Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В решении по делу следует дать мотивированное объяснение причин применения к конкретной жизненной ситуации аналогии закона (аналогии права)



2015-12-07 483 Обсуждений (0)
В решении по делу следует дать мотивированное объяснение причин применения к конкретной жизненной ситуации аналогии закона (аналогии права) 0.00 из 5.00 0 оценок




Следует отметить, что путем использования института аналогии правоприменительный государственный орган не устраняет пробел в праве, а лишь преодолевает его. Как было указано выше, пробел в праве может быть устранен только компетентным правотворческим государственным органом.

Необходимо запомнить, что в уголовном праве применение института аналогии — и закона, и права — не допускается.

Социальная ценность права

Общественные явления, обладающие способностью удовлетворять те или иные реальные потребности людей и их объединений и соответственно являющиеся для них и необходимыми и полезными, характеризуются таким свойством, как социальная ценность. Социально ценное - любое общественное явление, способное играть положительную роль в существовании, развитии людей и их взаимоотношений между собой. Наряду с другими и право как общественное явление обладает этим свойством. Именно поэтому можно говорить о нем, как о действительной социальной ценности. Следовательно, ценность права - это его способность быть реальным инструментом удовлетворения социально обусловленных, справедливых и перспективных интересов отдельных лиц и их объединений.

Социальная ценность права имеет вполне конкретные проявления. Среди них можно выделить следующие.

Во-первых, право обладает таким важным свойством, как придание отношениям между людьми и их объединениями необходимой согласованности, организованности. Посредством этого право обеспечивает устойчивый порядок в общественных отношениях. Без этого само нормальное функционирование и развитие государственно организованного общества невозможно.

Во-вторых, право - важный и объективный критерий оценки поведения отдельных людей и их общностей. С одной стороны, оно выступает реальным определителем меры усмотрения, свободы отдельных лиц и их объединений во взаимоотношениях друг с другом. Именно оно устанавливает то, где заканчивается свобода одних и начинается свобода других лиц. Соответственно переход этой грани и есть произвол, правонарушение.

С другой, право характеризует отношения отдельных лиц и их объединений, с точки зрения справедливости. Ибо право и справедливость это глубоко связанные (хотя и разные) явления. Не случайно о праве говорят, как о нормативно, юридически закрепленной справедливости. А о самой справедливости - как об «абстрактнейшем выражении права» . Таким образом, право - важнейший объективный критерий определения взаимосвязанных сферы свободы и сферы справедливости, существующих в обществе.

В-третьих, право - средство как согласования интересов и воли отдельных лиц и их объединений, так и разрешения противоречий между ними. Это и понятно, ибо право, с одной стороны, определенный баланс интересов и воль, взаимодействующих в обществе. А с другой, важный элемент - как определитель должного поведения - механизма решения споров (в суде и т. д.) . Поэтому о праве говорят, как об эффективном средстве обеспечения мира и согласия в обществе.

В-четвертых, право может быть важным рычагом прогрессивных общественных преобразований. Это проявляется, например, при переходе от тоталитарного общества к демократическому. На основе права формируются плюралистическая политическая система, рыночная экономика и т. д.

31. Понятие федерации как формы государственного устройства

Государственное устройство - это территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение соотношение государства как целого с его составными частями.

Выделяют две основные формы государственного устройства - унитарное и федеративное государство. Унитарное государство характеризуется централизованной системой государственной власти, отсутствием разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами и разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.

Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

К ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации.Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.



2015-12-07 483 Обсуждений (0)
В решении по делу следует дать мотивированное объяснение причин применения к конкретной жизненной ситуации аналогии закона (аналогии права) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В решении по делу следует дать мотивированное объяснение причин применения к конкретной жизненной ситуации аналогии закона (аналогии права)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)