ОТЧЕТ
о прохождении горноготуристского спортивного маршрута
третьей категории сложности по Памиро-Алаю (Кичик-Алай)
совершенном группой
г. Челябинска
в период с 30 июля по 14 августа 2014 года.
Маршрутная книжка № 41/2014
Руководитель группы
Благих Сергей Владимирович
г. Челябинск, Университетская набережная, 92-51,
тел.: 8-922-746-22-77
e-mail: blagihsv@mail.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия Челябинской областной федерации спортивного туризма рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю __3__ категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке областной федерации спортивного туризма
Судья по виду ( ) ( )
Председатель МКК ( ) (Востриков С.Л.)
Штамп МКК
Челябинск
2014 г
Содержание
№
|
|
|
| Стр.
|
|
|
| Справочные сведения:
|
|
| 1.1
|
| Проводящая организация
|
|
| 1.2
|
| Район похода
|
|
| 1.3
|
| Количественная характеристика маршрута
|
|
| 1.4
|
| Подробная нитка маршрута
|
|
| 1.5
|
| Определяющие препятствия маршрута
|
|
| 1.6
|
| Состав группы
|
|
| 1.7
|
| Адрес хранения отчета
|
|
| 1.8
|
| Поход рассмотрен МКК
|
|
|
|
| Проведение похода:
|
|
| 2.1
|
| Идея похода
|
|
| 2.2
|
| Варианты подъезда и отъезда
|
|
| 2.3
|
| Аварийные выходы с маршрута
|
|
| 2.4
|
| Изменения маршрута и их причины
|
|
| 2.5
|
| График движения;
|
|
|
| 2.5.1
| План путешествия согласованный с МКК;
|
|
|
| 2.5.2
| Реальный график движения группы на маршруте
|
|
|
| 2.5.3
| Путевой дневник
|
|
|
| 2.5.4
| Высотный график
|
|
| 2.6
|
| Техническое описание прохождения группой маршрута
|
|
| 2.7
|
| Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте
|
|
| 2.8
|
| Дополнительные сведения о маршруте и снаряжении
|
|
|
| 2.8.1
| Специальное снаряжение
|
|
|
| 2.8.2
| Сведения о районе
|
|
|
| 2.8.3
| Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
|
|
|
| 2.8.4
| Питание на маршруте
|
|
| 2.9
|
| Итоги, выводы, рекомендации
|
|
|
|
| Литература
|
|
|
|
| Приложения
|
|
Справочные сведения
Проводящая организация
Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация спортивного туризма Челябинской области».
Сайт: www.sporttur74.ru
EMail: sporttur-74@mail.ru
Район похода
Место:
Район пика Скобелева, хребты Кичик-Алай, Алайский (Памиро-Алай).
Высоты пройденных первалов – 4500-4750 м.
Максимальная высота на маршруте – пик Скобелева, 5050 м..
Количественная характеристика маршрута
Вид туризма
| Категория сложности
| Протяжен- ность активной части, км
| Продолжительность Общая
(Ходовых дней)
| Сроки проведения
|
горный
| третья
|
| 16 (15)
| 30.07.14. – 14.08.14.
|
Количество участников: 9 человек (6 мужчин, 3 женщины).
Подробная нитка маршрута
Долина реки КИЧИК – АЛАЙ ВОСТОЧНАЯ - река КАШКА-СУУ –
пер. АКАРТ(1Б) - пер. ВЫСОЦКОГО(2А) – пер. ГЕЗАРТ(1Б) –
Пер. СОЛНЕЧНЫЙ(2А, первопроход, радиально) – пер СПАРТАК(2А)
– пер. КЕКДЖАР(нк) - пер. ЗАП,СКОБЕЛЕВА + В,СКОБЕЛЕВА(2А)
- пер. СКОБЕЛЕВА(2А) - пер. Д. СОБЯНИНА + пер. РОТОТАЕВА(2А)
– пер. КИНДЫК(1А) – река КАРА-СУУ – АЛАЙСКАЯ ДОЛИНА.
Алайская долина – МАЛ «Пик Ленина» - пер. ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
(1А) – левобережная морена ледника ЛЕНИНА – МАЛ «Пик Ленина».
Определяющие препятствия маршрута
№
п/п
|
Вид
препятствия
| Категория
трудности
| Высота (по GPS),
м
| Географиические координаты (взятые в походе поGPS),
WGS 84
| Характеристика препятствия
| Путь прохождения
|
| Перевал Кичик-Алай (№21)
| Н/К
|
| 39°51'12.6972'' N
72°29'29.2632'' E
| Ориентация:восток – запад
Соединяет: р.Л.Карасиль – р.Кичик-Алай Восточный.
Описание: Автомобильная дорога
| Подъем до седловины с востока по автомобильной дороге для закладывания заброски.
Подъем с запада по дороге для снятия заброски.
|
| Перевал Акарт
(№ 23)
| 1Б
|
| 39052’38,1846”N
72030’21,9455”E
| Ориентация: юго-восток-восток – северо-запад-запад.
Соединяет: долина истока реки Кичик‑Алай (вост.) и ледник № 207 –исток ручья Акарт.
Описание. Перевал имеет две седловины: северную и южную. Со стороны долины реки Кичик-Алай (вост.) более «ярко» выгладит северная седловина. Здесь даны координаты, высота и описание северной седловины. С юго-востока-востока высота перевального взлёта более 170 метров, крутизна менее 300, на перевал идёт хорошо набитая тропа. Со стороны ледника № 207, долина ручья Акарт, северная седловина сыпучая, предпочтительнее южная седловина.
| Подъём с юго-востока-востока, со стороны долины истока реки Кичик-Алай (вост.), по тропе.
Спуск на северо-запад-запад по сыпучему склону плотной группой, затем по одному траверсом склона влево, далее по снежнику на ледник № 207. По леднику вниз – кошки, связки.
|
| Перевал Высоцкого
(№ 14)
| 2А
|
| 39053’49,7700”N
72027’48,8851”E
| Ориентация: восток – запад.
Соединяет: долину левого истока ручья Акарт и ледник Гезарт (№ 195).
Описание. С востока ледник с ледопадом, затем закрытый ледник до седловины, крутизной не более 150.
С запада – осыпной склон около 300. При нашем прохождении осыпь была смёрзшаяся.
| Подъём с левобережной морены ледника Мунку (№ 206) по пологому хорошо слежавшемуся кулуару в отроге на ледник выше ледопада. То есть, выход на ледник слева по ходу движения. Затем в кошках и связках по закрытому леднику. Спуск по осыпи местами плотной группой, местами по одному.
|
| Перевал Гезарт Короткий
(№ 13)
| 1Б
|
| 39052’25,4283”N
72025’52,7581”E
| Ориентация: северо-северо-запад – юго-юго-восток.
Соединяет: ледник Гезарт (№ 195) и ледник № 137, истоки ручья Кызыл-Сель.
Описание. С северо-северо-запада высота перевального взлёта немного более 100 м, крутизна около 350. С юго-юго-востока спуск по осыпному склону на некрутой ледник, покрытый снегом.
| Подъём с северо-северо-запада «в лоб», чтобы не подрезать склон, слева но ходу.
Спуск по леднику № 137 и по морене, занесённой снегом до ледопада. Далее спуск по морене. Затем спуск вдоль ручья, выход к озеру. От озера через реку на автомобильную доргу
|
| Перевал Солнечный
| 2А
|
| 39°47'52.198799'' N
72°29'46.2011999'' E
| Ориентация: север – юг.
Соединяет: ледник Солнечный в верховьях левого притока р. Карасель и ледник № 129, левый приток ледника №130, истоки реки Кара-Сель.
Описание. С севера высота перевального взлёта немного более 200 м, крутизна около 300.
С юга мелкоосыпномй склон средней крутизны выводит на некрутой открытый ледник.
| С Северной сторны снежно ледовый взлет подрезанный бергшрундом. На седловине с южной стороны карниз.
Подъем с ледника Карасель №130 по морене на левую ветвь ледника№129. По открытому леднику до взлета. Взлет осыпной 150 метров средней крутизны. Карниз обходится с восточной стороны. Спуск по пути подъема.
|
| Перевал Спартак
(№ 51)
| 2А
|
| 39047’4,0645”N
72033’24,4863”E
| Ориентация: север-юг.
Соединяет: ледник Кумтор Зап. (№ 303) и ледник № 85.
Описание. С севера высота перевального взлёта около 250 м, крутизна до 350. Закрытый ледник с трещинами.
С юга высота перевального взлёта около 270 м. Максимальная крутизна кулуара до 40–450. Осыпь на льду.
| Подъём с севера в кошках, по леднику в связках, обход трещин. Ледовый склон с перильной страховкой.
Спуск на юг, 3 верёвки, далее – на личной технике по средней, затем по крупной осыпи.
|
| Кекджар
| Н/К
|
| 39°44'39.30000'' N
72°35'12.30000'' E
| Ориентация: запад – восток.
Соединяет: оз.Кош-Кель – р.Кекджар
Описание:Тропа по травяным и каменистым склонам
| По тропе
|
| Пик Скобелева по южному склону перевала Седло Скобелева
| 2А
|
| 39047’33,7480”N
72037’3,4947”E
| Высшая точка Кичик-Алая.
Подъём производился с юга через перевальный взлёт перевала Седло Скобелева. Высота перевального взлёта около 250 м, крутизна склона от 30 до 350. Затем около 50 метров пологого набора высоты с перевала Седло Скобелева до пика Скобелева.
| Подъём по леднику в кошках и в связках, сперва «в лоб», затем на склон по диагонали право, по снегу, обходя лёд и твёрдый фирн, а также выходы скал. В конце перевального взлёта подъём по мелкой сыпухе. Далее без захода на перевал Седло Скобелева подъём по снежнику на пик.
Спуск по своим следам подъёма. В крутых местах – «на 3 такта».
|
| Перевал Скобелева Западный
(№ 56)
| 2А
|
| 39047’14,2908”N
72036’15,8100”E
| Ориентация: юго-восток – северо-запад.
Соединяет: ледник № 89, истоки ручья Кекджар и ледник № 307.
Описание. С юго-востока высота перевального взлёта около 50 м. Сыпучие скалы.
С северо-запада перевальный взлёт отсутствует. Ледник № 307 перегибается при спуске к моренам, разделяющим его и ледник Кумтор Вост. (№ 308). Максимальная крутизна склона 35–400.
| 1 верёвка по скальному кулуару на подъём.
Спуск по пологому закрытому леднику, кошки, связки. Перешагивание через трещины. Затем 3 ледовые верёвки косого траверса на перегибе ледника в обход ледопада с выходом на левый борт ледника Кумтор Восточный №308.
|
| Подъём на перевал Дмитрия Собянина
(№ 59),
траверс гребня через вершину на перевал Рототаева
(№ 61),
спуск с пика Рототаева
| 2А
|
| 39°48'23.8356'' N
72°36'38.5272'' E
39°48'15.03'' N
72°37'9.3648'' E
| Ориентация: пер. Собянина юг-север. Высота южного перевального взлёта около 150 м. Соединяетледник Кумтор Вост. (№ 308) и ледник Собянина (№ 92). Северный взлёт имеет снежно-фирновый склон, крутизна около 250, в самом крутом месте крутизна до 350. Южный склон мелко-осыпной.
Траверс гребня С перевала вправо по ходу движения гребень между пер. Собянина и вершиной Рототаева скально-осыпной, северные склоны снежные. Крутизна местами достигает 350. При нашем прохождении были места льда и осыпи на льду. Несколько жандармов обходятся по осыпным южным склонам. Перед выходом на вершину выполаживание.
Вершина Рототаева осыпная. Слоящиеся скалы.
Ориентация пер. Рототаева запад-восток. Соединяет ледник Кумтор Вост. (№ 308) и ледник Киндык Зап. (№ 322). Склон перевального взлёта с востока снежный и ледовый, крутизна 250, в самом крутом месте более 300.
| Подъём на перевал Собянина с юга траверсами по осыпному склону
При траверсе между пер. Скобелева и пиком Рототаева было провешено 2 верёвки.
На спуске с пика Рототаева на восток была провешена верёвка по скалам до начала осыпного склона. Дальнейший спуск по границе осыпного склона и снега до ледника. Верхняя часть ледника закрытая. Кошки, связки до открытой средней части ледника. Спуск с ледника в долину – по желобу под склонами правого борта долины.
|
| Перевал
Киндык
(№68)
| 1Б
|
| 39°46'43.3272'' N
72°40'43.3308'' E
| Ориентация: северо –восток – юго –запад.
Соединяет: ледник № 327, р.Киндык - верховья р.Кашкасу
Описание: Открытый ледник без трещин.Северо-восточный склон либо снежно-ледовый, слева по ходу, либо скально – осыпной правее. Высота взлета 150 метров, крутизна до 350. Юго западный склон – 50 меиров разрушенных скал до осыпного склона средней крутизны. Верхняя часть долины до скального каньона у реки Кекджар безводна.
| Подъем от озера у истоков реки Киндык до ледника – по тропе по правобережной морене. Ледник открытый, пологий. Подем на перевал – по скальному кулуару.
Спуск – по разрушенным скалам до широкого осыпного склона.
|
| Перевал Путешествен-ников
| 1А
|
| 39 ° 26 ' 13.68 '' N
72 ° 53 ' 58.08 '' E
| Отрог левого борта долины ледника Ленина. Северные отроги Заалайского хребта
| Торная тропа по осыпи
|
Состав группы
№ пп
| Ф.И.О.
| Год рождения
| Место работы, должность
| Домашний адрес, телефон
| Туристский опыт
| Обязанности в группе
|
| Благих Сергей Владимирович
|
| ЮурГУ, ЦУП ведущий инженер
| г.Челябинск, Университетская набережная, 92-51
| 6У (Тянь-Шань), 5Р (Тянь-Шань, Памиро-Алай)
| Руководитель
|
| Опалева Елена Юрьевна
|
| МБУ ДОД ЦВР «Юность», педагог
| Г.Челябинск, ул.250 лет Челяб., 13а-137
| 2У (Алтай, Центр\ Тянь-Шань), 2Р (Центральный Тянь-Шань)
| хронометрист
|
| Смагин Евгений Сергеевич
|
| Областной центр диагностики и консультирования, врач
| Г.Челябинск, ул. Воровского, 7-41
| 2У (Центральный Тянь-Шань)
| медик
|
| Евдокимова Юлия Сергеевна
|
| ДУ «Гармония», педагог
| Г.Челябинск, пр.Победы, 322-116
| 2У (Центральный Тянь-Шань)
| завхоз
|
| Бутакова Ольга Васильевна
|
| ЗАО «Инюрконсультация», помощник начальника управления УрФО
| Г.Челябинск, ул. Елькина, 92-111
| 2У (Фаны, Центральный
Тянь-Шань)
| экономист
|
| Васильев Алексей Викторович
|
| Неработающий
| Г. Челябинск, ул. Доватора, 42-65,
| 2У (Фаны, Центральный
Тянь-Шань)
| реммастер
|
| Тимофеев Олег Викторович
|
| Неработающий
| Г.Челябинск, пр.Победы, 293-27,
| 2У (Алтай)
| фотограф
|
| Бухаров Иван Владимирович
|
| ООО «Уральский инжиниринговый центр», главный инженер проекта
| Г. Челябинск, ул. Татьяничевой,12а-18, 9026117345
| 6У (Матча), 1Р (Северный Тянь-Шань)
| завснар
|
| Ратушный Владислав Антонович
|
| Бишкек, КГГУ, студент,
| Г. Бишкек, Багишский переулок, 2а, +996550103723
| 2У
(Тянь Шань)
1У (Киргизский хребет)
| хронометрист
|
Адрес хранения отчёта
Челябинская областная Федерация по спортивному туризму, г.Челябинск, ул. Воровского, 48. Электронная версия отчёта на сайте www.skitalets.ru
Поход рассмотрен МКК
Поход рассмотрен Челябинской областной МКК. Выдана маршрутная книжка 41/2014.
Прохождение похода
Идея похода
Поход проводился с целью повышения спортивной квалификации и ознакомления с новым для челябинских горных туристов районом. Также ставилась задача посещения района пика Ленина для ознакомления с перспективным районом для походов высших категорий сложности. Поход должен был содержать как элементы спортивного, так и элементы учебно-тренировочного и экспедиционного походов. Кичик-Алай был выбран как интересный, не сильно «захоженный», но, в то же время, достаточно близкий к цивилизации и поэтому доступный район. Оценивалась близость района к Алайской долине и возможность подъездов к району пика Ленина.
Маршрут был построен так, что во – первых, после прохождения 2-ух подопределяющих (1Б) и 1 определяющего (2А) перевалов, группе было разрешено прохождение ранее не пройденного перевала Солнечный, при условии, что его категория не превысит категории определяющих (2А) препятствий маршрута. Группа поднялась на седловину перевала радиально, со стороны ледника №129 и ледника Кара-Сель (№130).
Во – вторых, ключевой идеей похода являлось восхождение на высшую точку района – пик Скобелева (5050м) и прохождение гребня с перевала Дмитрия Собянина (2А) на перевал Рототаева (2А) через одноименную вершину
В-третьих в походе ставилась цель посещения после основной части маршрута района пика Ленина и по возможности восхождение на пик Раздельная высотой 6000м.
Таким образом, выбранный маршрут отвечает всем условиям выставленным группой.
Кроме этого, по полученным результатам (отснятым в походе фотографиям) могут быть уточнены некоторые места туристских схем Кичик-Алая (здесь и далее в тексте настоящего отчёта под «туристской схемой» будут подразумеваться туристские схемы Кичик-Алая, изготовленные Александром Пуриковым, листы J-43-1-Б от 17.01.2010, J‑43-2-А от 26.12.2009, J-43-2-В от 17.02.2010 и K‑43‑134-В, дата не проставлена).
Варианты подъезда и отъезда
«Заброска» в Кичик-Алай происходит через город Ош. На момент совершения похода Ош имел воздушное сообщение с разными городами России, в первую очередь с Москвой. Рейсы совершали компании S7 и Air Bishkek.
Нащ вариант прилететь в Киргизию через её столицу Бишкек, а затем доехать до города Ош автотранспортом. Этим вариантом мы воспользовались в связи с тем, что «случился» бюджетный лоукостер «Эйр Азия», позволяющий недорого лететь до Бишкека. От Бишкека до Оша – около 700 км горной азиатской дороги и при хорошем раскладе легковая автомашина преодолевает это расстояние за 12 часов. Чаще это путешествие занимает 15 часов и более. В любом случае, переезд Бишкек-Ош – это отдельное приключение.
Можно доехать до Бишкека на поезде. От Челябинска такое путешествие займёт более трех суток. При этом поезд пересекает 2 государственные границы (Российско-Казахстанскую и Казахстанско-Киргизскую) и путешественники смогут вкусить все прелести пограничного и таможенного досмотров.
Наш вариант еще интереснее – для доставки в Бишкек газа для нашей группы и групп из Москвы и Ижевска была организована заброска топлива и снаряжения, не прошедшего по массе на авиатранспорте, на легковом автомобиле. Все тяжелое и горючее загрузили в автомобиль и два водителя, сменяя друг друга, за два световых дня доставили все из Челябинска в Бишкек. Из Бишкека до Оша на маршрутке.
Из Оша до Кичик-Алая можно доехать на автотранспорте через кишлак Папан. По долине р. Кичик‑Алай (вост.) до ручья Зак-Кашкасу можно проехать на автотранспорте обычной проходимости. Ручей Зак‑Кашкасу на момент похода протекал через дорогу, то есть не был проведён под дорогой в трубе. Переехать через этот ручей и дальше через перевал можно на грузовике или автотранспорте повышенной проходимости.
До базы дорожников, от которой начиналась активная часть нашего маршрута, можно проехать на среднетоннажном грузовике или автобусе класса Газель.
Отъезд из посёлка Кашкасу, расположенному в Алайской долине на Алайском тракте, сложности не представляет. Туда может быть заранее заказана машина из города Ош, либо нанят транспорт непосредственно в Кашкасу. При этом вопрос будет стоять только в стоимости переезда до Оша. Нам не пришлось долго ждать - после выхода на дорогу возле нас остановилось сразу несколько автомобилей. После непродолжительного но азартного азиатского торга часть группы поехала в Ош, трое участников – под пик Ленина.
Местная мобильная связь в Киргизии, по сравнению с российской, очень дешёвая: порядка 0,5 сом за минуту разговора внутри страны и порядка 3 сом за минуту разговора с Россией. В то же время, роуминг для российских операторов, напротив, очень дорогой: порядка 120 рублей за минуту разговора. Для звонков между участниками группы при её разделении в «цивилизации», например, в городе Ош, и для звонков из Киргизии в Россию имеет смысл купить местную SIM‑карту. Что мы и сделали. Пополнить счёт SIM-карты можно в любой, так называемой, WEB-кассе, которые встречаются в Оше «на каждом шагу». Учитывая дешевизну мобильной связи, не стоит пополнять счёт более чем на 100 сомов за один раз.
Мобильной связи в Кичик-Алае на протяжении всего пройденного маршрута не было. Мобильная связь появилась в посёлке Кашкасу Алайской долины.
Через всю долину реки Кичик-Алай (вост.), вплоть до перевала Кичик-Алай, проложена автомобильная дорога. Дорожные работы ведутся за перевалом в долине реки Кичик-Алай (зап.). По словам вышеупомянутого Вадима Кодыша, ещё в 2012 году этой дороги не было. Дорога прокладывается к золотому прииску и угольному разрезу, которые планируется разрабатывать в долине реки Кичик-Алай (зап.).
Наш маршрут не попадал в пограничную зону, поэтому пограничников мы не посещали.