Правовое и социальное государство
Правовое государство – это не просто демократическое образование, а высший его тип. Развитие 1 этап: античные историки – Платон, Аристотель, Цицерон – незыблемость и верховенство закона. 2 этап: Гоббс, Локк, Монтескье, Дидро – принцип разделения властей. 3 этап: Кант, Гегель. Признаки: 1) господство, верховенство права – т.е. обществом, населением, государственными деятелями должны управлять нормы права. Государство, устанавливая правовое поле, в первую очередь должно соблюдать положения закона и без каких-либо исключений государственные органы обязаны соблюдать закон. Проблема: правовая и политическая культура в РФ оставляет желать лучшего. Общество находится на стадии развития, ввиду чего не всегда еще строго и неукоснительно соблюдаются положения закона, допускаются факты нарушения правовых норм со стороны отдельных государственных служащих, неизбежны проблемы коррупции. 2) Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности – государство должно не только признавать, но и гарантировать набор прав и свобод личности. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правого общения, их равенство перед законом. Проблемы: социально-экономическое положение страны не позволяет государству в полной мере обеспечить продекларированных в конституции права и свободы человека. 3) Взаимная ответственность личности и государства – в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями (государство должно обеспечить закрепленные в Конституции права и свободы, а личность обязана соблюдать Конституцию, законы, платить налоги, сохранять окружающую среду. Проблема: как государство, так и личность не выполняют данное требование (не платят налоги)). 4) Принцип разделения властей – относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. При этом каждая ветвь власти в рамках строго установленных законом обладает правом принятия решения в рамках своей компетенции. А именно, законодательная власть – принимает законы и формирует правовое поле; исполнительная – осуществляет функции по исполнению принятого законодательства, занимается административно-хозяйственной деятельностью; судебная – разрешает возникшие спорные ситуации, правовые коллизии, осуществляет контроль по средствам правосудия. Факты подмены одной ветви власти другой, занятие несвойственными функциями не допустимы. Проблемы: низкий правовой и политический уровень культуры отдельных государственных деятелей не обеспечивает в полном объеме разграничения властных полномочий. Нередки случаи, когда законодательная власть пытается брать на себя функции исполнительной и судебной. Не в полной мере решены вопросы сбалансированного взаимного контроля ветвей власти, что влечет за собой негативные последствия. 5) Верховенство закона, т.е. в системе законодательства должно существовать разделение законов по юридической силе, т.е. издаются правовые акты не должны противоречить друг другу. Они должны системно дополнять и детализировать порядок взаимоотношения в обществе. Так, например, Конституция является высшим законом в обществе. Нормы иных правовых актов не могут противоречить положениям Конституции. Проблемы: в условиях сложного федеративного государства встречаются случаи принятия правовых актов, несоответствующих общим конституционным принципам государственному федеративному строительству. В отдельных субъектах федерации, особенно в национально-территориальных образованиях допускаются случаи нарушения принципов верховенства закона. Конституционный суд неоднократно рассматривает споры о соответствии принимаемых законодателем общим положениям Конституции РФ. Значительное количество законов было отменено по этим основаниям. В юридической практике заложен и действует принцип: в случае, когда возникает противоречие между двумя нормативными актами. 6) Идеологический и политический плюрализм. 7) Высокая правовая культура.
Социальное государство – действие государственной власти в социальной сфере ограничены правом, а деятельности государственных структур в социальной области придается правовая форма. Социальные права граждан – право на труд, на пропорциональное вознаграждение, право на жилище отличаются от классических прав тем, что требуют государственного вмешательства, поскольку связаны с реализацией социальных программ государства, которое в свою очередь является планирующим, управляющим, производящим, т.е. активно функционирующим в социальной сфере. Государство большое внимание должно уделять социальной защите населения, с тем чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни. 3 типа социального государства: 1) позитивное государство – социальное обеспечение основано на индивидуализме (каждый человек должен заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни) и корпоративных интересов. Здесь государство контролирует социальную обеспеченность граждан. 2) собственно социальное государство, которое проводит политику обеспечения занятости населения и гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех. 3) государство благоденствия –устанавливается равенство всех в социальном отношении, те. Социальная политика государства для всех одинакова. В таком государстве должны уменьшаться различия в заработанной плате, гарантируется полная занятость населения. Признаки: 1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников; 2) многообразие форм собственности; 3) формирование гражданского общества; 4) разработка государством разнообразных социальных программ; 5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достоянные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности; 6) развитое социальное законодательство; 7) социальная ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом. Функции: 1) поддержка социально не защищенных слоев населения; 2) охрана труда и здоровья людей; 3) поддержка семьи, материнства и детства; 4) сглаживание социального неравенства; 5) поощрение благотворительной деятельности; 6) борьба с безработицей;
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |