Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 15. Правовая культура и правовое сознание (4 часа)



2015-12-07 1173 Обсуждений (0)
Тема 15. Правовая культура и правовое сознание (4 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




При изучении данной темы необходимо обратить внимание на понятие правосознания. Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания. Взаимосвязь с политической, экономической, нравственной, религиозной и иными формами сознания. Структура правосознания. Правовая психология и правовая идеология. Виды и уровни правосознания. Индивидуальное, групповое, массовое. Обыденное, профессиональное, научное. Правовое воспитание как основное средство юридической социализации личности, как целенаправленное формирование правовой культуры граждан. Понятие, формы и методы правового воспитания. Правовая культура и ее роль в становлении нового типа юриста, государственного служащего.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Понятие правосознания.

2. Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания.

3. Структура правосознания.

4. Правовая психология и правовая идеология.

5. Виды и уровни правосознания.

6. Понятие, формы и методы правового воспитания.

7. Правовая культура и ее роль в становлении нового типа юриста, государственного служащего.

Дополнительный библиографический список

1. Фербер Н. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.

1. Остроумов Г. С. Правовое сознание действительности. М., 1969.

2. Молчанов С. правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. 1991. №1.

3. Бура Н. А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986.

4. Татаринцев Е. В. Правовое воспитание: методология и методика. М., 1990.

5. Козюбра А. Н. перестройка и правовое воспитание советских граждан. Киев, 1989.

6. Никитин А. Ф. «Что такое правовая культура?». М.: Просвещение, 1998.

7. Пчелинцева Л. М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних //Журнал Российского права. 2003. №2.

8. Певцова Е. А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал Российского права. 2003. №10.

9. Смоленский М. Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал Российского права. 2004. №11.

10. Вершок И. Л. Об экологическом правосознании // Государство и право. 2003. №3. С. 42—49.

11. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры/ / «Государство и право». 2003. №10. С. 24—30.

Задания для выполнения на занятии:

1. Письменно ответьте на следующие вопросы:

а) Понятие правовой культуры.

б) Правовая культура в системе общей культуры личности и общества.

в) Структура и виды правовой культуры.

г) Содержание профессиональной культуры юриста.

д) Понятие, задачи и средства правового воспитания.

е)Формы правового воспитания личности.

2. Какими чертами характеризуется культура современного российского общества?

3. Каково соотношение правосознания и позитивного права?

4. Чем правовая психология отличается от правовой идеологии? Какова взаимосвязь двух этих элементов правосознания?

5. Может ли правовая идеология развиваться вне связи с правовой наукой? Приведите примеры.

6. Чем профессиональное правосознание отличается от научного?

7. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием так ил уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

8. В какие исторические эпохи государство законодательно закрепляет регулирующую роль правосознания?

9. Как правовая культура общества связана с правосознанием?

10. Охарактеризуйте правовую культуру современного российского общества.

11. А.И. Герцен писал: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над русским народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Какую особкнность российского менталитета подметил Герцен?

12. Каковы по вашему мнению причины распространения правового нигилизма в сознании российского общества в 1990-х годах?

13. Известный юрист профессор В.А. Туманов выделяет пассивную и активную формы правового нигилизма. Приведите примеры каждой их этих форм.

14 Перечислите основные методы борьбы с правовым нигилизмом. Какой из них по вашему мнению самый эффективный? Почему? Аргументируйте свой ответ.

 

Тест:

1. К какому понятию относится неуважение к правам и закону, отрицание социальной ценности права как нормативного регулятора общественных отношений?

1. К понятию "произвола власти".

2. К понятию "аморальность".

3. К понятию "политический инфантилизм".

4. К понятию "правовой нигилизм".

  1. Вид правового сознания, складывающийся стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и правового образования, называется:

1. Эмпирическим,

2. Профессиональным,

3. Научным,

4. Групповым.

  1. Назовите элемент правосознания:

1. Правовая идеология

2. Диспозиция

3. Санкция

4. Правовая культура

  1. Назовите уровень правосознания:

1. Уникальное,

2. Профессиональное,

3. Правовая идеология,

4. Правовая психология.

  1. Назовите вид правосознания:

1. Семейное

2. Групповое

3. Учебное

4. Бытовое.

  1. Укажите носителями какого вида правосознания являются работники правоохранительных органов:

1. Обыденного,

2. Профессионального,

3. Научного (теоретического),

4. Доктринальное.

  1. Негативно-отрицательным отношением к праву, законности, правопорядку характеризуется:

1. Правовой инфантилизм,

2. Правовой нигилизм,

3. Аморальность,

4. Перерождение правосознания.

 



2015-12-07 1173 Обсуждений (0)
Тема 15. Правовая культура и правовое сознание (4 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 15. Правовая культура и правовое сознание (4 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)