Анализ объёма производства
Товарная продукция (ТП) является основой формирования входящего денежного потока предприятия и характеризует объём производства в стоимостном выражении. Цель анализа объёма производства – оценка динамики ТП и влияния на стоимость ТП изменений объёма производства товаров работ и услуг в натуральном выражении и изменений цен реализации. Анализ динамики ТП проводится по данным о производстве каждого вида продукции отдельно в натуральном и стоимостном выражении. В целом динамика объёма товарной продукции оценивается только в стоимостном выражении. Фактор изменения объёма производства в натуральном выражении раскладывается на составляющие – изменение объёма в натуральном выражении при сохранении базовой структуры производства и изменение структуры производства при фактическом объёме производства в натуральном выражении. Фактор изменения цен включает также две составляющих – изменение цен под влиянием инфляции и изменение цен вследствие учета конъюнктуры рынка. Поскольку непосредственно измерить влияние конъюнктуры на цены невозможно, то эта составляющая оценивается по остаточному принципу. Исходные данные для анализа: ведомость №16/1 учета реализации продукции по отгрузке, формы 1 и 2 бухгалтерского отчета, форма № П-1 (за декабрь) статистической отчетности, журнал-ордер № 11, и иные учетные данные. Для проведения анализа необходимо выбрать данные о производстве и реализации продукции в натуральном выражении и ценах реализации за анализируемые периоды. ПРИМЕЧАНИЕ: В случае отсутствия этих данных или большой номенклатуры производства, по указанию преподавателя выбираются 4 наименования типичной продукции предприятия. Для этих наименований по указанию преподавателя устанавливаются цены и натуральные объемы производства, дающие в итоге расчетный объем выпуска товарной продукции за соответствующий год. При использовании данных предприятия в таблицу 1.1 первоначально заносятся сведения о выпуске продукции в натуральном выражении. Затем отдельно рассчитываются средние цены реализации каждого виды продукции. Средняя цена i-го вида продукции определяется как средневзвешенная цена реализации этой продукции в соответствующем году: , где NiK – объем реализации i-й продукции по к-й цене; ЦiK – значение цены к-го объема поставки по реализации. Для расчета средних цен рекомендуется составить самостоятельно отдельную таблицу. Из нее значения средних цен вносятся в таблицу 1.1. После этого рассчитываются и заносятся в таблицу 1.1 объемы производства в стоимостном выражении. Указанные расчеты производятся за базисный, предыдущий и отчетный годы. По статистическим данным об инфляции находятся индексы инфляции за предыдущий и отчетный годы и также вносятся в таблицу 1.1. Определяются объемы производства в ценах за вычетом инфляции. Определяются цепные темпы роста по периодам, среднегодовые темпы роста (как среднегеометрические). По сформированным в таблице 1.1 данным проводится методом цепных подстановок факторный анализ изменения объема производства в стоимостном выражении.
Таблица 1.1 Анализ динамики объема производства.
Факторный анализ производства товарной продукции проводится по модели: где Ni – выпуск продукции i-й номенклатурной позиции в натуральном выражении; Уi – удельный вес продукции i-й номенклатурной позиции в товарной продукции в натуральном выражении; Цi – цена единицы продукции i-й номенклатурной позиции; КИНФ – коэффициент инфляции; ККОН – коэффициент конъюнктуры. Сначала определяется общее изменение объема производства в стоимостном выражении: Здесь индексы «1» и «0» означают анализируемый и предшествующий ему периоды. В таблице 1.1 и далее это сначала «предшествующий» и «базовый» периоды, затем «отчетный» и «предшествующий». Далее методом цепных подстановок производятся следующие расчеты. Находится изменение выпуска товарной продукции по фактору изменения выпуска продукции в натуральном выражении при неизменных удельных весах и цене: где - изменение выпуска товарной продукции вследствие изменения объема производства в натуральном выражении. Находится изменение объема товарной продукции вследствие изменения структуры ее производства в натуральном выражении: Вычисляется изменение объема товарной продукции за счет изменения цен под влиянием инфляции и конъюнктуры: При некоторых допущениях Отсюда, учитывая, что для базисных периодов коэффициенты инфляции и средний коэффициент конъюнктуры равны единице (КИНФ 0 =1 и ККОН.СР 0 =1) изменение объема продаж под влиянием инфляции: В завершение факторного анализа рассчитывается по остаточному принципу изменение объема продаж под влиянием учета конъюнктуры рынка: После выполнения расчетов проводится проверка, по условию которой должно соблюдаться равенство: Если в анализируемых периодах происходили изменения номенклатуры выпускаемой продукции, то в тех периодах, когда продукция не выпускалась, объему ее выпуска и цене присваиваются нулевые значения. Расчеты влияния факторов повторяются интегральным методом. В случае ввода по указанию преподавателя сокращенной номенклатуры изделий с условными натуральными объемами и текущими ценами, а также при упрощенном варианте анализа, предварительно рассчитывается объем выпуска товарной продукции. Для этого по данным форм 1 и 2 бухгалтерского отчета определяется объем производства продукции по балансовому уравнению, связывающему товарную и реализованную продукцию через изменение запасов на складе готовой продукции: где РП - объем реализованной продукции; ГПЗАП I , ГПЗАП II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно; ТП - объем выпуска товарной продукции за период. Возможность применения этого уравнения опирается на то, что производственные, в том числе машиностроительные предприятия не занимаются в общем случае перепродажей готовых изделий и поэтому в указанных складских запасах отсутствуют товары для перепродажи (форма 1). В упрощенном варианте анализ объема товарной продукции проводится в следующем порядке: Определяется изменение объема производства под влиянием инфляции: . Определяется изменение объема производства в результате совместного действия ряда факторов: изменения объема производства в натуральном выражении, изменения структуры выпуска продукции и учета конъюнктуры рынка: , где - изменение объема товарной продукции за счет совместного влияния изменений объема выпуска в натуральном выражении, структуры выпуска в натуральном выражении и учета ценовой конъюнктуры. В случае частичного отсутствия данных о натуральных объемах производства и/или ценах необходимо проконсультироваться у преподавателя. В каждом варианте факторного анализа объема товарной продукции необходимо сравнить динамику товарной продукции и динамику запасов готовой продукции, установить, не происходит ли избыточное накопление запасов. Результаты факторного анализа отражаются в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Факторный анализ объема производства.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |