№
п/п
| Базовые компетентности педагога
| Характеристики компетентностей
| Показатели оценки компетентности
|
1.1
| Вера в силы и возможности обучающихся
| Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности
| — Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;
— умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;
— умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;
— умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты
|
1.2
| Интерес к внутреннему миру обучающихся
| Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности
| — Умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;
— умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;
— умение построить индивидуализированную образовательную программу;
умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира
|
1.3
| Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога)
| Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции
| — Убеждённость, что истина может быть не одна;
интерес к мнениям и позициям других;
— учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся
|
1.4
| Общая культура
| Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся
| — Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;
знание материальных и духовных интересов молодёжи;
— возможность продемонстрировать свои достижения;
— руководство кружками и секциями
|
1.5
| Эмоциональная устойчивость
| Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом
| - В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;
эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;
— не стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций
|
1.6
| Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе
| В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность
| — Осознание целей и ценностей педагогической деятельности;
- позитивное настроение;
желание работать;
— высокая профессиональная самооценка
|
II. Постановка целей и задач педагогической деятельности
|
2.1
| Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
| Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъект-субъектного подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности
| - Знание образовательных стандартов и реализующих их программ;
— осознание нетождественности темы урока и цели урока;
— владение конкретным набором способов перевода темы в задачу
|
2.2
| Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
| Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью
| - Знание возрастных особенностей обучающихся;
— владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте
|
III. Мотивация учебной деятельности
|
3.1
| Умение обеспечить успех в деятельности
| Компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения
| - Знание возможностей конкретных учеников;
— постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика;
— демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам
|
3.2
| Компетентность в педагогическом оценивании
| Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании
| - Знание многообразия педагогических оценок;
— знакомство с литературой по данному вопросу;
— владение различными методами оценивания и их применение
|
3.3
| Умение превращать учебную задачу в личностно значимую
| Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности
| - Знание интересов обучающихся, их внутреннего мира;
- ориентация в культуре;
умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов
|
IV. Информационная компетентность
|
4.1
| Компетентность в предмете преподавания
| Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения
| — Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии,
для решения каких проблем разрабатывалось);
— возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных
и природных явлений;
— владение методами решения различных задач;
— свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных
|
4.2
| Компетентность в методах преподавания
| Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие
творческой личности
| — Знание нормативных методов и методик;
— демонстрация личностно ориентированных методов образования;
— наличие своих находок и методов, авторской школы;
— знание современных достижений в области методики обучения, в том числе использование новых информационных технологий;
— использование в учебном процессе
современных методов обучения
|
4.3
| Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)
| Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности
| - Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;
- владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом);
- использование знаний по психологии в организации учебного процесса;
- разработка индивидуальных проектов на основе личных характеристик обучающихся;
- владение методами социометрии;
учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;
— знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности
|
4.4
| Умение вести самостоятельный поиск информации
| Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск
| - Профессиональная любознательность;
умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;
— использование различных баз данных в образовательном процессе
|
V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
|
5.1
| Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты
| Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся
| - Знание образовательных стандартов и примерных программ;
- наличие персонально разработанных образовательных программ: характеристика этих программ по содержанию, источникам информации;
- по материальной базе, на которой должны реализовываться программы; по учёту индивидуальных характеристик обучающихся;
- обоснованность используемых образовательных программ;
- участие обучающихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута;
- участие работодателей в разработке образовательной программы;
— знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием;
— обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом
|
5.2
| Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях
| Педагогу приходится постоянно принимать решения:
- как установить дисциплину;
- как мотивировать академическую активность;
- как вызвать интерес у конкретного ученика;
- как обеспечить понимание и т. Д. Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.
При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные
| - Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;
- владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;
- владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;
- знание критериев достижения цели;
- знание нетипичных конфликтных ситуаций;
- примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;
— развитость педагогического мышления
|
VI. Компетенции в организации учебной деятельности
|
6.1
| Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений
| Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога
| - Знание обучающихся;
- компетентность в целеполагании;
- предметная компетентность;
— методическая компетентность;
— готовность к сотрудничеству
|
6.2
| Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности
| Добиться понимания учебного материала — главная задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путём демонстрации практического применения изучаемого материала
| - Знание того, что знают и понимают ученики;
- свободное владение изучаемым материалом;
- осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;
— демонстрация практического применения изучаемого материала;
— опора на чувственное восприятие
|
6.3
| Компетентность в педагогическом оценивании
| Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога
| - Знание функций педагогической оценки;
- знание видов педагогической оценки;
- знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;
- владение методами педагогического оценивания;
— умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;
— умение перейти от педагогического оценивания к самооценке
|
6.4
| Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося
| Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы осуществить или организовать поиск необходимой для ученика информации
| - Свободное владение учебным материалом;
знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;
- способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи;
- умение выявить уровень развития обучающихся;
— владение методами объективного контроля и оценивания;
— умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи)
|
6.5
| Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса
| Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса
| - Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;
— умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;
— умение обосновать выбранные методы и средства обучения
|
6.6
| Компетентность в способах умственной деятельности
| Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций
| - Знание системы интеллектуальных операций;
владение интеллектуальными операциями;
- умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;
— умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче
|