Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА



2015-12-07 967 Обсуждений (0)
ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность государства и его социальное назначение - ключевые факторы в определении

направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем

этапе развития общества.

Вместе с тем появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено

его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается

на содержании его деятельности, так как функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям.

Это наглядно видно на примере функций современного Российского государства, многие из

которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими этапами его

развития.

Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и

развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих

перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических

возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма

государственного аппарата и др.

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а

следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу

экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других – в сферу

политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции

государственной власти.

Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в

конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает

государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Содержание функций изменяется под влиянием различных факторов. Так, большим своеобразием

отличаются функции государства в периоды революционных потрясений, других радикальных

социальных перемен. Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным

назначением означает, что в содержании функций любого государства присутствуют как

классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура имеет ярко

выраженную дифференциацию, антагонизм между правящими и управляемыми, где классы и

социальные группы противостоят друг другу, государство выступает в роли политической

организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих

классов и групп и одновременно осуществляет организованное насилие в отношении своих

классовых противников.

Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведет к искаженному

представлению о выполнении им «общих дел». Например, в недалеком прошлом считалось, что в

обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и

не может быть надклассовых общесоциальных функций. Между тем общество представляет собой

единый социальный коллектив, государственную общность, где не только сосуществуют, но даже

сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управления

обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и

группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся национальная

безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание

общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств

для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Общесоциальная деятельность обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и

связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший

удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как

инструмента преодоления противоречий, средства достижения общего компромисса, стабилизации

общественных связей.

Престиж государства, политической власти, их поддержка народом непосредственно зависят от

демократического содержания функций государства,' умения и желания считаться и учитывать в

своей деятельности многообразные интересы, опираться на общечеловеческие ценности.

Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные неотъемлемые

права и свободы, осуществляющее террор против собственного народа или отдельных

национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран,

не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с

другими государствами.

На содержание функций государства оказывают большое влияние национальные моменты. Это

особенно характерно для многонациональных государств. В таких государствах их функции также

имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием

национальной культуры, национальных традиций, самобытности и др. И хотя в современном мире

практически нет однонациональных государств, национальная принадлежность выступает

цементирующей базой общества.

Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется

этнокультурными узами (язык, национальное сознание, обычаи и др.). В обществе политическая

дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) национальными интересами. Об этом

свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым

явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, возможность свободного

этнокультурного развития, размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и

т.п.

Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема

регулирования отношений .между различными нациями и народностями. Так, в развитии

российской государственности национальный фактор всегда играл важную роль и сохраняет

значение в нынешних условиях.

Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной

общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать

национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при

принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения национальной

напряженности и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения

демократическим путем национальных противоречий.

Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического

прогресса,оказывающего двойственноевоздействие на деятельность государства. С одной

стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке

открытий и изобретений, а с другой – законодательно ограничивать негативные последствия от

использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий,

значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и

органов, репродуктивной деятельности, генной инженерии выдвигают на первый план многие

нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от

незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно

устанавливать ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку,

разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, злоупотребление

доверием пациентов.

Функции государства зависят и от экологическогофактора. Каждое государство обязано

обеспечить защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической обстановке. При этом

экология в условиях научно-технического прогресса приобретает, по существу, планетарное

значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.

На функции государства воздействуют также процессы информатизацииобщества, создание

общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется

потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в

управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец,

законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать

против незаконных, несправедливых решений.

Демократическое государство призвано обеспечивать возможности для реализации свободы

информации и ее равную доступность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только

соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны

следственных действий, государственной и коммерческой тайны.

На характер и содержание функций государства влияет международная обстановка.В последние

годы наблюдается усиление влияния межгосударственных отношений, международных

организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государства.

Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой__ взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование

нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, другие

выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на деятельности государства как

внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

 

  1. ВОПРОС. Внешние и внутренние функции гос-ва.

Завьялов отнес к внешним функция:

- Обороны;

- Научно-технического сотрудничества;

- Поддержания мирового правопорядка;

- Взаимопомощи;

- Экологическая;

- Интеграции в мировую экономику;

 

Внутренние функции государства

Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции

государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует

целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через

которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе

обеспечение народовластия.

Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени

осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством

которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного

участия народа в осуществлении власти через референдум.

Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов,

население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной

власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции

в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

1) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных государственных

решениях;

2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных

территорий и управление ими;

3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования

демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в

управлении собственными делами;

4) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия

означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость

государства от общества и ответственность перед ним;

5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например,

Конституционным Судом), а также непосредственно народом путем осуществления права на

противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего

конституционного строя.

Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью

создание жизнеспособного демократического общества.

Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного

народовластия, так как демократические институты могут быть использованы и в

антидемократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании

большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое,

выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте интересов

различных социальных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав человека,

интересов меньшинства во имя общего блага.

Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является

ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция

позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим

направлениям деятельности государства.

Экономическая функциягосударства зависит от того, осуществляется ли она в условиях

распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики,

господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические

отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения

ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и

равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается

преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со

стороны государства. В этих условиях государство "сбросило" с себя часть обязанностей в

экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным

образом к следующим мерам:

1) выработка экономической политики в масштабе общества;

2) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность.

Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение,

например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный транспорт, связь и

др.;

3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование

государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия

всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения

недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного

производителя;

4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего

экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики

при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

В период экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на

элементы саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых

средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в

странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт

зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического

развития, но и практически невозможен без определенных целей, механизмов их осуществления,

без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и

содержание планирования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных

отношениях: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических

методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный

характер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные

интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.

При характеристике экономических функций государства следует иметь в виду, что рынок -

динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его

регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет эффективность.

Социальная функциягосударства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее

содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих

государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции - обеспечение

общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных

возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в

государственной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи,

сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории

добавились беженцы и вынужденные переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоицальное начало - снятие или смягчение

социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения;

обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного

объема благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашено право каждого на жизненный

уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека, а также его

семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит

гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных

граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры

социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на

свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий

труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Все эти

проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает

необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на

труд), а с другой - формирование системы страхования от безработицы, подготовки и

переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение

государство^ занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости - идеальная

цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако

ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И

хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального

плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о

том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности

людей, чтобы по возможности смягчить социальные последствия своей политики путем

расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев

общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной

политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных

областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой,

материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений,

учреждений культуры.

Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны, и

вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры

печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.

В условиях рынка государство должно освободить указанные сферы от рыночных механизмов,

взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть

общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях:

здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом

зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.

Экологическая функциятесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной

обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую

безопасность страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это

направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение.

Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные

последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно

устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования,

условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения

качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право

на безопасную (благоприятную) окружающую среду - одно из естественных прав человека.

В ст. 42 Конституции РФ зафиксировано: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую

среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его

здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Это конституционное право

предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических

лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что

государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества

окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности,

предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и

общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда,

причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;

государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновные в нарушении экологических требований.

Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль.

Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной

политики. Налоги предназначены для:

а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата;

б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения;

в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой

системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных

полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость

рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между

государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный

"вертикальный" характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает

внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав

и законных интересов налогоплательщиков.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов

государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов

финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и

рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед

государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью

использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных

финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная

палата, Центральный банк, Министерство финансов, Налоговая служба, Государственный

таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной

власти и др.__

В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют

не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по

отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных

этапах развития общества, в период его реформирования, сопровождаемого становлением новых

рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть

выделена в качестве самостоятельной.Она отличается от других функций не только особой

сферой применения, но и формами и методами осуществления: проведение ревизий, проверок,

установление нормативов деятельности субъектов, мерами воздействия и др.

Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую

стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном

объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное,

должно вести строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты

интересов общества, государства, личности.

Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав



2015-12-07 967 Обсуждений (0)
ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (967)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)