Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меры, принимаемые по результатам государственного надзора



2015-12-07 580 Обсуждений (0)
Меры, принимаемые по результатам государственного надзора 0.00 из 5.00 0 оценок




По результатам государственного надзора в зависимости от установленных нарушений должностными лицами государст­венного надзора выдаются следующие виды предписаний, обяза­тельные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами.

1. Об устранении выявленных нарушений обязательных требо­ваний нормативных документов по стандартизации.

Право подписи этих предписаний принадлежит государственным инспекторам, осуществляющим государственный надзор (приложе­ние 1, стр. 109).

2. О запрете реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения процессов (работ) и оказания услуг в случаях:

* несоответствия продукции, процессов (работ), услуг обяза­тельным требованиям нормативных документов по стандартизации;

* отсутствия зарегистрированной в установленном порядке нормативной документации по стандартизации;

* отсутствия на продукцию (услугу), подлежащую обязательной сертификации, сертификатов соответствия (копии сертификатов соответствия) или декларации о соответствии (копии декларации о соответствии); маркировки продукции знаками соответствия без наличия на это права.

Право подписи предписаний, выдаваемых на отдельные прове­ренные партии продукции, процессы (работы), услуги, принадлежит

государственным инспекторам, осуществляющим государственный надзор (приложения 2, 3, стр. 110, 111).

Право подписи предписаний, выдаваемых на всю продукцию одного наименования, процессы (работы), услуги, принадлежит главным государственным инспекторам (приложение 4, стр. 113).

3. О приостановке производства продукции, выполнения процесса (работы), услуги при установлении факта нарушений обязательных требований нормативных документов по стандарти­зации и при отсутствии необходимых условий для производства изделий надлежащего качества.

Право подписи этих предписаний принадлежит главным госу­дарственным инспекторам (приложение 5, стр. 114).

Формы предписаний и порядок их выдачи отражены в государст­венном стандарте Республики Казахстан СТ РК 1.18-2001 «ГСС. Формы предписаний, выдаваемых по результатам государственного надзора и контроля, и порядок их выдачи».

По результатам государственного надзора в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных право­нарушениях» к гражданам, должностным и юридическим лицам применяются административные меры ответственности за нару­шение законодательства о стандартизации, совершенное в виде:

а) выпуска (в том числе из ремонта) или поставки (реализации) товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцов (эталонов);

б) выпуска на продажу в розничных торговых организациях, на рынках продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий;

в) выпуска (в том числе из ремонта), поставки (реализации) или использования (эксплуатации) продукции, выполнения работ и услуг без соответствующих нормативных документов;

г) передачи заказчику либо в производство конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий по качеству продук­ции или требованиям стандартов на технологические процессы.

д) несоблюдения стандартов и технических условий при тран­спортировке, хранении и использовании (эксплуатации) продукции, а также при расфасовке и реализации фасованных товаров в упаковках любого вида, если это повлекло снижение качества, порчу

или сверхнормативные потери продукции;

е) реализации продукции, подлежащей обязательной сертифи­кации, без наличия сертификата соответствия (копии сертификата соответствия), и (или) знака соответствия, или декларации о соответствии (копии декларации о соответствии), а также в случае их подделки, истечения или приостановления срока действия;

ж) необоснованной выдачи или подтверждения действия сертификата соответствия;

з) проведения сертификационных испытаний продукции без аккредитации;

и) неисполнения предписаний органов, осуществляющих госу­дарственный надзор за соблюдением требований стандартов и технических условий, правил сертификации и метрологических правил.

Данные нарушения влекут штраф на граждан в размере от пяти до десяти, на должностных лиц - в размере от пятидесяти до ста. на юридических лиц - в размере до двухсот месячных расчетных показателей.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати, на должностных лиц -в размере от ста до ста пятидесяти, на юридических лиц - в размере до пятисот месячных расчетных показателей.

Государственным инспекторам предоставлены широкие права, но если они их не выполняют или относятся к ним ненадлежащим образом, то несут ответственность в установленном законода­тельством порядке.

Госинспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.

2 осн. [71-80].

Контрольные вопросы:

1. Основные задачи ГК и Н (государственный надзор и контроль).

2.Основные положения о государственном надзоре за выполнением требований стандартов

3. Права и обязанности инспектора надзора.

4. Меры, применяемые по результатам государственного надзора.

5. Финансирование работ по государственной стандартизации.

6. Совершенствовании Государственной системы стандартизации РК

 

Лекция №\10 Сущность и содержание сертификации.

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того, чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

ИСО/МЭК предлагает термин «соответствие» (Assurance of conformity), указывая, что это процедура, в результате которой может быть представлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям. Это может быть:

- заявление поставщика о соответствии (suppliers declaration), т.е. его письменная гарантия в том, что продукция соответствует заданным требованиям; заявление, которое может быть напечатано в каталоге, накладной, руководстве об эксплуатации или другом сообщении, относящемся к продукции; это может быть также ярлык, этикетка и т.п.;

- сертификация (certification) – процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям.

Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса (деятельности) сертификации, могут быть различными в зависимости от ряда факторов.

Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции (процесса, услуг) – это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящиеся именно к данной продукции. Несколько таких систем сертификации однородной продукции со своими органами и другими составляющими могут входить в общую систему сертификации.

Систематическую проверку степени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой соответствия (conformity assessment). Более частным понятием оценки соответствия считают контроль (inspection), который рассматривают как оценку соответствия путем измерения конкретных характеристик продукта.

В оценке соответствия наиболее достоверными считаются результаты испытаний «третьей стороной». Третья сторона – это лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика (первая сторона), ни от покупателя (вторая сторона).

Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой по принятым правилам. Испытания осуществляют в испытательных лабораториях, причем это название употребляют по отношению как к юридическому, так и к техническому органу.

Сущность обязательной и добровольной сертификации

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность. В зарубежных странах действуют прямые законы по безопасности изделий (например, Директивы ЕС). Поэтому обязательная сертификация проводится на соответствие указанным в них требованиям (непосредственно либо в виде ссылки на стандарт).

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации.

Участники сертификации

Участие в системах сертификации может быть в трех формах: допуск к системе сертификации; участие в системе сертификации; членство в системе сертификации.

Допуск к системе сертификации означает возможность для заявителя осуществить сертификацию в соответствии с правилами данной системы. Участие и членство в системе сертификации устанавливается на уровне сертификационного органа.

Участник системы сертификации – это орган по сертификации, который в своей деятельности применяет правила данной системы, но не имеет права участвовать в управлении системой.

Таким образом, первая форма участия относится к предприятиям-изготовителям, поставщикам продукции, которые по тем или иным причинам сертифицируют свою продукцию в рамках выбранной ими системы (например, при добровольной сертификации), либо обязаны проводить сертификацию по данной системе, например, на основании положений об обязательной сертификации. Две другие формы касаются деятельности сертификационного органа в национальных, региональных и международных системах сертификации.

Соглашения по признанию

Соглашением по признанию называют соглашение, основанное на том, что одна сторона принимает результаты, полученные от «применения одного или нескольких установленных функциональных элементов системы сертификации», которые представлены другой стороной. В сущности это взаимное признание может относиться как к общим результатам, так и только к испытаниям («соглашение по испытаниям») или только к контролю («соглашение по контролю»). Соглашения по признанию заключаются на национальном, региональном и международном уровнях.

Одностороннее соглашение состоит в принятии одной стороной результатов работы другой стороны.

Двустороннее соглашение – это соглашение по взаимному признанию, оно включает принятие каждой стороной результатов работы другой стороны.

Многостороннее соглашение – это соглашение о взаимном признании результатов работы более чем двух сторон.

В рамках подобных соглашений права и обязанности сторон могут быть одинаковыми. Однако возможности сторон могут не совпадать, что приводит к неэквивалентным отношениям. Это следует учитывать при двусторонних отношениях, которые не всегда бывают отношениями на основе взаимности, когда обе стороны имеют одинаковые права и обязанности по отношению друг к другу.

Сертификация и технические барьеры в торговле.

Возникновение сертификации связано с предоставлением потребителю гарантий по соответствию покупаемых им товаров требованиям конкретных стандартов. С развитием сертификации стало очевидным ее положительное влияние на торговые связи между государствами: сроки получения разрешения на ввоз значительно сокращались для сертифицированного товара; не требовалось повторных испытаний в принимающей стране, если она признавала сертификат поставщика.

Однако по мере увеличения количества национальных систем сертификации все более отчетливо обозначались их различия. Эти различия связаны как со стандартами, на соответствие которым проводятся сертификационные испытания, так и с законами, на основании которых введена сертификация, а также с правилами процедуры сертификации и пр. В связи с этим определилась совсем другая роль сертификации в международной торговле – как технического барьера.

Сертификационные барьеры возникают не только по указанным причинам, которые в определенной степени складывались объективно. Совсем иной механизм возникновения препятствий в торговле имеет превращение сертификации в способ протекционизма для защиты внутреннего (или регионального, как в ЕС) рынка от проникновения товаров иностранного производства. В таких случаях используют усложнение административной стороны испытании импортируемых товаров, ужесточают контроль качества, принимают стандарты (государственные или региональные), касающиеся процедуры испытаний (например, европейские стандарты серии 45000), что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов, а для некоторых стран признание вообще оказывается невозможным. Протекционистские меры нередко связаны с принятием национальных обязательных стандартов или технических регламентов под давлением транснациональных корпораций, которые, как известно, принимают активное участие в стандартизации на национальном уровне, обеспечивая главную часть финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации и стремясь нередко получить возможность контроля над деятельностью технических комитетов.

Таким образом, вероятность превращения стандарта в инструмент конкурентной борьбы велика, а поскольку иностранному поставщику подобной продукции придется доказывать ее соответствие, как правило, в таких случаях весьма высоким требованиям, получить сертификат соответствия достаточно проблематично. В организации систем сертификации нередки случаи создания таких условий получения сертификата, которые невыполнимы для средних и тем более мелких фирм.

Осн.: 1 [ 48-53], 2 [ 51-60]

Контрольные вопросы:

1. Сущность и содержание сертификации

2. Участник системы сертификации

3. Сертификация и технические барьеры в торговле.

 

Лекция №11 Правовые основы и организационно-методические принципы сертификации в РК

Закон РК «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы сертификации продукции, систем качества и производств, работ и услуг в Республике Казахстан, регулирует отношения в области сертификации, устанавливает права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Цели сертификации:

- обеспечение безопасности продукции, процессов, работ, услуг для жизни и здоровья людей, охраны имущества граждан и окружающей среды;

- защита интересов потребителей в вопросах качества продукции и услуг;

- устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- создание необходимых условий для деятельности физических и юридических лиц на едином товарном рынке Казахстана, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Государственное регулирование и управление в области сертификации

1. Управление работами по сертификации осуществляет уполномоченный государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, определяемый Правительством Республики Казахстан – Государственный комитет по техническому регулированию.

2. Физические и юридические лица организуют и осуществляют свою деятельность по сертификации в соответствии с положениями данного Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Организация государственной системы технического регулирования по подтверждению соответствия

1. Организационную структуру государственной системы технического регулирования по подтверждению соответствия: органы по подтверждению соответствия и аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

2. Государственная система технического регулирования по подтверждению соответствия:

- обеспечивает проведение единой политики в области сертификации;

- устанавливает основные правила и процедуры сертификации;

- определяет требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам), процедуры их аккредитации;

- определяет процедуры подготовки и аттестации экспертов-аудиторов по сертификации;

- устанавливает правила ведения реестра государственной системы сертификации, аудита инспекционного контроля, иные требования, необходимые для реализация целей сертификации.

Организационные и методические принципы:

• обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

• объективность и независимость от изготовителя и потребителя;

• профессиональность испытаний;

• исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;

• право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;

• открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;

• многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

• использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;

• признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РК на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Казахстан;

• соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

• привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.

Основные правила сертификации:

• Допускается аккредитация в качестве органов по обязательной сертификации и испытательных лабораторий организаций любых форм собственности: частных, государственных и др. К этим организациям предъявляются требования компетентности и независимости, что должно полностью исключить влияние со стороны изготовителя и потребителя на результаты испытаний и сертификации.

• Аккредитацию организуют и осуществляют Госстандарт РК на основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции сертификационных органов. Аттестацию проводят комиссии, в состав которых включают экспертов, представителей изготовителей и обществ потребителей, научно-исследовательских организаций, территориальных органов Госстандарта, других государственных органов управления. Документ, который оформляется по результатам аккредитации, называется аттестатом аккредитации.

• В системе может быть аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В таком случае заявителю предоставлено право выбора органа, который будет заниматься сертификацией его продукции.

• Орган по сертификации однородной продукции устанавливает схемы, по которым возможно сертифицировать продукцию в соответствующей системе.

• При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия.

• Инспекционный контроль за центральными органами, органами по сертификации и испытательными лабораториями входит в функции Госстандарта и других государственных органов управления.

• Вся информация о центральных органах по сертификации, аккредитованных органах и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции, аттестованных экспертах и т.п. содержится в Государственном реестре, который ведет Госстандарт РК.

Порядок проведения сертификации

а) Подача заявки на сертификацию.Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии — в Госстандарт РК. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю решение.

б) Отбор, идентификация образцов и их испытания.Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.

в) Оценка производства.В зависимости от выбранной схемы сертификации проводится анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.

г) Выдача сертификата соответствия.Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.

По результатам оценки составляется заключение эксперта, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

д) Применение знака соответствия.Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации.

е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия, сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год).

ж) Корректирующие мероприятияназначаются в случаях нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия.

Схемы сертификации.

Схемы сертификации, применяемые в Казахстане и разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК и практики подтверждения соответствия в ЕС, приведены в таблице 2.

Таблица 2.

 

Схемы сертификации

 

Номер схемы Способы подтверждения соответствия Проверка производства Инспекционный контроль
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца.
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя.
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя.
Испытания типа Сертификация производства или системы качества Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя Контроль производства (системы качества).
Испытания типа Сертификация системы качества Контроль системы качества
Испытания партии    
Испытание каждого образца    
Рассмотрение декларации о соответствии    
Рассмотрение декларации о соответствии Анализ состояния производства  

 

Органы по сертификации и испытательные лаборатории

Орган по сертификации — это официально признанная путем аккредитации на компетентностъ и независимость организация, которая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации.

Требования к аккредитуемой организации (органа по сертификации):

• быть третьей стороной;

• быть технически компетентной в области сертификации заявленной области;

• иметь необходимые средства и документированные процедуры;

• располагать квалифицированным, специально обученным персоналом;

• обладать актуализированным фондом соответствующих стандартов и других нормативных документов;

• обеспечить не только сертификацию и испытания, но и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

Обязанности и основные функции органа по сертификации:

• проведение сертификации продукции по правилам и в пределах аккредитации;

• выдача лицензии на применение знака соответствия обладателю сертификата;

• прекращение или приостановление деятельности в случае отмены действия аттестата аккредитации;

• создание надлежащих условий для инспекционного контроля за его деятельностью;

• представление информации в аккредитующий орган о своей деятельности, о всех изменениях, связанных с ней;

• соблюдение конфиденциальности сведений, относящихся к коммерческой тайне заявителя.

Основные функции органа по сертификации:

• распределение обязанностей, ответственности и взаимодействия сотрудников;

• составление методических разработок, в которых содержатся указания по функционированию органа и обоснования по выбору процедур и схем сертификации;

• комплектование и постоянное обновление фонда нормативных документов, используемых в системе;

• проведение сертификации продукции, выдача сертификатов и лицензий на пользование знаком соответствия, отмена их действия или приостановление;

• регистрация сертификатов соответствия и учет зарубежных сертификатов, протоколов испытаний и иных документов по соответствию продукции;

• инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если этого требует схема сертификации);

• обеспечение всех заинтересованных сторон информацией о результатах сертификации или выявленных несоответствиях;

• предоставление заявителю беспрепятственного доступа к информации об услугах, которые он может предложить.



2015-12-07 580 Обсуждений (0)
Меры, принимаемые по результатам государственного надзора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Меры, принимаемые по результатам государственного надзора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)