Способы измерения влияния факторов на результативный показатель
1). Метод цепных подстановок – универсальный метод, может использоваться для любых видов моделей. Основан на следующем алгоритме:
У=а*в*с*д
У(0)=а(0)*в(0)*с(0)*д(0)
у`=а(1)*в(0)*с(0)*д(0) определяем влияние фактора а Δу(а)=у`-у(0)
у``=а(1)*в(1)*с(0)*д(0) определяем влияние фактора в Δу(в)=у``-у`
y```= а(1)*в(1)*с(1)*д(0) Δу(c)=у```-у``
y````= а(1)*в(1)*с(1)*д(1) Δу(l)=у````-у```=y(1)-y``` 7. Делаем проверку Δу=y(1)-y(0) Δу= Δу(a)+ Δу(b)+ Δу(c)+ Δу(d)
Задача: Рассчитать влияние факторов на величину товарной продукции
ТП=Ч*Д*t*СВЧ СВЧ – качественный фактор Ч, Д, t – количественный фактор Ч – фактор 1 порядка Д – фактор 2 порядка TП – фактор 3 порядка ТП=Ч*Д*t*СВЧ ТП(0)=Ч(0)*Д(0)*t(0)*СВЧ(0)=1000*230*8*10=18400 ТП`=Ч(1)*Д(0)*t(0)*СВЧ(0)=1200*230*8*10=22080 ΔТП(Ч)=ТП`-ТП(0)=22080-18400=3680 ТП``=Ч(1)*Д(1)*t(0)*СВЧ(0)=1200*240*8*10=23040 тыс.руб ΔТП(Д)= 23040-22080=3680=960 тыс.руб ТП```=Ч(1)*Д(1)*t(1)*СВЧ(0)=1200*240*7,8*10=22464 ΔТП(t)=22464-23040=-576 тыс.руб ТП````=Ч(1)*Д(1)*t(1)*СВЧ(1)=24710,4 ΔТП(СВЧ)=211710,4-22464=2246,4 ΔТП=24710,4-18400=6310,4 ΔТП= ΔТП(Ч)+ ΔТП(Д)+ ΔТП(t)+ ΔТП(СВЧ)=3680+960+(-576)+2246,4=6310,4
Ответ: Изменение величины товарной продукции на 6310,4 тыс.руб. обусловило во-первых, изменение среднесписочной численности на 200 человек, вызвало рост товарной продукции на 3680 тыс.руб., во-вторых, увеличение количества отработанных дней на 10 увеличило товарную продукцию на 960 тыс.руб., в-третьих, уменьшение средней продолжительности рабочего дня на 0,2 часа уменьшило товарную продукцию на 576 тыс.руб., в-четвертых, увеличение среднечасовой выработки на 10% увеличило товарную продукцию на 2246,4 тыс.руб. Решающее значение на увеличение товарной продукции оказали количественные (экстенсивные) факторы.
2) Метод абсолютных разниц– не является универсальным, используется в аддитивных, мультипликативных и смешанных моделях, где нет кратности. Данные получаются аналогичны данным метода цепных постановок. Составление факторной модели –> составление модели для базового периода. Метод абсолютных разниц для аддитивной модели: 1. факторная модель: у=а(количеств)+в+с(качеств) 2. факторная модель для базового периода: у(0)=а(0)+в(0)+с(0) 3. Δу(а)= Δа 4. Δу(в)= Δв 5. Δу(с)= Δс 6. Проверка: Δу=у(1)-у(0)= Δу(а)+ Δу(в)+ Δу(с) Метод абсолютных разниц для мультипликативной модели:
Метод абсолютных разниц для смешанной модели:
Задача:Рассчитать влияние факторов на величину товарной продукции ТП=Ч*Д*t*СВЧ ТП(0)=Ч(0)*Д(0)*t(0)*СВЧ(0)=1000*230*8*10=18400 тыс.руб. ΔТ(Ч)= ΔЧ*Д0)*t(0)*СВЧ(0)=200*230*8*10=3680 тыс.руб. ΔТП(Д)= Ч(1)* ΔД*t(0)*СВЧ(0)=1200*10*8*10=960 тыс.руб. ΔТП(t)= Ч(1)* Д(1)*Δt*СВЧ(0)=15200*240*(-0,2)*10=-576 тыс.руб. ΔТП(СВЧ)= Ч(1)* Д(1)*t(1)* ΔСВЧ=1200*240*7,8*1=2246,4 тыс.руб. ΔТП=ТП(1)-ТП(0)=24710,4-18400=6310,4 тыс.руб. ΔТП=ТП(Ч)+ ΔТП(Д)+ ΔТП(t)+ ΔТП(СВЧ)=3680+960-576+2246,4=6310,4 тыс.руб. Ответ: Изменение величины товарной продукции на 6310,4 тыс.руб. обусловило во-первых, изменение среднесписочной численности на 200 человек, вызвало рост товарной продукции на 3680 тыс.руб., во-вторых, увеличение количества отработанных дней на 10 увеличило товарную продукцию на 960 тыс.руб., в-третьих, уменьшение средней продолжительности рабочего дня на 0,2 часа уменьшило товарную продукцию на 576 тыс.руб., в-четвертых, увеличение среднечасовой выработки на 10% увеличило товарную продукцию на 2246,4 тыс.руб. Решающее значение на увеличение товарной продукции оказали количественные (экстенсивные) факторы.
3) Интегральный метод – позволяет более точно по сравнению с методом цепных подстановок и методом абсолютных разниц определить влияние факторов на результативный показатель. Используется в мультипликативных моделях 2-х или 3-х факторных. Достоинства метода: более точный, а также не разделяет факторы на количественные и качественные.
у=а*в у(0)=а(0)*в(0) I. Δу(а)= Δа*в(0)=а(0)а(1)СВ Δу(в)=а(1)* Δв=в(0)САв(1) II. Δу(в)= Δв*а(0) III. Δу(а)=в(1)*
В интегральном методе зона совместного влияния факторов делится пропорционально количеству факторов 2-х факторная модель: Δу(а)=а(0)а(1)АВ=Δа*в(0)+0,5Δа*Δв Δу(в)=в(0)ВАв(1)= Δв*а(0)+0,5Δа*Δв
3-х факторная модель: у=а*в*с у=(0)*в(0)*с(0) Δу(а)=0,5Δа*(в(0)*с(1)+в(1)*с(0))+1/3 *Δа*Δв*Δс Δу(в)=0,5Δв*(а(0)*с(1)+а(1)*с(0))+1/3* Δа*Δв*Δс Δу(с)=0,5Δс*(а(0)*в(1)+в(1)*а(0))+1/3* Δа*Δв*Δс Δу=у(1)-у(0)= Δу(а)+ Δу(в)+ Δу(с)
Задача: Рассчитать влияние факторов на величину товарной продукции
ТП=СГВ*Ч ТП(0)=СНВ(0)*Ч(0)=18400 ΔТП(СГВ)= ΔСГВ*Ч(0)+0,5ΔСГВ*ΔЧ=2,192*1000+0,5*2,192*200=2411,2 ΔТП(Ч)= ΔЧ*СГВ(0)+0,5 ΔЧ*ΔСВГ=200*18,4+0,5*200*2,192=3899,2 ΔТП=ТП(1)-ТП(0)=6310,4=ΔТП(СГВ)+ Δ(Ч)=6310,4 Ответ: Изменение величины товарной продукции на 6310,4 тыс.руб. обусловило во-первых, изменение среднесписочной численности на 200 человек, вызвало рост товарной продукции на 3899,2 тыс.руб., во-вторых, увеличение среднегодовой выработки на 2,192 увеличило товарную продукцию на 2411,2 тыс.руб. Решающее значение на увеличение товарной продукции оказали количественные факторы (среднесписочная численность).
4) Индексный метод: Индекс – относительная величина, показывающая во сколько раз уровень изучаемого явления в одних условиях, отличается от уровня этого же явления в других условиях. Классификация индексов:
· индекс динамики – сравнивание показателей последующего с предыдущим · базовые индексы – сравниваются данные за периоды с базовым периодом · индексы выполнения плана – план сравнивается с фактом · индекс структуры – отношение части к целому
· индивидуальные индексы · общие индексы
Индексный метод используется в кратных и мультипликативных моделях. y=a*b; a – количественный фактор, b – качественный фактор ; ; Задача: рассчитать изменение товарной продукции за счет факторов, представленных в таблице:
ТП=∑Ч*СГВ СГВ(0)ср= СГВ(1)ср= I(ТП)= ΔТП=ТП(1)-ТП(0)=3000-2840=160 I(Ч)= Изменение численности на 9,2% (1-0,908) привело к снижению ТП на 260 руб. (=2580-2840). I(СГВ)= Изменение выработки на 16,3% привело к увеличению ТП на 420 руб. (=3000-2580). Проверка: I(ТП)= I(Ч)* I(СГВ)=0,908*1,163=1,056
5) Метод относительных разниц – используется в мультипликативных моделях, когда известно значение результата в прошлом периоде и относительное отклонение каждого фактора. y=a*b*c y(0)=a(0)*b(0)*c(0), Тпр(a), Тпр(b), Тпр(c)
Задача: известно, что ФОТ в 2010 г. составил 100000руб, также известно, что Тпр численности составил 2%, Тпр количества отработанных дней – 5% и Тпр среднедневной заработной платы – 10%. Найти ФОТ текущего года. ФОТ=Ч*СГЗП СГЗП=Д*СДЗП Ч – количественный фактор I порядка Д – качественный фактор II порядка ФОТ=Ч*Д*СДЗП
Традиционные методы: 1) метод сравнения – широко используется в анализе, сущность метода состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними. Существует несколько способов сравнения: Ø Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Такое сравнение дает возможность оценить темпы изменения и определить тенденции и закономерности развития изучаемых показателей. Динамика основных показателей
Ø Сравнение фактического уровня показателей с плановыми показателями – необходим для оценки степени выполнения плана для определения неиспользованных резервов
В течение года был не выполнен план по продукции А на 50% и перевыполнен по продукции Б.
Ø Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурса – используется очень широко, предназначен для выявления перерасхода или экономии конкретного вида ресурса, т.е. для оценки эффективности использования материальных ресурсов.
Э/энергия расходуется не эффективно, а по воде получили экономию, следовательно, в следующем периоде нормы будут снижены.
Ø Сравнение с лучшими результатами Ø Сравнение данных со среднеотраслевыми значениями Ø Сравнение параллельных и динамических рядов – используется для обоснования формы и направления связи между разными показателями. Для того, чтобы выявить эту связь необходимо числовые значения одного из показателей выстроить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели. Чаще всего используется между разными предприятиями. Например, фондовооруженность – отношение величины ОС к среднесписочной численности; Среднегодовая выработка – отношение товарной продукции к численности
Ø Сравнение разных вариантов решения экономических задач – позволяет выбрать наиболее оптимальный путь решения задачи и таким образом полнее использовать возможности предприятия Ø Сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора, либо изменение какой-либо производственной ситуации
2) использование относительных и средних величин в анализе . Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого показателя с величиной какого-либо другого явления, либо с величиной этого же показателя, но взятого за другой период или по другому объекту. Выражаются в виде коэффициентов либо процентов. В анализе используются разные виды относительных величин. Например: · относительная величина пространственного сравнения – соотношение показателей относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период времени, либо на один и тот же момент времени. · относительная величина планового задания – отношение планового уровня текущего года к фактическому его уровню в прошлом году. · Относительные величины выполнения плана – сравнение факта и плана текущего года. · Относительные величины динамики (индексы): могут быть базисными или цепными · Показатели структуры – отношение части к целому · Относительные величины координации – отношение частей целого между собой · Относительные величины интенсивности – величины, которые характеризуют степень распространенности явления (степень заболеваемости населения) Средняя величина используется для обобщения количественной характеристики совокупности по какому-либо признаку. Средние величины могут вычисляться разными способами: · Средние арифметические простые · Средневзвешенные величины · Средняя геометрическая I(1) = 1,1; I(2) 1,05; I(3) = 1,8; · Средние хронологические ОСср=0,5ОС(1)+ОС(2)+0,5ОС(3)
3) способ группировок – разделение всей изучаемой совокупности на количественно однородные группы по соответствующим признакам: · Типологические группировки · Структурные группировки – помогают изучать внутреннее строение изучаемых показателей, а также соотношение частей отдельного показателя · Аналитические группировки – используется для определения наличия направления и формы связи между изучаемыми показателями · Простые группировки – изучается взаимосвязь между явлениями, которые сгруппированы по какому-либо одному признаку. · Комбинированные группировки – деление совокупности осуществляется сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы по какому-либо другому признаку. При построении группировок необходимо руководствоваться правилами. Алгоритм построения группировок: 1.определение целей анализа 2.Сбор необходимых данных для всей совокупности объектов 3. Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку 4.Выбор интервала распределения совокупности и деление совокупности на группы
5.Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам
6.Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направление воздействия факторных показателей на изучаемый результат
4) балансовый метод АФХД – служит для отражения соотношений или пропорций 2-х групп взаимосвязанных экономических показателей, итогом которых должны быть одинаковые значения. Широко используется в бухгалтерском учете. Остаток товара на начало + выпуск продукции = Реализация товара + расходы на любые цели + остаток товара на конец Выпуск продукции = Реализация товара + расходы на любые цели + остаток товара на конец – Остаток товара на начало. Задача: Цена снизилась на 10% - Iц=0,9 ВР=V*Ц Объем увеличился в 1,2 раза – Iv=1,2 I(ВР)=I(V)*I(ц)=0,9*1,2 I(ВР)=1,08 ВР(10)=ВР(9) *I(ВР) ВР(9)=ВР(10) *I(ВР)=20000
Информационное обеспечение информации: 1. Источники информации нормативно-планового характера: сметы, ценники, проектные задания 2. Учетного характера: Документы бухгалтерского учета, документы статистического учета, документы оперативного учета, экономический паспорт предприятия
3.Вне учетного характера: документы, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятия (официальные документы, которые предприятие обязано использовать в своей деятельности – законы, постановления), хозяйственно-правовые документы (договора, решения арбитражных судов, претензии), научно-техническая информация, техническая и технологическая документация, материалы специальных обследований, информация об основных контрагентах предприятия, информация о наших конкурентах, сведения о рынке капитала (ставка рефинансирования, курсы валют), данные о состоянии фондового рынка.
Классификация информации 1.по отношению к объекту исследования: · внутренняя · внешняя 2.по отношению к предмету исследования: · основная · вспомогательная 3.по периодичности поступления: · регулярная: плановые и учетные документы · эпизодическая: собирается по мере необходимости 4.по отношению к процессу обработки: · первичная: данные первичного учета · вторичная: информация, прошедшая обработку
Требования к информационному обеспечению: 1.аналитичность: информация должна отвечать целям нашего анализа 2.достоверность: информация должна быть проверена и объективно отражать ситуацию 3.оперативность: быстрота сбора информации 4.сопоставимость: качество информации 5.рациональность: минимум временных и финансовых затрат на сбор информации
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (971)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |