Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Список источников и литературы



2015-12-07 282 Обсуждений (0)
Список источников и литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский

язык. – Ростов н/Д, 1997. – С. 144 - 171.

2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. –

М., 1981. – С.10 – 30.

3. Арбатский Д.И. Основные способы толкования значений слов // Русский язык в школе. 1970 № 3. (Законспектировать).

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 259, 462 – 463.

5. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. М., 1987.

6. Русский язык. Энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С. 209 – 211, 494 – 495. (Статьи «Лексикография», «Словари лингвистические», «Словари энциклопедические»).

ТЕМА 3. Слово и его лексическое значение. Типология ЛЗ.

Понятия: лексическое значение слова (ЛЗ); компоненты значения слова: понятийный, эмпирический, мотивировочный, коннотативный, фоносемантический, эстетический; сема, семема, архисема, дифференциальная сема; типология значений; макро- и микрокомпонентная структура ЛЗ слова.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое слово? Его дефиниции, признаки.

2.Макрокомпонентная структура слова: понятийный компонент; добавочные компоненты: мотивировочный (внутренняя форма), коннотативный, эмпирический, фоносемантический, эстетический (культурно-символический).

3.Микрокомпонентная характеристика значения: архисема, дифференциальные семы.

4. Типология лексических значений слова: а) прямые – непрямые; б) непроизводные – производные или немотивированные - мотивированные; в) свободные – несвободные (фразеологически связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно ограниченные); г) собственно-номинативные – экспрессивно-синонимические.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 16 – 59.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 15 – 23.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С.16 – 33.

Список источников и литературы

1. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский

язык. – Ростов- н/Д, 1997. – С.89 - 143 .

2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. –

М., 1981. – С.10 – 17.

3. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов // Избр.тр. Лексикология и лексикография. (любое изд.) [Законспектировать].

4. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991. С.27-29.

5. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1969. С. 15-28, 52-85.

6. Современный русский язык. Анализ языковых единиц: в 3 ч. Ч.1. / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Просвещение: Владос, 1995. с. 50-83.

7. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985. С.40-43, 54-78.

8. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986. С.5-20.

 

ТЕМА 4. Полисемия как отражение эпидигматических связей в лексике

Понятия: моносемия, полисемия, метафора, метонимия, синекдоха, номинативно-производное значение.

Вопросы для обсуждения

1.Многозначное слово как система лексико-семантических вариантов.

2.Прямое и переносное значения. Виды переносных значений.

3.Типология значений многозначного слова: а) основное – неосновное, б) свободное – связанное, в) прямое – переносное, г) нейтральное – стилистически-маркированное.

4.Виды анализа многозначного слова: а) типологическая характеристика отдельных значений (см. вопр. 3); б) характеристика внутрисловной парадигмы полисемной единицы.

5.Лексические процессы, изменяющие значения слов.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 60 – 77.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 23 – 28.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 33 – 40.

Список источников и литературы.

1. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский

язык. – Ростов- н/Д, 1997. – С.127 – 143.

2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. –

М., 1981. – С.16 – 17.

3.Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1969. с.100-121.

4. Малышева В.А. Введение в лексическую семантику русского языка. Пермь, 2000. С. 29-32.

5. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982. С.189-208.

6. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М.: Язык русской культуры, 1996.

7. Современный русский язык. Анализ языковых единиц: в 3 ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Просвещение: Владос, 1995. С. 73-81.

ТЕМА 5. Омонимия как отражение лексической парадигматики

Понятия: омонимия, полные омонимы, омофоны, омоформы, омографы, распад полисемии.

Вопросы для обсуждения

1. Омонимия как проявление лексической парадигматики.

2. Типы омонимов: а) полные: собственно-лексические, или семантические;

б) неполные: омофоны, омоформы, омографы.

3. Пути образования омонимов.

4. Отражение омонимии в лексикографии.

5. Проблемы разграничения полисемии и омонимии.

Базовый учебник:

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. Пособие/Н.А.Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 336с. С. 78 – 82.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. – (От А до Я). С. 29 – 38.

3. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/Л.Г.Самотик. – 2-е изд. Стер. – М.: Флинта. 2012. – 510с. С. 86 – 93.



2015-12-07 282 Обсуждений (0)
Список источников и литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Список источников и литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)