Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства массовой информации в политической системе общества



2015-12-07 400 Обсуждений (0)
Средства массовой информации в политической системе общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Роль и значение СМИ исключительно властью: «Кто владеет информацией, тот владеет властью». СМИ оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений. СМИ – четвертая власть, самостоятельная сфера политической деятельности, без СМИ государство не может влиять на протекающие в стране общественные процессы. Население узнает о мероприятиях государства и принимаемых государственных решениях в первую очередь через СМИ. СМИ – относительно самостоятельный политический институт, который функционирует на основе корпоративных норм (включают принципы и нормы, содержащиеся в актах политических партий, общественных объединений, регулируют внутриорганизационные отношения в данных объединениях но и внешние (взаимоотношения с другими объединениями и государством; обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный характер) и ведет активную политическую деятельность, вмешиваясь в отношения между другими политическими и социальными институтами, формируя общественное мнение вокруг отдельных наиболее крупных событий, государственных решений, политических и государственных деятелей. Многие связывают результаты выборов в представительные органы власти с влиянием СМИ (телевидение!!!).

 

47 Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы – система мононорм, регулировавших наиболее важные для жизни родовой общины общественные отношения. Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

Социальное регулирование предполагает использование разнообразных методов и способов воздействия на общественные отношения и поведение людей: 1) побуждение; 2) понуждение (в основе лежит стимулирование); 3) принуждение (возможно применение насилия).

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. К нормативным относится регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи и традиции. Так же на общество воздействуют ненормативные регуляторы: ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы в сфере трудовых, семейных и национальных отношений. Директивный – способ воздействия на общественные отношения с помощью директив, приказов, направленных на решение какой-либо цели. Информационный регулятор – воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации.

 

48 Социальные и технических нормы. Технико-юридические нормы.

Социальные нормы– представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила поведения людей, регламентирующие формы их социального взаимодействия, возникшие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Признаки социальных норм: являются общими правилами; связаны с функционированием общества; основаны на установлении порядка; непрерывного и многократного действия; не имеют определенного адресата. Функции социальных норм: 1) информационная функция (несет в себе информацию); 2) оценочная (выступает критерием отношения людей к тем или иным действиям); 3) регулятивная (устанавливают правила поведения в обществе); 4) трансляционная (передача ценностей). Виды социальных норм: религиозные, корпоративные (правила в общественном объединении, организации), политические (отношения между политическими партиями и др. по поводу политической власти), моральные, международные.

Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром - природой, техникой. Это отношения человек – машина, человек и производство. Человеческие нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы. К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические. Их нельзя отождествлять с законами природы. Технические нормы создаются людьми.

Технико-юридические – наиболее важные технические нормы, закрепленные в нормах права, имеющие юридическую силу. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность (правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения).

 

49 Право в системе социальных норм.

Право относится к социальным нормам, но имеет свои особенности: 1) определяет права и обязанности субъектов правового общения и меры юридической ответственности (нормативность); 2) в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию, санкцию (дифференцированное внутренние строение); 3) каждая норма занимает свое место в системе права (иерархичность); 4) право – сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права (системность); 5) выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей; 6) право имеет свой предмет регулирования – власть, государство, порядок в обществе, собственность;7) присуща специальная форма выражения и закрепления – законодательство; 8) связано с государством.

50 Понятие и признаки права.

Право – это регулятивная система, которая с помощью формально установленных норм (правил поведения), выраженных в правовых актах, судебных прецедентах, других нормах и обеспеченные возможностью государственного принуждения, воздействуют на общественные отношения с целью их упорядочивания, стабилизации. Или право- это система общепризнанных норм, правил поведения, санкционированных либо установленных государством и обеспеченных его принудительной силой. Термин «право» употребляется в нескольких значениях: 1) социальные притязания людей – право на жизнь (субъективный смысл); 2) система юридических норм (объективный смысл).

Признаки права – это ключевые, основополагающие идеи права, выражающие его сущность.

1) Принцип справедливости (При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу).

2) Принцип равноправия (принцип формального, а не фактического равенства людей: равны в смысле своей правоспособности, равных возможностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не равны фактически).

3) Принцип гуманизма (право – высшая ценность).

4) Принцип демократии.

5) Принцип единства прав и обязанностей (не возможна реализация прав без обязанностей, а обязанностей без прав).

6) Принцип сочетания убеждения и принуждения.

51 Классовое и общесоциальное в праве.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. В юридической науке сложилось 2 подхода к определению сущности права:

1) классовый – право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения, подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Этот подход характерен для марксисткой науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

2) Общесоциальный – право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Право не связано с принуждением. Прнуждение необходимо только в случае невыполнения предписаний.

Таким образом сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но и одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности.

52 Право и свобода.

Одной из особенностей права как нормативного регулятора является то, что право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей. Свобода человека – неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное существование личности, раскрытие его творческих возможностей. Человек должен быть свободен как внешне, так и внутренне. Внутренняя свобода – способность сознательно избирать то или иное поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотивами. Внешняя свобода – отсутствие внешних препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве.

 

53 Право и справедливость.

Одной из особенностей права как нормативного регулятора является то, что право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливости должны лежать общечеловеческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства. Выделяется 3 аспекта справедливости: 1) нравственный – государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга. 2) социальный – система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между трудом и вознаграждением, равенство перед законом; 3) правовой – проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний.

Соотношение право и справедливости:

1) справедливость представляет собой ценностное, нормативно-должное свойство содержания норм права;

2) право не создает и не определяет справедливость, а лишь отражает ее или не отражает.

3) В праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права.

Право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи: воплощение справедливости в законодательстве; справедливость как основной принцип реализации права.

54 Право и экономика.

55 Право и государство.

Что первично, что вторично? 1) государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Право рассматривается исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для государства; 2) естественно-правовая теория: существование права до и независимо от государства. 3) дуалистическая: государство и право не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга, двухстороння связь, взаимная зависимость; 4) позитивистская – идея самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя; 5) либерально-демократическая – идея связанности государства правом.

Воздействие права на государство: фактически без права не может существовать государство, т.к. по средствам права определяется порядок формирования , перечень властных полномочий государственных органов. а так же именно благодаря праву государственные органы могут исполнять свои регулятивные функции, свое предназначение.

Воздействие государства на право: государство является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации; обеспечивает реализацию права посредствам организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности.

56 Функции права.

Функция права – основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

1) регулятивная – упорядочить, регулировать общественные отношения, установить правила поведения: а) регулятивно - статическая закрепление, стабилизация общественных отношений. Б) регулятивно-динамическая – установление обязывающих норм.

2) Охранительная – охрана и защита наиболее значимых общественных отношений.

3) Компенсационная (трудовое, гражданское право).

4) Ограничительная – ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других.

5) Восстановительная – восстановление нарушенного права).

6) Воспитательная – способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей.

7) Информационно-регулирующая – информирует о возможности того или иного социально-значимого поведения.

57 Основные концепции правопонимания (естественно-правовая, историческая школа права, Марксистская, социологическая, психологическая, нормативистская).

Целый ряд школ сохранил значение и сегодня. Результат правопонимания во многом зависит от идеологических установок философа.
Что берётся в качестве основы? Нормы права или правоотношения, правосознание.
1 группа- представители политической и правовой мысли и другие подчёркивали исключительную роль права в жизни общества. Роль и значение права гипертрофировались.Юридическое мировоззрение. Характерно для буржуазного общества.

2 группа -марксисты критиковали этот подход (в условиях социализма общество освобождается от правового воззрения). Л.Н. Толстой не считал право важным. "Жить нужно не по закону, а по совести". Соловьёв: "Право - низшая ступень нравственности". Подчёркивание роли нравственности.

В соотношении права и нравственности нужно подчёркивать их взаимодействие.

Можно школы правопонимания разделить на:

1)идеалистические- пример Фома Аквинский "Теологическая теория происхождения права" Божественная сущность права. Право - средство осуществления целей, предназначенных Богом для человека.

2)материалистические -Марксистская теория права , обусловленность права экономическим базисом общества, классовый характер права, жёсткая зависимость права от государства, обеспеченность права принудительной силой государства; право не является вечным, право будет отмирать при создании коммунизма.

Итак, переходим к Основным школам правопонимания (концепциям):

1)Позитивистская теория. (Бербон и Шершеневич) Оппозиция школе естественного права. Право - продукт деятельности государства. Отождествление права и закона. Исследование догмы права. Недостатки: недостаточная связь с объективными факторами, отсутствует нравственная оценка норм. Юридический позитивизм недостаточно изучает цели, содержание, связь с нравственностью права.

2)Теория естественных прав человека (Гоббс, Локк, Руссо). Различает право и закон. Считают, что закон должен быть правовым. У теории есть сильные стороны: оценка законов, связанная с нравственностью и правом. С другой стороны: что является справедливым и несправедливым , ответ эта теория не даёт, присущ идеализм.

Развитием позитивистской теории в современных условиях является

3)Нормативистская теория.(Ганс Кельзен) Базовый элемент права - правовая норма. Право - совокупность норм, внешне выраженных в законах и других нормативно-правовых актах . Особое значение придаётся Конституции. Право - это система норм. Нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведённая в закон, регулирующая наиболее важные общественные отношения. От норм зависит возникновение правоотношения Абстрагируется от классовых характеристик права. Недостатки: формализм, отр-ся обусл. права объективными потребностями жизни общества. Абсолютизирует государственное влияние на правовую систему.

4)Социологическая теория. Правовые отношения являются базой. Зародилась в середине XIX столетия (Муромцев, Дюги, Гаус). Право - эмпирическое явление. Право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни.В основу понятия права положено общественное отношение, защищённое государством. Номы закона, правосознание - не отрицаются, но правом не признаются. Подчёркивается роль и значение суда. Право связывается с обществом.Предлагает изучать не только нормы права, переживания людей, но и всю совокупность правовых отношений.

5)Психологическая школа. Базой является психология. Признавали правом конкретную психологическую реальность. Эмоции носят императивно-атрибутивный характер. Переживания позитивного права, личного права (как человек понимает своё положение). Рассматривается как реал. действеющее. право. Петражицкий требует учёта обстоятельств. Трудно структурировать право с точки зрения переживаний.

6)Историческая школа (Гюго, Пухта, Совеньи). Против ест. прав. Право связано с развитием правового обычая, с национальным духом. Право формируется как язык нации.

 

58 Понятие, структура и классификация норм права.

Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленных на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Норма права 1) содержит общеобязательное правило поведения; 2) характеризуется неперсонифицированностью; 3) рассчитана на неопределенное число случаев; 4) облекается в письменную, документальную форму; 5) имеет государственно-властный характер;

Структура правовой нормы представляет собой ее логически согласованное внутренне строение, совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. 3 элемента: гипотеза, диспозиция, санкция. «если… то … иначе».

1) Гипотеза – часть нормы, которая указывает на определенные условия, при которых норма права начинает свою работу. Не всегда прямо выделяется в тексте правовой нормы. Гипотезы бывают простые (указывают на 1 жизненное обстоятельство); сложные (несколько условий - или, или); альтернативные (и, и, и).

2) Диспозиция – часть нормы, которая содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения. Диспозиция – это ядро нормы, без нее нормы права не существует. Два способа: 1) представительно-обязывающий (субъективные права и юридические обязательства); 2) запретительный (устанавливают обязанность гражданина воздерживаться от запрещенных действий). По способу изложения: 1) прямые (абсолютно-определенные) – исчерпывающая формулировка правила поведения; 2) альтернативные (относительно-определенные) – варьирующее поведение в пределах нормы); 3) бланкетные – содержат правила поведения в самых общих чертах, отсылая к другим нормам.

3) Санкция – часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникшие в случае нарушения этой нормы права. По степени определенности: 1) абсолютно-определенные (четкая мера воздействия на нарушителя); 2) относительно-определенные (меры воздействия в определенных рамках – «от - до»; 3) альтернативные (несколько возможных санкций); 4) кумулятивные (наряду с основной мерой наказания еще и дополнительная).

Классификация:

1) по субъекту правотворчества (от государства и от гражданского общества);

2) по предмету регулирования: по отраслям (административные, уголовно-правовые, трудовые); материальные (предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования отношений) и процессуальные (закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права);

3) по методу правового регулирования: а) императивные (строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки; б) диспозитивные (устанавливают тот или иной вариант поведения в пределах закона); в) поощрительные (определенные меры поощрения за полезный вариант действий субъектов); г) рекомендательные (устанавливают варианты желательного поведения необязательного характера).

4) по средствам, используемым для регулирования общественных отношений: а) обязывающие (предписывают субъектам определенные действия); б) запрещающие (не разрешают совершение определенных действий); в) управомочивающие (предоставляют определенные права или возможности совершить положительные действия).

