Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. 1. Основы композиции



2015-12-08 4024 Обсуждений (0)
Тема 1. 1. Основы композиции 0.00 из 5.00 0 оценок




Композиция (лат. сompositio – связь, соединение) – расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Главная задача композиции – соединение деталей предмета в одно гармоничное целое.

Ландшафтная композиция включает природные элементы – рельеф, водоемы, растительность и искусственные – дорожно-тропиночную сеть, архитектурные сооружения, малые архитектурные формы, материалы мощения. Цельность ландшафтной композиции обеспечивает единство основной части и менее значительных элементов, подчиненных общей идее, единому стилю.

При решении композиционных задач в ландшафтной архитектуре учитывают свойства пространственных форм – геометрический вид формы, ее величину, фактуру, положение в пространстве, цвет и освещенность.

Прежде всего, в композиции должна соблюдаться пропорциональность– соотношение форм, элементов композиции по положению в пространстве, по величине. В основе композиционных решений в различных видах искусства лежит использование пропорций «золотого сечения» - пропорция, при которой целое (с) относится к своей большей части(а), как большая часть к меньшей (в).(ряд Фибонначи 2/3, 3/5, 5/8, 8/13 и т.д.)

Любая композиция должна иметь эффектный центр (дерево с фигурной стрижкой, скульптура и т.д.). Подчиненные элементы композиции также могут иметь свои центры, но по силе выразительности они должны быть менее значительны, чем общий центр. Главный композиционный элемент и соподчиненность остальных деталей усиливают внутреннюю связь деталей между собой. Центр композиции характеризуется тем, что содержит внутри себя некоторую линию или точку, относительно которой возникает равновесие частей.

Акцент – композиционный прием, основанный на наиболее сильном противопоставлении и подчеркивании какой – либо детали по величине, положению в пространстве, форме, освещенности, цвету. Используются, например, особо декоративные растения – солитеры. Акцент создает композиционный центр, декоративную структуру или цветовое пятно, оттеняющее другие элементы.

Вертикальный акцент – прием оформления, заключающийся в использовании вьющихся растений или растений с вертикальным расположением ветвей, а также строительных конструкций.

Композиционно выделяемые элементы ландшафта называются также доминантами.

 

Зрительное равновесие, гармоничность композиции обеспечивается соответствием размеров частей композиции, сочетанием их формы и цвета. Равновесие может достигаться симметрией и асимметрией.

Симметрия (греч. simmetria - соразмерность) выражается в строго правильном расположении частей целого относительно оси, плоскости или центра симметрии. Равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Между двумя симметричными элементами возникает видимое притяжение и элементы начинают восприниматься как один, включая пространство между ними. Если в симметричной композиции убирается даже мельчайший элемент, равновесие нарушается.

Равновесие и единство, гармоничность композиции могут быть достигнуты и с помощью асимметрии – когда неравные по величине и неодинаковые по форме элементы композиции располагаются таким образом, что зрительно уравновешивают друг друга. Асимметрия более утонченна, непреднамеренна и поэтому более интересна. Асимметричным может быть расположение цветов и кустарников в группе, расположение самих групп, формирующих пространство сада, планировка участка.

Важнейшими композиционными средствами являются контраст и нюанс.

Контраст(фр. contraste – резкое различие, противоположность) – сочетание противоположных характеристик (темное – светлое, гладкое – шероховатое, плоское – рельефное и т.д.). Является наиболее распространенным средством выделения и повышения выразительности композиционного элемента. Соединение нескольких противоположных характеристик может усиливать контраст. Степень применяемого контраста ограничивается требованием сохранения цельности впечатления.

В ландшафтном проектировании используют контрастные сочетания форм (пирамидальные, конические и контрастные им шаровидные, плакучие кроны деревьев), цвета (дополнительные цвета в цветовом круге), освещенности – светотеневой контраст (темное пространство леса и солнечная поляна). Главное условие контраста заключается в том, что в контрастирующих объектах должна быть общность характера, противоположностями должны быть цвета и формы, а не разнородность предметов.

Нюанс (фр. nuance) – плавный переход характеристики элемента композиции в сторону усиления или ослабления. Для цвета нюанс – это оттенок, едва заметное различие, создающее богатство колорита.

 

Выразительность и гармоничность архитектурной формы и пространства зависят и от масштабности.

Масштабность – соотносительность размеров предмета и его деталей к человеку. При неправильно выбранных размерах и пропорциях наблюдается грубость форм, тяжеловесность и примитивность общей композиции.

Ось композиции, или система осей – воображаемая линия, существование которой определяется наличием фигур, тяготеющих к ней. Относительно осей возникает уравновешенность или симметрия. Ось повышает выразительность композиционного решения. При нечетном количестве вертикальных осей (3-5) композиция собирается к центру и становится более цельной, при четном – связь элементов уменьшается, необходимо вводить объединяющие детали.

 

Ритм композиции – повторяемость отдельных элементов и расстояний между ними. Возникает при частом использовании осей. Ритм используется для направления внимания к главной части композиции. Устойчивое впечатление ритма возникает при повторении элементов 5 – 8 раз. Детали могут иметь разную форму при одинаковых расстояниях или при одинаковых деталях – расстояния могут последовательно изменяться. Эмоциональное воздействие ритма нарастает при увеличении числа элементов, но до известного предела, после которого наступает утомление и возникает ощущение монотонности. Простой ритм из одного вида кустарников может разнообразить включение цветов, а также можно использовать ритм чередования групп (напр., плодовые деревья и кустарники и т.д.).

Композиция может быть динамичной и устойчивой. Динамичность создает впечатление неустойчивости (но не выходящей за рамки целого). Наибольшую динамику композиции придают прямые линии, а также неустойчивые фигуры – эллипс, круг, шар. Прямые линии создают ощущение самого быстрого движения; диагональные, изогнутые – медленное, «ползущее» движение. Рисунки с ощущением движения должны иметь цель – например, привлекать внимание к характерному элементу композиции.

Устойчивые композиции создаются с помощью статичных фигур – равносторонних и равнобедренных треугольников, квадратов, арок, кубов, пирамид. Статичные рисунки используются, как правило, для небольшого сада.

При анализе любой совершенной композиции всегда можно найти в ней простые геометрические формы. Наибольшей выразительностью обладают геометрические фигуры с центральной (круг, квадрат) и центрально – угловой симметрией, затем следуют фигуры, имеющие только осевую симметрию и фигуры произвольной формы. Геометрические формы должны отчетливо просматриваться – в дорожках, бордюрах, поверхности газона и т.д. В садах регулярного стиля используют строгие геометрические фигуры, пейзажного – неправильные, произвольные формы.

Форма элементов композиции может быть линейной – преобладает одно измерение (дорожки, бордюры), плоскостной – выражены два измерения (цветники) и объемной – три измерения (формы крон деревьев и др.).

Важнейшее значение имеют края композиции, которые привлекают внимание, поэтому акценты, фокусные элементы не размещают в углах участка. Линии в композиции (дорожки, бордюры и др.) могут использоваться с различными целями. С помощью линии можно направить взгляд к фокусной точке, центру композиции. И наоборот, нельзя использовать линии, которые никуда не ведут, упираются в ограду и т.д. Конец линии – самая важная часть, к которой приковывается внимание. Пересечения любых линий (прямых, кривых), внезапные изменения их направления также привлекают взгляд и могут использоваться для создания фокусных точек.

При проектировании цветника, сада и других объектов ландшафтной архитектуры необходимо учитывать, что наибольшей выразительностью обладает свет (например, отражающие свойства поверхности воды, светотеневой эффект), затем форма, цвет и в последнюю очередь - фактура (характер поверхности предметов).

Основным принципом при создании композиции является гармоничное соотношение между объектом и окружающим пространством, подчиняющееся правилу «золотого сечения». Позитивные и негативные области не должны быть равными по размерам и не должны слишком отличаться. Для соблюдения пропорций используют числа ряда Фибонначи.

Ландшафтная композиция является пространственной. Пространственная композиция – соотношение форм в пространстве по отношению друг к другу и к наблюдателю. Существует три вида пространственной композиции:

§ фронтальная – развернута в ширину, не выражены два других измерения,

§ объемная – имеет формы, ярко выраженные в трех измерениях,

§ глубинно – пространственная – природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых определяется законами линейной и воздушной перспективы.

Перспектива – зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Линейная перспектива – изменение линейных размеров предметов, сохранение вертикальности линий, воздушная – изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета. К законам перспективы относится уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, уменьшение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей дальний план пейзажа. Мягкие, плавные, с синеватым оттенком элементы пейзажа оптически удаляются, а четкие, контрастные, теплых тонов, особенно желто – красных, наоборот, кажутся ближе.

 

Воздушная перспектива зависит от времени года и часов суток – особенно выразительна утром, при большой влажности воздуха, при редком тумане, при заходе солнца. Воздушная перспектива имеет особенно важное значение при оформлении больших парковых пространств. Линейная перспектива помогает оптически изменить размеры объектов и расстояния в садово-парковых композициях – например, оптически увеличить высоту объекта можно, если разместить рядом низкорослые растения. При создании композиций учитывают, что наблюдатель должен быть удален от объекта на расстояние, равное двойной и даже тройной высоте объекта.

С воздушной перспективой неразрывно связана перспектива колорита, создающая самые разнообразные эффекты. Растения в композиции должны подбираться так, чтобы цвета располагались в порядке светового спектра – от красного к желтому и от зеленого – к синему (красный цвет следует использовать исключительно на переднем плане, синий – на дальнем). В природе этот порядок сохраняется. Желтые цвета наиболее постоянны и только вдали приобретают оттенки от зеленовато – желтого до синевато – голубого. Зеленые краски вдали переходят в голубые до темно – синих. Синий цвет по мере отдаления становится интенсивнее и сливается с синевой дали, белый приобретает желтоватые оттенки.

Парковая перспектива – многоплановый парковый пейзаж, построенный по композиционным законам линейной и воздушной перспективы. Глубина парковой перспективы может быть малой (50 – 100 м), средней (100 – 500 м) и большой (свыше 500 м).

В ландшафтном искусстве глубина пространства – это реальность, и использование законов перспективы помогает созданию необходимых иллюзий углубления или сокращения пространства. Чтобы увеличить глубину пространства, можно создать систему промежуточных планов из растений, которые направляют взгляд к горизонту. Размеры групп деревьев и кустарников сокращаются по мере удаления от наблюдателя.

При проектировании пейзажных картин в саду, парке необходимо правильно использовать средства композиции и основные принципы ее создания. В центре размещают главные, фокусные элементы – например, дерево, кустарник или водоем. Второстепенные элементы должны быть связаны с композиционным центром, обеспечивая целостность восприятия. Необходимо учитывать, что при движении по саду элементы пейзажной картины перемещаются и центр композиции может стать фоном. Кроме того, видовые картины изменяются во времени – светотеневой эффект изменяется в течение суток, происходят сезонные и возрастные изменения декоративности отдельных растений и всей композиции в целом. Т.е. садово-парковые композиции изменяются в пространстве (при движении по саду) и во времени. Садоводу – дизайнеру необходимо находить наиболее благоприятные видовые точки, которые должны быть сознательно подготовлены и открыты для наблюдения.

Видовая точка – место на парковой территории, в саду, с которого хорошо воспринимаются виды, пейзажи.

Для концентрации внимания на парковой перспективе создаются рамка, кулисы из зеленых насаждений или архитектурных элементов. Кулисы – группа деревьев или кустарников, иногда небольшой массив, ограничивающий вид на открытое пространство.

 

 

Рис. 7. Основные типы ландшафтных пространств

Рис. 8. Характеристика восприятия ландшафтных пространств:

а – виды обзора: детальный (100 м), общий (500 м), панорамный (2000 м);

б – виды ограниченного обзора: рамка, кулисы, обзор без ограничений;

в – восприятие пространства: резкая разница планов, многоплановое пространство, уходящая перспектива

Рис. 9. Формирование пространств при ведущей роли одного из компонентов:

а – рельефа; б – воды; в – зеленых насаждений; г – архитектурных сооружений

Контрольные вопросы

1. Назовите природные и искусственные элементы ландшафтной композиции.

2. Перечислите основные средства композиции.

3. В чем заключается различие между статичной и динамичной композициями?

4. Что такое пространственная композиция?

5. Охарактеризуйте линейную и воздушную перспективу.

 

Задание 1. Проанализировать ландшафтные композиции парков (рис. 10). Перечислить основные средства композиции.

Зарисовать схемы планировки парков (рис. 11).

б
а

Рис. 10. Парки:

а – сад Древнего Египта; б – Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Рис. 11. Композиционные схемы парков (по И.П. Лепковичу):

1 – замкнутая система; 2 – осевая; 3 – лучевая; 4 – звездная;

5 – осевая + лучевая + кольцевая; 6 – осевая + лучевая; 7 - кольцевая

Задание 2. Составить композиции из абстрактных геометрических форм с использованием модульной сетки (решетки). Объяснить использование основных средств композиции.

 

Рис. 12. Использование абстрактных геометрических форм при проектировании

 

Пояснения к выполнению задания. При проектировании объектов ландшафтной архитектуры для соблюдения пропорций и масштабности применяют модульную сетку (решетку). Рисунки создаются на основе форм, пропорциональных решетке. Для соблюдения пропорций между позитивными (растения и другие элементы композиции) и негативными (окружающее пространство) формами используют пропорции «золотого сечения» - 3/5, 5/8, 8/13 и т.д.

 

 

Рис. 13. Использование решетки и абстрактных геометрических форм при проектировании

 

Решетку вычерчивают на листе бумаги или кальки и используют вырезанные из бумаги геометрические формы (круги, квадраты, эллипсы и др.), пропорциональные квадратам решетки – в том числе более крупные (объединяющие, например, четыре квадрата) и более мелкие (1/4 квадрата). Составляют различные композиции. Помещают сверху лист чистой кальки и переносят выбранный рисунок.

Задание 3. С помощью абстрактных геометрических форм и лекал составить

1) симметричную и асимметричную композиции

2) статичную и динамичную композиции

3) композиции в регулярном и пейзажном стилях.




2015-12-08 4024 Обсуждений (0)
Тема 1. 1. Основы композиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. 1. Основы композиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4024)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)