Организация маркетинга на кинопредприятии 11 страница
В соответствии с другим указом, преследующим цели создания условий для доступа населения к произведениям кинематографии; создано открытое акционерное общество «Русский кинопрокат». В его состав входят на правах независимых дочерних предприятий 18 существующих ныне предприятий кинопромышленности, кинотехнической науки, проектных и сервисных организа-1|ий. ОАО «Русский прокат» будет заниматься строительством' новых и переоснащением действующих кинотеатров, «заменять малоэффективную государственную поддержку фильмов в прокате 1 Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии). 2001. № 2. С. 23 25. формированием прокатных пакетов фильмов»1. В программу его работы входят строительство за 5 лет 450 кинотеатров, основанных на цифровой технологии кинопоказа, развертывание сети передвижных киноустановок для сельской местности, строительство новой киностудии, развитие новых видов деятельности, связанных с производством отечественных видеокассет, записью и реализацией видеофильмов. Региональные и муниципальные ки* нотеатры могут входить на добровольной основе в ОАО «Российский кинопрокат» путем передачи их в долгосрочную аренду с правом выкупа, в доверительное управление или путем внесения в уставный капитал акционерного общества в обмен на долю в этом капитале»2. Финансовая схема деятельности предполагает, что государственные бюджетные средства поступают прокатчикам, которые и будут определять объемы производства копий кинофильмов и заказывать их копировальным центрам. Дочерние фирмы холдинга будут отчислять часть доходов в централизованные фонды акционерного общества с целью формирования отечественных кинопроектов. В дальнейшем возможна приватизация этого акционерного общества путем продажи части акций. Частные коммерческие организации Такие организации распространены в аудиовизуальной сфере, Интернете, шоу-бизнесе, театральной сфере. Особенностью организационно-экономического механизма частной коммерческой фирмы является небольшой штат сотрудников, отсутствие собственной материально-технической базы, кроме офиса и телефона, интенсивная гастрольная эксплуатация спектаклей, изначально ориентированных на немедленную экономическую отдачу»3. Эти обстоятельства определяют характер экономических взаимоотношений, в которые вынуждены вступать организации, в частности, для выполнения необходимых для производства продукции работ и услуг, выполняемых сторонними организациями на договорной основе, аренды оборудования, производственных помещений, транспортных средств и т.д. Источниками финансирования частных коммерческих организаций являются преимущественно доходы от собственной дея- 1 Кинопроцесс (бюллетень российской кинемотографии). 2001. № 2. С. 15. 2 Там же. С. 16. 3 СК Новости. 1999. № 5. С. 10, 14. тельности, кредиты банков. Однако частично они ориентируются на возможность получения бюджетных средств при выполнении культурных проектов, имеющих национальное значение (производство национальных фильмов, участие в реализации государственных культурных программ, мероприятий, проводимых регионами, городами, органами местного самоуправления). Кроме того, как и бюджетные учреждения культуры, они пользуются установленными законодательством налоговыми и иными льготами, льготами малых предприятий, каковыми они в большинстве случаев являются. Более крупные частные компании обладают собственными достаточными уставными капиталами, оборотными средствами либо пользуются поддержкой крупных предпринимательских структур, входя в соответствующие объединения и холдинги. В качестве иллюстрации можно привести пример продюсерской кинокомпании «Кино-Мост», который благодаря холдинговой структуре осуществляет не только производство кинопродукции, но и ее прокдт и реализацию через собственную сеть кинотеатров или напрямую работая с крупными кинотеатрами (в данном случае через дочернюю прокатную компанию «Мост-Синематограф»). Холдинг также намеревается за 8—10 лет построить или реконструировать 200 кинотеатров в городах и 100 кинотеатров в сельской местности. ГЛАВА "■'™ "" —............................. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 9.1. Современная система телевизионного вещания в Российской Федерации В 1990-е годы телевидение в России претерпело радикальные изменения. В 1990 г. в СССР существовало лишь государственное телевидение. Из Москвы практически на всю территорию страны передавались две программы Центрального телевидения (ЦТ). Кроме того, на ЦТ создавалась образовательная программа, которая, в основном, транслировалась на европейскую чЙЬй страны и охватывала Примерно 25% населения страны. В системе государственного телевидения работали более 120 региональных комитетов по ТВ и РВ (в республиканских, краевых:Й'областных центрах и ряде крупных городов страны). Они й*говили собственные (местные) программы в объемах от 30 л*йй до 3,5 ч среднесуточно, которые передавались в эфир по сети II канала, частично перекрывая идущие из Москвы передачи в отведенное для этого время. Собственные каналы для местных программ имели лишь Московская, Ленинградская и республиканские программы, создаваемые в столицах союзных республик. Потенциальная аудитория их ограничивалась 50—90% населения соответствующих регионов. Программные сетки вещания существовавших государственных комитетов по телевидению и радиовещанию были скоординированы с ЦТ. Система имела единый управленческий орган — Гостелерадио СССР. В 1991 г. система Гостелерадио СССР распалась. На базе II канала ЦТ была создана Всероссийская государственная телерадиокомпания (РТР, телеканал «Россия»). I канал продолжал считаться общесоюзным, но с распадом СССР ЦТ трансформировалось в Российскую государственную телерадиокомпанию «Останкино». Попытка превратить ТВ «Останкино» в межгосударственный телеканал СНГ завершилась безрезультатно. Кроме каналов I («Ос- танкино») и II (РТР) эти компании поделили между собой IV об-райовательный канал: до 22.00 по нему идет программа РТР «Российские университеты», после 22.00 программа «Останкино». За РГТРК «Останкино» остается также канал «Москва-Глобальная», созданный на базе спутниковой системы дипломатической связи. Региональные ГТРК с ликвидацией Гостелерадио обрели значительную автономию и приобрели статус государственных телерадиокомпаний. В результате ослабления государственного диктата возникло множество мелких студий телевидения (в том числе кабельных). Они представляли собой не столько телевидение, сколько «коллективное видевигВ телевизионном эфире и на кабельном телевидении появляется и занимает все более значительное место реклама. 27 декабря 1991 г. был принят Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», который заложил основы для формирования децентрализованной системы телерадиовещания, предусматривал наличие телерадиокомпаний и других организаций ТВ и РВ различного статуса и форм собственности, регламентировал рекламную деятельность, определил принципы и порядок лицензирования в области средств массовой информации. Принятие Закона о СМИ стимулировало появление негосударственных компаний, а введенная практика лицензирования узаконила негосударственное вещание, существовавшее до этого без правовой основы, полулегально или в тени государственных студий в форме дочерних или малых предприятий.-( С 1992 г. наступает еще один важный этап развития новой системы телевизионного вещания — создание продюсерских фирм, специализирующихся на производстве программ и продающих свою продукцию вещательным компаниям. Становлению этих фирм как самостоятельных телекомпаний в значительной степени помогли средства за продажу рекламного времени. Так возникли «ВИД», *АТВ»$ «Московский стиль», «Наука-видео», «REN TV», «Репортер», «Игра» и другие известные производители телепрограмм. ; | В это же время начинают появляться дистрибьютерские фирмы, заказывающие кино- и видеопродукцию и предоставляющие ее вещательным компаниям. В системе государственного ТВ эти функции осуществлялись единой организацией — Телерадиофондом, созданным в 1971 г. при Госкомитете по телевидению и радиовещанию. Наиболее крупные из негосударственных дистрибьютор-ских фирм — «Ист-Вест», «Мост-Медиа», корпорация «Видеофильм Дистр»,,' «Гемени Фильм Интернейшн», «2x2 Телемаркет» и др. Активизация рекламной деятельности определила необходимость создания рекламных агентств, специализирующихся на предоставлении всех видов рекламных услуг и осуществлявших исследования рекламного рынка, разработку маркетинговой и рекламной стратегии, производство рекламных материалов, размещение рекламы во всех центральных и региональных СМИ, мониторинг аудитории, оценку эффективности рекламы и др. Наиболее крупными из них в те годы были: «Аврора», рекламная группа APR, компания «Блик Communications», «Видеоинтернэшнл», «Контакт», «ЛВ-Пресс», «Максима», «Премьер СВи>*Сорек-видео», студия «Строгий стиль» в Москве и ТОО «Интерпрайс» в Новосибирске. В декабре 1993 г. создается Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР России) — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания, осуществляющий контроль за техническим качеством вещания, научное обеспечение и подготовку кадров в области телерадиовещания. В функции ФСТР входила регистрация и лицензирование государственных и негосударственных теле- и радиовещательных организаций. В период с 1993 г. интерес к телевидению начинают проявлять крупные финансовые корпорации. При их поддержке возникают и развиваются такие мощные центральные негосударственные телекомпании, как Московская независимая вещательная корпорация (МНВК) и телекомпания НТВ. В ноябре 1994 г. на основе первого частотного канала и ряда компаний и организаций-учредителей создается акционерное общество «Общественное российское телевидение», а компания «Останкино» становится производящей государственной компанией в области телевидения и вещательной в области радио. В 1995 г. Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК), Акционерное общество «Общественное российское телевидение» и государственная телекомпания «Петербург — 5-й канал» получают статус общероссийских, а телерадиокомпания «Останкино» ликвидируется. В 1995 г. получила дальнейшее развитие законодательная база телерадиовещания — были приняты федеральные законы «О связи», «О рекламе» и ряд указов Президента и постановлений Правительства РФ, регламентирующих различные аспекты деятельности телерадиовещательных организаций. Всего в период 1993— 1996 гг. было выпущено около 70 документов, содержащих правовые нормы в области телевидения, радиовещания и связи, в том числе по вопросам лицензирования и сертификации, о государственной поддержке телерадиовещания, о распространении пробами общероссийских и региональных ГТРК, о рекламной деятельности, об авторском праве, об особенностях налогового, таможенного, валютного и иного финансового регулирования, о деятельности в области связи и др. ^Значительный прогресс достигнут в области охраны прав авторов. В 1994 г. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции, годом раньше принят «Закон об авторском праве и смежных правах», обеспечивающий высокий уровень защиты авторских прав, сопоставимый с тем, какой существует в ведущих государствах. Пробелом в законодательстве до настоящего времени является отсутствие закона о телевизионном вещаний и радиовещании, который бы конкретизировал и расширял положения закона о СМИ применительно к электронным средствам массовой информации, имеющим существенную специфику во всех аспектах деятельности. В 1997 г. продолжался процесс реструктуризации системы телерадиовещания. Прекратили существование телекомпании «2x2» И «МТК» и образована новая телекомпания «ТВ Центр», которая объединила телевизионные структуры Москвы в единое целое. Ш' соответствии с Указом Президента РФ государственная телерадиокомпания «Петербург — 5-й канал» преобразуется в открытое акционерное общество «Телерадиокомпания «Петербург». Телерадиокомпания осуществляет вещание на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В структуре ВГТРК учреждается новый общероссийский государственный канал «Культура», вещание по которому проводится по сети, ранее использовавшейся для распространения программ телекомпании «Петербург — 5-й канал». После принятия Закона «О средствах массовой информации» (1991) по настоящее время в Российской Федерации выдано около двух тысяч лицензий на право телерадиовещания. Подавляющее большинство из них приходится на негосударственных вещавшей. Они весьма различны по объемам вещания, содержательной структуре программ, величине зоны приема, уровню используемых технических средств (от простейшей бытовой аппаратуры до новейшего профессионального оборудования). Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается увеличение удельного веса негосударственных компаний, проводящих вещание высокопрофессионально, имеющих общественно значимую программную политику. Коммерческие компании, которые возникли благодаря возможности бесконтрольного и нена- казуемого показа нелицензионной («пиратской») продукции, постепенно прекращают свое существование. Таким образом, cneiyf ет предположить, что период экстенсивного развития негосударственного вещания близится к своему завершению. Трудности создания сколько-нибудь рентабельного телещю-изводства и системы распространения программ силами одной негосударственной компании заставляют телевещателей искать возможности объединения усилий на рынке телевизионных программ. Создаются ассоциации, сети и другие подобные организации, целью которых являются: • осуществление проектов по объединению вещателей и производителей телерадиопродукции для создания условий, обеспечивающих приобретение, производство и распространение телерадиопрограмм на взаимовыгодных условиях; • организация вещания по принципу телесети, обеспечивающей поставку высококачественной телепродукции для трансляции в регионах в удобное для населения время; • осуществление общественного контроля за телевещанием, содействие защите прав и интересов телезрителей, вещателей и их сотрудников; • участие в разработке требований к телерадиовещанию, в том числе законов и иных нормативных правовых актов в области телерадиовещания. Сети, как правило, берут на себя функции организации вещания, ассоциации — функции по объединению телерадиоорганиза-ций с целью взаимодействия, взаимопомощи и защиты интересов членов ассоциации и телезрителей. В настоящее время достаточно заметны на телевизионном рынке более 15 сетей и ассоциаций. Среди них — работающие в режиме сети такие крупные компании, как НТВ и МНВК (ТВ-6), организующие вещание по сетям НВС (Независимая вещательная система) и СТС (Сеть телевизионных станций). Несколько сетей и ассоциаций созданы в регионах Российской Федерации. Для формирования национального телевизионного рынка, оказания правовой, информационной и в ряде случаев экономической помощи телевещателям созданы Российская ассоциация региональных телерадиокомпаний (РАРТ), Национальная ассоциация телевещателей (HAT) и др. Учреждена Ассоциация региональных государственных телерадиовещателей (АРТВ), в планах которой содействие созданию новой инфраструктуры отрасли, способствующей эффективному использованию средств финансирования, формиро- ванию «института заказчика» для отечественных разработчиков и яроизводителей оборудования, совершенствованию системы подготовки кадров для телерадиовещания и др. В 1998 г. продолжается процесс совершенствования системы телерадиовещания в Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ «О совершенствовании работы государствен-кых электронных средств массовой информации» от 8 мая 1998 г. fsfe 511 был сформирован Единый производственно-технологический комплекс государственных электронных средств массовой информации (ЕПТК) на базе ВГТРК, государственных телевизионных и радиовещательных компаний и федеральных государственных предприятий, осуществляющих производство, распространение и трансляцию государственных телерадиопрограмм. Государственные телерадиокомпании получили статус дочерних предприятий |ЦТРК, а организации, обеспечивающие распространение программ, — филиалов ВГТРК. Структура ЕПТК приводится на рис. 9.1. В 1999 г. Указом Президента РФ было образовано Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР России). К нему перешли все функции ликвидированной ФСТР России. Единый производственно-технологический комплекс в первоначальном виде просуществовал чуть более трех лет. С одной стороны, он обеспечил централизованное управление и финансирование входящих в него предприятий и организаций, их тесное взаимодействие при создании полной организационно-техноло-щческой цепи «студия — абонент». С другой стороны, образовался ряд проблем, вызванных существенными различиями в организационном, техническом, кадровом и экономическом аспектах деятельное!™ организаций, занимающихся созданием теле- и радиопрограмм и обеспе^вающих их распространение. Для ВГТРК как преемника функций Гостелерадио и ФСТР вопросы управления распределительными сетями и особенно их модернизации и развития оказались весьма сложны. Поэтому Указом Президента РФ от 13 августа 2001 г. № 1031 было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) на основе слияния организаций: «Главный центр телевидения и радиовещания» и «Главный центр управления сетями радиовещания и магистральной радиосвязи». Этим же приказом из структуры ВГТРК были выведены 93 организации (филиалы ВГТРК), в ведении которых находятся региональные сети связи и вещания. ш I Одновременно в целях повышения эффективности деятельности и совершенствования структуры ЕПТК были реорганизованы входящие в него предприятия, занимающиеся производством теле-1 и радиопрограмм — «Государственный дом радиовещания и звукозаписи» (ГДРЗ) и «Государственная телекомпания «Культура» объединены во «Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию «Культура». 9.2. Структура телевизионного эфира Структура современного телевизионного эфира в Российской Федерации в результате широкого развития негосударственного сектора вещания существенно усложнилась. В результате каждое средство массовой информации (программа), в том числе и государственное, должно искать и находить «вещательную нишу». Развитие такого мощного средства получения доходов, как рекламная деятельность компаний, обусловило использование нового термина для определения информационного пространства — «рынок телевизионных программ» или, более широко, «медиа-рынок». Телевидение стало основным рекламным носителем для товаров массового спроса. 87% телевизионных затрат направлено рекламодателями в 2001 г. на массового зрителя. В 2001 г. рекламодатели потратили на телевизионную рекламу, по оценке, 270 млн долл., при этом объемы региональной рекламы составили около 15% (40 млн долл.). В последующие годы прогнозируется рЬст рекламы, при этом объемы региональной рекламы будут расти более высокими темпами благодаря меньшей стоимости. Борьба за рекламный рынок обусловила дальнейшую активизацию деятельности организаций, занимающихся исследованиями телевизионной аудитории. В настоящее врекя наиболее известные из них: КОМКОН-2, Gallup Media, GFK-ВЦИОМ. Чтобы определить современную структуру телевизионного пространства России, необходимо ввести ряд определений, характеризующих телевизионные программы по величине зоны распространения и целевой направленности. Общероссийское вещание — вещание, осуществляемое в зоне обслуживания, включающей территории более половины субъектов Российской Федерации. Межрегиональное вещание — вещание, осуществляемое в зоне обслуживания, включающей территории нескольких (но не более половины) субъектов РФ. Межрегиональное вещание, осуществляемое из Москвы, определяется как центральное вещание. Региональное вещание — вещание, осуществляемое в зоне обслуживания, включающей территорию одного субъекта РФ (республики, края, области, г. Москвы, г. С.-Петербурга, автономной области, автономного округа). Местное вещание — вещание, осуществляемое в зоне обслужи Международное {трансграничное) вещание — вещание, при котором зона обслуживания включает в себя территории других государств. Общероссийское и центральное телевизионное вещание Общероссийское государственное телевизионное вещание представлено двумя программами. 1. Телевизионная программа «Россия» (РТР) — основная обще Для канала РТР характерно стабильное повышение среднего ^рейтинга на протяжении длительного периода, что объясняется «агрессивной» политикой канала в привлечении различных целевых аудиторий. Канал в большей степени старается освещать события, происходящие внутри страны, имеет широкую корреспондентскую сеть по стране и передает большое количество сюжетов о российской глубинке. 2. Телевизионная программа «Культура» реализует культурно-про лик, 2 краев и почти 30 областей. Канал «Культура» не занимается рекламной деятельностью и в связи с этим практически не попадает в поле зрения исследователей телевизионной аудитории, однако, по экспертным оценкам, его популярность достаточно высока. Акционерное общество «Общественноероссийское телевидение» (АО ОРТ) проводит общероссийское вещание по телевизионной программе «1-й канал». 51% акций АО ОРТ принадлежит государству. Так же, как РТР, программа распространяетЬя в 5 вещательных зонах в виде основной программы и четырех дублей. Наряду с наземными линиями связи, трансляция программы осуществляется через несколько тысяч приемных станций спутникового телевидения. Потенциальная аудитория программы в Российской Федерации — практически все население (98,8%). Кроме Российской Федерации программа может приниматься также в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и на Украине. При помощи спутниковой системы «Москва-Глобальная Западный регион» программа передается на Европу, Африку, части Северной и Южной Америки. Целевая аудитория канала — все слои населения, однако в большей степени население старших возрастов и детская аудитория. Канал стабилен на протяжении нескольких лет и занимает первую рейтинговую позицию. Факт несомненного лидерства ОРТ объясняется тем, что, во-первых, концепция канала рассчитана на самые разнообразные вкусы, во-вторых, качество передач здесь также одно из самых высоких и, в-третьих, канал в основных своих рубриках, блоках, видах передач стабилен на протяжении долгого времени и это делает союз с ним привычным^, необходимым, напоминая в чем-то ритуал. Из программ негосударственных центральных (г. Москва) компаний наибольшее распространение по территории Российской Федерации получили программы телекомпании НТВ (программа НТВ), Московской независимой вещательной корпорации (МНВК) — программа ТВ-6 и ОАО «ТВ Центр» — программа ТВ Центр. Достаточно активно на территории РФ при помощи телесетей (совокупи ность линий связи и передающих средств центральных и регион нальных компаний) распространяются программы негосударственных телекомпаний СТС и REN TV. Зона приема программы НТВ охватывает центральные области России, северные и северо-западные области, довольно широк охват Уральского региона и Восточной Сибири. Трансляция программ телекомпании НТВ на территории Российской Федерации и стран jgHF в основном осуществляется государственными предприятиями связи, а также рядом негосударственных региональных телекомпаний на условиях договоров. Для передачи программы используются спутниковые каналы и наземные линии связи. Программа НТВ транслируется также в г. Баку, Тбилиси, Алма-Ате, Бишкеке, Душанбе, в Узбекистане и на Украине. Потенциальная аудитория в Российской Федерации — 107 млн чел., в странах СНГ и ряде стран дальнего зарубежья — около 30 млн чел. Около фцет существует проект NTV International, в рамках которого осуществляется вещание в США, Израиле и в европейских странах. Телеканал НТВ сразу завоевал популярность показом хорошо отобранных художественных фильмов и подачей телезрителю актуальной и достоверной информации. Свою основную аудиторию канал обозначил как «Все 16—39». Однако на данный момент 84% аудитории составляют зрители старше 25 лет. Канал НТВ с ноября 2000 г. характеризовался падением рейтинга. В сентябре-октябре 2001 г. ситуация стабилизировалась. Программой ТВ 6 Москва почти пропорционально охватывается вся территория России: центр, север и северо-запад, юг, Урал, ■©сточная и Западная Сибирь, а также осуществляется вещание на Дальний Восток. Программы телеканала ТВ-6 Москва транслируются в основном независимыми региональными телестанциями на условиях партнерских договоров с МНВК о сотрудничестве по передаче телепрограмм. При этом телекомпании, распо-1($0&енные В европейской части России и на Урале, получая сигнал со спутника, как правило, ведут прямую трансляцию программы по своим эфирным каналам. Телекомпании, расположенные в других часовых поясах (на территории Сибири и Дальнего Востока), часть программ, получаемых со спутника в ночное время, записывают и транслируют на следующий день в прайм-тайм по местному времени. Программа ТВ-6 Москва может приниматься в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Латвии, Литве, Молдавии, Узбекистане, Украине, Эстонии. Потенциальная аудитория программы — около 160 млн чел., в том числе 524 города и населенных пункта Российской Федерации. Программа «ТВ-6» переживает переходной период. Ее дальнейший статус и содержание пока не определены. Открытое акционерное общество «ТВ Центр», организованное в 1997 г., ведет вещание по трем каналам: Московский эфирный канал ТВ Центр, Московский единый кабельный канал «Столица» и Региональная сеть эфирного и кабельного вещания. В структуре программ ОАО «ТВ Центр» присутствуют все виды вещания: информационное, общественно-политическое, художественное, публицистическое, развлекательное, социально-экономическое, детское, спортивное. Информационное, общественно-политическое и социально-экономическое составляют около 30%, кинопоказ — около 60%. Зона вещания программы ТВ Центр включает 70 регионов Российской Федерации, а также ряд стран СНГ и Балтии. Программа ориентирована на широкие слои населения, однако преобладает освещение культурной, научной, политической и экономической общественной жизни Москвы. На канале высока доля присутствия немолодой аудитории. Программа СТС — первая развлекательная программа, имеющая потенциальную аудиторию около 83 млн чел. (более, чем в 350 городах России). Целевая аудитория канала — люди от 18 до 45 лет с высоким уровнем дохода и потребления. Характеризуется минимальным присутствием аудитории старше 50 лет. Программа REN TV — универсальный канал с потенциальной аудиторией — около 105 млн чел. Вещание проводится более чем в 450 городах России. Целевая аудитория канала (зрители в возрасте от 20 до 60 лет) составляет более 60% аудитории канала, причем 47% всей аудитории составляют мужчины. Программы REN TV ориентированы на семейную аудиторию, передачи расположены таким образом, чтобы последовательно привлекать внимание различной аудитории.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |