График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Конспект лекций Введение.Роль и место строительных материалов в экономике и строительной индустрии Казахстана. Раздел 1 Тема Строение и основные свойства строительных материалов (1 час). План лекции 1. Современные мировые и отечественные тенденции производства строительных материалов. 2. Новые базы промышленности строительных материалов Казахстана: природное местное сырье, синтетические продукты и техногенное сырье, побочные продукты промышленности. 3. Классификация строительных материалов по роду сырья, общности технологического процесса их изготовления, функциональному назначению и областям применения. 4. Свойства, характеризующие особенности физического состояния материалов. 5. Гидрофизические и теплофизические свойства материалов. 6. Механические свойства: нагрузки, деформации и напряжения, прочность. Влияние архитектурных форм на мировоззрение людей зависит от вида, цвета, форм и своеобразности рисунков, используемых в отделке зданий и сооружений. Эти свойства оказывают значительное воздействие на красоту, наглядность и другие элементы зданий и сооружений. Все здания состоят из одинаковых по назначению частей: - фундамента, служащего основанием здания и передающего нагрузку от всего здания на землю; - каркаса — несущей конструкции, на которой устанавливаются ограждающие элементы здания; каркас воспринимает и перераспределяет нагрузки и передает их на фундамент; - ограждающих конструкций, изолирующих внутренний объем здания от воздействия внешней среды или разделяющих отдельные части внутреннего объема между собой; к ограждающим конструкциям относятся стены, перекрытия и кровли, причем в малоэтажных зданиях стены и перекрытия часто выполняют функцию каркаса. По назначению материалы делят на следующие группы: - конструкционные, которые воспринимают и передают нагрузки; - теплоизоляционные, основное назначение которых — свести до минимума перенос теплоты через ограждающие конструкции и тем самым обеспечить необходимый тепловой режим помещения при минимальных затратах энергии; - акустические (звукопоглощающие и звукоизоляционные) — снижающие уровень «шумового загрязнения» помещения; - гидроизоляционные и кровельные — для создания водонепроницаемых слоев на кровлях, подземных сооружениях и других конструкциях, которые необходимо защищать от воздействия воды или водяных паров; - герметизирующие — для заделки стыков в сборных конструкциях; - отделочные — для улучшения декоративных качеств строительных конструкций, а также для защиты конструкционных, теплоизоляционных и других материалов от внешних воздействий; - специального назначения (огнеупорные, кислотоупорные и др.), применяемые при возведении специальных сооружений. Некоторые материалы (например, цемент, известь, древесина) нельзя отнести к какой-либо одной группе, так как их используют и в исходном состоянии, и как сырье для получения других строительных материалов и изделий — это так называемые материалы общего назначения. В основу классификации по технологическому признаку положены вид сырья, из которого получают материал, и способ изготовления. Эти два фактора во многом определяют свойства материала и соответственно область его применения. По способу изготовления различают материалы, получаемые: - спеканием (керамика, цемент); - плавлением (стекло, металлы); - омоноличиванием с помощью вяжущих веществ (бетоны, растворы); - механической обработкой природного сырья (природный камень, древесные материалы). В строительстве применяют много материалов с различными свойствами, однако существуют основные свойства, важные для вех строительных материалов. К таким свойствам можно отнести: плотность, пористость, прочность, деформируемость и стойкость в эксплуатационных условиях. Исходя из условий работы материалов в сооружении, их можно разделить по назначению на две группы. Первую группу составляют конструкционные материалы, применяемые для несущих конструкций: 1) природные каменные материалы; 2) неорганические и органические вяжущие вещества; 3) искусственные каменные материалы: - получаемые на основе вяжущих веществ (бетоны, железобетон, строительные растворы) - получаемые термической обработкой минерального сырья (керамические материалы и изделия, стекло; 4) металлы (сталь, чугун, алюминий, сплавы); 5) полимеры; 6) древесные материалы; 7) композиционные материалы (асбестоцемент, бетонополимер, фибробетон. Вторая группа объединяет строительные материалы специального назначения, необходимые для защиты конструкций от вредных воздействий среды, а также для повышения эксплуатационных свойств и создания комфорта: 1) теплоизоляционные; 2) акустические; 3) гидроизоляционные, кровельные и герметизирующие; 4) отделочные; 5) антикоррозионные; 6) огнеупорные; 7) материалы для защиты от радиационных воздействий. Строительный материал характеризуется химическим минеральным и фазовым составом. Химический состав строительных материалов позволяет судить о некоторых свойствах: огнестойкости; биостойкости; механических и других технических характеристиках. Минеральный состав показывает, какие минералы и в каком количестве они содержатся в вяжущем веществе или в каменном материале. Фазовый состав материала и фазовые переходы воды, находящейся в его порах, оказывают влияние на все свойства и поведение материала при эксплуатации. Структуру материала изучают на трех уровнях: первый – макроструктура материала – строение, видимое невооруженным глазом; второй – микроструктура материала – строение, видимое в оптический микроскоп; третий – внутренне строение веществ, составляющих материала, на молекулярно-ионном уровне, изучаемом методами рентгено-структурного анализа, электронной микроскопии и т.д. Структура веществ, составляющих материал, может быть кристаллическая и аморфная. Кристаллические и аморфные формы нередко являются лишь различными состояниями одного и того же вещества (например, кристаллический кварц и различные аморфные формы кремнезема). Кристаллическая форма всегда более устойчива. Аморфная форма вещества может перейти в более устойчивую кристаллическую форму. Практическое значение для природных и искусственных каменных материалов имеет явление полиморфизма, когда одно и то же вещество способно существовать в различных кристаллических формах, называемых модификациями. Например, полиморфные превращения кварца, сопровождающиеся изменением объема. Рекомендуемая литература 1. Попов К.Н., Каддо М.Б., Кульков О.В. Оценка качества строительных материалов. М.: Ассоциация строительных вузов, 1999. – 240 с. 2. Под ред. Айрапетова Г.А., Несветаева Г.В. Строительные материалы. Учебно-справочное пособие. Феникс, Ростов-на-Дону: 2004 г. 3. Рыбьев И.А., Орефьева Т.И., Баскавкова С.Н. и др. Под ред. Рыбьева И.А. Общий курс строительных материалов. М.: Высшая школа. 1987. –584 с. 4. Нациевский Ю.Д., Хоменко В.П. Справочник по строительным материалам и изделиям. Киев: Будивельник, 1990. 5. Кулибаев А.А., Бишимбаев В.К., Касимов И.К., Бисенов К.А. Архитектурное материаловедение. Алматы: НИЦ «Ғылым», 2004 Контрольные задания для СРС (введение) [6,13,14,38-47] 1. Классификация строительных материалов изделий. 2. Влияние строения материала на его свойства. 3. Понятие о твердости, износостойкости их размерность. 4. Стандартизация строительных материалов: назначение и содержание ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов. Контрольные задания для СРС (тема 1) [1-14,38-47] 1.Стойкость строительных материалов агрессивной среде. 2.Определение теплопроводности материала. 3.Виды прочностных свойств. 4.Долговечность и надежность строительных материалов. 5. Химический состав строительных материалов из органических и неорганических веществ. 6. Понятие о кристаллических и аморфных телах. 7. Понятие о конгломератах и композитах. Раздел 2
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |