Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы и методы обучения



2015-12-07 336 Обсуждений (0)
Формы и методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Формы и методы работы:

1. Традиционные – 80%.

2. Интерактивные – 20%:

А) терминологические диктанты на лекциях (темы №№ 1 – 10);

Б) семинары с обсуждением разных точек зрения на явления лексической парадигматики (темы №№ 8, 9);

В) написание творческих работ или создание презентаций с последующим показом и обсуждением их в группе (темы №№ 11, 12);

Г) презентация текста, составленного только из фразеологических единиц (темы №№ 15, 16);

Д) итоговое тестирование в качестве допуска к экзамену.

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи:

- образовательная (систематизация и закрепление знаний),

- развивающая (развитие памяти, мышления, речи),

- воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).

 

7.1.Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы.

1) Конспектирование в рабочей тетради (на самостоятельное изучение вынесено 6 тем):

Тема 1.Лексикология как раздел науки о языке

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

- предмет и задачи «Лексикологии»;

- подходы к изучению словарного состава русского языка;

- место лексики в иерархии языковых уровней;

- особенности лексического уровня языка;

-связь лексикологии с другими разделами науки о языке и предметами лингвистического цикла (фонетикой, морфологией, синтаксисом, стилистикой, культурой речи, диалектологией и др.).

Объем конспекта – 2-3 страницы.

Тема 2.История и типология словарей; Отражение лексической системы в словарях

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

-понятие о лексикографии;

-истоки и традиции русской лексикографии: первые словари и лексиконы;

-словарь как особый жанр справочной литературы, словарь энциклопедический и толковый;

-типология филологических словарей;

- современные толковые и аспектные словари русского языка.

Объем конспекта - 4-5страниц.

Тема 3. Отражение лексической системы в словарях

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

- структура словарной статьи;

- основные способы толкования значений слов;

-отражение эпидигматических, парадигматических и синтагматических связей слов в толковом словаре, в аспектных словарях.

Объем конспекта – 2-3 страницы.

Тема 4.Формирование лексической системы. Виды системных отношений. .

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

- понятие системы языка в целом и лексической системы в частности, открытие системности лексики;

- основные виды системных отношений в лексике (эпидигматические, или деривационные; парадигматические; синтагматические);

- лексическая парадигматика как один из основных видов системных связей;

- словесные оппозиции и классы слов как минимальное и максимальное проявление лексической парадигматики.

Объем конспекта - 3-4 страницы.

Тема 5.Полисемия как отражение эпидигматических связей в лексике

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

- моносемия и полисемия в лексике;

- понятие полисемии как семантического варьирования слова;

- полисема как семантическая микросистема: структура ЛЗ полисемы;

- типология значений многозначного слова: виды переноса;

- значение полисемии в языке.

Объем конспекта – 3-4 страницы.

Тема 6.Омонимия как отражение лексической парадигматики

В конспекте должна быть отражена следующая информация:

- омонимы как формальные слова-тождества, не имеющие общих элементов смысла;

- типы омонимов: лексические омонимы (полные и частичные), омоформы, омофоны, омографы;

- разграничение омонимии и полисемии.

Объем конспекта – 2-3 страницы.

При конспектировании обязательно указывать №№ страниц учебника.

Учебники:

1) Диброва Е.И, Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Часть 1. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

1) Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1969.

2)Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка: Учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005.

3) Современный русский язык. Анализ языковых единиц: в 3-х ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Просвещение: Владос, 1995.

4) Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.

 

2) Составление характеристики толковых словарей (в рабочей тетради): Словарь В.И.Даля, Словарь С.И.Ожегова, ССРЛЯ в 17-ти томах (БАС), СРЯ в 4-х томах (МАС):

План характеристики толковых словарей русского языка

1. Полное название словаря.

2. Авторы, составители, редакторы.

3. издательство, год издания (первого).

4. Задачи словаря, адресат (кому предназначен).

5. Количество словарных статей.

6. Принципы отбора материала.

7. Структура вводной части.

8. Порядок подачи слов.

9. Структура словарной статьи.

10. Система помет и условных знаков.

11. Способы толкования слов.

12. Характер иллюстративного материала.

13. Отражение омонимии и полисемии.

14. Отражения фразеологии.

15. Дополнительная информация в словарной статье.

16. Выводы о сходстве и различии данных словарей, определение особенностей каждого из них.

 

3) Работа с монографией(выполняется в рабочей тетради).

Тема: Слово и его лексическое значение. Типология ЛЗ.

Описать основные типы лексических значений, выделенных В.В.Виноградовым. Обозначить компоненты лексического значения слова (Стернин)

Объем конспекта – 4-5 страниц.

При конспектировании обязательно указывать №№ страниц монографии.

Монография (статья):

Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов // Избр.тр. Лексикология и лексикография (любое издание).

Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985. С.40-43, 54-78.

 

Тема: Синонимия и антонимия как яркое отражение лексической парадигматики

Выделить и законспектировать заинтересовавшие вас проблемы синонимии. Показать общее и различное между синонимией и антонимией, а также сравнить синонимы с другими явлениями лексической парадигматики. Отразить разные точки зрения на некоторые вопросы синонимии и антонимии и составить свое представление о них.

Объем конспекта – 4-5 страниц.

Монографии:

1. Брагина А.А Синонимы в литературном языке. М., 1986.

2. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике). М.: Высш. шк., 1973.

 

Тема: Паронимия как проявление парадигматических связей в лексике

Обратить внимание на типологию паронимов, на их признаки. Уяснить отличие паронимии от парономазии. Выделить любые проблемы паронимии, заинтересовавшие вас. Показать разные точки зрения на паронимию.

Объем конспекта – 4-5 страниц.

Монографии:

1. Вишнякова О.В. "Паронимы современного русского языка". М. 1981 (любое издание).

2. Колесников Н.П. Словарь паронимов. Изд-во Тбилисского университета, 1971 (любое издание). Предисловие к словарю.

 

4) Выполнение 2-х проверочных работпо лексикографии и по системным отношениям в лексике.

1) Проверочная работа по лексикографии содержит 5 теоретических вопросов на знание типологии, характеристик и особенностей конкретных толковых словарей.

Проверочная работа выполняется на отдельном листе.

Оценка работы: каждый правильный ответ оценивается одним баллом, максимальное количество баллов - 5.

Примерные вопросы:

1. В чем уникальность ССРЛЯ в 17-ти томах?

2. Какова разница в системе помет Словаря С.И.Ожегова и БАС?

3. Назвать типы толкований слов.

4. Какие словари отражают системный аспект изучения лексики?

5. Привести примеры словарей-тезаурусов, словарей-апеллятивов, словарей-фразариев (по классификации А.М. Цивина).

 

2)Проверочная работа по системным отношениям в лексике содержит 4 практических задания на знания явлений, отражающих эпидигматические и парадигматические связи в лексике (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия, парономазия и др) и умения определять типы лексических оппозиций.

Проверочная работа выполняется на отдельных листах.

Оценка работы: каждое задание содержит 10 позиций и оценивается соответственно 10-ю баллами (при условии правильного ответа); максимальное количество баллов - 40.

Примерные задания:

1. Определите типы переносных значений:

1) масляный взгляд;

2) школа забастовала и т.п.

2. Определите типы омонимов:

1) простой рассказ – простой в работе;

2) лиса ушла в леса и т.п.

3.Отметьте №№ предложений, содержащих контекстуальные антонимы:

а) Без болезни и здоровью не радуешься (посл.).

б) Это не красота, а красивость и т.п.

4.Определите характер оппозиций:

1) Глубинный – глубокий

2) Единобрачие – моногамия

3) Придворный – притворный и т.п.

 

Учебно-методические материалы:

М. 5.45 Методические рекомендации по курсу «Лексикология»: Специальность 021700 – «Русский язык и литература», / Сост. О.Е. Соловьева; Пермь. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 13 с. + Прил. (14 с.).

 



2015-12-07 336 Обсуждений (0)
Формы и методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы и методы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)