Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ объёма производства



2015-12-08 436 Обсуждений (0)
Анализ объёма производства 0.00 из 5.00 0 оценок




Товарная продукция (ТП) является основой формирования входящего денежного потока предприятия и характеризует объём производства в стоимостном выражении. Цель анализа объёма производства – оценка динамики ТП и влияния на стоимость ТП изменений объёма производства товаров работ и услуг в натуральном выражении и изменений цен реализации.

Анализ динамики ТП проводится по данным о производстве каждого вида продукции отдельно в натуральном и стоимостном выражении. В целом динамика объёма товарной продукции оценивается только в стоимостном выражении.

Фактор изменения объёма производства в натуральном выражении раскладывается на составляющие – изменение объёма в натуральном выражении при сохранении базовой структуры производства и изменение структуры производства при фактическом объёме производства в натуральном выражении.

Фактор изменения цен включает также две составляющих – изменение цен под влиянием инфляции и изменение цен вследствие учета конъюнктуры рынка. Поскольку непосредственно измерить влияние конъюнктуры на цены невозможно, то эта составляющая оценивается по остаточному принципу.

Исходные данные для анализа: ведомость №16/1 учета реализации продукции по отгрузке, формы 1 и 2 бухгалтерского отчета, форма № П-1 (за декабрь) статистической отчетности, журнал-ордер № 11, и иные учетные данные.

Для проведения анализа необходимо выбрать данные о производстве и реализации продукции в натуральном выражении и ценах реализации за анализируемые периоды.

ПРИМЕЧАНИЕ: В случае отсутствия этих данных или большой номенклатуры производства, по указанию преподавателя выбираются 4 наименования типичной продукции предприятия. Для этих наименований по указанию преподавателя устанавливаются цены и натуральные объемы производства, дающие в итоге расчетный объем выпуска товарной продукции за соответствующий год.

При использовании данных предприятия в таблицу 1.1 первоначально заносятся сведения о выпуске продукции в натуральном выражении. Затем отдельно рассчитываются средние цены реализации каждого виды продукции.

Средняя цена i-го вида продукции определяется как средневзвешенная цена реализации этой продукции в соответствующем году:

,

где NiK – объем реализации i-й продукции по к-й цене;

ЦiK – значение цены к-го объема поставки по реализации.

Для расчета средних цен рекомендуется составить самостоятельно отдельную таблицу. Из нее значения средних цен вносятся в таблицу 1.1.

После этого рассчитываются и заносятся в таблицу 1.1 объемы производства в стоимостном выражении. Указанные расчеты производятся за базисный, предыдущий и отчетный годы.

По статистическим данным об инфляции находятся индексы инфляции за предыдущий и отчетный годы и также вносятся в таблицу 1.1. Определяются объемы производства в ценах за вычетом инфляции. Определяются цепные темпы роста по периодам, среднегодовые темпы роста (как среднегеометрические).

По сформированным в таблице 1.1 данным проводится методом цепных подстановок факторный анализ изменения объема производства в стоимостном выражении.

 


Таблица 1.1 Анализ динамики объема производства.

ПРОДУКЦИЯ и индексы Объем и динамика объема производства   Среднегодовой индекс роста
Базовый год Предыдущий год Отчетный год
В нату-ральных едини-цах Средняя цена, руб./ед Объем, руб. В нату-ральных едини-цах Средняя цена, руб./ ед Объем руб. Объем за вычетом инфляции, руб. 7/КИНФ1 Темп роста, % В нату-ральных едини-цах Средняя цена, руб./ ед Объем, руб. Объем за вычетом инфляции, руб. 13/КИНФ2 Темп роста, %
в текущих ценах, руб 7/4 в ценах за вычетом инфляции 8/4 в текущих ценах, руб 13/7 в ценах за вычетом инфляции 14/8 в текущих ценах   в ценах за вычетом инфляции
Изделие ….                                  
…..                                  
…..                                  
…..                                  
Итого                                  
Индекс роста инфляции                                  

Факторный анализ производства товарной продукции проводится по модели:

где Ni – выпуск продукции i-й номенклатурной позиции в натуральном выражении;

Уi – удельный вес продукции i-й номенклатурной позиции в товарной продукции в натуральном выражении;

Цi – цена единицы продукции i-й номенклатурной позиции;

КИНФ – коэффициент инфляции;

ККОН – коэффициент конъюнктуры.

Сначала определяется общее изменение объема производства в стоимостном выражении:

Здесь индексы «1» и «0» означают анализируемый и предшествующий ему периоды. В таблице 1.1 и далее это сначала «предшествующий» и «базовый» периоды, затем «отчетный» и «предшествующий».

Далее методом цепных подстановок производятся следующие расчеты.

Находится изменение выпуска товарной продукции по фактору изменения выпуска продукции в натуральном выражении при неизменных удельных весах и цене:

где - изменение выпуска товарной продукции вследствие изменения объема производства в натуральном выражении.

Находится изменение объема товарной продукции вследствие изменения структуры ее производства в натуральном выражении:

Вычисляется изменение объема товарной продукции за счет изменения цен под влиянием инфляции и конъюнктуры:

При некоторых допущениях

Отсюда, учитывая, что для базисных периодов коэффициенты инфляции и средний коэффициент конъюнктуры равны единице (КИНФ 0 =1 и ККОН.СР 0 =1) изменение объема продаж под влиянием инфляции:

В завершение факторного анализа рассчитывается по остаточному принципу изменение объема продаж под влиянием учета конъюнктуры рынка:

После выполнения расчетов проводится проверка, по условию которой должно соблюдаться равенство:

Если в анализируемых периодах происходили изменения номенклатуры выпускаемой продукции, то в тех периодах, когда продукция не выпускалась, объему ее выпуска и цене присваиваются нулевые значения.

Расчеты влияния факторов повторяются интегральным методом.

В случае ввода по указанию преподавателя сокращенной номенклатуры изделий с условными натуральными объемами и текущими ценами, а также при упрощенном варианте анализа, предварительно рассчитывается объем выпуска товарной продукции.

Для этого по данным форм 1 и 2 бухгалтерского отчета определяется объем производства продукции по балансовому уравнению, связывающему товарную и реализованную продукцию через изменение запасов на складе готовой продукции:

где РП - объем реализованной продукции;

ГПЗАП I , ГПЗАП II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ТП - объем выпуска товарной продукции за период.

Возможность применения этого уравнения опирается на то, что производственные, в том числе машиностроительные предприятия не занимаются в общем случае перепродажей готовых изделий и поэтому в указанных складских запасах отсутствуют товары для перепродажи (форма 1).

В упрощенном варианте анализ объема товарной продукции проводится в следующем порядке:

Определяется изменение объема производства под влиянием инфляции:

.

Определяется изменение объема производства в результате совместного действия ряда факторов: изменения объема производства в натуральном выражении, изменения структуры выпуска продукции и учета конъюнктуры рынка:

,

где - изменение объема товарной продукции за счет совместного влияния изменений объема выпуска в натуральном выражении, структуры выпуска в натуральном выражении и учета ценовой конъюнктуры.

В случае частичного отсутствия данных о натуральных объемах производства и/или ценах необходимо проконсультироваться у преподавателя.

В каждом варианте факторного анализа объема товарной продукции необходимо сравнить динамику товарной продукции и динамику запасов готовой продукции, установить, не происходит ли избыточное накопление запасов.

Результаты факторного анализа отражаются в таблице 1.2.

 

 


ПРОДУКЦИЯ, Факторный анализ объема производства  
индексы инфляции Базовый год   Предыдущий год   Отчетный год  
  В нату-ральных единицах Средняя цена, руб/ед Объем, руб.   Уд. веса     В натуральных единицах Средняя цена, руб/ед     Объем, руб.   Уд. веса     Фактор N     Фактор У     Фактор цены   В нату-ральных единицах Средняя цена, руб/ед   Объем, руб   Уд. Веса   Фактор N     Фактор У     Фактор цены  
    общий инфля-ции конъюнк. общий инфляции конъюнк.  
Изделие ….                                
…..                                
…..                                
…..                                
Итого                                            
Индекс роста инфляции                                            

Таблица 1.2 Факторный анализ объема производства.

 

 




2015-12-08 436 Обсуждений (0)
Анализ объёма производства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ объёма производства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)