Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Черты как элементы индивидуальности



2015-12-07 1847 Обсуждений (0)
Тема 7. Черты как элементы индивидуальности 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение структуры личности в рамках подхода с позиции черт является альтернативным типологическому. Чертами называют качества, устойчиво присущие данному человеку и проявляющиеся в различных ситуациях.. Черты представляют собой не типичные для всей группы, а наиболее отличительные особенности отдельного человека. Черты выделються во всех сферах индивидуальности ‑ в личности, характере, интеллекте.

Г.Оллпорт выделил следующие восемь основных характеристик черт личности. 1. Черта личности ‑ это не только номинальное, но и реальное обозначение; 2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Привычки, объединяясь, сливаются в черты; 3. Черта личности является движущим элементом поведения.; 4. Существование черт можно установить эмпирически; 5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перекрываясь, они проявляются в еще более обобщенных характеристиках поведения; 6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки; 7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе; 8. Несогласованность некоторых поступков с чертой не является доказательством ее отсутствия у человека.

Первоначально Г.Оллпорт различал между собой общие (измеряемые, узаконенные) черты как характеристики, отличающие одну группу людей от другой в пределах данной культуры, и индивидуальные (морфологические), которые не допускают сравнения с другими людьми. Последние стали им обозначаться позднее как индивидуальные диспозиции. Среди диспозиций можно выделить наиболее и наименее выраженные. Кардинальные диспозиции ‑ это черты, отмечающие весь жизненный путь человека. Центральные диспозиции ‑ это тенденции в поведении, легко обнаруживаемые окружающими. Вторичные диспозиции ‑ это предпочтения и ситуативные проявления человека. В своем понимании диспозиций Оллпорт придавал равное значение влиянию среды и наследственности.

Существует несколько способов выделения черт в психологии. Первый способ ‑ это концептуализация, т.е. поиск черт, отвечающих теоретическим представлениям. В течение долгого времени именно этот способ был основным и применялся в работах Ф.Гальтона, А.Ф.Лазурского. Следующий способ выделения черт построен на семантическом сходстве психологических качеств. Психосемантические методы основаны на том, что каждый человек обладает собственным семантическим пространством, основными измерениями в котором являются сила, активность и оценка. И, наконец, третий способ ‑ это факторный анализ, который служит в основном для выявления тех характеристик, которые не поддаются непосредственному наблюдению, однако могут влиять на целый «куст» свойств. Факторы могут иметь несколько уровней, и чем выше уровень фактора, тем больше психологических качеств он будет определять.

Несколько иной подход использовал при описании личности Р.Б.Кеттелл, который полагал, что среди черт личности можно выделить поверхностные (вторичные) и порождающие (первичные, исходные), которые, в свою очередь, могут подразделяться на конституциональные, обусловленные генетически, и развивающиеся под влиянием опыта и обучения, т.е., иначе говоря, на темпераментальные и характерологические

Система порождающих (исходных) черт личности, согласно Кеттеллу, неоднородна, и включает:: темпераментальные (конституциональные порождающие) черты, определяющие стиль индивидуального реагирования, черты-способности, определяющие эффективность реагирования; динамические черты, относящиеся к движущим силам реакций и образующие два класса признаков ‑ эрги, врожденные черты, мотивирующие поведение человека (направленность на борьбу и соперничество, стадное чувство, автономия), и сентименты, формирующиеся под влиянием социокультурных норм и включающие проявления интересов, аттитюды.

Модель Большой Пятеркиоснована на тех переменных, которые представлены в языке; «языковую личность» представляют состоящей из 5 наиболее устойчиво определяемых факторов. К ним можно отнести следующие: 1.Экстраверсия (вовлеченность) − общительность, напористость или спокойствие, пассивность; 2.Доброжелательность (приятность) − доброта, доверчивость, теплота или враждебность, эгоизм, недоверчивость; 3.Добросовестность (надежность) −организованность, основательность, надежность или беззаботность, небрежность, ненадежность; 4.Эмоциональная стабильность − расслабленность, уравновешенность, устойчивость или невротизм − нервозность, удрученность, раздражительность; 5.Культурность, открытость к опыту − спонтанность, креативность или ограниченность, заурядность, узость интересов.

Постулаты пятифакторной теории личности следующие: 1. Взрослые люди могут быть охарактеризованы специфической комбинацией личностных черт, влияющих на мысли, чувства и поведение; 2. Изучаемые черты личности есть эндогенные базовые тенденции; 3. Черты развиваются в детстве, окончательно формируются во взрослом возрасте и сохраняют свою неизменность у адаптированных субъектов; 4. Черты организованы иерархически, от узких, специфичных до широких, более общих диспозиций.

К настоящему времени пятифакторная модель, или Модель Большой Пятерки получила свое подтверждение и благодаря психометрическим исследованиям; она является наиболее разрабатываемой, потому что выделенные факторы обладают высокой конвергентной валидностью, проявляясь в различных подходах.

Тема 8. Половые признаки как факторы индивидуальных различий

Исследование индивидуальных различий не может обойти вопрос об их происхождении. Известно, что индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Биологические и социальные источники индивидуальных различий исследуются в дифференциальной психологии разными путями. С одной стороны, рассматриваются взаимосвязи психологических характеристик с особенностями физиологии и морфологии человека. С другой – анализируется влияние социальных факторов на формирование индивидуальных различий. Специальное внимание уделяется вопросу о степени наследственной обусловленности индивидуальных различий.

Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам − он определяется в момент зачатия человека, его невозможно изменить. Половая социализация, в результате которой у детей формируется сознание половой идентичности и они включаются в существующую в данном обществе систему половой дифференциации,– процесс, детерминированный как социальными, так и биологическими факторами.

В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология. Новые, более совершенные психологические подходы рассматривают маскулинность и фемининность уже не как полюсы одного и того же континуума, а как независимые, автономные измерения. Вместо простой дихотомии “маскулинных” и “фемининных” индивидов появились четыре психологических типа мужчин: маскулинные (высокие показатели по М и низкие – по Ф); фемининные (высокие показатели по Ф и низкие по М); андрогинные (высокие показатели по обеим шкалам) и психологически недифференцированные (низкие показатели по обеим шкалам) и такие же четыре категории женщин.

В биологических, социальных и психологических науках понятие пола неоднозначно. В биологическом смысле пол – это совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение организмов. В более широком смысле пол–это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку, мужчину или женщину.

Первичная половая идентичность, осознание своей половой принадлежности формируются у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются. Существенный фактор половой социализации – половая принадлежность главных агентов социализации. Относительно внутренних механизмов усвоения ребенком той или иной половой роли существует несколько психологических теорий.

Теория социального обучения – теория, утверждающая, что одни и те же типы социального поведения по-разному подкрепляются у мальчиков и девочек и основываются на механизмах наблюдения за поведением других, поощрения и наказания.

Теория идентификации – теория о том, что половые различия возникают благодаря имитации поведения родителей: дети наблюдают за родителями и моделируют их поведение.

Когнитивная теория полового развития – теория, в которой родителям отводится незначительная роль в формировании половых различий и считается, что принятие ребенком половой роли является следствием развития его представлений о половых различиях. Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую теорию Л.Колберга, подчеркивает когнитивную сторону этого процесса и особенно – значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, категоризирует себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению.

На вопрос с чем же могут быть связаны индивидуальные различия между представителями мужского и женского пола В.А.Геодакяном была создана эволюционная теория пола, в которой автор утверждал, что дифференциация полов связана со специализацией по двум основным аспектам эволюционного процесса ‑ сохранению и изменению генетической информации как выгодной для популяции формы информационного контакта со средой.

Изучение половых различий помимо научной преследует еще и прагматическую цель: вопреки этим различиям, достигнуть взаимопонимания мужчин и женщин, особенно в области объяснения репродуктивного поведения, потому что у человека, сосуществует несколько форм брачных отношений. Попытки исследований в этом направлении предпринимались В.Р.Дольником. Сравнительная этология, наука об инстинктивных основах поведения, использует метод сравнения программ между неродственными формами животных, родственными видами и между прямыми родственниками, что дает богатый сопоставительный материал, потому что эволюция брачного поведения человека, по-видимому, шла зигзагами, включая групповые и моногамные формы семьи. У людей присутствуют четыре формы брачных отношений: групповой брак, полигиния (один мужчина и много женщин), полиандрия (одна женщина и много мужчин) и моногамия (один мужчина и одна женщина); в последнее время, кроме того, все более распространенной оказывается одиночная материнская семья или непожизненные браки по любви. Итак, эволюционная теория и социальная этология выделяют несколько устойчивых программ специфического для каждого пола поведения и несколько образцов взаимодействия между мужчинами и женщинами, что в настоящее время может быть адекватно отражено только при использовании типологического анализа вариаций этого взаимодействия.



2015-12-07 1847 Обсуждений (0)
Тема 7. Черты как элементы индивидуальности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Черты как элементы индивидуальности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1847)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)