Организация маркетинга на кинопредприятии 12 страница
Программа ТНТ. Премьерная телесеть. Потенциальная аудитория канала — около 80 млн чел. Вещание проводится более чей в 536 городах России. Основу программы составляет оригинальная телепродукция, высококачественные кино- и телефильмы отечественного и зарубежного производства. В связи с переходом некоторых информационных программ с НТВ на ТНТ аудитория канала становится более мужской. Программа Муз ТВ — музыкальный канал с потенциальной аудиторией около 50 млн чел. С 14 февраля 2000 г. организовано круглосуточное вещание на всю сеть Муз ТВ. Российская музыка составляет около 70% музыкального эфира канала. Более половины аудитории канала — телезрители в возрасте от 16 до 39 лет. Программа MTV — музыкальный канал. Прием возможен для 48,5 млн чел., проживающих в 65 городах России. Зарубежная музыка составляет не менее 70% музыкального эфира канала. Программа ориентирована на молодежную аудиторию — телезрители в возрасте от 10 до 24 лет составляют 63% аудитории. Региональное и местное телевизионное вещание Структура телевизионного вещания (наличие вещательных организаций) в регионах в общем случае представлена следующим образом: региональные государственные телерадиовещательные компании федерального подчинения (ГТРК), местные муниципальные телекомпании, местные негосударственные телекомпании с различной формой собственности (частная компания или фирма, акционерные общества различного типа и т.п.). В Российской Федерации функционируют 87 региональных государственных телерадиокомпаний (РГТРК), расположенных в административных центрах субъектов Российской Федерации (республики, края, области, автономной области, автономного округа) и 5 местных ГТРК в г. Сочи, Норильске, Магнитогорске, Комсомольске-на-Амуре, Воркуте. Телевизионные программы региональных ГТРК, как правило, распространяются по одному каналу с программой «Россия» (ВГТРК), вытесняя при этом ряд передач последней. Исключение составляют несколько РГТРК, которые передают программу только по собственному каналу. Примерно половина государственных региональных компаний в дополнение к каналу «Россия» имеют собственные передатчики для трансляции своей программы. В основном это маломощные передатчики, позволяющие охватить вещанием городское население областного (республиканского, краевого) центра увеличенным объемом вещания. Все региональные ГТРК проводят только «эфирное» телевизионное вещание, что не исключает подачу этих программ в городские кабельные системы коллективного телевизионного приема (СКТП). Несколько региональных РГТРК используют для передачи своей программы спутниковый канал. Объемы вещания государственных местных программ по каналу «Россия» составляют от получаса до 5 ч среднесуточно, при этом удельный вес передач собственного производства колеблется от 30 до 90%. Время показа рекламы — от 0,02 до 0,6 ч среднесуточно. Структура государственных региональных программ содержит стандартный набор основных направлений вещания: информационное, общественно-политическое, художественное, развлекательное, спортивное, детское, молодежное, реклама, объявления. Хотя пропорции объемов передач по видам вещания в разных РГТРК различны, какой-либо специализации при этом не просматривается. Региональное вещание на канале «Россия» сохраняет свой стиль, свой образ, который характеризуется прежде всего созданием общественно значимых и социально полезных передач. Сре- ди них регулярные информационные выпуски, репортажи о важных событиях в регионе, встречи с представителями исполнительной власти региона, специальные программы по экономическим, медицинским, образовательным проблемам и т.п. Программы РГТРК на собственном канале существенно отличаются по своим параметрам от программ на центральном канале. Среднесуточное время вещания, как правило, значительно больше (до 18 ч), а передачи собственного производства составляют в среднем 10%, что в 2—3 раза ниже этого показателя программ на центральном канале. Объемы рекламы составляют в среднем 16%, что в 2— 3 раза выше этого показателя программ на центральном канале. В ГТРК субъектов РФ, образованных по национальному признаку (республики, автономная область, автономные округа), ведется вещание помимо русского на двух и более национальных языках. Вещание на языках национальных меньшинств проводится также в ряде областей Российской Федерации. До формирования