Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6 . Общие психологические типологии



2015-12-07 1554 Обсуждений (0)
Тема 6 . Общие психологические типологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Для дифференциальной психологии основным способом классификации служит выделение типов, которое долгое время осуществлялось эмпирическим путем. В психологии тип – это группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) признаку или признакам. Исходным положением типологического подхода является предположение о существовании психологического типа как первичной реальности. Принадлежность человека к тому или иному типу считается главным детерминантом всего его поведения. Отнесение людей к определенному психологическому типу осуществляется в результате сравнения выраженности у них какого-либо психического свойства как дифференцирующего признака.

При этом признаки в идеале должны соответствовать ряду следующих критериев:-своеобразие (уникальность для данной группы); -«заостренность» (яркость, существенное отклонение от нормы); -устойчивость (во времени и в разных ситуациях); -конкретность; -измеряемость (возможность определить степень выраженности); -необходимость и достаточность.

К особенностям психологических типов также относятся: сходство внутри группы, взаимозаменяемость представителей типа по выделенным признакам; значимое отличие представителей типа от других групп по выделенным признакам.

Для более глубокого осознания особенностей психологических типов, стоит принять во внимание ряд положений, отмеченных исследователями в данной области: 1. Типологические особенности не только разделяют субъектов по особенностям поведения (проявления, реагирования), но и объединяют их в определенные группы по сходству этих признаков. Таким образом, на фоне группового сходства они обозначают индивидуальные различия; 2. Типологические особенности обладают устойчивостью своего проявления в состоянии покоя. При отсутствии возмущающих воздействий (эмоциональных состояний, состояний утомления, заторможенности) появление данной типологической особенности при ее многократном тестировании должно быть однотипным, т.е. человек в большинстве случае должен попадать в одну и ту же типологическую группу. Устойчивость объясняется наследственной (генетической) обусловленностью; 3. Типологические особенности характеризуют не просто наличие какого-либо свойства или свойств, а степень его выраженности и особенности проявления; 4. Типология базируется на относительной (а не на абсолютной) системе измерений. Поэтому критерии отнесения субъекта к какому-либо типу условны.

Типологические особенности всегда в какой-то степени являются взаимоисключающими. Чем ближе индивид к какому-то одному типу, тем меньше у него сходства с другими типами.

Тип характеризуется набором дискретных категорий, позволяющих разделять людей на группы. В результате получается «чисто качественные схемы, не совместимые с континуальными количественными градациями, получаемыми при измерении каких-либо человеческих свойств».

Помимо особенностей психологических типов, важно принять во внимание два основных способа их выделения.

1. Согласно первому способу, тип выделяют в соответствии с наиболее ярко выраженным признаком среди тех, которые использовались при измерении различий. Примером такой типологии, является классификация Е. П. Климова, разделяющая людей по принципу предпочитаемого объекта профессиональной деятельности (Человек, Техника, Природа, Знак или Художественный образ).

2. Второй способ предполагает группировку людей, исходя из сочетания нескольких особенностей, таких, например, которые используются при диагностике типа темперамента в методике Г. Айзенка. Сочетание проявлений интроверсии/экстраверсии и высокого/низкого уровня нейротизма в этом случае позволяет отнести человека к одной из четырех соответствующих групп: сангвиники, флегматики, холерики, либо меланхолики.

Помимо двух способов выделения типов существуют два подхода – эмпирический и теоретический, использование которых определяется разными методами сбора информации и разным уровнем обобщения.

Эмпирические типологии основываются на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они выделяют признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки – например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергаются.

Теоретические типологии относятся к более сложным уровням обобщения, чем, например, первичная классификация, представляющая собой неструктурированный перечень явлений, объединенных каким-либо общим видовым признаком (например, виды внимания или памяти). Научная типология должна содержать четкое структурное основание. Выше мы уже обращались к типологическому обобщению, при изучении типов темперамента и характера.

6.1Типологии познавательных особенностей

Большой вклад в изучение различий на уровне психических процессов внесли исследования восприятия, который привели к появлению таких понятий как «перцептивный», а затем – «когнитивный стиль». Именно эти исследования создали базу для дальнейшей разработки конструктивных практических модели в области анализа разных типов взаимодействий человека с миром.

Наиболее существенные достижения в области восприятия связывают с работами Дж. Гиббсона, С.Аша и Г.Уиткина и Дж. Клейна.

Дж. Гиббсон, проделав анализ большого количества данных, полученных в экспериментах по восприятию, сделал два фундаментальных вывода, актуальных для исследований психики: 1) о необходимости принимать во внимание состояние субъекта, вызванного инструкцией; 2) о необходимости учитывать влияние прошлого опыта на полученные результаты. Это означало перелом в дифференциально-психологических исследованиях – осознание важности привнесения личностной детерминанты в изучение психических процессов, в частности, восприятия.

С учетом выводов Дж. Гиббсона строят свои исследования С.Аш и Г.Уиткин. Толчком для оформления нового взгляда стало обнаружение параметра, характеризующего зависимость, либо независимость восприятия от «поля» (сложного внешнего фона, из которого необходимо выделить известную и понятную фигуру). Выявленный параметр дополнил уже имевшийся к тому времени перечень стилевых особенностей восприятия

Таблица 3

Аналитичные (Детализирующие) Испытывают трудности в вычленении целостной структуры, ориентируются на различия между объектами
Синтетичные (Интегрирующие) Воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями
Объективисты Устойчивое, узко направленное и точное восприятие
Субъективисты Более широкое поле восприятия с субъективной интерпретацией, дополняющей восприятие
Концептуальные (Активные) Работают рационально, формулируют гипотезы о верном решении при выполнении классификаций.
Перцептивные (Пассивные) Используют метод проб и ошибок, руководствуясь непосредственным восприятием стимула.
Уверенные (Оценивающие) Одним обобщением информируют о том, что воспринимают, включая несуществующие детали.
Осторожные (Избегающие оценок) Дают подробные отчеты, включая мельчайшие детали.
Дезинтегрированные Восприятие нестабильно, незакономерно и не связано прямо с воспринимаемой реальностью.
Интегрированные Восприятие систематично, логично и реалистично.
Ориентированные на цвет При классификации опираются на цветовые признаки.
Ориентированные на форму При классификации опираются на признаки формы.
Визуальные   Строят интерпретацию, опираясь на зрительные образы.
Гаптические   Используют преимущественно осязательно-кинестетический канал информации.

Предметом теоретических и экспериментальных изысканий Дж. Клейна и его коллег, которые использовали в своих исследованиях идеи психоанализа, стала перцептивная установка. Согласно гипотезе этих авторов, индивидуальные особенности восприятия определяются адаптивными свойствами личности (Эго), а набор перцептивных установок является частью целостной системы саморегуляции (Эго-контроля). В результате проведенных исследований Дж. Клейну удалось выделить три перцептивных установки, которые в последствии получили название параметров перцептивного контроля: сглаживание/заострение; сопротивление/принятие нестабильности; образность/буквальность.

Два класса параметров, выявленных в результате изучения процессов восприятия – перцептивные стили и перцептивные контроли вошли в обиход под единым определением «когнитивный стиль», под которым в настоящее время понимаются способы приема и переработки информации.

Исследования восприятия позволили выдвинуть гипотезу, согласно которой обнаруженные параметры перцептивного стиля есть часть более сложного синдрома индивидуальных свойств. Этот синдром включает когнитивные, эмоциональные, мотивационные и личностные переменные, а также особенности межличностного (социально-психологического взаимодействия).

И. П. Павлов осуществил типологическую дифференциацию людей в зависимости от специфических особенностей переработки информации, сигнальной деятельности больших полушарий головного мозга, обеспечивающих точное и тонкое уравновешивание организма с окружающим миром. Эти специфические особенности проявляются в существовании двух систем сигнальной деятельности. Первая сигнальная система, общая у человека и животных, это впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и социальной. Вторая, специально человеческая, сигнальная система формируется с помощью вторичных сигналов – слов. По Павлову, благодаря двум сигнальным системам и в силу данных длительно действующих разнообразных образов жизни, всех людей можно разделить на художественный, мыслительный и средний типы. Последний соединяет работу обеих систем в должной мере. Для представителей художественного типа, «художников», характерно отражение действительности целиком, без раздробления и разделения. Другой тип, «мыслители», воспринимают действительность аналитически, дробят ее, превращая в схему, а затем снова собирают целостный образ из частей.

Положение о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, правое из которых преимущественно связано с первой сигнальной системой, а левое – со второй, стало исходной предпосылкой появления отдельного научно-практического течения в психологии человека – нейролингвистического программирования. Тогда одной из ключевых методических проблем становится проблема определения у человека доминирующего полушария головного мозга. Считается, что у правополушарных людей левые составляющие парных органов взаимодействия со средой (левый глаз, левая рука, нога и т. д.) являются ведущими,а у левополушарных – наоборот. Но прирожденная, «истинная» асимметрия может быть прижизненно искажена под влиянием сложившегося в обществе образа жизни, преимущественно ориентированного на правшей.

6.2 Типологии направленности личности

Переходя к рассмотрению типологий, образованных на основе дифференциации направленности человека, устойчивой совокупности его устремлений к чему-либо или кому-либо, представляется целесообразным обратиться к работам Э. Шпрангера, А. Ф. Лазурского и К. Юнга.

По Э. Шпрангеру, структура личности характеризуется и определяется теми целями и ценностями, к которым стремится человек. В соответствии с этим представители научно-технического типа стремятся к познанию истины, систематизации своих знаний, у них преобладает когнитивное отношение к действительности. Для экономического типа характерна прагматическая ориентация, при которой главным ценностным критерием выступает полезность. Эстетический тип видит высшую ценность в форме гармонии; он не обязательно создает художественно-эстетические ценности, но активно потребляет такую информацию. У социального типа наиболее значимой оказывается любовь к людям, по отношению к которым он добр, эмпатичен, отзывчив. Для политического типа смысл жизни заключается в обладании властью, и ради нее он готов на многие жертвы. Религиозный тип наиболее важным считает стремление к единению с богом. Оценивая типологию, следует указать на несомненное сходство ее основания с перечнем первичных потребностей человека (материальные, социальные, познавательные и эстетические).

В основе классификации личностей, предложенной А. Ф. Лазурским, лежит разделение всего многообразия человеческой психики на эндопсихику и экзопсихику. В эндопсихику входит «вся совокупность таких основных психических (психофизиологических) функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, комбинирующая деятельность (мышление и воображение), аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т. п.». Содержание экзопсихики «определяется отношением личности к внешним объектам, к среде,. Ориентация на эндо– или экзопсихику образует первый уровень классификации, определяющий выделение психологических типов. Так, при ориентации на эндопсихику далее, на втором уровне, выделяются типы рассудочных, аффективных и активных людей по степени выраженности у них соответствующих функций, способностей. При взаимном соответствии эндо– и экзопсихики – типы ученых, художников, религиозных созерцателей, человеколюбцев, общественников, властных, хозяйственных. При преобладании экзопсихической стороны личности деление производится в соответствии с важнейшими общечеловеческими идеалами и их характерологическими разновидностями.

С классификацией А. Ф. Лазурского перекликается система К.Г.Юнга. В концепции К.Г.Юнга на первом уровне выделяются два резко различающихся типа: экстраверсии и интроверсии. Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что он преимущественно ориентируется не на объект и объективные данные, как экстравертированный тип, а на субъективные факторы. Вместе с тем каждый человек обладает механизмами и экстраверсии, и интроверсии. Только относительный перевес того или иного определяет психологический тип. Это обеспечивает для каждого выраженного типа компенсирование его односторонности посредством проявления противоположной установки, находящейся на более низком уровне, позволяющей удержать равновесие. Интровертированный и экстравертированный типы получили наименование общих установочных. Каждый из них, в свою очередь, на втором уровне типологии, подразделяется на функциональные типы, а именно: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный. Отнесение человека к тому или иному функциональному типу определяется по преобладанию у него соответствующей функциональной системы: мышление, чувства, ощущения и интуиция Таким образом, типология Юнга включает восемь психологических типов. «Чистых» типов в реальности практически не существует, и каждый человек, конечно же, обладает всеми четырьмя функциями.

Позже понятие экстраверсии-интроверсии получило свое развитие в трудах Дж.Гилфорда, выделившего при помощи факторного анализа пять составляющих экстраверсии-интроверсии (социальную интроверсию, мыслительную интроверсию, депрессию, склонность к перепадам настроения, беспечность), однако эти характеристики реализуют подход с позиции черт.

Интересный взгляд на особенности характера представлен в клинико-экзистенциалъной типологии характера, составленной П.В.Волковым. Его типология позволяет судить о направлении развития личности. Вся полезная информация объединена в так называемом ядре характера. Всего П.В.Волков выделяет девять типов характера: 1.Эпилептоидный характер, ядро − дисфория (раздражительность) и сильные влечения и инстинкты; 2.Инфантильно-ювенильные характер, ядро − истерический эгоцентризм; включающий неустойчивый, ядро - низкая способность сдерживать желания, ювенильный, ядро- душевная незрелость; 3. Астенический характер, ядро −дефензивность с конфликтом между ранимым самолюбием и чувством собственной неполноценности; 4.Психастенический характер, ядро−значальная (базальная) тревога со слабым вытеснением; 5. Ананкастический (педантичный) характер, ядро−значальная (базальная) тревога; 6. Циклоидный (синтонный, естественно−жизнелюбивый) характер, ядро−полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность и натуральность; 7.Шизоидный (аутистический) характер, ядро−аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к гармонии; 8. Органический характер, ядро - личностная огрубелость, отсутствие духовной тонкости; 9 Эндокринный характер, ядро-мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.



2015-12-07 1554 Обсуждений (0)
Тема 6 . Общие психологические типологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6 . Общие психологические типологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)