Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональный анализ



2015-12-07 675 Обсуждений (0)
Функциональный анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




Ведущая афферентация уровня действий D есть предмет. Ведущим мотивом в уровне действий является не предмет сам по себе, как геометрическая форма, а как смысловая сторона действия с предметом.

Афферентационными системами описываемого уровня явялются те функциональные системы, которые осмысляют чувтсвенно предъявленный предмет и определяют, что именно и в каком цепном порядке можно и нужно делать с этим предметом.

Смысловая структура двигательного акта определяется содержанием возникшей задачи, и, в сврю очередь, сама определяет тот сензорный или сензорно-гностический синтез.

Двигательный состав определяется и биомеханическим устройством рычагов и кинематических цепей тела, и иннервационными ресурсами. Двигательный состав есть функция как задачи, так и ее исполнителя.

 

Характерное для психологической иерархии уровней постепенное возрастание их объективации, направленности на активное, изменяющее мир взаимодействие с последним. Предмет фигурирует в двигательных актах уровня действий и как объект для манипулирования с ним, и как орудие действования, и как символ, облегчающий и конкретизирующий отвлеченные действия.

 

Смысловая сторона действования с предметом содержит в себе смысловое восприятие и расчленение пространство. Афферентация уровня действий включает в себя синтетическое пространство и синтетическое время.

 

На уровне действий абстрагирующее преобразование пространства идет еще дальше. Вместо геометрической формы появляется схема, т. е. метрически, размерные соотношения заменяются топологическими, качествами соотношениями.

Во всяком геометрическом образе мы можем различать его топологию и его метрику. Топологией геометрического объекта следует называть совокупность его качественных особенностей, вне зависимости от его величины, формы, той или иной кривизны его очертаний и т. д. К топологическим свойствам линейной фигуры нужно относить следующие: замкнутая фигура или нет, пересекают ее линии сами себя и пр.

 

Пространство уровня D строится по принципу топологической схемы, а не геометрической формы. т. е. все, вносимое в движения этим уровнем, топологично, а не метрично.

 

Качественное, смысловое преобразование пространства, свойственное уровню действий, тесно связано с формированием самого понятия предмета. Оно совершается не беспричинно и абстрактно, а представляет собой одну из сторон эволюции геометрического образа. Для геометрического образа существенна его форма и метрика; для предмета то и другое весьма второстепенно.

 

Времяв уровне синергий проступает как ритм, в уровне пространственного поля как момент, синхронность, длительность, скорость. В уровне действий оно выступает как смысловая или причинная последовательность.

Пространственные синтезы на всех уровнях теснее связаны с афферентацией. Временные синтезы стоят ближе к эффекторике на всех уровнях. Из эффекторики выпастает время, из времени — смысловое действие; из последнего — поведение; верховный синтез поведения — личность или субъект.

 

Предметные компоненты в уровне пространственного поля — фигурируют как пункт для приложения сил (мяч в спортивной игре). Предмет в уровне пространственного поля нечто такое, что можно взять, достать, положить и пр. К уровню пространственного поля приходится причислить случаи манипулирования с предметом.

Движения в уровне предметного действия представляют собой смысловые акты т. е. это элементарные поступки, определяемые смыслом поставленной задачи. Эти действия строятся как суксцессивные цепи, более или менее сложные по составу и имеющие в качестве связи между составляющими элементами не пространственные, а смысловые мотивы. Можно вычленить ведущие движения-звенья и вспомогательные (фоновые)

 

Признак вариативности. Для уровня В — полное отсутствие вариативности траектории и поз. На уровне С — взаимозаменяемость поз, траектории, исполнительных органов. В уровне действий вариативность идет дальше — приспобительная вариативность и манипуляции с предметом.

Каждый из фонов сложного цепного акта действия вариативен в меру того фонового уровня, на которм он построен. Вариативность двигательного действия связана с четко проступающим различием между правой и левой рукой, с наличием доминантной и субдоминантной стороны тела.

 

Движение в предметном уровне ведет не пространственный, а смысловой образ и смысловая сущность не всегда совпадает с геометрической формой, с пространственно-кинематическими свойствами предмета. Например, поворачивание лодки против часовой стрелки путем поворота рулевой пластины по часовой стрелке — это суксцессивные составляющие, ведущие «не туда», расходятся с прямой геометрической логикой действия с предметом.

 

Двигательные акты уровня действий обладают характерными чертами в отношении двигательного состава —большая и специфическая упражняемость действий, высокая автоматизируемость.Высшие автоматизмы образуют свой особый уровень — имеют свою локализацию в коре. Высший автоматизм носит явственные и неоспоримые черты начиная от уровня С и далее книзу.Все координации содержат свойства пространственного поля (автоматизмы удара молотком), свойства синергий (движения вязальных спиц), рубро-спинального уроня (хватка ручки инструмента).

 

Предметный уровень не находит автоматизмов в готовом виде в инвентаре и вынужден в специально вырабатывать их.Характерным свойством автоматизмов — явялется благоприобретенность.

Анализ высших автоматизмов вскрывает физиологическую роль премоторных систем, разрушение которых приводит к деавтоматицадии действий уровня D. В норме премоторные системы работают как своеобразные посредники.

 

Патологии. Анализ клинических синдромов, называемых апраксиями или дипраксиями.

Болезненные или травматические очаги ниже-теменных отделов полушарий влекут за собой нарушение в смысловой структуре сложных двигательных актов или действий, а очаги в премоторынх полях — нарушения в их двигательном составе.

1. Ниже-теменные синдромы можно объединить по названием сензорных, или гностических, апраксий (афферентационный характер). Апраксии Liepmann. Поражается смысловая структура предметного действия. Нарушения смысловой структуры могут проявляться в расстройствах осмысляющего восприятия пространтва или дефектах осмысления предмета как орудия или объекта манипуляции. Уровень действий тесно связан с фоновым уровнем. Если проиходит нарушение связей с уровнем синергий — наблюдается «апраксия позы»; если разрыв с уровнем пространственного поля - «апраксия пространства».

2. Апрактические расстройства с локализацией очага в премоторных полях. Клинические или премоторные апраксии (апраксии Клейста). Наблюдается нарушение в протекании двигательного состава действия при сохранности всей основы его смысловой структуры. Сложные смысловые предметные действия здесь нарушаются. Деавтоматизация смысловых и предметных цепей (потеря возможности фонового использования низового уровня). Безвозвратно утрачиваются тонкте профессиональные навыки. Премоторный больной лишается всех низовых перешифровок, обеспечивающих метрику, ритмичность движения, смену иннервации и денерваций.

Виды действия на уровне действий:

1. Группа 1. Двигательные акты с малым участие технических фонов

- предметные ориентировочные движения (ощупывание, разглядывание)

- предметные действия новичка

- топологическое манипулирование пространством (схематическое рисование, открывание коробок)

- элементарные движения (постукивание)

2. Группа 2. Акты с преобладанием фонового участия верхнего подуровня пространственного поля С2.

- действия, технические фоны и навыки, которые связаны с точностью, метричностью движения (черчения, гравирование, сборка механизмов, вдевание нитки в иголку, заточка карандаша

3. Группа 3. Акты с преобладанием фонового участия нижнего подуровня пространственного поля С1.

- движения сцепщика поездов, шофера, глажение утюгом, причесывание, бритье, шнуровка.

4. Группа 4. Акты с преобладающим фоновым участием уровня синергий.

- вязание на спицах, дзю-до, шулерские приемы.

5. Группа 5. Акты с необходимым фоновым участием как уровня пространственного поля, так и уровня синергий.

- речедвигательный процесс и письмо, операци мастера на швейной машине, шитье, вышивание, чистка плодов и овощей.

6. Группа 6. Акты с преобладанием фонового участия рубро-спинального уровня А.

- vibrato левой руки скрипача, обмахивание веером, ряд производственных фиксаций и хваток.



2015-12-07 675 Обсуждений (0)
Функциональный анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональный анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (675)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)