Данные для анализа материалоемкости по прямым затратам
тыс. руб.
Результат влияния отдельных факторов на изменение материалоемкости приведен в таблице 4.3. Результаты для таблицы получены путем расчета факторной модели методом цепной подстановки на основе структурно-логической схемы. Порядок расчета: 1. Рассчитаем влияние изменения структуры продукции. Материалоемкость оценивается как отношение затрат на основе плановой калькуляции, фактического объема и ассортимента продукции к фактическому выпуску продукции без учета влияния изменения цен на продукцию:
где Ме пр¢ - материалоемкость по плану исходя из фактического выпуска и ассортимента продукции.
DМе пр(D) = Ме пр¢- М0е пр = 0,5376 – 0,5398 = - 0,0022 руб./руб.
Полученный результат свидетельствует, что в выпуске продукции увеличилась доля менее материалоемких изделий. 2. Рассчитаем изменение уровня материальных затрат по отдельным изделиям:
где Ме пр¢¢ - материалоемкость фактическая в ценах, принятых в плане.
DМе пр.уд = Ме пр¢¢- Ме пр¢= 0,5044 – 0,5376 = - 0,0332 руб./руб.
Таким образом, на предприятии сокращается уровень материальных затрат на отдельные изделия. 3. Для расчета влияния цен на материалы на показатель материалоемкости используем следующую формулу:
где Ме пр¢¢¢- материалоемкость фактическая в ценах на продукцию, принятую в плане.
DМе пр.ц.м = Ме пр¢¢¢- Ме пр¢¢= 0,5241 – 0,5044 = 0,0197 руб./руб.
Отсюда вывод: в результате роста цен на материальные ресурсы материалоемкость увеличилась на 1,97 коп./руб. 4. Влияние изменения отпускных цен на продукцию на результативный показатель рассчитаем по формуле: DМе пр.ц.пр = М1е пр - Ме пр¢¢¢= 0,5091 – 0,5241 = - 0,015 руб./руб.
За счет роста отпускных цен на продукцию материалоемкость снизилась на 1,5 коп./руб. Результаты расчетов (табл. 4.3) показывают, что наиболее значимым фактором снижения материалоемкости стало снижение уровня материальных затрат на отдельные изделия (удельной материалоемкости). Данный фактор обусловил 108,1% общего снижения материалоемкости отдельных изделий. Также на снижение материалоемкости значительное влияние оказал рост отпускных цен на продукцию предприятия (48,9%). Однако значительное повышение цен на материальные ресурсы привело к увеличению материалоемкости (64,2%), данный фактор значительно снизил действие предыдущих факторов. Таблица 4.3 Структура факторов изменения материалоемкости по прямым затратам
При аддитивном типе факторной модели влияние факторных показателей на результативный определяется прямым счетом. Рассмотрим влияние частных показателей на обобщающий показатель материалоемкости с помощью аддитивной модели (таблица 4.4).
Таблица 4.4 Влияние частных показателей на обобщающий показатель материалоемкости
Данные таблицы показывают, что снижение материалоемкости продукции по сравнению с планом на 0,98 коп./руб. произошло вследствие сокращения сырьеемкости, полуфабрикатоемкости и емкости продукции по другим материальным затратам соответственно на 0,72; 0,41; 0,24 коп./руб. При прочих равных условиях за счет этих факторов материалоемкость могла бы уменьшиться на 1,37 коп./руб.(0,72 + 0,41 + 0,24). Однако повышение топливо- и энергоемкости соответственно на 0,24; 0,15 коп./руб. уменьшило возможную экономию материальных ресурсов на 0,39 копеек на 1 рубль продукции. В конечном счете материалоемкость продукции фактически снизилась только на 0,98 коп./руб.(1,37 – 0,39). Результаты анализа показывают направления проектных разработок по снижению расходов топливно-энергетических ресурсов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |