Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Индивидуальные особенности профессиональной деятельности



2015-12-07 1081 Обсуждений (0)
Тема 9. Индивидуальные особенности профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Все виды активного взаимодействия человека с миром можно условно разделить на две сферы: это отношения с субъектами и отношения с объектами (предметами). Субъекты, как известно, отличаются от объектов способностью давать обратную связь. Поэтому взаимодействие с себе подобными требует большей сензитивности, эмоциональности, способности уподобляться другим. А отношения с предметами подразумевают одностороннее инструментальное, творческое отношение к миру и достигают наибольшей реализации в профессиональной деятельности. Профессиональные выборы, предпочтения и ориентации, обладают межиндивидуальной вариативностью, эти различий, существующих на разных уровнях индивидуальности и включенных в профессиональную деятельность, поэтому входят в сферу исследований дифференциальной психологии.

Взаимодействие человека с профессией пронизывает все уровни индивидуальности ‑ начиная с духовно-мировоззренческой сферы, интересов и целей человека, затрагивая черты личности и способности и опираясь на природные задатки.

Существуют виды индивидуально-психологических качеств, которые значимы для успешного овладения человеком профессией: 1. индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятных для профессии показателей могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля деятельности;2.сенсорные и перцептивные свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов. Под влиянием опыта и профессиональных требований эта характеристика может изменяться; 3. аттенционные свойства (внимание, его распределение и переключение, и устойчивость);4. психомоторные свойства, благодаря которым человек выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих к достижению цели; 5. мнемические свойства, профессиональная память может развиваться, для чего используют специальные мнемотехнические приемы, повышение профессиональной мотивации и активизацию запоминаемого материала в деятельности; 6. имажинитивные свойства (свойства воображения); 7. мыслительные свойства (включенное в трудовую деятельность мышление Б.М. Теплов называл практическим); 8. волевые свойства в разной степени для разных профессий способствуют умению преодолевать внутренние и внешние сложности в процессе труда.

Становление профессионально важных качеств начинается с возникновения профессиональной мотивации, поэтому обратимся к изучению направленности − устойчивой системы мотивов, действующих в различных ситуациях. Профессиональные установки − это вариант жизненных установок вообще, и в этом качестве они отражают основные потребности человека. Профессиональное самоопределение больше связано с развитием идентичности, чем с конкретной профессией, и детерминировано во многом чисто социальными и эмоциональными потребностями. Так, Дж.Холланд полагал, что выбор профессии − это в первую очередь выбор образа жизни, связанный с Я-концепцией человека.

Кьюдер выделил десять областей интересов: деятельность на открытом воздухе, технические, вычислительные, просветительские, художественные, литературные, музыкальные, социальные и канцелярские виды профессиональной деятельности, которые образовали эти группы по признаку их эмпирической наполняемости. Профессиональные интересы: склонность к обработке материалов, склонность к деловым контактам, склонность к нетворческому труду, склонность к нравственному воспитанию людей, склонность к особой заботе о своем престиже, склонность к интеллектуальной деятельности, связанной с общением, склонность к научно-технической деятельности, склонность к абстрактному мышлению и творческому труду, склонность к технике и управлению механизмами, склонность к производственной деятельности, приносящей видимые результаты

В отечественной психологии направленность личности изучалась с иных позиций: подчеркивая способность и желание субъекта выделять собственную персону как фигуру на фоне социального бытия, выделяют три типа ориентации человека. 1.Ориентация на себя связана с выраженной центрацией на себе, своих мыслях, чувствах, характеризуется тревожностью, заботой о физическом благополучии, высокой мнительностью, эгоцентризм. Преобладающими мотивами являются личные достижения, стремление к самоутверждению. 2.Ориентация на предметную деятельность (на дело, на объект) характеризуется выраженными потребностями в познании, освоении предметной и коммуникативной среды. 3. Ориентация на других (на группу) проявляется в позитивном отношении к общению, преобладающие мотивы определяются мотивами и интересами других людей.

Профессиональные типологии опираются на типы личности вообще. Создание профессиональных типологий оказалось возможным, потому что между профессиональными интересами и особенностями личности существует соответствие. В основу профессиональных типологий можно положить самые разные психологические качества: способность к творчеству, особенности темперамента, способ реагирования на профессиональную неудачу; однако, так или иначе, эти типологии позволяют описать сферу бытия человека, связанную с его профессией.

Разработана классификация стилей принятия решения, основанная на типологии К.-Г.Юнга. Классификация профессиональной направленности Э.Стронга основана на диагностике интересов, позволяющая выявить предпочтения человека в пяти областях, имеющих отношение к профессии: собственно профессии (представляемые в соответствии с информированностью), учебные предметы (благодаря которым возникает профориентация), отдельные действия (например, публичное выступление, починка часов), развлечения и повседневное общение с людьми (очень старыми, представителями рискованных профессий и т.д.). Результаты указывают на склонность человека к одной из шести групп профессий, выделенных Дж.Холландом: это профессии практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские и конвенциональные.

В отечественной психодиагностике используют дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова, позволяющий определять склонность к одной или нескольким из следующих пяти групп профессий: человек-человек, человек-природа, человек-знак, человек-художественный образ, человек-техник.



2015-12-07 1081 Обсуждений (0)
Тема 9. Индивидуальные особенности профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Индивидуальные особенности профессиональной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1081)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)