5) по выполняемым функциям: а) регулятивные (устанавливают права и обязанности участников правоотношений); б) охранительные (защита правопорядка, прав и свобод человека).

6) По времени действия: а) постоянные и б) временные.

7) по кругу лиц, на которых распространяется действие: а) общие (на всех); б) специальные (на определенную категорию).

Учредительные (нормы-принципы)

Обеспечительные (предписания, гарантирующие осуществление прав и обязанностей в процессе правового регулирования).

Декларативные (нормы-объявления, положения программного характера).

Дефинитивные (нормы, которые содержат определения).

Коллизионные (разрешение столкновений между различными нормами).

59 Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях нормативных правовых актов. При этом норма права не всегда совпадает со статьей акта: 1. правила юридической техники требуют лаконичного изложения юридического текста: если диспозиция ряда норм совпадает, различаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье закона. То же относится к совпадению санкций, гипотез. 2. необходимость совпадения духа и буквы. Со временем текст акта может устаревать, поэтому формулировки требуют толкования. 3. удобство пользования актом (когда в статье акта содержится не одна норма, а несколько, или наоборот.

3 способа:

1) прямой – статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу.

2) отсылочный – статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям (конкретным) того же акта.

3) бланкетный – в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другого акта.

Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный (норма моделирует те или иные действия в идее абстрактного понятия) и казуистический ( моделируемые действия излагаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки)способы изложения норм права.

60 Понятие формы (источника) права.

Большинство ученых отождествляют понятия источника права и его формы. Но в последнее время все большее признание получает позиция, согласно которой эти понятия хотя и тесно связаны, но не совпадают. Форма права показывает, как организовано право, как выражено вовне его содержание. Это официальное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности. Термин «источник права» имеет несколько смысловых значений – основание права; его исходное начало, письменный документ, причина, факторы; сила права. Источник права указывает на истоки его формирования, те факторы, которые предопределяют содержание права и форму его выражения. В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозначает юридические источники. Выделяют несколько источников права: правовой обычай; нормативно-правовой акт государственного органа; судебный прецедент; договор нормативного содержания; общие принципы права; идеи и доктрины; религиозные тексты.

61 Нормативно-правовой акт.

 

62 Нормативно-правовой обычай.

 

63 Понятие и основные элементы системы права.

Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений. Система права включает в себя следующие элементы: нормы права, отрасли и подотрасли права, институты права, субинституты права.

1) Норма права – первичный, исходный элемент системы права и наиболее подвижный в данном образовании.

2) Правовой институт – это группа норма права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования (институт законотворчества). Институты подразделяются на отраслевые (объединяют группы норм внутри одной отрасли – институт дарения в гражданском праве) и межотраслевые (регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права – институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному).

3) Субинститут – составная часть правового института, отличающаяся от него объемом регулирования и кругом норм права (субинститут законодательной инициативы в институте законотворчества).

4) Подотрасли права – образуются из однородных правовых институтов (жилищное право – подотрасль гражданского права).

5) Отрасли права – самый крупный элемент системы регулирует определенный род (не вид, как институт права) общественных отношений. В ее состав входят институты, субинституты, подотрасли. Отрасли отличаются по предмету и методу правового регулирования.

 

64 Предмет и метод правового регулирования. Общая характеристика отраслей права.

Предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения.

Предмет правового регулирования составляют однородные общественные отношения. Каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Общественные отношения становятся предметом, если они 1) отличаются устойчивостью, повторяемостью; 2) государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы, в охране и защиты их; 3) отличаются способностью к внешнему контролю – судебному, административному, со стороны государства.

Метод позволяет определить: правовое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средства обеспечения их; характер санкций. Общий метод включает следующие элементы: 1) установление границ регулируемых отношений; 2) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов; 3) наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью (правосубъектностью); 4) мера ответственности в случае нарушения норм законодателя. Главные методы:

1) Императивный (властный, авторитарный) основана подчинении субъектов общественных отношений; содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов; содержит карательные санкции (уголовное, административное право).

2) Диспозитивный – (автономный) предполагает равенство субъектов; возможность выбора поведения или действия в пределах нормы права; санкции правовосстановительного характера (гражданское, семейное право).

