Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет правового регулирования — это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права



2015-12-07 2525 Обсуждений (0)
Предмет правового регулирования — это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждой отрасли соответствует определенная часть каче­ственно однородных общественных отношений. Так, предме­том регулирования отрасли трудового права являются трудо­вые отношения, административного права — отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и т. д.

Общественные отношения, составляющие предмет регули­рования отдельной отрасли, должны быть качественно одно­родными с точки зрения их общественно-политической ха­рактеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную отрасль.

Предмет имеет достаточное, сложное строение. Это обус­ловлено тем, что право регламентирует круг потенциальных участников правоотношений (субъектов права); указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм; определяет варианты возможной или требуемой деятель­ности; в необходимых случаях содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или ной отрасли права, то метод правового регулирования по­казывает, как, каким образом регулируются данные отноше­ния.

Метод правового регулирования — это совокупность юриди­ческих приемов, способов воздействия права на общественные отношения.Основными признаками, характеризующими метод правового регулирования являются, во-первых, правовое по­ложение участников правоотношений; во-вторых, характер прав и обязанностей участников правоотношений и их распре­деление между ними; в-третьих, виды и характер санкций, т. е. государственно-принудительные меры за нарушение требова­ний норм права и порядок их применения.

Основными видами методов правового регулирования яв­ляются императивный (категорический властный), диспозитивный (автономный), поощрительный и рекомендательный.

Императивный методпредставляет собой способ воздей­ствия, не допускающий отступлений от правовых предписаний. Его особенности: «жесткая» регламентация поведения участ­ников правовых отношений, «неравное» их положение, отно­шения власти и подчинения.

Диспозитивный метод— этот способ воздействия, предо­ставляющий субъектам права возможность урегулировать от­ношения между собой в пределах, определенных законом. Осо­бенности диспозитивного метода — это относительная свобода поведения сторон, равное положение участников правоотно­шений, способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

Поощрительный метод выражаетсяв стимулировании соци­ально полезного, активного поведения путем вознаграждений.

Рекомендательный методреализуется путем предложения субъектам права наиболее целесообразного варианта поведе­ния.

Императивный метод характерен для блока отрасли публич­ного права, а диспозитивный для отраслей частного права.

Своеобразие отраслевого регулирования определяется так­же сочетанием в нем дозволений, запретов и связываний — приемов правового регулирования.

Дозволение — это предоставление права на определенное поведение. Например, предоставление права на необходимую оборону против преступного посягательства.

Запрет или запрещение — это требование воздержаться от совершения определенного действия, например, запрет на не­законные действия с наркотиками.

Обязывание — это возложение обязанности по совершению определенных действий, например, при уплате налогов.

В зависимости от сочетаний дозволений и запретов выде­ляют два типа правового регулирования:

а) общедозволительный — «дозволено все, кроме прямо запрещенного»;

б) разрешительный — «запрещено все, кроме прямо доз­воленного».

Первый тип регулирования в наибольшей мере присущ сфере гражданского оборота, а второй — регулированию госу­дарственно-властных отношений.


9. Норма права: понятие и признаки.

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений.Норма права — это первичная клеточка права, исходив элемент его системы.

Генетически норма права появляется в итоге «неолитической революции» для регулирования общественных отношений связанных со становлением производящей экономики, развитием городов-государств и других видов государственности новых форм семейно-брачных отношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ и т. п. И по содержа­нию, и по форме норма права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей формальной определенностью, четко письменной фиксацией и самое главное — возможностью го­сударственного принуждения для обеспечения исполнения.

Норма права создает социально-равновесное состояние, так как у каждого из индивидов формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, т. е. предсказуемое поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свой отношение к другому члену общества. Социальная ценность нормы права заключается именно в том, что, создавая эту психологическую установку индивида, она формирует социально устойчивое общественное состояние. Иными словами, норма права еще и потому завоевание культурного развития челове­чества, что, регулируя поведение своих конкретных адресатов в типичных случаях, она также формирует у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношений.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм:

  1. Норма права — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
  2. Норма права обладает неперсонифицированностью. В отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типичными признаками в правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами

3. Это формально-определенное правило поведения: внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения (это точное, конкретное предписание). Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в официальных источниках (статье, главе, разделе официального документа, нормативно-правовом акте). В прецедентном праве действуют свои общие правила о прецедентном значении определенных судебных решений и их применении. Это придает формальную определенность нормам прецедентного характера.

4. Норма права обладает качеством системности.Право не «сумма», не «совокупность» норм, а их система, основанная на взаимосвязи составляющих ее элементов; именно в этом качестве оно и реализуется в обществе, создавая стабильный правопорядок, в конечном счетё соответствующий интересам социальных групп (классов, сословий, партий), способных воздействовать на возводимую в закон государственную волю.

5. Норме права также присущ признак неоднократности (многократности)ее действия. Правовая норма создается для постоянного применения, использования, если
иное не оговаривается в самой норме.

6. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

  1. Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является и такой признак, как активная нормообразующая роль государства. Именно она обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эта роль понимается двояко. С одной стороны, государство создает по соответствующей процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются как полезные обычаи.
  2. Норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых это: нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.

Гипотеза - это часть нормы права, содержащая указание на кон­кретные фактические жизненные обстоятельства (события, дейст­вия, состояния), при которых данная норма права вступает в дейст­вие.

Диспозиция - это часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они ока­зываются в условиях, предусмотренных в гипотезе.

Санкция - это часть нормы права, содержащая вид и меру воз­можного наказания за невыполнение требований диспозиции,, или по­ощрения за совершение рекомендуемых действий.


10. Ви­ды пра­вовых норм.

Пра­во­вые нор­мы при­ня­то де­лить на оп­ре­де­лен­ные ви­ды по раз­лич­ным ос­но­ва­ни­ям. На­при­мер, они де­лят­ся:

1.По от­рас­лям пра­ва, как , на­при­мер, го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вые нор­мы, нор­мы ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­ва, нор­мы гра­ж­дан­ско­го пра­ва.

2.По функ­ци­ям, ко­то­рые вы­пол­ня­ют пра­во­вые нор­мы - это ре­гу­ля­тив­ные и ох­ра­ни­тель­ные.

3.По ха­рак­те­ру за­кре­п­ляе­мых ими пра­вил по­ве­де­ния - это обя­зы­ваю­щие, за­пре­щаю­щие и упра­во­мо­чи­ваю­щие.

4.По сте­пе­ни оп­ре­де­лен­но­сти из­ло­же­ния эле­мен­тов пра­во­вой нор­мы в нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах - это аб­со­лют­но оп­ре­де­лен­ные (за­кре­п­ле­ние в нор­ме фик­си­ро­ван­ной сум­мы штра­фа), от­но­си­тель­но оп­ре­де­лен­ные (ус­та­нов­ле­ние выс­ше­го и низ­ше­го пре­де­лов на­ка­за­ния за кон­крет­ное пра­во­на­ру­ше­ние) и аль­тер­на­тив­ные, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют не­сколь­ко ва­ри­ан­тов по­ве­де­ния сто­рон или не­сколь­ко ва­ри­ан­тов санк­ций за на­ру­ше­ние пра­во­вых норм (2 го­да ли­ше­ния сво­бо­ды или штраф в круп­ном раз­ме­ре).

5.По кру­гу лиц, ко­му они ад­ре­со­ва­ны - это во­ен­ные, пен­сио­не­ры, сту­ден­ты или лю­ди, про­жи­ваю­щие в оп­ре­де­лен­ной ме­ст­но­сти.

 


11. Структура нормы права, характеристика ее элементов. Соотношение нормы права и сатьи нормативного акта.

Норму права нельзя отождествлять с тем или иным отдель­ным положением и фрагментом текста позитивного права, с его статьями, параграфами и иными составными чертами.

Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции, санкции — исходный элемент сис­темы права, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли — исходный элемент системы законодательства.

1. Норма права излагается в нескольких статьях закона. Иногда диспозиция и санкция содержатся в одной статье, а гипотезу следует искать в других. По такому принципу построен Уголовный кодекс, где гипотезы выделены в часть Общую. В Гражданском кодексе иначе: санкциям посвящена особая глава в Части I, предусмат­ривающая меры защиты, конкретные же виды догово­ров (диспозиции) содержатся в Части II.

2. В одной статье нормативного акта содержится одновременно несколько норм. Особенно этим отличаются статьи Семейного кодекса РФ. Вот пример, когда статья содержит сразу три нормы: «Для усыновления требуется согласие усыновляемого, если он достиг десятилетнего возраста. Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в виде исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого. Согласие ребенка на усыновление выдается органами опеки и попечительства».

3. Норма права «разбросана» по разным нормативным актам. Законодатель в этих случаях часто дает отсылку к статье того нормативного акта, где находится недостающая часть нормы. Но бывает и так, что отсылку к конкретной статье законодатель не дает, называя лишь нормативный акт. Так, ст. 211 УК РСФСР гласит: «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее... наказывается...». Более того, встречаются случаи, когда отсутствует и название того нормативно-правового акта, где может содержаться недостающая часть нормы. В таких случая обычно употребляется фраза: «Ответственность наступает согласно действующему законодательству». Это са­мый неудобный случай изложения правовых норм.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1. Прямой— все элементы юридической нормы приводятся в статье нормативно-правового акта непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом. В рамках прямого способа выделяются простой (описательный) и развернутый (большинство норм уголовного права)
способы изложения.

2. Отсылочный— в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной, статье этого же нормативно-правового акта.

3. Бланкетный (открытый) — указывается на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-правовому акту в целом или к его части, или к нескольким нормативно-правовым актам (распространен при изложении конституционных норм).

Структура правовой нормы:

Гипотеза - это часть нормы права, содержащая указание на кон­кретные фактические жизненные обстоятельства (события, дейст­вия, состояния), при которых данная норма права вступает в дейст­вие.

Диспозиция - это часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они ока­зываются в условиях, предусмотренных в гипотезе.

Санкция - это часть нормы права, содержащая вид и меру воз­можного наказания за невыполнение требований диспозиции,, или по­ощрения за совершение рекомендуемых действий.




2015-12-07 2525 Обсуждений (0)
Предмет правового регулирования — это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет правового регулирования — это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)