Организация маркетинга на кинопредприятии 9 страница
Развитие рыночных отношений Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства в России начали формироваться в период перестройки народного хозяйства. Однако возможность осуществления творческой и хозяйственной деятельности на рыночных принципах для большинства организаций сферы культуры и искусства оказалась весьма ограниченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию к возвращению их под опеку государства или к стремлению полу-Щшгь государственные субсидии. Это повлекло принятие серии законов о государственной поддержке культуры и ее отдельных отраслей (основы законодательства о культуре, законы о телевидении, кинематографии, средствах массовой информации и т.д.). Неустойчивое финансовое положение культуры и искусства в рыночных условиях не является чисто российским феноменом, хотя российские условия внедрения рыночных отношений заметно отяготили его. Исторический опыт развития культуры и искусства многих стран в рыночных условиях позволяет сделать заключение об ограниченном характере действия рыночных регуляторов в этой сфере деятельности вообще. Экономическая наука последовательно пыталась спроецировать основные экономические теории на сферу культуры и искусства. Первоначальные концепции универсальности рыночных регуляторов, превращавших творческих работников в наемных работников, служащих воспроизводству человеческого фактора производства (позднее — человеческого капитала), оказались не вполне применимыми к сфере культуры и искусства. Вследствие этого возникли теории, признававшие объективную необходимость существования сферы культуры и искусства как отрасли экономи- ки, и в то же время — невозможность ее коммерческой эксплуатации. Это обусловило появление теории принудительного возмещения расходов на содержание культуры через систему налогообложения. Теория «социальных товаров», распространенная и в настоящее время, выдвигает идею дифференцированного отношения к культуре и искусству как объекту действия рыночных механизмов исходя из социальной значимости отдельных видов услуг культуры и объема платежеспособного спроса населения. Концепция государственной поддержки сферы культуры и искусства получила законченное развитие в работах Д.М. Кейнса, который обосновал необходимость субсидирования для того, чтобы «помочь всем тем, кто стремится достичь высоких стандартов творчества и исполнительской деятельности»1. Причины хронической убыточности театров, по мнению ряда американских исследователей, заключены в особенностях производства и потребления их услуг (совпадение процесса производства и потребления, личный контакт творца и зрителя, ограниченный доступ публики на представления, незначительные возможности внедрения результатов научно-технического прогресса в сфере культуры). Эти обстоятельства приводят к медленному росту производительности труда творческих работников, а следовательно — к опережающему росту расходов на услуги по сравнению с получаемыми доходами. Однако доходы театров не могут быть увеличены путем повышения цен на театральные услуги вследствие низкой (или отрицательной) эластичности спроса по цене. Внедрение технических средств в массовую культуру, появление новых видов экранной и видеокультуры привели к уменьшению личных контактов исполнителя и зрителя, безграничному расширению зрительской аудитории, что позволяет подвергнуть сомнению универсальность утверждения о хронической убыточности учреждений культуры, так же, как ранее, возможность всеохватывающего ее рыночного регулирования. Плодотворным представляется дифференцированный анализ отдельных групп организаций культуры и искусства по степени их включения в рыночную экономику. В этой связи следует выделить ряд групп учреждений культуры и искусства. Первую из них составляют объекты культурного наследия нации (памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество), экспериментальные виды искусства, 1 Цит. по: Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т. Й М., 1991. С. 142. 7. Особенности развития предпринимательства в сфере культуры______________ 113 которые не могут быть объектом рыночных отношений в силу их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необ-щшмости сохранения для последующих поколений. Вторую группу составляют организации и учреждения культуры и искусства, входящие в зону ограниченного действия рыночных отношений: организации исполнительского искусства, культурно-массовые учреждения (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и поэтому предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации имеют возможность получения дополнительных доходов за счет продажи билетов и предпринимательской деятельности. Третья группа учреждений входит в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы ётих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвователей. К ним относятся предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, книгопечатания, печатные и экранные средства массовой информации. Границы между этими группами организаций культуры и искусства подвижны и могут смещаться в результате проводимой культурной политики государства и его экономического потенциала, исторических и национальных культурных традиций, потребительских предпочтений населения, уровня жизни и платеже-ююсобного спроса, развитости рыночных отношений, наличия Институтов общественных и частных пожертвований. I Отношения собственности в сфере культуры Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием Как экономических, так и неэкономических факторов. Среди них наиболее важными представляются следующие: • отношение государства к сфере культуры, которое реализуется в форме государственной культурной политики; • претензии различных классов, групп населения, религиозных, общественных организаций и движений, политических партий, ассоциаций производителей и отдельных потребителей к объектам культуры и их результатам; • отношение федеральных, региональных (субъектов федераций) и местных (муниципальных) органов власти к развитию культуры и искусства; • интерес со стороны коммерческих структур и капитала к культуре как сфере бизнеса. Преобразования собственности начались с принятия ряда общеизвестных законов («О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР»), которые легализовали наряду с государственной (федеральной, субъектов федераций) и муниципальной собственностью собственность общественных организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранного происхождения, а также смешанные формы собственности. В этот период принимаются законы, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры: закон об авторском праве и смежных правах, регулирующий отношения по созданию и использованию изображений, открытий, произведений науки, литературы и других объектов интеллектуальной собственности, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», а также законы о средствах массовой информации, о государственной тайне, об экономической поддержке районных (муниципальных) газет, о государственной поддержке российской кинематографии, законы по телерадио- вещанию и ряд других. Вышеперечисленные законодательные акты и другие нормативные документы регулируют формирование отношений собственности, исходя из общественной значимости культурных ценностей и степени их участия в обеспечении определенных государством культурных стандартов потребления, а также возможности их коммерческой эксплуатации. Если проанализировать организации и виды культурной деятельности только с двух позиций — их социальной значимости и коммер^ ческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры включает в первую группу организации государственной (федеральной, субъектов Федерации), муниципальной и ведомственной собственности, к которым относятся: библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурного наследия (памятники архитектуры, архивы и т.д.), электронные и печатные средства массовой информации. Вторую группу образуют организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию определенных групп, партий, религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций и т.п. и являющихся их собственностью. Третья группа включает коммерческие предприятия культуры. Они выступают, как правило, в форме частной и смешанной собственности. К ним относятся центры досуга, галереи, издатель- 7. Особенности развития предпринимательства в сфере культуры_____________ 115 екая деятельность, книгопечатание, средства массовой информации, аудиовизуальная сфера и некоторые другие. Особенности приватизации Основными способами формирования отношений собственности в сфере культуры и искусства в современной России являются: • приватизация государственной собственности; • создание новых предприятий, в том числе путем реорганизации существующих организаций. Приватизация государственной собственности как способ повышения разнообразия культурного обслуживания, обогащения культуры за счет привлечения творчески одаренных граждан, интеллектуальных, а также материальных ресурсов не получила широкого распространения в России, во-первых, вследствие существующих ограничений на приватизацию ряда объектов культуры (памятники культуры, объекты культурного наследия, нацио-ральные объекты культуры), во-вторых, в связи с более поздним законодательным оформлением возможности приватизации объектов культуры и искусства, которое было осуществлено лишь в 1994— 19.95 гг., за исключением приватизации объектов социально-культурного назначения, принадлежащих приватизируемым промышленным предприятиям. Однако поскольку была предусмотрена возможность отказа от объектов социально-культурного назначе-1шя и их передачи органам государственной власти, многие приватизируемые предприятия воспользовались ею. Условиями приватизации государственных организаций культуры предусматривалось сохранение основного вида культурной деятельности, обслуживание льготных категорий населения, обеспечение сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работников. Предполагалось осуществить передачу объектов культуры как в коммерческое (частньгм предприятиям), так и в некоммерческое (общественным организациям) использование. Приватизация достаточно широко распространилась на издательскую деятельность, печатные и электронные средства массовой информации, радиовещание, кулыурно-досуговые центры, галереи и некоторые другие. Низкая коммерческая привлекательность большинства культурно-просветительных учреждений, организаций исполнительского искусства (театры, концертные организации, цирки), кинематографии, рискованный характер бизнеса в этих сферах сдерживали приватизацию в области культуры. В настоящее время 75% организаций культуры находится в федеральной и муниципальной собственности, а также в собственности ведомств и государственных предприятий. Негосударственные (частные или смешанные) организации культуры охватывают культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, антрепризы, галереи, издательскую деятельность, средства массовой информации, производство изделий народного промысла, предприятия аудиовизуальной сферы, включая телевидение, радиовещание, кинематографию (в особенности кинопрокат), производство аудиовизуальной продукции, а также ее материальных носителей (кассеты) и технических средств воспроизведения (видеомагнитофоны, телевизоры, компакт-диски и т.д.). Подавляющая часть предприятий инфраструктуры рынка культурных ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а также консалтинговой, менеджерской, продюсерской, аудиторской деятельности находится в частной собственности. Процесс формирования отношений собственности в сфере культуры не завершен. Отечественные и мировые тенденций позволяют предположить, что отношения собственности в этой сфере в ближайшее время будут меняться следующим образом. Стабильной будет оставаться государственная собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное развитие клубов по интересам может увеличить долю общественных образований), зоопарки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации/ Однако возможен некоторый рост частных организаций исполнительского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса. По мере выхода страны из экономического кризиса, повыше^ ния уровня доходов населения, а также выхода из творческого й экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа фильмов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии. Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции и ее материальных носителей, технических средств воспроизведения, ее инфраструктуру, является наиболее перспективной для внедрения частной собственности. Следует ожидать увеличения числа учреждений культуры и особенно средств массовой информации, находящихся в собственности частного капитала, политических партий и движений. 7, Особенности развития предпринимательства в сфере культуры______________ 117 Общая оценка степени рыночных преобразований в сфере культуры и искусства может быть охарактеризована показателями соотношения объемов рыночных и нерыночных услуг, коммерческих предприятий и бюджетных организаций, численностью занятых в них работников, а также долей платных услуг культуры в общем объеме платных услуг. Динамика соотношения рыночных и нерыночных услуг культуры и искусства в России, исчисленных в текущих ценах, показывает тенденцию увеличения рыночного сектора услуг. Так, с 1990 по 1997 г. доля рыночных услуг культуры и искусства в общем их объеме увеличилась с 5,6 до 15,6%. Этот показатель включает рыночные услуги, произведенные как государственными и -муниципальными, так и негосударственными (частными, общественными) организациями культуры и искусства. Доля услуг, оказанная предпринимательским сектором в 1997 г., составила 4% всего объема рыночных услуг. В то же время количество частных предприятий составило 18,1% общего количества зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей Занятости — 16,1%'. В 1998 г. насчитывались 54 предприятия с участием иностранного капитала и числом занятых — 26 тыс. работников. В 1995 г. было зарегистрировано 3626 организаций культуры и искусства (9% общего количества), находящихся в собственности общественных организаций2. Следовательно, основной объем услуг культуры и искусства был создан государственными учреждениями, доля которых составила около 75% общего количества. Для сравнения заметим, что в структуре собственности в промышленности доля частных предприятий составляет 73,2%, общественных организаций — 5,7%, государственных — 6,1% и прочих, включая иностранные, — 8,7%. Это свидетельствует, во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в сфере культуры и искусства, во-вторых, об относительно более низкой эффективности частных предприятий, что вытекает из сопоставления показателей объемов услуг и числа предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено несоответствием между зарегистрированными и реально функционирующими предприятиями культуры частного сектора. Но это может свидетельствовать также о потенциальной возможности роста объема рыночных услуг частного сектора; такая тенденция представляется весьма вероятной. ' Рассчитано по: Российский статистический ежегодник 1997 г. М., 1998. С. 50— 57, 348. 2 Там же. С. 13. Таким образом, предпринимательство в сфере культуры современной России развивается крайне неравномерно: в зависимости от видов производимых культурных благ и услуг, их социальной значимости, коммерческой привлекательности, действующих законодательных норм по приватизации. В большинстве организаций культуры предпринимательство играет вспомогательную роль, выступает в форме коммерциализации этих организаций и учреждений. Контрольные вопросык разделу II 1. В чем заключается сущность предпринимательства? 2. Что следует понимать под термином «субъект предпринимательской деятельности»? 3. Какие виды предпринимательской деятельности вам известны? 4. В чем состоят основные проблемы развития малого бизнеса? 5. Какова сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса? 6. В чем суть форм и методов государственной поддержки малого бизнеса в России? 7. Какие существуют основные организационно-правовые формы коммерческих предприятий? 8. Охарактеризуйте особенности различных видов товариществ. 9. Каковы основные,особенности функционирования акционерных обществ?
10. В чем заключаются правовые основы организации унитарных предприятий? 11. Какие виды культурной деятельности наиболее перспективны для развития предпринимательства? 12. Может ли быть приватизировано федеральное унитарное предприятие «Госфильмофонд»? РАЗДЕЛ III ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ШСФЕРЫ ГЛАВА МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ 8.1. Отраслевая организационная структура Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы предприятий в аудиовизуальной сфере формируются под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы хозяйствования зависят прежде всего от целей и задач, которые ставят перед ними, с одной стороны, учредители, а с другой — организаторы и создатели культурных ценностей, а также от внутренних закономерностей развития культурной деятельности и применяемых технологий. Совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, с наличием всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов), определяют характер организационно-экономического и правового механизма в аудиовизуальной сфере, который включает состав организаций отрасли, создающих конечный продукт отрасли (аудиовизуальную продукцию) и их структуру, с одной стороны, и механизм функционирования каждой из этих организаций, с другой. Организационные преобразования в отраслях аудиовизуальной сферы начались в 1980-е годы с целью поиска новых методов хозяйствования и увеличения объема и разнообразия услуг и товаров культурного назначения. В этот период на базе государственных учреждений культуры появилось множество относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интересам, творческих студий, молодежных центров, кооперативов. Так, в 1990-е годы существовало около 900 театров-студий, появились коммерческие структуры в области продюсерской деятельности, в то же время в кинематографии при киновидеообъе-динениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры, обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и работавшие на договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом, предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться к рыночным условиям хозяйствования превратились в юридически самостоятельные частные или государственные организации. Одновременно шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и прежде всего в аудиовизуальной сфере. В конце 1980-х годов наряду с традиционными государственными киностудиями были созданы 100 студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники. Кинопрокатные организации получили самостоятельность, были созданы 130 киновидеообъединений, в которые первоначально входили и кинотеатры. В эти же годы возникает сеть государственных, кооперативных и частных организаций видеопроката. Количество видеосалонов, кафе с видеопоказом, видеотек и других подобных заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. разрешило организацию и проведение развлекательных программ, платных творческих вечеров, развитие досу-говых центров с использованием видеопроката. Наряду с легально работающими организациями видеопроката возникает обширная нелегальная сеть по тиражированию, прокату и продаже контрабандной видеопродукции. В 1986 г. было создано Всесоюзное производственно-творческое объединение «Видеофильм» и возникла государственная сеть, состоявшая из 2500 видеотек и видеозалов. В результате происходящих в кинематографии процессов в 1996 г. организационная структура аудиовизуальной сферы состояла из 38 государственных киностудий, большинство из которых располагало производственными мощностями, и 200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Независимые студии, *зак правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных мощностей, зданий и сооружений и располагаются поэтому на государственных киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование. В 1995 г. в стране функционировали 328 организаций, занимающихся дистрибуцией и демонстрацией экранных произведений, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии. В 1997 г. из 57 снятых полнометражных художественных фильмов 33 были произведены при государственной поддержке, а ос- 122 III. Организационно-экономические основы развития аудиовизуальной сферы тальные — независимыми киностудиями; из 113 неигровых фильмов при государственной поддержке сняты 64 фильма1. В 2001 г. организационная структура кинематографии включала 78 государственных предприятий, в том числе 36 филъмопроизводящих кино-и киновидеостудий, Российскую государственную компанию «Русское видео», 4 кинокопировальные фабрики, один фильмокомби-нат, 6 заводов, связанных с производством и ремонтом кинооборудования, 6 научно-исследовательских и проектных институтов, 9 журналов, предприятие Союзкиносервис, Всероссийскую хозрасчетную компанию «Совэкспортфильм*у Межрегиональный центр «Союзкинорьшок», центральную сценарную студию, генеральную дирекцию международных кинофестивалей «Интерфеет», экспортную фильмобазу, а также распорядительную дирекцию, Управление зданиями Госкино России, государственное предприятие «Универсал кино»2. 36 организаций имели правовой статус государственного унитарного предприятия, 6 — федерального государственного унитарного предприятия и 36 — государственного предприятия. В кинопрокате изменения собственности происходили за счет новых прокатных организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции, позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке. В 1996 г. система кинопроката включала 6 государственных (федерального уровня) кинопрокатных организаций и 115 частных киновидеопредпринимательских предприятий. В 1999 г. региональный уровень был представлен 90 региональными киновидеопро-катными организациями и 191 межрайонным отделением кинопроката. Кинопоказ осуществлялся в основном в государственных (муниципальных) кинотеатрах, которых в стране насчитывалось 1900, а также в 3304 видеозалах и видеосалонах в некоторых крупных городах страны3. В настоящее время наблюдается также тенденция сотрудничества федеральных и региональных органов в реализации культурных программ и проектов. Так, кинообслуживание населения осуществляется путем создания центров российской кинематографии (ЦРК). В частности, уже сформированы 24 ЦРК, заключены соглашения о создании ЦРК в 59 субъектах Федерации. В 1999 г. из федерального бюджета было выделено 13 045 тыс. руб. в качестве 1 Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М, 1998. С. 320. 2 Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии). 2001. № 2. С. 55—57. 3 Россия в цифрах. Официальное издание. М.: Госкомстат России, 2000. С. 232. финансовой поддержки на формирование и пополнение 55 ЦРК и 40 кинопрокатным организациям. В этом году господдержка проката и продвижения фильмов, их тиражирования и рекламы была оказана 34 отечественным игровым фильмам1. Все большую поддержку получает идея развития государственных Организаций по прокату и показу фильмов. В проекте концепции формирования и развития кинопроката и кинопоказа2 отмечается, что передача кинотеатров из единого управления в му-«иципальную собственность привела к сокращению киносети на 37%, а доля отечественных фильмов составила не более 10% общего их количества. Отмечается также низкая экономическая эффективность муниципальных кинотеатров. Так, валовой доход 1500 кинотеатров составил 30 млн долл., в то время как несколько десятков крупнейших кинотеатров получили валовой доход 40 млн долл. в год. Необходимость воссоздания на новой организационно-экономической основе государственной сети киновидеопроката и киновидеопоказа в представленном проекте обусловливается низкими объемами деятельности существующей сети и невозможностью ее самофинансирования. В киноотрасли существует также ряд государственных учреждений, занимающихся подготовкой кадров, имеются негосударственные образовательные структуры. Существует несколько некоммерческих организаций и фондов. Однако большая часть организаций является внебюджетными и либо существует в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий, либо является частными организациями. _л В российской системе телерадиовещания функционируют государственные (федеральные, региональные и муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 г. в стране были выданы 2000 лицензий на право телерадиовещания. В настоящее время действуют около 300 государственных и 500 частных вещателей. Среди государственных компаний более 10 федеральных и 92 региональных, что составляет 5,2% общего количества зарегистрированных вещателей. Крупнейшими государственными телерадиокомпаниями России являются РТР и Радио России, охватывающие вещанием большую часть населения. Основная часть эфирного и кабельного телевидения находится в негосударственной (частной, акционерной), 1 Российская кинематография. 1999 г. М., 2000. С. 9—10. 2 СК Новости. 2000. № 38 (74). а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих иностранную собственность и охватывающих около 9,5 млн семей. Развитие организационных структур в аудиовизуальной сфере зависит1 от соотношения внешних и внутренних факторов, внешней и внутренней среды, в которой осуществляет свою творческую и хозяйственную деятельность организация. Выделим основные группы факторов внешней и внутренней среды. 1. Факторы внешней среды: 1.1. Уровень доходов населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги. 1.2. Ограничения, возникшие в ходе предшествующих преобразований организации. 1.3. Существующая правовая регламентация организационно-экономической деятельности (регистрация, лицензирование, авторские и смежные права и т.д.). 1.4. Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе:
1.4.1. Бюджетные средства, средства от учредителей, доходы от основной деятельности, спонсорские поступления, налоговые, таможенные, арендные и прочие льготы. 1.4.2. Бюджетозамещающие источники (от продажи табачной и алкогольной продукции, казино, продажи аудиовидуального оборудования и материалов и т.д.). 1.4.3. Возможность вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот. 1.4.4. Встречные дотации: взаимодействие бюджетов разных уровней. 1.5. Глобализация и ее последствия: 1.5.1.Степень и уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного оборудования, материалов, технологий. 1.5.2.Степень интегрированности в муждународный культурный рынок, экспортные возможности. 1.5.3.Государственная защита отечественного производителя. 2. Факторы внутренней среды: 2.1. Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.
2.2. Наличие квалифицированных продюсерских, менеджерских, творческих и технических кадров. 2.3. Наличие оборудования, технологий, производственных помещений. 2.4. Организационный уровень. 2.5. Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования. 2.6. Эффективность использования современных рыночных инструментов; связи с потребителем, организация маркетинга и сбыта.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |