Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития экономического анализа



2015-12-08 961 Обсуждений (0)
История развития экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Воткинский филиал

Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения

Высшего Профессионального Образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ВФ ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

 

 

Курс лекций

По дисциплине: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

 

 

Воткинск, 2014


Кафедра «Экономика и организация производства»

 

Составитель: Шайдурова Наталия Сергеевна , старший преподаватель кафедры ЭиОП

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Экономика и организация производства» (протокол от ___________№______)

 

Заведующий кафедрой«Экономика и организация производства»:

_______________Н.И.Обухова

_____________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

председатель учебно-методической комиссии

по специальности 080502.65. «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)»

 

________________Б.А.Сентяков

_____________2014 г.


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В сегодняшних российских условиях, когда меняется вся структура экономики, появились и новые представления об объекте и предмете экономический анализ. Другими стали, например, представления о целях предприятия. Теперь это не только увеличение объема производства, но и прибыль. Меняется и многое другое.

Под влиянием изменений, проходящих в мировой экономике, которая помимо прочих, получила название III экономической революции, изменились многие традиционные положения экономической теории.

Так, в настоящее время главенствующие позиции в обществе завоевывают уже не собственники капитала земли, а владельцы информации (люди, умеющие получать и эффективно использовать).

А кто владельцы? Это - бухгалтеры и экономисты предприятия, которые должны уметь превращать экономическую информацию в эффективно работающий капитал.

Важную роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования.

С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются резервы деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного и комплексного анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа резервов хозяйственной деятельности.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

История развития экономического анализа

Аналитические способности человека возникли и совершенствовались в связи с объективной необходимостью постоянной оценки свих действий, поступков в условиях окружающей среды.

С увеличением численности населения, совершенствованием средств производства, ростом материальных и духовных потребностей человека анализ постепенно стал первейшей жизненной необходимостью цивилизованного общества. Характеризуя историческую границу возникновения анализа, Энгельс писал: «Уже разбивание ореха есть начало анализа».

Развитие производственных сил, производственных отношений, наращивание объема производства, расширение обмена содействовало выделению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки.

Сегодня нужно отличать:

- общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне;

- конкретно-экономический анализ на микроуровне, для изучения экономики отдельных предприятий.

Общетеоретический анализ как научный подход знаний получил развитие в трудах экономистов еще прошлого столетия, то ЭА как наука выделился сравнительно недавно.

Становление ЭА обусловлено:

1) Удовлетворение практической потребности. С расширением производственных сил, совершенствованием производственных отношений. Интуитивный анализ, примерные расчеты, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях увеличения масштаба производства.

2) Связано с развитием экономической науки вообще.

 

Раньше функции ЭА выполняли дисциплины: балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. Именно в этих рамках появились простейшие способы аналитического анализа. Однако для обоснования текущих и пятилетних планов экономического и социального развития предприятий появилась потребность в комплексном исследование деятельности предприятия. Тогда и возникла необходимость выделения ЭА в самостоятельную отрасль знаний.

Первые специальные книги по ЭА в начале XX столетия (анализ баланса). В 30-е годы курс ЭА в программе ВУЗов. Именно тогда становление ЭА как науки, после ВОВ - период основательной разработки теоретических вопросов анализа.

Современное состояние анализа - это довольно основательно разработанная в теоретическом реале наука. Вместе с тем она в состоянии развития (исследования по широкому применению математических методов, ЭВМ) идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.

Перспективы развития ЭА в теоретическом направлении тесно связано с развитием смежных наук и от запросов практики.

Содержание и задачи ЭА

 

Содержание ЭА как научной дисциплины вытекает, прежде всего, из технических функций.

ЭА - как наука представляет собой систему знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их исполнению.

 

Основные задачи:

1) Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе из разработки);

2) Объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдение нормативов (по данным учета и отчеты);

3) Определение экономической эффективности исполнения трудовых, экономических, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

4) Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной форме);

5) Выявление и изучение внутрихозяйственных резервов (на всех стадиях производственного процесса);

6) Испытание оптимальности управленческих решений (на всех стадиях иерархической лестницы).

 

Раскрыть и понять основные причины, оказавшие определяющее влияние на выполнение бизнес-плана, выявить их действие и взаимодействие - значит разобраться в особенностях хозяйственной деятельности анализируемого объекта.

 

Предмет, объекты и субъекты экономического анализа

 

Что же является предметом ЭА? Этот вопрос разрабатывается уже несколько десятилетий, окончательная точка в определении предмета ЭА еще не поставлена.

В литературе десятки разных формулировок:

a) Хозяйственная деятельность предприятия

b) Хозяйственные процессы и явления.

Предметом изучения ЭА являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

 

Объектам ЭА являются экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности (в промышленности: производство и реализации продукции).

 

Интересы =>цели и задачи ЭА разные
Субъектами:|à основные

|à неосновные

 

Основные партнеры – эти группы заинтересованы в успехах предприятия, так как их благополучие находится в прямой зависимости от результатов его деятельности.

 

Перечислим основные группы и назовем тот вид информации, которая представляет интерес для них интерес:

1) Собственники предприятия (акционеры и представители государства).

Интересует: финансовые результаты деятельности предприятия и данные о его финансовой устойчивости.

2) Кредиторы (представители займа, ожидают возврата процентов и суммы кредита)

Основные показатели: ликвидность (платежеспособность предприятия).

3) Наемные менеджеры предприятия (самая требовательная группа), высший уровень администрации.

Они вкладывают в дело свои знания, опыт, квалификацию, предпринимательские способности и рассчитывают получить за это достойную компенсацию в виде зарплаты, доли от прибыли сверх суммы, возможно льгот, привилегий (часто на госпредприятиях).

Интересует все, что может быть полезным для решения задач управления.

4) Наемный персонал (служащие) предприятия.

Выполняют работу согласно договору, получают зарплату, премии и социальные гарантии. Важно: надежность предприятия, его положения на рынке, величина прибыли и размер фондов социального обеспечения.

5) Поставщики средств и предметов труда - это владельцы (производители) факторов производства, связанные часто долгосрочными соглашениями.

Интересует информация о финансовой устойчивости, ликвидности предприятия, его стратегические планы.

6) Покупатели (клиенты) предприятия.

Обеспечивают платежеспособный спрос на его продукцию. Важна информация о качестве, цене продукции, о состоянии запасов ГП и о финансовом состоянии предприятия.

7) Общество, а также государство в лице налоговых органов.

Интересует информация о финансовых результатах деятельности о состоянии его финансовой дисциплины.

К не основным партнерам: непосредственно не заинтересованные в успехах предприятия. Это страховые компании, аудиторские фирмы, пресса, фондовые биржи, т.п.

 



2015-12-08 961 Обсуждений (0)
История развития экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития экономического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)