Теоретические указания. Дебиторская задолженность–это временное отвлечение средств из оборота
Дебиторская задолженность–это временное отвлечение средств из оборота, а кредиторская–временное привлечение средств в оборот. Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние предприятия. Уровень дебиторской задолженности определяют многие факторы: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Анализ и управление дебиторской задолженностью имеет большое значение в периоды инфляции, когда иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Управление дебиторской задолженностью включает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительный фактор, так как: · Чем больше период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов; · в условиях инфляции возвращаемые должниками средства обесцениваются, и предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. · так как дебиторская задолженность является одним из видов активов предприятия, для финансирования которого нужен соответствующий источник, то поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности связано с соответствующими затратами. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности выполняется по данным аналитического учета ежемесячно. Основная цель анализа–это ускорение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности. Источниками информации является форма №5 (приложение к балансу) позиция 2, бухгалтерский баланс и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». Таблица 1 - Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности
Условные обозначения: В–выручка, тыс. руб. (ф. №2 приложение к балансу строка 010); ДЗ–дебиторская задолженность, тыс. руб. (ф. №5 приложение к балансу); Д–анализируемый период, дней; ТА–текущие активы, тыс. руб. (строка 290 баланса) СДЗ–сомнительная дебиторская задолженность, тыс. руб. (ф. №5 приложение к балансу).
Примечание: В том случае, если анализ проводится за два периода (отчетный) и за соответствующий период предыдущего периода, то расчеты ведутся по средним величинам.
Таблица 2- Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности
Условные обозначения: КЗ–кредиторская задолженность, тыс. руб. (баланс предприятия строка 620 или приложение ф. №5 позиция 2); КЗср–средняя величина кредиторской задолженности; Дкз–доля кредиторской задолженности, %; ЗК–заемный капитал, тыс. руб. (баланс предприятия строка 590 и 690); С–полная себестоимость реализованной продукции (форма №2 строка 020+ стр.030 + стр.040).
По выполненным расчетам выполнить анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности и разработать мероприятия по улучшению финансового положения предприятия. Таковыми могут быть: · постоянный контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение ДЗ создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым увеличение дополнительных источников финансирования; · расширения рынков сбыта и увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам; · контроль за состоянием расчетов по просроченным задолженностям; · своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности; · расширение системы авансовых платежей и платежей с предоставлением скидки с договорной цены при условии сокращения периода погашения дебиторской задолженности. Расчет предоставления скидки с договорной цены. В основу расчетов закладываются подходы, базирующие на учете детализации падения покупательной способности денежной единицы. Основными показателями для расчетов являются индекс цен ( ) и коэффициент падения покупательной способности денежной единицы ( ). Сокращая период погашения ДЗ, можно уменьшить величину косвенных потерь. Величина косвенных потерь зависит от двух факторов: уровня инфляции и количества дней, на которое сокращается период погашения дебиторской задолженности. Расчеты выполняются с помощью таблицы «Динамика коэффициента падения покупательной способности рубля» (смотри Приложение А) и используются следующие формулы: 1) Снижение потерь (экономия) в связи с сокращением периода погашения дебиторской задолженности с каждой тысячи: , (5.1) где Кп1–коэффициент падения покупательной способности рубля при фактическом сроке погашения дебиторской задолженности (Приложение А); Кп2–коэффициент при планируемом сроке погашения ДЗ (Приложение А). 2) Экономия от неиспользования дополнительной ссуды банка с каждой тысячи:
(5.2)
где %БК–годовой процент за пользование банковским кредитом; DД–планируемое сокращение периода погашения дебиторской задолженности, дней: , (5.3)
где Дф–фактический срок погашения ДЗ, дней; Дпл–планируемый срок погашения ДЗ, дней. Общая экономия с каждой тысячи составит: , (5.4) Процент скидки: , (5.5)
Варианты заданий к практической работе 5 «Анализ дебиторской и кредиторской задолженности»
Контрольные вопросы
Литература {5}, {11}, {12}
Практическая работа 6 « Анализ прибыли отчетного периода по абсолютным и относительным Величинам»
Цель работы: · закрепление теоретических знаний анализа структуры и динамики прибыли; · приобретение практических навыков факторного анализа прибыли от продаж; Средства обучения: · методические указания; · индивидуальные задания; · калькуляторы Порядок выполнения. · по данным Вашего варианта заполнить таблицу в рабочей тетради; · рассчитать относительные показатели; · выполнить вертикальный и горизонтальный анализ прибыли; · выполнить факторный анализ прибыли от реализации продукции; · сформулировать выводы, разработать мероприятия по увеличению прибыли. Теоретические указания. Прибыль – важнейшая категория рыночной экономики. Она является главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности. В современных условиях роль прибыли в деятельности предприятий значительно возросла; показатель прибыли стал одним из важнейших при планировании и оценке их производственно-хозяйственной деятельности. Прибыль более полно, чем себестоимость, отражает результаты всей деятельности предприятия, поскольку она непосредственно связана с реализацией продукции. Для собственника имущества возрастание прибыли предприятия определяет не только рост благосостояния, но и приводит к увеличению фактической стоимости предприятия путем капитализации части прибыли. Прибыль предприятия является важным критерием эффективности конкретной производственной деятельности и основным регулятором «перелива» капитала в производстве, где его использование наиболее эффективно. Прибыль выполняет 2 важнейшие функции: 1. Характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений; 2. Является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль – важнейший элемент доходов государственного бюджета) Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства. Формирование и распределение прибыли предприятия в настоящее время осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными законом РФ «о налоге на прибыль предприятий и организаций», а также Инструкциями Государственной налоговой службы РФ. На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям: Пв = Прп + Прф + Пвн (6.1) Где Пв – валовая прибыль Прп – прибыль от реализации продукции; Прф – прибыль от реализации основных фондов, иного имущества предприятия; Пвн – прибыль от внереализационных операций. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемым в себестоимость продукции: Прп = Вд – НДС – А – И (6.2) Где Вд – выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг); НДС – налог на добавленную стоимость, А – акцизы, И – затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг). При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью этих фондов и имущества (увеличенной на индекс инфляции). Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия. Анализ валовой прибыли начинают с исследования ее динамики как по общей сумме, так и в размере составляющих ее элементов. Это так называемый горизонтальный анализ. В этом случае каждая позиции отчетности сравнивается с аналогичным показателем базового периода. Затем проводят вертикальный (структурный) анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом. Модель имеет следующий вид: Пб = TRч – СППТ – Ск – Су – Пупл + Ппол + Дуч + Д оп. проч – Роп.проч + Двнер – Рвнер, (6.3) Где ТКч - «чистая» выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акцизов), тыс. руб., СППТ – затраты на производство продукции, относящиеся к реализованной продукции, тыс. руб., Ск – коммерческие расходы, тыс. руб., Су – управленческие расходы, тыс.руб., Пупл – проценты к уплате, тыс. руб., Ппол – проценты к получению, тыс. руб., Дуч – доходы от участия в других организациях, тыс. руб., Доп.проч – прочие операционные доходы, тыс.руб., Роп.проч – прочие операционные расходы, тыс.руб., Рвнер – внереализационные расходы, тыс.руб. Анализ каждого слагаемого аддитивной модели балансовой прибыли позволяет оценить поступления и направления использования финансовых ресурсов. Так рост операционных доходов, связанных с реализацией основных средств, сдачей имущества в аренду, характерен для предприятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии. Позитивным процессом является реализация неиспользуемых основных средств. В этом случае предприятие получает дополнительный источник финансирования и снижает сумму налога на имущество. Негативным процессом считается продажа необходимых предприятию активов. В этом случае снижается производственный потенциал. Финансирование текущей деятельности отражается в аддитивной модели балансовой прибыли через показатели затрат на производство и реализацию продукции, коммерческих и управленческих расходов, операционных и внереализационных расходов. Для предприятий, находящихся в сложном финансовом состоянии, характерен высокий уровень управленческих расходов (по сравнению с затратами на производство и реализацию продукции). Одной из главных причин неплатежеспособности является превышение расходов по основной деятельности над доходами, что делает реализуемую продукцию нерентабельной. Выполнение вертикального и горизонтального анализа производится табличным методом (форма таблицы - в рабочей тетради). Факторный анализ прибыли от реализации. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Наиболее важными факторами, от которых зависит прибыль от реализации продукции в целом оп предприятию являются: · Объем реализации продукции. (Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит обратный процесс – уменьшение суммы прибыли); · Структура реализации товарной продукции (соотношение удельных весов различных товаров к выручке от реализации.). Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции сумма прибыли уменьшится; · Себестоимость производства и реализации продукции. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот; · Среднереализационные цены. (Изменении их уровня прямо влияет на сумму прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот). Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить одним из способов факторного анализа. 1) Изменение объема прибыли от реализации за счет изменения объема выручки: Δ П1 = Δ В* / 100, где (6.4) Δ П1 – изменение объема прибыли от реализации за счет изменения объема выручки, тыс. руб Δ В – изменение объема выручки, тыс.руб - Уровень рентабельности базовый, % 2) Изменение прибыли от реализации за счет изменения удельного веса себестоимости: Δ П2 = Δ УВс* / 100 , где (6.5) Δ П2 - изменение прибыли от реализации за счет изменения удельного веса себестоимости, тыс.руб. Δ УВс – изменение удельного веса себестоимости,% - выручка отчетного года, тыс.руб. 3) изменение объема прибыли от реализации за счет изменения коммерческих расходов, тыс.руб. Δ П3 = Δ УВур* / 100 , где (6.6) Δ П3 - изменение объема прибыли от реализации за счет изменения коммерческих расходов, тыс.руб. Δ УВур – изменение удельного веса управленческих расходов,% 4) Изменение прибыли за счет управленческих расходов: Δ П4 = Δ УВкр* / 100 , где (6.7.) Δ П4 – изменение прибыли за счет управленческих расходов, тыс. руб. Δ УВкр – изменение удельного веса коммерческих расходов,% 5) Общее изменение прибыли под воздействием всех факторов Δ = Δ П1 + Δ П2 + Δ П3 + Δ П4 , (6.8) где Δ - Общее изменение прибыли под воздействием всех факторов
Варианты заданий: Варианты 1, 2, 3
Варианты 4, 5, 6
Вопросы для закрепления:
Литература {5}, {11}, {12}
Практическая работа 7 «Анализ рентабельности продаж»
Цель работы: · закрепление теоретических знаний анализа показателей рентабельности; · приобретение практических навыков выполнения факторного анализа рентабельности продаж.
Средства обучения: · методические указания; · индивидуальные задания; · калькуляторы
Порядок выполнения: · по данным практической работы 6 выполнить факторный анализ рентабельности продаж; · сформулировать выводы по результатам анализа; · разработать мероприятия по росту рентабельности продаж
Теоретические указания.
Для целей анализа и оценки деятельности предприятий широко используются показатели рентабельности, характеризующие относительную величину прибыли. Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена прибыль. Различают рентабельность производства и рентабельность продукции. Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия; она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств. Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется как процентное отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам. Повышение уровня рентабельности является важнейшей характеристикой улучшения работы предприятия и повышения ее эффективности. Основными путями повышения уровня рентабельности являются, с одной – улучшение использования материальных и трудовых ресурсов предприятия, основных фондов и оборотных средств. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; 2) Показатели, характеризующие прибыльность продаж; 3) Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. [3.,Стр. 522] Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) – это отношение валовой (ВП) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп): , или , где ( 7.1) - рентабельность затрат на производство - прибыль от реализованной продукции - затраты по реализованной продукции ЧП – чистая прибыль Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию и отдельным его подразделениям и видам продукции. Рентабельность продаж (оборота) – это отношение прибыли от реализации продукции (Rрп), работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В): , или (7.2) - рентабельность продаж В – выручка Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продукции. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельно по видам продукции. Рентабельность (доходность) капитала – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного производственного капитала и т.д. ; ; (7.3) - рентабельность капитала БП – балансовая прибыль KL - среднегодовая стоимость всего инвестированного капитала
Анализ уровня и динамики рентабельности. Эффективность использования потребленных средств (затрат) характеризует показатель рентабельности производственных фондов. Данный показатель наряду с показателем рентабельности продаж (оборота) является оценочным при исследовании спроса на продукцию. Рентабельность производственных фондов можно определить как по балансовой, так и по чистой прибыли )остающейся в распоряжении предприятия). Рентабельность производственных фондов характеризует отношение прибыли отчетного года (чистой прибыли) к средней стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Основными задачами анализа рентабельности производственных фондов являются: · Оценка показателя рентабельности в динамике; · Выявление и измерения действия различных факторов на уровень рентабельности; Определение мероприятий, возможных резервов дальнейшего роста рентабельности.
Последовательность выполнения анализа рентабельности продаж. Выполним расчет влияния факторов на изменение рентабельности способом цепных подстановок: Rпп = * 100, % (7.4)
Объект анализа Δ R = Rоп - Rпп, % (7.5)
Анализ начинается с определения изменений в уровне рентабельности, дается общая оценка изменения уровня рентабельности. Затем определяют количественное влияние факторов на изменение уровня рентабельности (используя метод цепных подстановок). По результатам проведенных расчетов дается оценка по каждому фактору и в целом по использованию всей совокупности факторов. Факторный анализ рентабельности Для факторного анализа используется метод цепных подстановок, последовательно заменяя базовые показатели отчетными: 1) Влияние изменения выручки на рентабельность: (7.6) - выручка отчетного года - себестоимость базовая - коммерческие расходы базовые - управленческие расходы базовые ΔR1 = R1- (7,7) ΔR1 - изменения выручки на рентабельность 2) Влияние изменения себестоимости: (7.8) - себестоимость отчетного года ΔR2 = R2 – R1 (7.9.) ΔR2 – изменение рентабельности под воздействием себестоимости 3) Влияние изменения коммерческих расходов: (7.10) - коммерческие расходы в отчетном периоде ΔR3 = R3 – R2 (7.11) ΔR3 – изменение рентабельности под воздействием коммерческих расходов 4) Влияние изменения управленческих расходов: (7.12) - управленческие расходы в отчетном периоде ΔR4 = R4 – R3 (7.13) ΔR4 - изменение рентабельности под воздействием управленческих расходов 5) Общее отклонение от плана по уровню, рентабельность составляет: ΔRобщ = ΔR1 + ΔR2 + ΔR3 + ΔR4 (7.14) ΔRобщ - Общее отклонение рентабельности от плана по уровню На основании анализа прибыли и рентабельности разрабатываются мероприятия по увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности на предприятии.
Литература {5}, {11}, {12}
Практическая работа 8 «Анализ эффекта финансового рычага»
Цель работы: · закрепление теоретических знаний; · приобретение практических навыков анализа эффекта финансового рычага. Средства обучения: · методические указания; · индивидуальные задания; · калькуляторы
Порядок выполнения работы: · заполнить таблицу исходными данными Вашего варианта; · выполнить расчет недостающих показателей; · сформулировать выводы по каждому заданию ЗАДАНИЕ 1 Определить чистую прибыль, рентабельность собственного капитала и степень финансового риска предприятия при различных объемах заемного капитала. Ситуация А - предприятие не имеет заемного капитала. Ситуация Б – доля заемного капитала - 50% Ситуация В – доля заемного капитала - 60 %. Предусмотреть три вида экономической ситуации: · благоприятная – экономическая рентабельность 30% · средний уровень экономической ситуации – рентабельность 25% · ситуация неудовлетворительная – рентабельность 5%. Процентная ставка по кредитам – 25% Налог на прибыль - 24%
Варианты
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (985)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |