Виды работ, при которых производится контроль колесных пар: при полном после обточки колес и обыкновенном освидетельствовании.
Вариант метода DR 1.1
Наименование операции
Наименование, марка материала
Контроль ультразвуковой
Сталь колесная марки 2 и 3 по ГОСТ 10791-2004
Наименование оборудования
НД на контроль
Обозначение ИОТ
Дефектоскоп ультразвуковой типа УД2-102, преобразователь пьезоэлектрический П112-2,5(РС), ОСО 32.008-09, НО 1.11.002-К.
СТО 1.11.002-2008
ТИ 07.74-2009
Контролируемый объект
Объем контроля
Угол ввода α, градусы
Частота f, МГц
Схема сканирования, направление прозвучивания
Браковочная чувствительность NDR1.1, дБ
Зона контроля
Тип выявляемых дефектов
Основное сечение обода колеса
100 %
2,5
С поверхности катания, при установке ПЭП на расстоянии 110 мм от внутренней боковой поверхности колеса.
Устанавливается по ОСО 32.008-09, плоскодонные засверловки Ø 4 мм на глубине
10 мм и 30 мм
10…50 мм
Продольные усталостные трещины, развивающиеся параллельно поверхности катания, неметаллические включения.
1 Подготовка к контролю.
1.1 Включить дефектоскоп, вызвать настройку № _____. По настроечной карте в меню дефектоскопа проверить основные параметры контроля. Изменить усиление дефектоскопа на величину КД (DDR1.1) (если КД отрицательное, то усиление уменьшается, положительное – увеличивается).
1.2 Установить ПЭП на поверхность катания настроечного образца НО 1.11.002-К в сечении Б-Б на расстоянии 110 мм от внутренней боковой поверхности колеса, найти максимум эхо-сигнала от засверловки диаметром 5 мм на глубине 30 мм. По настроечной карте проверить соответствие амплитуды сигнала NБ-Б ± 2 дБ и показание глубиномера Y ± 5 мм, при несоответствии параметров выполнить редактирование настройки в соответствии с Приложением А ТИ 07.74-2009.
2 Проведение контроля.
2.1 Установить браковочный уровень чувствительности NDR1.1, затем увеличить чувствительность дефектоскопа до уровня фиксации (NDR1.1+ 6 дБ).
2.2 Нанести контактирующую жидкость на 1/3 поверхности катания колеса, отметить мелом контролируемую зону. Установить ПЭП на поверхность катания на расстоянии 110 мм от внутренней боковой поверхности колеса. Выполнить сканирование в данной зоне по круговой траектории.
2.3 Последовательно поворачивая колесо на 1/3 часть повторить контроль всего колеса по п.2.2
2.4 При толщине обода менее 50 мм и попадания донного эхо-сигнала в зону ВС1, войти в меню настройки развертки «Развертка, Зоны ВС» и уменьшить значение конца зоны ВС1, таким образом, чтобы донный сигнал находился вне зоны контроля.
2.5 Установить ПЭП на другое колесо КП и выполнить контроль второго колеса по п.п. 2.2-2.4.
3Оценка качества.
3.1 Колесо бракуется, если амплитуда сигнала от дефекта доходит или превышает середину вертикальной шкалы экрана при браковочной чувствительности в зоне временной селекции. Результаты контроля занести в журнал. При обнаружении недопустимого дефекта записать в протокол контроля в соответствии с РЭ дефектоскопа.
Дефекты, подлежащие выявлению по классификатору 1.20001-2007: при полном освидетельствовании 511, при обыкновенном – 511, 614, 615
Внимание! Работать в х/б перчатках с прорезиненной поверхностью. При работе от сети 50 Гц 220 В дефектоскоп необходимо заземлить.
ОК
Контроль неразрушающий ультразвуковой Листов: 3 Лист: 1
Инв.№ подл.
Подпись и дата
вэ.инв.№
Инв.№ дубл.
Подпись и дата
Лист: 2
Настроечная карта
DR1.1
Цельнокатаное колесо
Дефектоскоп УД2-102
Контроль основного сечения обода.
Проверка основных параметров УЗК осей колесных пар по варианту метода DR1.1
1. Преобразователь 0° раздельно-совмещенный, f = 2,5 МГц, засверловка Æ 5мм в сечении Б-Б на глубине 30 мм.
2. Основные параметры контроля, устанавливаемые в меню дефектоскопа
Общие параметры
Параметры развертки
Параметры ВРЧ
Параметр
Значение
Параметр
Значение
Параметр
Значение
«ЧАСТОТА»
2,5 МГц
«РАЗВЕРТКА»
120 %
«Режим ВРЧ»
ВКЛ
«ВКЛ.ПЭП»
РС
«ВС1:НАЧ.»
10 Y
«Индикация ВРЧ»
«+»
«АМПЛ.ЗОНД.»
ВЫС.
«ВС1:КОН.»
50 Y
«Режим ВРЧ»
Ручн. ВРЧ
«УГОЛ ВВОДА»
0°
«ВС1:МЕТОД»
ЭХО
«ВРЧ: НАЧ.»
10 Y
«СКОР-ТЬ»
5900 М/С
«ВС2:МЕТОД»
НЕТ
«ВРЧ: КОН»
30 Y
«ТОЛЩ.»
0000.0 ММ
«АРУ:НАЧ.»
0.0 Y
«ВРЧ: АМПЛ.»*
-- дБ
«ДОП.УСИЛ.»
+ 6 дБ
«АРУ:КОН.»
0.0 Y
«ВРЧ: ФОРМА»
00 дБ
«ОТСЕЧКА»
5 %
«ДО ВРЧ»
00 дБ
«ПОСЛЕ ВРЧ»
00 дБ
* – Значения Амплитуды ВРЧ устанавливается при настройке браковочной чувствительности на ОСО 32.008-09
3. Настраиваемые параметры контроля
№ настройки
№ ПЭП
Дальность до
отражателя Y, мм
Усиление, дБ
Браковочный уровень чувствительности
на НО
Коэффициент выявляемости
NDR1.1
NБ-Б
КД (DDR1.1)= NБ-Б – NDR1.1
Разраб.
Лист: 2
Листов: 3
Изм.
Лист
№ докум
Подпись
Дата
Изм
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Н.контр
Инв.№ подл.
Подпись и дата
вэ.инв.№
Инв.№ дубл.
Подпись и дата
Лист: 3
Карта эскизов
Цельнокатаное колесо
Дефектоскоп УД2-102
Вариант метода DR1.1
Контроль основного сечения обода.
120°
Зона
поиска
120°
Условия браковки:
Цельнокатаное колесо бракуется при амплитуде эхо-сигнала в зоне контроля выше 1/2 высоты экрана, при установке браковочной чувствительности.
Обнаружены дефекты, отражающая способность которых равна или превышает отражающую способность плоскодонного отражателя диаметром 4 мм, залегающей на той же глубине, что и дефект. Эквивалентная площадь дефекта SП - равна или более 13 мм2.
Виды работ, при которых производится контроль колесных пар: при полном после обточки колес и обыкновенном освидетельствовании.
Вариант метода DR 2.1
Наименование операции
Наименование, марка материала
Контроль ультразвуковой
Сталь колесная марки 2 и 3 по ГОСТ 10791-2004
Наименование оборудования
НД на контроль
Обозначение ИОТ
Дефектоскоп ультразвуковой типа УД2-102, преобразователь пьезоэлектрический П112-2,5(РС),ОСО 32.008-09, НО 1.11.002-К
СТО 1.11.002-2008
ТИ 07.74-2009
Контролируемый объект
Объем контроля
Угол ввода α, градусы
Частота f, МГц
Схема сканирования, направление прозвучивания.
Браковочная чувствительность NDR2.1, дБ
Зона контроля
Тип выявляемых дефектов
Основное сечение обода колеса
100 %
2,5
С внутренней боковой поверхности при установке ПЭП на расстоянии 10 мм от проекции поверхности катания колеса.
Устанавливается по ОСО 32.008-09, плоскодонные засверловки Ø 5 мм на глубине
15 мм, 70 мм и 125 мм
15…125 мм
Продольные усталосные трещины, развивающиеся перепендикулярно поверхности катания, расслоения, неметаллические включения.
1 Подготовка к контролю.
1.1 Включить дефектоскоп, вызвать настройку № _____. По настроечной карте в меню дефектоскопа проверить основные параметры контроля. Изменить усиление дефектоскопа на величину КД (DDR2.1) (если КДотрицательное, то усиление уменьшается, положительное – увеличивается).
1.2 Установить ПЭП на внутреннюю боковую поверхность обода настроечного образца НО 1.11.002-К в сечении Г-Г на расстоянии 10 мм от проекции поверхности катания колеса, найти максимум эхо-сигнала от засверловки диаметром 5 мм на глубине 70 мм. По настроечной карте проверить соответствие амплитуды сигнала NГ-Г ± 2 дБ и показание глубиномера Y ± 5 мм, при несоответствии параметров выполнить редактирование настройки в соответствии с Приложением А ТИ 07.74-2009.
2 Проведение контроля.
2.1 Установить браковочный уровень чувствительности NDR2.1, затем увеличить чувствительность дефектоскопа до уровня фиксации (NDR2.1+ 6 дБ).
2.2 Нанести контактирующую жидкость на 1/3 внутренней боковой поверхности обода колеса, отметить мелом контролируемую зону. Установить ПЭП на внутреннюю боковую поверхность обода на расстоянии 10 мм от проекции поверхности катания колеса. Выполнить сканирование в данной зоне по круговой траектории.
2.3 Последовательно поворачивая колесо на 1/3 часть повторить контроль всего колеса по п. 2.2
2.4 Установить ПЭП на другое колесо КП и выполнить контроль второго колеса по п.п. 2.2-2.3.
3 Оценка качества.
3.1 Колесо бракуется, если амплитуда сигнала от дефекта доходит или превышает середину вертикальной шкалы экрана при браковочной чувствительности в зоне временной селекции. Результаты контроля занести в журнал. При обнаружении недопустимого дефекта записать в протокол контроля в соответствии с РЭ дефектоскопа.
Дефекты, подлежащие выявлению по классификатору 1.20001-2007: при полном освидетельствовании 511, при обыкновенном – 511, 611, 612
Внимание! Работать в х/б перчатках с прорезиненной поверхностью. При работе от сети 50 Гц 220 В дефектоскоп необходимо заземлить.
ОК
Контроль неразрушающий ультразвуковой Листов: 3 Лист: 1
Инв.№ подл.
Подпись и дата
вэ.инв.№
Инв.№ дубл.
Подпись и дата
Лист: 2
Настроечная карта
DR2.1
Цельнокатаное колесо
Дефектоскоп УД2-102
Контроль основного сечения обода.
Проверка основных параметров УЗК осей колесных пар по варианту метода DR2.1
1. Преобразователь 0° раздельно-совмещенный, f = 2,5 МГц, засверловка Æ 5мм в сечении Г-Г на глубине 70 мм.
2. Основные параметры контроля, устанавливаемые в меню дефектоскопа
Общие параметры
Параметры развертки
Параметры ВРЧ
Параметр
Значение
Параметр
Значение
Параметр
Значение
«ЧАСТОТА»
2,5 МГц
«РАЗВЕРТКА»
120 %
«Режим ВРЧ»
ВКЛ
«ВКЛ.ПЭП»
РС
«ВС1:НАЧ.»
15 Y
«Индикация ВРЧ»
«+»
«А
ПЛ.ЗОНД.»
ВЫС.
«ВС1:КОН.»
125 Y
«Режим ВРЧ»
Ручн. ВРЧ
«УГОЛ ВВОДА»
0°
«ВС1:МЕТОД»
ЭХО
«ВРЧ: НАЧ.»
15 Y
«СКОР-ТЬ»
5900 М/С
«ВС2:МЕТОД»
НЕТ
«ВРЧ: КОН»
125 Y
«ТОЛЩ.»
0000.0 ММ
«АРУ:НАЧ.»
0.0 Y
«ВРЧ: АМПЛ.»*
-- дБ
«ДОП.УСИЛ.»
+ 6 дБ
«АРУ:КОН.»
0.0 Y
«ВРЧ: ФОРМА»*
-- дБ
«ОТСЕЧКА»
5 %
«ДО ВРЧ»
00 дБ
«ПОСЛЕ ВРЧ»
00 дБ
* – Значения Амплитуды и Формы ВРЧ устанавливаются при настройке браковочной чувствительности на ОСО 32.008-09
3. Настраиваемые параметры контроля
№ настройки
№ ПЭП
Дальность до отражателя Y, мм
Усиление, дБ
Браковочный уровень чувствительности
на НО
Коэффициент выявляемости
NDR2.1
NГ-Г
КД (DDR2.1)= NГ-Г – NDR2.1
Разраб.
Лист: 2
Листов: 3
Изм.
Лист
№ докум
Подпись
Дата
Изм
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Н.контр
Инв.№ подл.
Подпись и дата
вэ.инв.№
Инв.№ дубл.
Подпись и дата
Лист: 3
Карта эскизов
Цельнокатаное колесо
Дефектоскоп УД2-102
Вариант метода DR2.1
Контроль основного сечения обода.
Условия браковки:
Цельнокатаное колесо бракуется при амплитуде эхо-сигнала в зоне контроля выше 1/2 высоты экрана, при установке браковочной чувствительности.
Обнаружены дефекты, отражающая способность которых равна или превышает отражающую способность плоскодонного отражателя диаметром 5мм, залегающей на той же глубине, что и дефект. Эквивалентная площадь дефекта SП - равна или более 20 мм.
Виды работ, при которых производится контроль: при полном освидетельствовании после обточки для колес марки «Т» по ТУ 0943-157-01124328-2003.
Вариант метода DR 2.2
Наименование операции
Наименование, марка материала
Контроль ультразвуковой
Сталь колесная марки «Т» по ТУ 0943-157-01124328-2003.
Наименование оборудования
НД на контроль
Обозначение ИОТ
Дефектоскоп ультразвуковой типа УД2-102, преобразователь пьезоэлектрический П111-0°-5,0; ОСО 32.008-09, НО 1.11.002-К.
СТО 1.11.002-2008
ТИ 07.74-2009
Контролируемый объект
Объем контроля
Угол ввода α, градусы
Частота f, МГц
Схема сканирования, направление прозвучивания.
Браковочная чувствительность NDR2.2, дБ
Зона контроля
Тип выявляемых дефектов
Основное сечение обода колеса
100 %
С внутренней боковой поверхности при установке ПЭП на расстоянии 30 мм от острой кромки обода колеса
Устанавливается по ОСО 32.008-09, плоскодонные засверловки Ø 5 мм на глубине
15 мм, 70 мм и 125 мм
15…125 мм
Продольные усталосные трещины, развивающиеся перепендикулярно поверхности катания, расслоения, неметаллические включения.
1 Подготовка к контролю.
1.1 Включить дефектоскоп, вызвать настройку № _____. По настроечной карте в меню дефектоскопа проверить основные параметры контроля. Изменить усиление дефектоскопа на величину КД (DDR2.2) (если КД отрицательное, то усиление уменьшается, положительное – увеличивается).
1.2 Установить ПЭП на внутреннюю боковую поверхность обода настроечного образца НО 1.11.002-К в сечении Г-Г на расстоянии 30 мм от острой кромки обода колеса, найти максимум эхо-сигнала от засверловки диаметром 5 мм на глубине 70 мм. По настроечной карте проверить соответствие амплитуды сигнала NГ-Г ± 2 дБ и показание глубиномера Y ± 5 мм, при несоответствии параметров выполнить редактирование настройки в соответствии с Приложением А ТИ 07.74-2009.
2 Проведение контроля.
2.1 Установить браковочный уровень чувствительности NDR2.2, затем увеличить чувствительность дефектоскопа до уровня фиксации (NDR2.2+ 6 дБ).
2.2 Нанести контактирующую жидкость на 1/3 внутренней боковой поверхности обода колеса, отметить мелом контролируемую зону. Установить ПЭП на внутреннюю боковую поверхность обода на расстоянии 30 мм от острой кромки обода колеса. Выполнить сканирование в данной зоне по круговой траектории.
2.3 Последовательно поворачивая колесо на 1/3 часть повторить контроль всего колеса по п.2.2.
2.4 Установить ПЭП на другое колесо КП и выполнить контроль второго колеса по п.п. 2.2-2.3.
3 Оценка качества.
3.1 Колесо бракуется если амплитуда сигнала от дефекта доходит или превышает середину вертикальной шкалы экрана при браковочной чувствительности в зоне временной селекции. Результаты контроля занести в журнал. При обнаружении недопустимого дефекта записать в протокол контроля в соответствии с РЭ дефектоскопа.
Дефекты, подлежащие выявлению по классификатору 1.20001-2007: неисправность 511.
Внимание! Работать в х/б перчатках с прорезиненной поверхностью. При работе от сети 50 Гц 220 В дефектоскоп необходимо заземлить.
ОК
Контроль неразрушающий ультразвуковой Листов: 3 Лист: 1
Инв.№ подл.
Подпись и дата
вэ.инв.№
Инв.№ дубл.
Подпись и дата
Лист: 2
Настроечная карта DR2.2
Цельнокатаное колесо
Дефектоскоп УД2-102
Контроль основного сечения обода.
Проверка основных параметров УЗК осей колесных пар по варианту метода DR2.2
1. Преобразователь 0°совмещенный, f = 5,0 МГц, засверловка Æ 5мм в сечении Г-Г на глубине 70 мм.
2. Основные параметры контроля, устанавливаемые в меню дефектоскопа
Общие параметры
Параметры развертки
Параметры ВРЧ
Параметр
Значение
Параметр
Значение
Парамет
Значение
«ЧАСТОТА»
5 МГц
«РАЗВЕРТКА»
120 %
«Режим ВРЧ»
ВКЛ
«ВКЛ ПЭП»
Совмещ
«ВС1:НАЧ.»
15 Y
«Индикация ВРЧ»
«+»
«АМПЛ.ЗОНД.»
ВЫС.
«ВС1:КОН.»
125 Y
«Режим ВРЧ»
Ручн. ВРЧ
«УГОЛ ВВОДА»
0°
«ВС1:МЕТОД»
ЭХО
«ВРЧ: НАЧ.»
15 Y
«СКОР-ТЬ»
5900 М/С
«ВС2:МЕТОД»
НЕТ
«ВРЧ: КОН»
125 Y
«ТОЛЩ.»
0000.0 ММ
«АРУ:НАЧ.»
0.0 Y
«ВРЧ: АМПЛ.»*
-- дБ
«ДОП.УСИЛ.»
+ 6 дБ
«АРУ:КОН.»
0.0 Y
«ВРЧ: ФОРМА»*
-- дБ
«ОТСЕЧКА»
5 %
«ДО ВРЧ»
00 дБ
«ПОСЛЕ ВРЧ»
00 дБ
* – Значения Амплитуды и Формы ВРЧ устанавливаются при настройке браковочной чувствительности на ОСО 32.008-09
3. Настраиваемые параметры контроля
№ настройки
№ ПЭП
Дальность до отражателя Y, мм
Усиление, дБ
Браковочный уровень чувствительности
на НО
Коэффициент выявляемости
NDR2.2
NГ-Г
КД (DDR2.2)= NГ-Г – NDR2.2
Разраб.
Лист: 2
Листов: 3
Изм.
Лист
№ докум
Подпись
Дата
Изм
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Н.контр
Инв.№ подл.
Подпись и дата
вэ.инв.№
Инв.№ дубл.
Подпись и дата
Лист: 3
Карта эскизов
Цельнокатаное колесо
Дефектоскоп УД2-102
Вариант метода DR2.2
Контроль основного сечения обода.
Условия браковки:
Цельнокатаное колесо бракуется при амплитуде эхо-сигнала в зоне контроля выше 1/2 высоты экрана, при установке браковочной чувствительности.
Обнаружены дефекты, отражающая способность которых равна или превышает отражающую способность плоскодонного отражателя диаметром 5мм, залегающей на той же глубине, что и дефект. Эквивалентная площадь дефекта SП - равна или более 20мм.