ЕПТК местные студии размещали свои программы на канале «Россия» достаточно свободно, как правило, в вечернее время, с 17.00 до 21.00 ч или в течение всего вещательного дня блоками различной продолжительности. В 1998 г. в целях координации сеток вещания (исключения вытеснения общественно значимых передач федерального канала) были установлены «окна» для включения региональной программы. Это положительно отразилось на качестве формирования единой для населения региона государственной программы (общероссийская + региональная), однако создало существенные (технологические) трудности для компаний, формировавших свою программу единым блоком. Время передачи программы ГТРК по собственному каналу зависит от объемов вещания и регламента работы технических средств. Программы передаются непрерывно или отдельными блоками, чаще всего в вечернее время. Если ситуация, сложившаяся в государственном секторе регионального телевидения, достаточно типична для всех регионов России, то позиции негосударственного телевидения в разных регионах имеют существенные отличия. В большинстве субъектов РФ региональное государственное телевизионное вещание представлено одной государственной региональной программой и несколькими местными (городскими) программами. В 15 регионах существует паритет между государственными и негосударственными программами. В большинстве регионов негосударственные программы имеют численное пре- имущество и в этом смысле занимают приоритетные позиции в структуре телевизионного вещания региона. По этому признаку мк>жно выделить приоритетные регионы, в которых передаются 10 и более местных негосударственных программ: республики Башкортостан, Татарстан; Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский края; Владимирская, Иркутская, Кемеровская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Пермская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская и Челябинская области; г. Москва, Санкт-Петербург. Большинство негосударственных компаний в регионах отдает предпочтение ретранслируемым и приобретенным программам, существенную долю в которых (около 30%) составляют телесериалы, боевики, эротические фильмы, полученные в обмен на рекламное время или приобретенные в пакетах по демпинговым ценам. Около 50% — развлекательные сериалы, детские и спортивные передачи. В основном используется телепродукция зарубежного производства. В то же время, наблюдается явный прогресс в Повышении общего уровня вещания негосударственных компаний, обогащение содержательной структуры программ. Многие йегосударственные телекомпании организовали собственное производство информационно-публицистических, аналитических и других программ. Негосударственные компании в регионах чутко улавливают потребности населения в местной информации, создавая программы для покупателей, бизнесменов и т.д. Появились передачи просветительского направления. Формируется система приобретения художественной продукции для включения в программу — компании заказывают местным продюсерским фирмам производство музыкально-развлекательных, детских и других программ, телеигр, телевикторин и т.д. Таким образом, основную тенденцию развития российского регионального телевещания можно охарактеризовать так: негосударственные телевещательные компании все более уверенно занимают приоритетные и определяющие позиции в общей структуре регионального ТВ. Это обусловлено не только количественным преобладанием негосударственного сектора в большинстве регионов, но и качественным его развитием и совершенствованием. Всего в настоящее время в Российской Федерации действует около тысячи лицензий на телевизионное вещание, выданных негосударственным компаниям. Международное вещание Международное (трансграничное) вещание определяется как вещание, при котором зона обслуживания включает в себя территории других государств. Такому условию удовлетворяют зоны обслуживания пяти центральных программ, формируемых в Москве. Прием программ РТР, ТВ-6 и ТВ-Центр возможен на территориях большинства стран СНГ и ближнего зарубежья, а программы ОРТ и НТВ кроме этого передаются и в ряд европейских стран и на территории других континентов. В настоящее время законодательными и исполнительными органами проводятся работы по подготовке процесса присоединения России к Европейской конвенции о трансграничном телевидении, которая вступила в силу в 1989 г. Присоединение к Конвенции явится важным шагом на пути интеграции с европейским сообществом. В то же время принятие решения о присоединении к Конвенции существенно актуализирует процесс совершенствования Российского законодательства в области СМИ как с точки зрения приведения его в соответствие с требованиями Конвенции, так и более глубокой детализации ряда положений законодательных актов, регламентирующих деятельность организаций телевизионного вещания в РФ. Конвенция обязывает участников соблюдать установленные ею нормы и правила в отношении тех программ, которые тем или иным способом могут быть доступны населению других стран. В основном, российское законодательство в области средств массовой информации не противоречит положениям Конвенции. Однако поскольку участник (Конвенции) не вправе ссылаться на более строгие или более подробные правила отечественного законодательства с целью ограничения ретрансляции трансграничных программ на свою территорию, эти правила (для вещателей, получивших официальный статус трансграничных) должны быть адаптированы к положениям Европейской конвенции. Присоединение к Конвенции будет способствовать повышению качества отечественных програм, увеличению их конкурентоспособности в общем европейском информационном пространстве. 9.3. Основные тенденции телевизионного просмотра в России ОРТ является самым стабильным каналом на рынке телевизионных программ на протяжении полутора лет. Доля телесмотрения канала колеблется в пределах 24—27%. Самый динамичный и развивающийся канал — РТР. С третьего места в 2000 г. он переместился на второе (после ОРТ) в 2001 г. Если в феврале 2000 г. его доля составляла 15% в общем объеме телесмотрения, то теперь она составляет 19% (июль 2001 г.). Канал НТВ потерял примерно 35% своих зрителей. Если его доля в феврале 2000 г. составляла 20%, то в июле 2001 г. — уже 13%. Сегодня положение канала начинает выравниваться. Его доля составляет стабильно 13% уже три месяца. Несколько выросла привлекательность регионального и местного телевизионного вещания. Еслде в прошлом году на его долю приходилось 18—19%, то в 2001 г., начиная с апреля, его доля стабильна и составляет порядка 20%. В прайм-тайм усиливается борьба каналов за аудиторию, поэтому доли их в это время менее стабильны. Например, доля ОРТ в июне составила 24%, а в июле — 27%. Более популярным в прайм-тайм стал канал ТВ-61. Если раньше его доля составляла 4—5%, то в июне этот показатель достиг 7%. После некоторого падения в прайм-тайм растет доля НТВ: май — 11%, июнь — 12%, июль — 13%. Несколько иными по сравнению со средними по стране выглядят предпочтения москвичей. В 2000 г. в Москве абсолютным лидером как в прайм-тайм, так и в течение дня был канал НТВ. На втором месте находился ОРТ, на третьем — РТР, на четвертом — ТВ-6. В 2001 г. рейтинг и доля НТВ существенно снизились, но с августа 2001 г. они снова начали расти и в настоящее время ситуация стабилизировалась: на первом месте ОРТ, на втором — РТР, на третьем — НТВ. Социологические исследования, проведенньге в 2001 г., зафиксировали, что 98% населения России имеют дома телевизор. В 92,4% семей есть хотя бы один цветной телевизор. Процент домохозяйств, в которых есть хотя бы один телевизор с пультом дистанционного управления, составляет 66,7% (показатель вырос практически в 2 раза с 1997 г.). фгк Согласно социологическим исследованиям, всего около 16,9% домохозяйств подключены к сетям кабельного телевидения. Возможность использования спутниковых каналов в домохозяй-ствах очень мала. Около 1% опрошенных имеют индивидуальную спутниковую антенну, 2,4% — коллективную спутниковую антенну, у 43,9% есть видеоплеер и/или видеомагнитофон. L большинство российских телезрителей смотрят телевизор каждый день: 81% респондентов смотрят телевизор каждый будний день, 81,3% — каждый выходной день. В среднем зритель смотрит телевизор около 3 ч в будний день и около 4 ч в выходной день. 1 В настоящее время — ТВС. 9.4. Экономические аспекты функционирования системы телевизионного вещания Существенным изменениям, которые претерпела система телевизионного вещания в предшествующие годы, особенно в статусе организаций, осуществляющих телевизионное вещание, сопутствовало усложнение экономических взаимоотношений как с государством, так и между участниками процесса телевизионного вещания. Далее мы будем говорить не о системе телевизионного вещания, а о системе телерадиовещания, во-первых, потому, что в ряде случаев трудно, а иногда и невозможно, выделить экономические показатели телерадиокомпании по телевизионному вещанию и радиовещанию (например, общие для ТВ и РВ основные фонды предприятия или выделяемые из федерального бюджета ассигнования), во-вторых, экономические отношения при организации телевизионного вещании и радиовещании принципиально ничем не отличаются. В первую очередь рассмотрим экономику государственных телерадиокомпаний, а именно принципы и условия их государственной поддержки в части финансирования их текущей деятельности. Негосударственные же компании и в программном и в экономическом плане находятся «в свободном плавании», т.е. источники их дохода весьма разнообразны и не поддаются какой-либо систематизации. Следует лишь сказать, что основным и достаточно стабильным источником прибыли является предоставление в своих программах времени для передачи рекламы. В ретроспективе экономические отношения в системе телерадиовещания СССР складывались следующим образом. Все государственное телерадиовещание полностью финансиг ровалось из государственного бюджета. До 1962 г. с населения взималась абонентная плата за пользование телевизорами и радиоприемниками. Вначале сборы абонентной платы были поручены радиокомитетам, которые использовали для этого предприятия связи, выплачивая им на комиссионных началах 3% от суммы сбора. Радиовещание на зарубежные страны финансировалось из союзного бюджета. В 1949 г. этим стало заниматься Министерство связи СССР, которое переводило часть собранных средств в распоряжение вещательных организаций (Гос-телерадио) для компенсации расходов на создание программ в размере 36%, а с 1960 г. эта сумма увеличилась до 50% в связи с передачей Гостелерадио функций иновещания и прекращением его финансирования из госбюджета. В 1961 г. расходы на телевидение и радиовещание составляли 148,7 млн руб. (включая иновещание и аренду технических средств Минсвязи), и установленных отчислений было достаточно для их покрытия. Постановлением Совета Министров СССР от 18 августа 1961 г. № 768 абонентная плата за радиоприемники и телевизоры была отменена и вместо нее установлена надбавка к розничным ценам: на радиоприемники — 15%, на телевизоры 20% стоимости, абонентная плата за радиоточки была сохранена в прежнем виде. Сумма поступлений от надбавок составила в 1983 г. 397,7 млн руб., в 1984 г. — 420,7 млн руб., в 1985 г. — 424,5 млн руб., в 1986 г. — 446,9 млн руб. и до 1990 г. имела достаточно стабильную, но существенно более низкую величину по сравнению с неуклонно возрастающими расходами на организацию вещания (в 1985 г. они составляли 1835 млн руб.). То есть надбавки к розничной цене компенсировали менее 20% расходов на телерадиовещание. Хотя Постановлением правительства было установлено, что надбавки к розничным ценам на телевизоры и радиоприемники предназначены «для покрытия расходов по организации программ радиовещания и телевидения», прямая передача их Госкомитету не происходила. Функции посредника выполнял госбюджет. Про-•Мышленные предприятия, выпускающие телевизоры и радиоприемники переводили суммы надбавок в бюджет по мере реализации продукции, а система телевидения и радиовещания финансировалась из союзного и республиканского бюджетов. Поступление надбавок к розничным ценам планировалось Министерством финансов СССР исходя из ассортимента выпускаемых телевизоров и радиоприемников по союзным республикам, имеющим соответствующие предприятия. Фактическое поступление этих средств в бюджет учитывалось Госбанком СССР. Наряду с введением надбавок к розничным ценам на телевизо-■p&i и радиоприемники была сохранена абонентная плата за радиоточки узлов проводного вещания. Эта абонентная плата в городах собиралась дирекциями по эксплуатации зданий РЖУ вместе)с 'квартплатой и затем переводилась Минсвязи СССР и союзных республик. В сельской местности население вносило плату за радиоточки в отделения связи. Сумма абонентной платы за радиоточки составила в 1985 г. более 500 млн руб. Остаток ее после покрытия расходов на содержание узлов связи вносился в госбюджет. Как видно из приведенных данных, на покрытие расходов телевидения и радиовещания в СССР государство получало непосредственно от населения ежегодно более 900 млн руб. Кроме того, предприятия и организации системы Гостелерадио СССР ежегодно вносили в бюджет более 20 млн руб. свободного остатка прибыли и около 10 млн руб. собственных доходов. Предприятия Минсвязи СССР не полностью использовали получаемые от Гостелерадио СССР доходы за предоставление в аренду технических средств связи и около 150 млн руб. из них переводили в бюджет в виде свободного остатка прибыли. Промышленные предприятия, выпускающие телевизоры, радиоприемники, громкоговорители, вносили в доход бюджета свыше 900 млн руб. в виде налога с оборота. Таким образом, сумма получаемых государством доходов, связанных с телевидением и радиовещанием, по ориентировочным подсчетам составляла около 2 млрд руб. (при расходах на телевидение и радиовещание в этот период в 1,8—1,9 млрд руб.). Приведенные цифры дают основание сделать вывод о том, что в целом телевидение и радиовещание являлись рентабельной отраслью, приносящей государству даже некоторые доходы. Однако механизм финансирования вещательных организаций (Гостелерадио СССР) был сориентирован на чрезмерную централизацию через государственный бюджет, что не давало возможности им эффективно функционировать. Постоянная нехватка средств, выделяемых из бюджета, сдерживала развитие системы как в количественном, так и в качественном отношении. 9.5. Финансирование телерадиовещания в условиях рыночной экономики К 1995 г. в Российской Федерации практически закончилось формирование децентрализованной системы телерадиовещания с новыми организационно-правовыми и экономическими принципами ее функционирования. Выделим основные изменения в системе государственного телерадиовещания, которые напрямую изменили и экономические отношения в ней. 1. Государственные телерадиокомпании получили статус государственных унитарных предприятий, наделенных правами хозяйственной деятельности, приносящей доходы, обрели широкие полномочия в определении своей программной политики, в том числе объемов, структуры и сетки вещания. 9. Организационно-экономические основы развития телевидения_____________ 161 2. Инициаторами развития (и следовательно, инвесторами) телерадиовещания в регионах все в большей степени становятся администрации регионов. 3. Существует ярко выраженная тенденция организации собственных каналов распространения региональных и местных программ (при сохранении вещания по общероссийским каналам). 4. Получил широкое развитие рынок рекламы, который является в настоящее время основным фактором, способствующим повышению экономической самостоятельности телерадиокомпаний. Рассмотрим действие указанных факторов более подробно, в том числе сложившиеся в настоящее время соотношения финансовых средств государственных телерадиокомпаний, получаемых из различных источников. В период 1995—2002 гг. сформировался новый механизм по источникам финансирования предприятий и организаций, осуществляющих теле- и радиовещание. В целом по отрасли общий фонд финансирования государственного телерадиовещания и его структура могут быть представлены следующими источниками и соотношениями (табл. 9.1): Таблица 9.1. Структура общего фонда финансирования государственного теле- и радиовещания
Структура фонда финансирования по различным компаниям, в том числе по центральным (ГТК и ГРК) и региональным (РГТРК), представлена в табл. 9.2. Таблица 9.2. Структура фонда финансирования телекомпаний
Ассигнования из федерального бюджета Основным и наиболее значительным источником финансирования государственного телерадиовещания остается федеральный бюджет, в целом по отрасли он обеспечивает более 70% финансовых ресурсов. Ассигнования из федерального бюджета в последние годы оказались явно недостаточными для обеспечения деятельности государственного телерадиовещания. Например, в 1997 г. фактическое поступление средств из федерального бюджета в целом по отрасли составило 52% запланированного объема финансирования. Региональные ГТРК при этом были профинансированы в среднем на 62%. Существенно не улучшилось положение с финансированием из федерального бюджета и в последующие годы. Вследствие этого наблюдалось изменение структуры вещания в сторону его упрощения: эфир насыщался дешёвыми зарубежными фильмами и сериалами, отсутствовали художественно-постановочные программы. Доходы, полученные компаниями от внебюджетной деятельности, в основном направлялись на возмещение недополученных из бюджета средств на оплату материальных затрат и поддержание материально-технической базы по производству программ. Однако отдельные организации, не имеющие реальной возможности получения внебюджетных средств, например ком- пании, расположенные в северных регионах России и в регионах со слаборазвитой инфраструктурой, оказывались в тяжелейшем финансовом положении. В этих условиях государственное телерадиовещание начинает терять свои позиции в борьбе за зрителя с негосударственными компаниями, которые являются более дееспособными в финансовом отношении. Это дает им возможность быстро расширять зону распространения своих программ, внедрять в телерадиопроизвод-ство современные технические средства и технологии, привлекать квалифицированные кадры. Основными факторами, обеспечивающими экономическую самостоятельность негосударственных компаний в отличие от ГТРК, следует считать: большие объемы вещания, не ограниченные, как для ГТРК, «окном» в федеральном канале; «необязательность» создания социально значимых передач, которые, как правило, менее привлекательны для рекламодателей по сравнению, например, с покупной зарубежной телепродукцией; «курирова-ще» их преуспевающими в финансовом отношении негосударственными структурами. Ассигнования из региональных бюджетов Кроме ассигнований из федерального бюджета общий фонд финансовых средств государственных телерадиокомпаний формируется за счет поступления их из других источников, в которые входят: ассигнования из местных бюджетов, доходы от рекламно-коммер-ческой деятельности ГТРК, включая средства от проведения валютных операций, спонсорские поступления, финансирование отдельных мероприятий ГТРК из других внебюджетных! источников. Анализ по конкретным видам поступлений для определения соотношения между различными источниками финансирования в региональных ГТРК показал, что ассигнования из регионального и местного бюджета в тех или иных размерах присутствуют в бюджетах более половины региональных ГТРК. Их величина в различных компаниях колеблется от 1 до 85%. В структуре общего финансового фонда региональных ГТРК ассигнования из регионального и местного бюджетов составляют около 8,0%, а в структуре фонда финансирования отрасли в целом — около 3,0%. Доходы от рекламно-коммерческой деятельности Доходы от рекламно-коммерческой деятельности ГТРК являются наиболее весомым дополнительным средством финансирования. Их удельный вес в целом по отрасли в общем фонде фи- 6* нансовых средств телерадиокомпаний составляет около 20%. Более подробный анализ по региональным ГТРК показывает, что во многих из них доходы от рекламно-коммерческой деятельности составляют значительные величины — от 50 до 70%. В эту категорию попадают телерадиокомпании, расположенные в основном в крупных культурно-промышленных центрах, однако четко закрепить этот фактор как основополагающий для развития рекламно-коммерческой деятельности в крупных городах пока, вероятно, преждевременно, так как во многих других городах, обладающих сходным потенциалом, эти доходы составляют значительно меньшую величину. Стабильно низкий удельный вес от рекламной деятельности имеют телерадиокомпании автономных областей и округов. Некоторая закономерность слабого освоения рекламной деятельности просматривается в республиканских ГТРК. Практически во всех национальных республиках анализируемый показатель ниже среднего по региональным телерадиокомпаниям. Несмотря на значительный разброс численного значения показателя «доходы от рекламно-коммерческой деятельности» по различным ГТРК, проведенный анализ позволяет зафиксировать довольно стабильную тенденцию к увеличению удельного веса этого показателя в формировании фонда финансовых средств в .государственных телерадиокомпаниях. Средства от спонсорских вложений в создание телерадиопрограмм составляют весьма незначительную величину — менее 1% в общем фонде финансирования ГТРК Подводя итоги проведенного анализа можно выделить четыре условные группы РГТРК, отличающиеся друг от друга степенью использования различных источников финансирования при формировании бюджета компании. 1. Около 10 компаний формируют собственный бюджет в основном из поступлений из местного бюджета и доходов от рекламно-коммерческой деятельности. 2. Около 15 компаний формируют собственный бюджет в основном из двух источников примерно в одинаковых пропорциях: ассигнования из федерального бюджета и доходов от рекламно-коммерческой деятельности.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (656)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |