства в сферу общества и, следовательно, меру свободы от этого вмешательства (либерализм или этатизм), с другой — меру участия граждан в политике и возможности гражданского контроля (демократия или авторитаризм). Либерально-демократический режим означает правовое равенство в политике: формально равный для всех (всех полноправных граждан, их объединений, партий и т.д.) доступ к государственной власти.

При авторитарно-олигархическом режиме правящая группа, контролирующая государственный аппарат, силовым путем (законно или незаконно) ограничивает, затрудняет или даже исключает доступ к власти для оппозиции.

Авторитарный государственный режим характерен для неразвитой правовой ситуации и означает, что государственная власть хотя бы минимально обеспечивает правовую свободу в обществе, личные права и свободы, но при этом подавляет права и свободы

политические.

Понятие государственного режима имеет отношение не только к политическим правам и свободам. Ибо все иные права надлежащим образом обеспечиваются государством только в том сообществе, в котором достигнуты политические права и свободы: там, где нет свободы политической, там ущербны любые свободы. Аппарат власти, не подконтрольный сообществу субъектов права, не может быть надежным гарантом правовой свободы. Такой аппарат служит правящей группе, а авторитарные правители склонны подменять общий интерес своим частным интересом.

Таким образом, либеральная демократия — это не власть народа (над «врагами народа»?) и даже не власть большинства (над меньшинством?), а свободная политическая конкуренция, формально равный доступ всех граждан к институтам государственной власти. При формальном равенстве общие решения принимаются по принципу большинства, но этот принцип не предполагает некое устойчивое большинство граждан, объединенных классовыми интересами, как группу, которой принадлежит власть.

Реально демократия возможна лишь как правовая демократия, в которой “воля народа” или “власть народа” ограничены требованием признавать, соблюдать и защищать права человека. Декретирование политических свобод там, где эти условия не соблюдаются, оборачивается “одноразовой” демократией — закономерно приводит к тому, что, пользуясь политической свободой, к власти приходят такие группы, которые первым делом ликвидируют эту свободу и устанавливают авторитарный режим.



2015-12-07 645 Обсуждений (0)
Государственный режим как характеристика институтов политического участия и политического насилия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный режим как характеристика институтов политического участия и политического насилия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)