В качестве дополнительных методов:

1) поощрительный (трудовое право) - определенные меры поощрения за полезный вариант действий субъектов;

2) рекомендательный - устанавливают варианты желательного поведения необязательного характера;

3) метод автономия и равенства сторон (процессуальное право)

4) метод принуждения

5) метод убеждения

 

Общая характеристика отраслей права.

Профилирующие отрасли – гражданское (процессуальное), административное (процессуальное), уголовное (процессуальное). Специальные отрасли – трудовое, земельное, финансовое, семейное. Комплексные – экологическое, информационное. В числе норм выделяют первичные (государственное, уголовное, гражданское право) и вторичные (из гражданского – семейное, трудовое).

 

65 Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.

1) Материальное право (гражданское, уголовное, трудовое право)– непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право (уголовно-процессуальное) – порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.

В числе норм материального права выделяют первичные (государственное, уголовное, гражданское право) и вторичные (из гражданского – семейное, трудовое).

Процессуальное право представляет собой обслуживающую отрасль, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивает государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юридического акта недействительным.

2) Публичное право и частное право. Берет свое начало со времен Ульпиана, который считал, что все, что охраняет интересы государства – публичное, а интересы отдельных лиц – частное (гражданское, семейное, трудовое). Для публичного права характерно: императивность норм; ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов; односторонне изъявление субъектов; санкции преимущественно карательного характера. Для частного права характерно: равенство субъектов правоотношений; диспозитивное содержание правового регулирования; ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов; правовостановительные санкции.

3) Международное и национальное (внутригосударственное) право. Конституцией Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Данное конституционное положение расширяет и усложняет структуру правовой системы РФ, создавая дуализм ее активных центров: конституция и международные договора. Причем приоритетными считаются нормы международных договоров, т.к. международное право представляет собой общечеловеческую ценность; по содержанию является общедемократическим; служит фактором сближения различных правовых систем.

66 Система права и система законодательства.

Система прав и система законодательства (внешняя форма выражения права) тесно связаны. Определяются социальными факторами – экономическими, политическими, духовно-культурными. Имеют ряд различий: 1) система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя. 2) система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, в то время как система законодательства выражает структуру формы права, являясь внешней формой. 3) исходным элементом система права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства- нормативный правовой акт. 4) система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства. 5) система законодательства по объему шире, чем система права. 6) в отличии от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами (отраслевые различия), система законодательства имеет еще и иерархические различия (по юридической силе).

67 Понятие правовой системы. Основные правовые системы (Романо-германская, англосаксонская и др.).

В различных странах существуют различные национальные правовые системы, особенности которых определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев. Правовая система – конкретно-историческая совокупность законодательства, юридическая практика и господствующая правовая идеология в данном государстве. Одновременно с понятием «правовая система» используется понятие «правая семья» - совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью источников права, его структуры, исторического пути правового развития.

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе 3-х главных критериев: особенности исторического развития правовых систем, источники права, структура права. Соответственно выделяют: романо-германскую (континентальную), англо-саксонскую (семья общего права), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусское право, семья обычного (традиционного) права, дальневосточная, социалистическая. Внутри правовых семей иногда выделяют группы родственных правовых систем: в семье романо-германского права различают группу романского права (Франция, Испания) и группу германского права (Германия, Австрия).

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции римского права и получила распространение в континентальной Европе. Особенности: 1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон). 2) система признает деление на публичное и частное право, а так же на отрасли права. 3) законодательство носит кодифицированный характер. 4) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции. 5) правовой обычай и юридический прецедент являются дополнительным и вспомогательным источником.

Семья общего права – главный источник права – судебный прецедент (норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела). Особенности: 1) нормы права носят казуистический характер. 2) нет деления на частное и публичное право, а отрасли права не выражены четко. Выделяют: прецедентное право, право справедливости; статутное право. 3) большая автономия судебной власти. 4) некодифицированный характер.

Семья обычного (традиционного) права – охватывает страны Центральной и Южной Африки, Мадагаскар, Сенегал. Особенности: 1) регулирование жизни обычаями. 2) это право групп, сообществ, а не индивидов (брачный договор – соглашение двух семей, а не союз двух людей). 3) вместе с общим правом действует судебный прецедент и континентальная система.

Мусульманское право относится к религиозным правовым системам. Особенности: 1) норма права воспринимается как



2015-12-07 400 Обсуждений (0)
Средства массовой информации в политической системе общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства массовой информации в политической системе общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)