Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательная власть. В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически



2015-12-07 764 Обсуждений (0)
Законодательная власть. В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически 0.00 из 5.00 0 оценок




В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически избираемый парламент – один из высших государственных органов. В федеративном государстве законодательную власть на основе разграничения компетенции осуществляют легислатуры (законодательные органы) федерации и субъектов федерации. Не бывает местных органов законодательной власти.
Демократически избираемый законодатель – это представительный орган. Он принимает решения в рамках открытого, гласного политического процесса, дающего формально равный доступ к законотворчеству всем носителям социальных интересов. Легитимация закона с помощью демократической процедуры – необходимое, но еще не достаточное условие правового характера, юридичности закона.
Современные парламенты обычно состоят из двух палат – верхней и нижней. Такая двухпалатная организация легислатуры является элементом сдержек и противовесов в рамках законодательной власти: обычно нижняя палата является фактическим законодателем (парламент в целом является номинальным законодателем), а верхняя обладает контрольными полномочиями в законодательном процессе. Верхняя палата далеко не всегда формируется путем всеобщих прямых выборов. В большинстве стран часть или все члены верхней палаты назначаются или избираются путем косвенных выборов.
Сдержки и противовесы в отношениях между ветвями государственной власти проявляются и в сфере законодательного процесса.

Теория различает в законодательном процессе пять стадий. Первая стадия – внесение законопроекта в нижнюю палату парламента субъектами законодательной инициативы. Прежде всего, такими субъектами являются сами депутаты нижней палаты. Строгое разделение властей на законодательную и исполнительную должно исключать право законодательной инициативы для органов исполнительной власти. Ибо подготовка законопроекта органом исполнительной власти означает, что будущий исполнитель закона закладывает его фундамент, задает содержание закона номинальному законодателю.
Вторая стадия – рассмотрение законопроекта в нижней палате, как правило, в трех чтениях. Необходимость трех чтениях вызвана самой логикой демократической процедуры законотворчества. Первое чтение означает первое формальное ознакомление законодателей с законопроектом. Если законопроект принимается в первом чтении, то назначается второе чтении, во время которого происходит обсуждение законопроекте существу. Затем в него вносятся поправки, снимаются взаимоисключающие поправки, после чего он выносится на заключительное, третье чтение, по итогам которого законопроект утверждается в окончательном виде.

Третья стадия – вотирование закона нижней палатой, т. е. голосование по законопроекту, в результате которого либо закон считается не принятым, либо вотированный закон направляется в верхнюю палату парламента. Таким образом, вотирование еще не означает принятие закона: закон принимается не нижней палатой, а парламентом. Обычно для вотирования простых законов требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов нижней палаты. Для органических или конституционных законов требуется квалифицированное большинство.
Четвертая стадия – одобрение вотированного закона верхней палатой парламента. Как правило, если простой закон в течение определенного срока не рассмотрен верхней палатой, то он считается "одобренным по умолчанию". Органические или конституционные законы, а также законы по определенным вопросам, указанным в конституции, не могут быть «одобрены по умолчанию». Рассмотрев закон, верхняя палата может одобрить его требуемым большинством голосов либо не одобрить (отклонить, заявить возражения). Во втором случае закон, как правило, направляется в нижнюю палату парламента, которая вправе преодолеть возражения верхней палаты квалифицированным большинством голосов. В противном случае закон считается не принятым

Пятая стадия – промульгация. Закон, принятый палатами парламента, не вступает в силу автоматически. В условиях разделения властей номинальный глава государства или глава исполнительной власти, на которого возложены обязанности номинального главы государства, должен подписать закон и публиковать его для всеобщего сведения. Если иное не предусмотрено в самом законе, то он вступает в силу с момента его опубликования. Если государственный орган, промульгирующий законы, обладает правом отлагательного вето, то пактам парламента дается право преодолевать вето квалифицированным большинством голосов каждой из палат.

Исполнительная власть

Система органов исполнительной власти обладает заключенной в правовые рамки институциональной принудительное силой, обеспечивающей исполнение законов и судебных решений. Государственное принуждение непосредственно осуществляют полиция, внутренние войска, уголовно-исполнительные учреждения. Оборону страны и обеспечение внешней безопасности государства осуществляют находящиеся в ведении исполнительной власти вооруженные силы, учреждения дайной полиции, внешней разведки и контрразведки.
Если органы исполнительной власти обладают автономными нормотворческими полномочиями, то это значит, что они не только обладает принудительной силой, но и сами для себя устанавливают нормы, позволяющие осуществлять принуждение. Такие органы фактически будут доминировать в аппарате государства, ибо в отличие от номинального законодателя они обладают не только властью приниматьнормативные, решения, но и силой, чтобы, проводить эти решения в жизнь.

С точки зрения права органы исполнительной власти должны быть подчинены требованию "запрещено все, что прямо не разрешено правом (правовым законом)". Исполнительные органы не должны заниматься нормотворчеством, но должны действовать во исполнение закона и в рамках бюрократических процедур, регламентированных законом. Если высшие исполнительные органы все же издают нормативные акты (в современном обществе издание таких актов по частным вопросам может быть более целесообразным, нежели детальная законодательная регламентация), то это не может делаться в силу какой-то общей нормотворческой компетенции исполнительной власти. Президентское, или правительственное нормотворчество оправданно лишь в рамках полномочий, специально делегированных законодателем по конкретному вопросу.
Законность актов исполнительной власти может быть оспорена в судебном порядке. Недопустимо издание секретных нормативных актов, тем более в порядке делегированного нормотворчества, ибо акты правительственно-административных органов не могут быть легитимированы демократической процедурой законотворчества. Существует правовая аксиома: нормативный акт, не опубликованный официально для всеобщего сведения, не применяется.

Органы исполнительной власти занимаются не только исполнением законов, но и административной, распорядительнойдеятельностью – управляют подчиненными им органами учреждениями.В условиях разделения властей высшими исполнительными органами являются монарх (в дуалистической монархии), президент (в президентской или полупрезидентской республике) и правительство, формируемое монархом или президентом либо ответственное перед парламентом (в парламентарных странах и в полупрезидентской республике). Прокуратура как контрольная подсистема исполнительной власти должна быть независимой от этих высших исполнительных органов. Местные административные органы обычно формируются центральными органами исполнительной власти. В федеративном государстве компетенция исполнительной власти разделена между федеральными органами и органами субъектов федерации. Наряду с исполнительными органами субъектов федерации могут создаваться местные органы федеральной исполнительной власти.
Система органов исполнительной власти имеет иерархическую структуру, нижестоящие органы несут ответственность перед вышестоящими. Вместе с тем в правовом государстве иерархически соподчиненные органы исполнительной власти самостоятельны в рамках своей компетенций и вышестоящие органы не вправе вмешиваться в компетенцию нижестоящих;

Судебная власть

Разрешая споры о праве, суд защищает права в рамках надлежащей правовой процедуры: субъект, права которого нарушены, как равноправная сторона вступает в спор о праве с любым частным или должностным лицом, с любым государственным органом, нарушившим его права. Перед лицом суда все формально равны – и частные лица, и носители публично-властных полномочий. Различают суды общей, административной и конституционной юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассматривают споры о праве, возникающие между формально равными субъектами. Это гражданско-правовые споры, возникающие между частными лицами, и уголовные дела. В последних формально - равными субъектами (сторонами спора о праве), выступают обвиняемый (подсудимый) и общество (народ), от имени которого действует государство в лице компетентных органов. Суды административной юрисдикции рассматривают споры о праве, возникающие между частными лицами и правительственно-административными органами по поводу их решений, которыми, по мнению частных лиц, нарушены их права. Если суд признает такое решение незаконным, то он объявляет его недействительным. Если суд установит, что административное решение законно, но закон, лежащий в его основе, противоречит конституции, то он признает административное решение недействительным. Однако в последнем случае суд административной юрисдикции не вправе объявлять недействительным сам закон.  
       
                                               

Суды конституционнойюрисдикции рассматриваются споры о праве между гражданином и законодателем по конституционности закона, нарушающего, по мнению гражданина, его конституционные права и свободы. Закон признанный судом, противоречащим конституции (нарушаются конституционные права и свободы), объявляется недействительным полностью или частично. Причем закон утрачивает силу по решению конституционного суда, т. е. не требуется отмена закона издавшим его законодателем.

Вопросы для самоконтроля 1. Что такое государственная власть? 2. Чем различаются легитимность и легальность государственной власти? 3. В чем заключается смысл теории разделения власти? Какова особенность каждой ветви власти? Вопросы к семинарским занятиям 1. Понятие социальной власти. Государственная власть как разновидность социальной власти. Характерные черты государственной власти, ее суверенные свойства. 2. Единство государственной власти и принцип разделения властей. 3. Законодательная власть. 4. Исполнительная власть. 5. Судебная власть. 6. Система «сдержек и противовесов» как средство реального обеспечения разделения властей. Курсивом выделены вопросы, обсуждаемые на электронном семинаре (форуме).  
 
  Какие типы государств в зависимости от общественно-экономической формации Вам известны?  
                                                                           
                                               
  социалистическое

 

     
     
  феодальное

 

             
                                         
                                                                           
                                               
  коммунистическое

 

     
     
  первобытнообщинное

 

             
                                         
                                                                           
                                               
  современное

 

   
     
  рабовладельческое

 

         
                 
                                             
                                                                           
                                               
  полуфеодальное

 

     
     
  капиталистическое

 

             
                                         
                                                                             
Что представляет собой общественно – экономическая формация:  
                                                                           
                                               
  элемент формы государства

 

     
     
  определенный исторический тип государства

 

             
                                         
                                                                           
                                               
  элемент экономической политики государства

 

     
     
  элемент формы государства

 

             
                                         
                                                                           
                                               
  составная часть государственной власти

 

   
     
  определенный способ производства

 

         
                 
                                             
                                                                           
                                               
  основу формационного подхода типологии государства

 

     
     
  определенный исторический тип общества

 

             
                                         
                                                                             
Основателем какого подхода в типологии государств является А.Тойнби?  
                                                                                 
     
  исторического

 

         
  психологического

 

   
                                                                                 
     
  цивилизационного

 

         
  естественно-правового

 

   
                                                                                 
     
  формационного

 

           
  нормативистского

 

     
                                                                                 
     
  социалистического

 

             
  договорного

 

         
                                     
Укажите основные характеристики цивилизационного подхода к типологии государств:  
                                                                           
                                               
  определенной цивилизации соответствует одноименный тип государства

 

     
     
  в основе типологизации государств лежит категория «общественно – экономическая формация»

 

             
                                         
                                                                           
                                               
  в основу типологизации положена форма государственного устройства

 

     
     
  все государства с точки зрения цивилизационного подхода делятся на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические

 

             
                                         
                                                                           
                                               
  в основу типологизации положена форма государственного правления

 

   
     
  в основе типологизации государств лежит понятие «цивилизация»

 

         
                 
2015-12-07 764 Обсуждений (0)
Законодательная власть. В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательная власть. В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (764)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)