Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы безопасности жизнедеятельности



2015-12-07 1054 Обсуждений (0)
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




История возникновения научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Цели и задачи дисциплины БЖД.

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества это были опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Ученые с древних времен изучают условия труда и особенности обеспечения безопасности человека. Аристотель (384 -322 до н.э.) и Гиппократ (460-377 до н.э.) в своих трудах рассматривали условия труда. Плиний Старший (ок. 23–79 н.э.) обсуждал проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека. Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в своей работе "О горном деле". Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу "О болезнях ремесленников". Великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле. Значительный вклад в развитие теории безопасности внесли и другие русские и советские исследователи: В.Л. Кирпичев (1845-1913), А.А. Пресс (1857-1930), Д.П. Никольский (1855-1918), В.А. Левицкий (1867-1936), С.И. Каплун (1897-1943), А.А. Скочинский (1874-1960) и другие.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности. В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах в России появилась дисциплина – безопасность жизнедеятельности, основная цель которой, выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Цель дисциплины – изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах (производственной, бытовой, природной) и условиях (нормальной, экстремальной) среды обитания. Научно-технический прогресс, связанный с высвобождением огромных количеств энергии, резким увеличением скоростей перемещения тел в пространстве, уровней физических параметров среды, переработкой колоссальных объемов сырья с неизбежностью привел к возникновению комплекса опасностей и риска для жизни и здоровья людей. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной и профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основные задачи дисциплины:

вооружить студентов теоретическими знаниями и практическим навыками, необходимыми для идентификации опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения в любых условиях его деятельности;

научить студентов грамотно применять существующие способы защиты от опасностей, которые необходимы для снижения индивидуальных и коллективных рисков и создания безопасного и комфортного (нормативного) состояния среды в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

познакомить студента с основными методологическими подходами к прогнозированию возникновения и оценкам последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, деятельностью МЧС в этой сфере, государственными и общественными программами по ликвидации последствий ЧС и помощи пострадавшим.

 

Разделы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и ее связь с другими науками.

В структурном отношении дисциплина состоит из трех разделов: теоретические основы БЖД ,БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций ,включающих следующие темы: классификация и общая характеристика ЧС; принципы и способы защиты в условиях ЧС, обеспечение жизнедеятельности в ЧС; пожарная безопасность; ликвидация последствий ЧС; БЖД в условиях производства(охрана труда) включающая темы: правовые вопросы охраны труда, производственная санитария, техника безопасности.

Основным средством достижения безопасности жизнедеятельности в современных условиях является реализация обществом знаний и умений , направленное на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а так же ее место в общей области знаний.

Дисциплина базируется на следующих отраслях наук: анатомия и физиология человека, инженерная психология, гигиена труда, техническая эстетика, физика, химия, математика, метеорология, правовые и профессиональные дисциплины.

Необходимость знать историю развития науки о безопасности, а так же роли видных ученых , научно – исследовательских организаций в разработке научных основ БЖД.

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия и определения.

Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.

Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Существует несколько способов классификации опасностей:

- по природе происхождения:а) природные;б) технические;в) антропогенные;г) экологические;д.) смешанные.

- по локализации:а) связанные с литосферой;б) связанные с гидросферой;в) связанные с атмосферой;г) связанные с космосом

- по вызываемым последствиям:а) утомление;б) заболевание;в) травма;г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.

Физические опасности– движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.

Химические опасности – общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д.

Биологические опасности – патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизические опасности – физические и нервно-психические перегрузки.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности.

В структуре общей теории безопасности принципы и методы играют значительную роль и дают целостное представление о связях в рассматриваемой области знания. Принципы, методы, средства – это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие.

Ориентирующие: активности оператора, гуманизации деятельности, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности.

Технические: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности.

Организационные: защита временем, информации, резервирования, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, резервирования, эргономичности.

Управленческие: адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности.

Для определения методов обеспечения безопасности дадим определение следующим понятиям:

Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Гомосфера – пространство, где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается.

Три наиболее общих метода защиты от опасностей:

I - Пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, специальной организации и др.

II - Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.

III - Адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности. Метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, применения средств индивидуальной защиты.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной и индивидуальной защиты.



2015-12-07 1054 Обсуждений (0)
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1054)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)