Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Темперамент как свойство индивидуальности



2015-12-07 1735 Обсуждений (0)
Тема 3. Темперамент как свойство индивидуальности 0.00 из 5.00 0 оценок




Темперамент представляет собой одну из наиболее изученных индивидных характеристик, название которого происходит от латинского tempero, что означает «смешиваю». Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.

Начиная с древних времен до настоящего времени, теории темперамента строят классификацию различий исходя из следующих подходов: гуморального, конституционального, поведенческого, энергетического, психофизиологического.

В рамках гуморального подхода выделяют следующие источники различий.

1. Состав жидкости, циркулирующей в организме. В исторически первой типологией людей, связываемой с именем Гиппократа (400-377 гг. до н. э.), психологические типы определялись особенностями их темперамента. По виду темперамента все люди были разделены на группы в зависимости от пропорций в их организме той или иной жидкости (крови, слизи, желтой желчи или черной желчи), т. е. по гуморальным основаниям. Терминологию сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик, сохранившуюся до сих пор, Галлен ввел через 500 лет после Гиппократа: 2. Строение кровеносных сосудов (широта просвета и толщина стенок) (теория П.Ф. Лесгафта); 3. Нервная сила, зависящая от обмена веществ (теория А. Фулье); 4. Уровень деятельности желез внутренней секреции (теорияБ.М. Завадовского).

Конституциональный подход в качестве источников различий рассматривает особенности строения тела – форму, длину тела, развитость мышц, а также преобладание различных органов (грудных, брюшных и т.д.).

Э. Кречмер в XX веке выделил три типа темперамента, соответствующих трем типам конституции и связал их с предрасположенностью к различным психическим расстройствам. В этой типологии выделяются циклотимический, шизотимический и иксотимический темпераменты, а также три типа телосложения – пикнический, астенический и атлетический. Для каждого типа дается описание психологических особенностей.

Наличие корреляционной связи между конституцией тела и темпераментом подтвердил У. Шелдон. Он выделил три первичных компонента телосложения: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Термины произошли от названий зародышевых листков, т. к. предполагалось, что из эндодермы (внутреннего зародышевого листка) развиваются внутренние органы; из мезодермы (среднего зародышевого листка) развиваются кости, мышцы, сердце, кровеносные сосуды; из эктодермы (внешнего зародышевого листка) – волосы, ногти, рецепторный аппарат, нервная система и мозг. По преобладанию того или иного компонента люди разделяются на эндоморфов (пикников, по Кречмеру), мезоморфов (атлетиков) и эктоморфов (астеников). Установлено, что эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия соответственно соотносятся с первичными компонентами темперамента – висцеротонией, соматотонией и церебротонией. По предложенным параметрам можно оценить выраженность у человека каждого из указанных компонентов отдельно. В зависимости от преобладания тех или иных компонентов определяется тип темперамента. В обеих типологиях прослеживается эволюция трактовки темперамента от общей динамической характеристики психики к характеристике коммуникативной активности человека, его общения.

Согласно поведенческому подходу (типология К. Н. Корнилова), различия в темпераменте определяются особенностями конституции в сочетании с темпом реагирования и моментом силы. Соотношение этих характеристик дает один из четырех типов темперамента – мускульно-активный (холерический), мускульно-пассивный (сангвинистический), сенсорно-активный (меланхолический) и сенсорно-пассивный (флегматический).

В связи с поведенческим подходом, впервые ставится вопрос о возможном изменении типа темперамента в процессе воспитания и обучения. Л.С. Выготский отмечал, что человек может легко перейти от ослабленного к усиленному типу реагирования и от замедленного – к ускоренному типу; обратный переход затруднителен. Легче всего поддается изменениям сенсорно-пассивный тип, легко усваивающий поведение активных натур. Труднее всего поддается изменениям мускульно-активный тип

Энергетический подход при рассмотрении различий делает акцент на способах накопления и расходования энергии. В. Вундт понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что выражается в следующем тезисе: «темперамент для эмоции – это тоже, что возбудимость для ощущения».Он считал, что каждый из четырех темпераментов может быть описан на основании двух биполярных свойства –– силе эмоциональных реакций и уровню их стабильности (стабильность–нестабильность), подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида и подводя основы под возможность количественного, естественнонаучного изучения темперамента.

Сторонником энергетического подхода был также И. Кант, который к источникам различий в темпераменте относил силу и скорость протекания эмоций, а также преобладающий аффективный фон. Тип темперамента философ рассматривал, исходя из соотношения «чувств» и «действия» (эмоциональности и активности), что каждый из видов темперамента связан с возбуждением или ослаблением жизненной силы и отнесенностью к области чувств или деятельности. Примечательно, что со времен И.Канта чувства ни разу не рассматривались как составляющая темперамента, равноправная по сравнению с деятельностью.

Психофизиологический подход связывает различия в темпераменте с особенностями нервной системы. Г. Врисберг считал, что в основе холерико-сангвинистического темперамента лежит крупный мозг, «сильные и толстые» нервы и невысокая возбудимость органов чувств.

Известным представителем психофизиологического подхода является также И.П. Павлов, который отождествлял типы темперамента с типами нервной системы, выделяя при этом три специфических характеристики – сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов Он выделил нервную деятельность в качестве ведущего определителя психики. Он считал, что «так как наше и высших животных поведение определяется, управляется нервной системой, т. е. вероятность свести указанное разнообразие на более или менее ограниченное число основных свойств этой системы с их комбинациями и градациями. Таким образом, получится возможность различать типы нервной деятельности. Было выделено три таких основных свойства: сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток, уравновешенность нервной системы, т. е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения, и ее подвижность, под которой понимается скорость смены возбуждения торможением и наоборот. В зависимости от сочетания свойств нервной системы различают ее четыре основных типа: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный (с преобладанием силы процесса возбуждения); слабый, который можно связать с разными видами темперамента – сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика соответственно.

Продолжая исследования И. П. Павлова, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын открыли новые свойства нервной системы: динамичность и лабильность. Первая определяет легкость генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения, вторая характеризует скорость возникновения и процесса возбуждения. Кроме установления связи между свойствами нервной системы и особенностями формирования условных рефлексов была определена зависимость от силы нервной системы величины порогов чувствительности зрения, слуха, а также ряд других закономерностей.

Нейрофизиологические факторы легли в основу типологии О. Гросса. Он предположил, что нервный процесс, оказавшийся успешным при создании некоторой умственной идеи, сохраняется некоторое время, хотя и не на сознательном уровне, влияя на процесс последующих умственных ассоциаций. Аффективные и эмоциональные переживания и идеи требуют наиболее интенсивного энергетического расхода и поэтому сопровождаются появлением вторичной функции, в течение которой умственное содержание находится под влиянием и отчасти определяется эффектами сохранения первичной функции. Для «глубокого и узкого» типа первичная функция оказывается перенасыщенной эмоциями и аффектами, определяя тем самым долгую вторичную функцию. У «поверхностного и широкого» типа первичная функция гораздо менее интенсивна, требует меньших затрат энергии и за ней следует короткая вторичная функция. По Гроссу, человек «широкоповерхностного» типа постоянно готов к кратким действиям и реакциям, ему присущи некоторая поверхностность, рассеянность и наравне с этим быстрое реагирование на внешние обстоятельства. Для «узко-глубокого» типа характерна сконцентрированность на одной идее, погруженность в мышление и социальная робость.

Появление современных представлений о темпераменте было обусловлено накоплением большого количества информации о различиях между людьми, а также попытками преодолеть ограничения, связанные с традиционным подходом к их классификации (типологическим). Эволюция предшествующих исследований привела ученых к убеждению, что типы являются не более чем крайними проявлениями или полюсами нормально распределенной психологической характеристики. Большинство людей не относится к крайним группам и все-таки отличается друг от друга.

В связи с этим появилось понятие «черта» – устойчивая психологическая характеристика, имеющая широкие индивидуальные различия. Сравнивая людей по каждой конкретной черте, можно определить, насколько широки индивидуальные различия (какие индивидуальные значения можно встретить в популяции) и насколько у одного человека черта выражена больше, чем у другого. В качестве примера черты можно привести такую черту как экстраверсия.

Фактор первичность—вторичность, трактуемый как лабильность– впечатлительность, стал одним из оснований типологии Г. Хейманса– Ле Сенна. В результате исследования биографий 110 исторических личностей было установлено, что наряду с показателями эмоциональность—бесстрастность (Э+ и Э-) и активность—пассивность (А+ и А-) этот показатель является основным элементом (чертой) характера. Различные комбинации из эмоциональности, активности и первичности – вторичности (П и В) составляют восемь основных типов: нервный (Э+, А-, П); сентиментальный (Э+, А-, В); очень деятельный, бурный (Э+, А+, П);страстный (Э+, А+, В);сангвиник (Э-, А+, П); флегматик (Э-, А+, В); аморфный, беспечный (Э-, А-, П); апатичный (Э-, А-, В). Возможны также смешанные типы.

Современный исследователь Я.Стреляу предложил не ограничиваться изучением связи темперамента с особенностями строения тела человека, а рассматривать это качество с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям его жизни и деятельности. Фундаментальными характеристиками темперамента Я.Стреляу считает реактивность (понимаемую как величину ответных реакций человеческого организма на воздействия, чувствительность и выносливость, или способность к работе) и активность (описывающую интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий) при данной величине стимуляции. Теорию Я.Стреляу можно свести к следующим нескольким положениям. 1. Можно говорить об относительно стабильных индивидуальных различиях по отношению к формальным характеристикам поведения – интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект); 2.Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и млекопитающих в целом; 3.Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетический базис, который и определяет, наряду со средовыми влияниями, индивидуальные проявления темперамента.

В конце 40-х годов начинают проводиться факторно-аналитические исследования, в которых для выявления черт используется метод факторного анализа, который дает возможность описать структуру изучаемого явления. Характеристики темперамента, выделенные таким образом, в значительной степени различаются у разных авторов, – как по количеству, и по содержанию. С. Берт наиболее существенными для темперамента считал три фактора: 1. общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость); 2.стенические (экспрессивные) эмоцииастенические (заторможенные) эмоции;3 положительные эмоцииотрицательные эмоции.

Дж. Гилфорд создал 13-факторную структуру свойств темперамента, которые впоследствии были обобщеныК. Лоуэлл в четыре независимых суперфактора: вспыльчивость – сдержанность, реализм, высокая – низкая эмоциональность, высокая – низкая способность к социальной адаптации. Эти факторы независимы друг от друга, о чем свидетельствует отсутствие корреляции между ними. Таким образом, индивид, обладающий определенной характеристикой по одному из указанных факторов, может занимать любую позицию в отношении остальных.

Л. Тэрстоун выделил семь факторов второго порядка и назвал их основными: активность, энергичность, импульсивность, доминантность, стабильность, социабельность, рефлексивность.

Изображая графически типичное для данного индивида значение каждого фактора, получают так называемый профиль темперамента, в ко­тором отражаются полученные оценки по всем измерениям, а также отношения между ними. Каждый индивид имеет свой характерный профиль.

В отечественных исследованиях темперамента основным критерием для отнесения той или иной поведенческой особенности к свойствам темперамента служит ее формально-динамический характер. Свойства темперамента «формальны», поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями, ни с мотивами человека, осуществляющегоэту деятельность. Свойства темперамента являются «динамическими», поскольку они определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.

Подобный подход предложил В. П. Казначеев в своей концепции функциональных конституций. По виду реагирования в экстремальных условиях он выделяет три типа людей: спринтер, стайер, смешанный тип. У спринтеров регуляторные системы и системы обеспечения обладают большими резервами и возможностями их мобилизации, но довольно слабыми регенераторными возможностями. У стайеров резервные возможности и степень мобилизации невысоки, но работа более легче сочетается с процессами восстановления, что обеспечивает ее продолжительность.

Наиболее теоретически проработанной из современных концепций представляется учение о темпераменте, развиваемое школой В.М.Русалова. Согласно этому учению, темперамент – психосоциобиологическая категория, одно из независимых базовых образований психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека. Исходя из этого понимания сущности темперамента, понятно, что к темпераментальным проявлениям можно отнести только те психологические свойства, которые удовлетворяют следующим требованиям. Темперамент 1) отражает формальный аспект деятельности и не зависит от ее цели, смысла, мотива; 2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношения к миру и себе; 3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности; 4) может проявляться уже в детстве; 5) устойчив в течение длительного периода жизни человека; 6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.); 7) передается по наследству.Русалов, помимо активности и эмоциональности, выделяет еще 4 компонента темперамента: эргичность, скорость, пластичность и эмоциональность.

В ряде зарубежных исследований темперамент отождествляют с личностью и стилем. В связи с данной тенденцией А.В. Либин выделяет недифференцированный подход к определению статуса темперамента в структуре индивидуальных свойств, а также подчеркивает наличие предпосылок для реализации системного подхода в этой области исследований.

Примером отождествление темперамента и личности может служить модель английского исследователя Г. Айзенка, в которой типы личности и типы темперамента совпадают. Причиной отождествления является представление о природной обусловленности двух основных черт личности, которое он подтвердил в исследованиях по изучению связей между этими чертами и рядом свойств нервной системы. Исследования показали, что такая черта как интроверсия–экстра­версия имеет тесные связи с уровнем корковой активации, а стабильность–нейротизм отражает силу реакции автономной нервной системы на внешние и внутренние стимулы.

А. Томас и С. Чесс подразумевают под темпераментом стиль поведения. По мнению этих авторов, изучая темперамент, можно ответить на вопрос как человек действует в различных ситуациях. Б.Басс и Р. Пломин считают, что в характеристиках темперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Они выделяют три черты темперамента – 1) эмоциональность (легкость возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности); 2) активность (проявление общего энергетического уровня.); 3) социабельность (потребность в аффилиации - желании быть с другими). Однако чтобы конкретная черта могла считаться темпераментной, по мнению этих авторов, необходимо наличие еще четырех условий: 1) наследственная обусловленность; 2) стабильность ее проявления в течение всей жизни; 3) иметь адаптивное значение, т. е. способствовать биологическому приспособлению; 4) обнаруживаться у животных.

При рассмотрении статуса темперамента, исследователи в первую очередь, обращают внимание на его связи с особенностями характера.

Тема 4. Место характера в структуре индивидуальности

 

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характером называют своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в отношениях к профессии, людям, самому себе.

Пионером в исследованиях характера считается Теофраст (IV в. до н.э.,). Каждый характер понимается им как неизгладимый отпечаток какого-либо порока, типичный образец поведения человека, отмеченного этим пороком (тщеславием, высокомерием, трусостью, болтливостью и т.д.). В XVIII веке в Европе проводились многочисленные исследования типологии характера (Ж. де Лабрюйер), а Дж.Ст. Милль предложил выделить в качестве особой науки этологию (со времен Теофраста характер называли этос).

Под характером в современной психологии понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения и эмоционального реагирования. Характер – результат индивидуализации и социализации свойств индивида. Наличие некоторых генетических предпосылок характера не равно утверждению о его генетической предопределенности (близнецы в разных семьях). Средовой и генетический факторы равнозначны в формировании характера. Характер формируется в течение всей жизни.

Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие – как второстепенные, при этом они могут, либо гармонировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере).

Вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами, которые придерживались следующих позиций: 1) отождествление темперамента и характера; 2) противопоставление темперамента и характера; 3) темперамент рассматривается как врожденная основа характера.

В рамках первого подхода А.Ф.Лазурский создал науку о характерах, которую называл областью психологии, изучающей индивидуальные различия. По замыслу автора, характерология (которую он называл также индивидуальной психологией) должна была выделить основные свойства человека («наклонности»), выяснить соотношения между ними и создать классификацию характеров. На основании «естественного эксперимента» А.Ф. Лазурский собрал большой материал о самых разных психологических проявлениях и предложил программу исследования. Он практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике. Согласно его концепции эндопсихика определяет «врожденный запас физических и духовных сил» и характеризует «внутренние» субъективные соотношения между психофизиологическими элементами личности, которые всегда связаны с индивидуальными особенностями нервной системы. При изучении индивидуальных различий, Лазурский как особо важные выделил четыре психологические сферы: внимание, моторику (и психомоторику), эмоции и волю (включавшую в себя также мотивационные особенности). Список конкретных свойств, определяющих эти психологические сферы, составил около ста характеристик.

Сторонники точки зрения противопоставления темперамента и характера отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер – это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм: вторая тормозит первую.

Этой же точки зрения придерживается Н.Д. Левитов,который считает, что темперамент не входит в характер, при этом развитие личности совершается по пути преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера. Личность раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может входить в конфликт с темпераментом.

Согласно третьему подходу, темперамент рассматривается как врожденная основа характера, как ядро характера, как его неизменную и врожденную основу, в отличие от самого характера, меняющегося в течение жизни. Например, Л. С. Выготский считал темперамент наличной предпосылкой, а характер – конечным результатом воспитательного процесса. Аналогичный взгляд высказывал еще С. Фуллье, который определял темперамент как «характерное различие в прирожденной телесной конституции людей, выражающееся в различной степени их восприимчивости, быстроты мыслительного процесса и силы активности. На основе темперамента вырабатывается характер, причем темперамент придает характеру определенную окраску, подобно тому, как тембр придает окраску голосу».

Сложность окончательного решения вопроса о соотношении темперамента и характера состоит в отсутствии понимания того, что представляют собой темперамент и характер, какие свойства относятся к тому, а какие – к другому. В.В. Белоус с помощью специальной математической модели выделил только два типа темперамента – А и Б. При этом оказалось, что характеристиками темперамента являются как свойства нервной системы, так и свойства, которые традиционно относят к характеру.

У В.М. Русалова нет четкого разграничения темперамента и характера.Развитие темперамента, по мнению этого ученого, происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием; 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности, т.е. в процессе воспитания и тренировки.

Попытку развести темперамент и характер предпринял К.Леонгард. Согласно его точке зрения, темперамент влияет на темп и глубину эмоциональных реакций, а характер – на форму этих реакций и направленность интересов человека. Исходя из этого разделения, в модели К. Леонгарда выделены как черты темперамента, так и черты характера, которые автор включил в общую структуру личности. При этом, однако, есть черты, не попавшие ни в одну из этих категорий (такие, например, как экстраверсия и тревожность). Вклад темперамента и характера в формирование этих черт не поддается однозначному определению. Для К. Леонгарда основой выделения типов наряду с особенностями темперамента стали и особенности характера, что и позволяет рассматривать его типологию в категории типологий характера. В качестве дифференцирующих признаков К. Леонгард использовал понятие акцентуации (крайняя форма нормы), которое он определил как индивидуальные черты, обладающие тенденцией к переходу в патологические состояния. В зависимости от преобладания той или иной акцентуации выделяются следующие типы акцентуированных характеров: демонстративный, педантический, застревающий, возбудимый. Выраженность акцентуаций темперамента определили следующие его типы: гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожно-боязливый, эмотивный.

Согласно Е.П. Ильину, характер – это фенотипическая характеристика, в которой сплавлены как врожденные, так и приобретенные особенности. Конечно, существуют черты характера, которые можно обнаружить при любом типе темперамента. Например, честность, доброта, вежливость, или, наоборот – лживость, жадность, грубость. Однако, в зависимости от типологических особенностей, эти черты будут проявляться по-разному.

В типологии характера, предложенной А. Е. Личко, в качестве основы используются виды психопатий, т. е. пограничных с патологией отклонений характера человека, и акцентуации, под которыми понимаются просто его заостренные черты. С помощью специально разработанного опросника производится оценка выраженности следующих типов характера: гипертимного (отличается подвиж­ностью, общительностью, склонностью к озорству), циклоидного (характеризуется повышенной раздра­жительностью и склонностью к апатии), лабильного (крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо), астеноневротического (характеризуется повы­шенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздра­жительностью), сенситивного (свойственна повышенная чувстви­тельность ко всему), психастенического (характеризуются ран­ним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей), шизоидного (наиболее существенной чертой является замкнутость), эпилептоидного (типичные черты — жесто­кость, себялюбие и властность), истероидного(эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе), неустойчивого(слабовольный, плывущий по течению), конформного(демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым автори­тетам, большинству в группе).

Характер – явление динамическое, по-разному проявляющееся, особенно в подростковом возрасте. Во-первых, акцентуации заявляют о себе посредством острых аффективных реакций, которые бывают нескольких видов: 1. Интрапунитивные (разряд аффекта путем нанесения себе повреждений); 2. Экстрапунитивные (разряд аффекта путем агрессии на окружающее); 3. Импунитивная (безрассудное бегство из аффектогенной ситуации). 4. Демонстративные (аффект разряжается в "спектакль").

Во-вторых, преходят в различные психопатоподобные нарушения поведения:1. Делинквентность (мелкие правонарушения); 2. Токсикоманическое поведение; 3. Побеги из дома и бродяжничество; 4. Транзиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь, преходящий подростковый гомосексуализм).

В-третьих, на фоне акцентуаций могут развиваться психические расстройства, переводящие личность на уровень болезни.

А.Е.Личко определил направления динамического изменения акцентуаций (тем самым подтвердив возможность развития характера), отнеся к ним переход из явной формы в латентную (возрастную компенсацию), превращение акцентуации в «краевую психопатию» и трансформацию, выражающуюся в присоединении акцентуации близкого содержания.

Поскольку характер завершает свое оформление к подростковому возрасту, то основным фактором его развития является семейное воспитание. Сформировавшись более или менее окончательно, акцентуация не заканчивает на этом свое развитие. Пока живет личность, могут изменяться и акцентуации. Каждого отдельного человека нельзя полностью свести к какому-то из типов характера. Большинство относится к типам смешанным, среди которых можно выделить две основные разновидности: промежуточные (обусловленные эндогенными факторами, как, например, лабильно-циклоидный) и амальгамные (формирующиеся как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого, как, например, гипертимно-неустойчивый).



2015-12-07 1735 Обсуждений (0)
Тема 3. Темперамент как свойство индивидуальности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Темперамент как свойство индивидуальности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1735)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)