Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Распределение часов по темам и видам учебной работы



2015-12-07 319 Обсуждений (0)
Распределение часов по темам и видам учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Профиль «Русский язык и литература»

№ п/п Раздел/ тема Неделя семестра Всего час. Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Сам. Работа
Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.
  Раздел 1.Введение.          
1. Лексикология как раздел науки о языке            
  Раздел 2. Русская лексикография        
2. История и типология словарей 1, 2      
3. Отражение лексической системы в словарях        
  Раздел3. Лексика как система        
4. Формирование лексической системы. Виды системных отношений.. .          
5. Слово и его лексическое значение. Типология ЛЗ. 4,5        
6.. Полисемия как отражение эпидигматических связей в лексике        
7. Омонимия как отражение лексической парадигматики        
8. . Синонимия и антонимия как яркое отражение лексической парадигматики 8, 9      
9. Паронимия как проявление парадигматических связей в лексике        
10. Синтагматические связи в лексике        
  Раздел4. Социолингвистический аспект изучения лексики        
11. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка        
12. Функционально-стилевоe расслоение лексики        
13. Русская лексика в динамической аспекте.        
14. Русская лексика с точки зрения происхождения 14, 15      
  Раздел 5. Русская фразеология        
15. Предмет фразеологии. Типология фразеологических единиц (ФЕ)      
16. Функциональные характеристики фразеологических единиц        
  ИТОГО:      

Содержание дисциплины

Программа дисциплины

Лексикология. Лексикология как раздел науки о языке. Предмет¸ задачи и разделы лексикологии. Место лексикологии в системе науки о языке.

Понятие о слове как основной единице языка. Важнейшие признаки и функции слова. Основные подходы к определению сущности слова в истории языкознания.

Семантика слова. Лексическое значение слова (ЛЗ). Слово и предмет. Слово и понятие. Взаимосвязь лексического и грамматического значений слова.

Номинативная функция слова. Понятие о внутренней форме слова. Ложная (народная и детская) этимология и её гносеологическая природа.

Мотивированные и немотивированные наименования. Виды номинации: первичная и вторичная; прямая и косвенная.

Структура лексического значения слова. Понятие о семе. Типология и иерархия сем. Пути развития ЛЗ слов. Классификация ЛЗ слов. Основные типы ЛЗ слов.

Типы переносов в языке: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение.

Системные отношения в русской лексике в аспекте семантики. Лексика русского языка как система.

Моносемия и полисемия в лексике. Пути возникновения полисемии, её значимость в языке. Многозначное слово как семантическая микросистема. Понятие о лексико-семантическом варианте (ЛСВ) многозначного слова.

Структура ЛЗ многозначного слова. Многозначные слова с цепочечной, радиальной и смешанной структурой.

Лексико-семантические группы (ЛСГ) слов как вид парадигматических отношений в лексике. Соотношение лексико-семантических и тематических групп слов.

Синонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Синонимический ряд как открытая лексико-семантическая микросистема. Понятие о доминанте синонимического ряда. Пути появления синонимов в языке и в речи. Основные функции синонимов в тексте.

Антонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Типы лексических антонимов. Стилистические функции антонимов.

Пути возникновения омонимов в русском языке. Типы омонимов: омонимы лексические (полные и частичные), омоформы, омофоны, омографы. Функции омонимов в речи.

Паронимия. Причины появления паронимов. Типы паронимов. Использование паронимов в речи: смешение (как ошибка) и столкновение как стилистический прием. Парономазия и её стилистическое назначение.

Деривационные связи слов.

Фразеология. Предмет фразеологии. Понятие о фразеологизме. Признаки фразеологизма. Фразеологизм и слово. Фразеологизм и словосочетание (свободное и синтаксически связанное). Узкое и широкое понимание фразеологического состава русского языка.

Семантика фразеологизма.

Типы фразеологизмов. Основные классификации фразеологических единиц (по частеречной соотнесенности, по синтаксическому строению, по степени семантической слитности).

Источники русской фразеологии.

Социально-функциональная характеристика лексики и фразеологии русского языка. Общеупотребительная лексика и фразеология и лексика и фразеология, ограниченные сферой употребления. Профессионализмы и специальная лексика. Термины. Диалектизмы, их основные типы. Жаргонизмы и арготизмы, основные сферы их использовании я, их функции в газетных и художественных текстах. Просторечная лексика и фразеология.

Лексика и фразеология русского языка с точки зрении я происхождения. Исконно русская лексика и фразеология. Заимствования в разные периоды истории русского языка. Типы заимствований. Причины заимствования слов и фразеологизмов. Пути проникновения заимствований.

Старославянизмы в составе русской лексики и фразеологии, их фонетические, семантические и словообразовательные признаки. Судьба старославянизмов в русском языке. Функции старославянизмов.

Ассимиляция заимствованных элементов: графическое, фонетическое, семантическое и грамматическое освоение иноязычной лексики и фразеологии.

Лексика и фразеология активного и пассивного запаса. Историзмы и архаизмы. Типы архаизмов. Неологизмы. Отличие неологизмов от потенциальных и окказиональных слов.

Стилистическая характеристика лексики и фразеологии. Стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика и фразеология.

Русская лексикография. Понятие лексикографии. Словарь как особый жанр справочной литературы. Словарь энциклопедический и толковый. Типология филологических словарей. Современные толковые словари русского языка. Структура и содержание словарной статьи в толковом словаре. Способы семантизации слова в толковом словаре.

Словари ассоциативных норм. Автоматизированные словари. Учебные словари. Словари для средней школы. Орфографические и орфоэпические словари. Словари языка писателей.

 

Раздел 1. Введение.



2015-12-07 319 Обсуждений (0)
Распределение часов по темам и видам учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Распределение часов по темам и видам учебной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)