Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Юридическая конфликтология как наука и учебная дисциплина



2015-12-08 6408 Обсуждений (0)
Глава 1. Юридическая конфликтология как наука и учебная дисциплина 0.00 из 5.00 0 оценок




ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Ромашов Р.А. Юридическая конфликтология. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2005.

 

Рецензенты:

 

д.ю.н., проф. Мамут Л.С. (Институт государства и права Российской академии наук);

д.ю.н., проф. Зражевская Т.Д. (Воронежский государственный университет)

 

В учебном пособии представлены основные положения лекционного курса конфликтологии, с акцентированием внимания на специфике юридических конфликтов.

Автором выделяются специфические признаки, характеризующие правовой конфликт как поведенческую форму индивидуальной и коллективной активности; показываются основные этапы возникновения и развития правового конфликта; исследуются структурно-функциональные особенности механизма противодействия конфликту, а также называются формы и средства юридической деятельности осуществляемой в целях предотвращения и прекращения правовых конфликтов.

Рассмотрение структурно-функциональных аспектов юридического конфликта осуществляется при помощи метода междисциплинарного синтеза, позволяющего сочетать научный потенциал социологической, психологической и юридической наук.

Пособие рассчитано на студентов юридических и социологических факультетов ВУЗов.

 

© Ромашов Р.А., 2005

 

 

Оглавление

 

Тема 1. Юридическая конфликтология как наука и учебная дисциплина

Что такое конфликт. Место конфликтологии в системе социальных наук. Объект и предмет юридической конфликтологии. Источники юридической конфликтологии. Функции юридической конфликтологии. Методы и методики исследования юридических конфликтов. Для чего нужно изучать конфликты?

Тема 2. Конфликт как социальное явление: общая характеристика понятия

Исходные представления о социальном конфликте. Понимание социального конфликта в исторической ретроспективе. Функции социального конфликта. Конфликт и псевдоконфликт.

Тема 3: Концептуальные основания конфликтологии

Рассмотрение конфликтов в социологической теории. Психологические концепции агрессивности в контексте теории конфликта. Понимание конфликта в политико-правовой мысли.

Тема 4. Типологизация конфликтов

Конфликт как объект типологизации. Критерии типологизации конфликтов.

Тема 5. Юридический конфликт как вид социального конфликта

Понятие и признаки юридического конфликта. Юридический состав конфликтов в сфере правового регулирования. Юридический конфликт как системное явление. Элементарный и содержательный состав юридического конфликта. Предпосылки юридических конфликтов. Виды юридических конфликтов.

Тема 6. Формы юридических конфликтов

Понятие формы юридического конфликта. Общетеоретическая характеристика конфликтов-правоотношений. Криминальные конфликты.

 

Тема 7. Динамика юридического конфликта

Юридический конфликт как динамическое явление. Стадии развития юридического конфликта. Цикличность юридического конфликта. Направление развития юридического конфликта.

Тема 8. Юридические конфликты в сфере служебной деятельности органов милиции.

Правоохранительная система государства и место в ней милиции. Основные направления служебной деятельности органов милиции. Характеристика конфликтов в сфере милицейской деятельности: милиция и конфликты в сфере обеспечения общественного порядка; милиция и криминальные конфликты; внутрисистемные конфликты в органах милиции

Тема 9: Механизм преодоления юридических конфликтов

Общая характеристика механизма преодоления юридических конфликтов. Судопроизводство как форма разрешения юридического конфликта. Альтернативные формы разрешения юридических конфликтов. Место и роль ОВД в механизме преодоления юридических конфликтов

Тема 10. Юридические гарантии защиты правового статуса личности в процессе преодоления юридического конфликта

Понятие и структура правового статуса личности. Гарантии правового статуса личности: понятие и виды. Минимум человеческого достоинства как элемент правового статуса личности. Ограничение правового статуса личности и причинение вреда личным интересам в процессе развития юридического конфликта. Ограничение правового статуса личности и причинение вреда личным интересам в процессе преодоления юридического конфликта. Юридические гарантии обеспечения и защиты минимума человеческого достоинства в процессе преодоления юридического конфликта. Место и роль ОВД в механизме обеспечения и защиты минимума человеческого достоинства субъекта вовлеченного в юридический конфликт.

Приложения

Рекомендуемая литература


Введение

 

Период, переживаемый современной Россией характеризуется многочисленными социальными противоречиями, которые нередко приобретают характер открытых столкновений – конфликтов. В сфере политики примерами подобных конфликтов являются столкновения связанные с борьбой за власть, а также с разграничением предметов ведения и властных полномочий; в экономической сфере конфликты, как правило, возникают в связи с перераспределением собственности и переделом зон экономического влияния; геополитические конфликты обусловлены борьбой за «зоны жизненных интересов» государств и т.п. Отличаясь друг от друга по форме, составу, содержанию, динамике возникновения и развития, конфликты, тем не менее, сходны в том, что все они возникают как следствие достижения «критической массы» противопоставляемых интересов субъектов. При этом с точки зрения функционального подхода, конфликт характеризуется наличием двойственной функции: деструктивной и конструктивной. Деструктивная функция означает, что возникновение конфликта влечет нарушение социальной стабильности и ведет к дезорганизации социальных процессов. Конфликтная ситуация в рамках подобной интерпретации складывается тогда, когда «совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимый предел, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни»[1].

В свою очередь посредством конфликта может оказываться и конструктивное воздействие на общественные отношения. В этом случае конфликт выступает средством преодоления сложившейся кризисной ситуации и, тем самым способствует оздоровлению обстановки в обществе.

Исследование конфликта в контексте теоретической и отраслевой юридической науки, позволяет говорить о нем как о правовом явлении. В рамках подобного понимания конфликт рассматривается как форма открытого противоборства индивидуальных и коллективных субъектов действующих в рамках «правового поля» и реализующих собственные юридически значимые интересы за счет ущемления (ограничения) интересов друг друга.

Проблема анализа правовой природы конфликта интересна также потому, что через призму конфликтной ситуации может быть рассмотрено как правоотношение так и правонарушение. Таким образом, правовой конфликт представляет собой сложное, неоднозначно оцениваемое явление, исследование которого в рамках структурно-функционального анализа представляет несомненную важность как для теоретико-правовой науки, так и для юридической практики.

Признавая актуальность рассматриваемой проблематики, вместе с тем приходиться констатировать, что вплоть до недавнего времени исследование конфликтов осуществлялось преимущественно представителями социологической науки. При этом конфликт рассматривался как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей…»[2].

В последние годы появились работы, в которых институт конфликта исследуется применительно к конкретным сферам общественной жизнедеятельности, в том числе и применительно к сфере юридически значимых отношений[3].

В юридической науке появилась новая межотраслевая дисциплина – юридическая конфликтология. В рамках данного научного направления получили развитие такие значимые для правовой теории и юридической практики проблемные блоки, как понятие и признаки юридического конфликта, предпосылки возникновения и динамика развития конфликтов в сфере правового регулирования, предотвращение и прекращение юридических конфликтов.

Позитивно оценивая сам факт выделения юридической конфликтологии в качестве самостоятельного научного направления, вместе с тем, следует отметить, что процесс формирования данной дисциплины находится лишь на начальной стадии. В настоящее время происходит осмысление сущностных и содержательных признаков юридического конфликта, что позволяет рассматривать конфликт с точки зрения его места и роли в системе юридически значимых отношений. Вместе с тем, многие значимые вопросы касающиеся характеристики процесса зарождения и динамики развития юридического конфликта, а также форм и методов его разрешения остаются недостаточно исследованными, что обусловливает необходимость их дальнейшего изучения.

В рамках предлагаемого пособия автором выделяются специфические признаки, характеризующие правовой конфликт как поведенческую форму индивидуальной и коллективной активности; показываются основные этапы возникновения и развития правового конфликта; исследуются структурно-функциональные особенности механизма противодействия конфликту, а также называются формы и средства юридической деятельности осуществляемой в целях предотвращения и прекращения правовых конфликтов.

Рассмотрение структурно-функциональных аспектов юридического конфликта осуществляется при помощи метода междисциплинарного синтеза, позволяющего в комплексе задействовать научный потенциал социологической, психологической и юридической наук.

Предлагаемое пособие сочетает качества учебно-методической и научной работы, что позволяет использовать излагаемые материалы как в процессе разработки лекционных курсов, так и в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям по конфликтологии, теории государства и права, отраслевым и прикладным юридическим дисциплинам, а также в научно-исследовательской деятельности посвященной системному анализу современного состояния и перспектив развития механизмов профилактики, пресечения и разрешения правовых конфликтов.

 

 

Глава 1. Юридическая конфликтология как наука и учебная дисциплина

Что такое конфликт. Место конфликтологии в системе социальных наук. Объект и предмет юридической конфликтологии. Источники юридической конфликтологии. Функции юридической конфликтологии. Методы и методики исследования юридических конфликтов. Для чего нужно изучать конфликты?

 

1. Что такое конфликт

В плоть до настоящего времени единого определения конфликта не существует и в этом нет ничего удивительного, поскольку любое знание, представляя собой результат умственной деятельности конкретного ученого (группы исследователей) носит субъективный характер. Вместе с тем, нам для того чтобы избежать противоречий в дальнейшем, следует выработать некое единое (не претендующее на истину в последней инстанции, однако не подвергаемое пересмотру в процессе дальнейших наших же рассуждений) определение.

Слово конфликт латинского происхождения (conflictus) – и в переводе означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор грозящий осложнениями[4]. В толковом словаре русского языка конфликт трактуется как столкновение, серьезное разногласие, спор[5]. В юридических словарях термин конфликт не встречается, за исключением Юридического словаря /Под ред. П.И. Кудрявцева. М., 1955 в котором упоминается «конфликт квалификаций»[6].

Как предмет научного знания конфликт, как правило, рассматривается в социологии. Наиболее общий подход к определению социального конфликта состоит в определении его через противоречие, и прежде всего - черезсоциальное противоречие, т.е. противоречие между отдельными индивидами и различными социальными группами.Признавая, что процесс общественного развития представляет собой «единство и борьбу противоречий», и что конфликтность имманентно присуща общественным отношениям, ученые вместе с тем высказывают различные суждения по поводу оценок социальной значимости конфликтов. Применительно к месту и роли конфликтов в процессе социального развития, выделяются две позиции. Представители первой относят конфликтное поведение к социальным девиациям, а представители второй к нормальному порядку явлений. При этом в качестве основного аргумента для первых выступает то обстоятельство, что конфликт по своей природе деструктивен, возникновение конфликта порождает негативные последствия либо для одного из участников, либо для всех конфликтующих, либо, что тоже вероятно, для всей социальной системы в пределах которой этот конфликт возник. Те же, кто считает конфликт нормальным явлением социальной жизнедеятельности, в свою очередь полагают, что сам процесс общественного развития основан на конфликте прошлого и будущего, прогресса и регресса, развитых средств производства и неразвитых отношений в сфере получения и распределения социальных благ и т.д. При этом конфликт выступает в качестве предпосылки и движущей силы развития социума.

Говоря о конфликте как о движущей силе социально-политического развития, как правило, имеют в виду классовые конфликты описанные в работах представителей материалистической теории. Антогонистический характер отношений между классом экспроприаторов и классом экспроприируемых, объясняется непримиримостью интересов тех, кто производит материальные блага и тех, кто эти блага присваивает. При этом следует учитывать то обстоятельство, что собственно конфликт между классами возможен только в ситуации «когда низы не хотят жить, а верхи не могут управлять по старому». В подобном понимании социальные конфликты характерны только для эксплуататорских экономико-государственных формаций (рабовладельческой, феодальной, буржуазной), что же касается социалистической формации, то несмотря на то, что классовый характер структуризации общества сохраняется, исчезает конфликтность в отношениях между классовыми общностями (рабочим классом, крестьянством и «прослойкой» трудовой интеллегенции), поскольку тенденция антогонизма уступает место тенденции интеграции (слиянию классов в единую социальную общность – советский народ). Естественно, что подобное понимание конфликта, в котором идеологические детерминанты превалировали над научными, в силу своей догматичности не позволяло осуществить объективный системный анализ данного феномена. Поэтому вплоть до начала 80-х годов XX столетия, конфликты рассматривались преимущественно западными социологами.

Отсутствие серьезных деидеологизированных разработок в области предпосылок и динамики социальных конфликтов в отечественной науке имело поистине роковые последствия как для советского государства, показавшего абсолютную неспособность к самосохранению и по сути без борьбы (если не считать таковой «опереточный путч» 1991 г.), так и для самого «бесконфликтного, единого» советского общества, продемонстрировавшего не только многочисленные противоречия в основу которых были положены самые разные претензии народов населявших бывший СССР друг к другу, но и готовность решать эти противоречия самыми радикальными средствами, в том числе и военным путем. В результате в стране претендовавшей на статус «лидера коммунистического строительства» конфликт, в том числе и в самой тяжелой форме – вооруженного противостояния, превратился из сугубо теоретической абстракции, возможной только в условиях «разлагающегося империализма» в повседневную реальность.

Для современной России проблема конфликтности общественных отношений рассматриваемая с точки зрения возникновения, развития и разрешения конфликтов, безусловно, является значимой и актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношениях. В данной работе исследование конфликта будет осуществляться в контексте историко-теоретического анализа с акцентированием внимания на формальных и содержательных аспектах данного феномена.

Итак, в наиболее общем виде, конфликт – это открытая форма социального противоборства, предполагающая, что интересы одной из сторон реализуются за счет ущемления (ограничения) интересов другой стороны.

 

2. Место конфликтологии в системе социальных наук

Воспринимая науку как систематизированное знание об окружающей человека природе. Следует отметить, что все науки подразделяются на естественные и социальные. Естественные науки изучают природу существующую независимо от человека и представляющую так называемую объективную реальность. Социальные науки представляют собой систематизированные знания о природе человеческого общества. Систему социальных наук в наиболее общем виде можно представить в качестве совокупности следующих научных групп (общностей):

- науки, исследующие общие законы формирования и функционирования общества – социология;

- науки, исследующие общественные отношения в сфере формирования и осуществления власти – политология;

- науки, исследующие человеческую психику – психология;

- науки, исследующие закономерности, складывающиеся в сфере производства, потребления, распределения материальных благ – экономика;

- науки, изучающие государство и право, а также общественные отношения, возникающие в сфере государственно-правового регулирования – правоведение.

Рассмотренные группы (отрасли) научных знаний включают отраслевые и межотраслевые науки. Применительно к правоведению к числу отраслевых наук могут быть отнесены, конституционное, административное, уголовное, гражданское право и др. Особенность отраслевых наук, заключается в том, что они достаточно четко ориентированы на понятия и явления свойственные лишь для данной области познания. К примеру, наука конституционное право исследует наиболее значимые общественные отношения, регламентированные основным законом страны – Конституцией. Межотраслевые науки представлены науками, в структуру которых в качестве изучаемых сегментов входят фрагменты из смежных отраслей. К числу межотраслевых наук с полным на то основанием может быть отнесена конфликтология.

Говоря о месте конфликтологии в системе социальных наук, следует отметить, что конфликт как явление общественной жизни рассматривается практически во всех науках. В частности в социологии в качестве изначально конфликтных рассматриваются отношения, возникающие между обществом, государством и личностью, а также отношения между различными социальными группами (этническими и религиозными объединениями, профессиональными союзами и т.п.). Психологический аспект поведения участников конфликта, исследуется в психологии. Конфликты, связанные с борьбой за власть, а также осуществлением властных полномочий привлекают внимание представителей политологии. Вместе с тем, как это ни парадоксально, не смотря на то, что юриспруденция изначально направлена на предупреждение и преодоление конфликтов возникающих в сфере правового регулирования, вплоть до недавнего времени в правоведении специальных исследований направленных на рассмотрение сущности и содержания конфликта с точки зрения общей теории права, а также применительно к отраслевой юридической науке не было. При этом отсутствие серьезных исследований в данной области привело к тому, что зачастую словом конфликт в правоведении назывались любые виды противоречий (споры, коллизии, невыполненные обязательства, правонарушения и т.п.). Подобная неопределенность негативным образом сказывалась как на процессе выявления конфликтов и их объективной оценке, так и на преодолении и разрешении конфликтных ситуаций в сфере правового регулирования.

За последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Были опубликованы серьезные научные работы, в которых акцентировалось внимание на юридическом аспекте понимания конфликта и на юридических средствах и методах предотвращения, прекращения и разрешения конфликтов. Среди опубликованных научных трудов наибольший интерес представляет коллективная монография «Юридическая конфликтология» под редакцией доктора юридических наук, профессора В.Н. Кудрявцева (М., 1995 г.). В данной монографии на основании анализа широкого круга источников предпринимается попытка проведения комплексного исследования конфликта как социально-юридического феномена, выделения специфики структуры и динамики юридических конфликтов, определения перспективных путей профилактики и преодоления конфликтов в сфере правового регулирования.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что конфликтология представляет собой комплексную социальную и одновременно межотраслевую юридическую науку. При этом в системе юридической науки конфликтологию целесообразно рассматривать в единстве общетеоретического, отраслевого и прикладного аспектов.

В плане общей теории государства и права конфликтология исследует понятия характеризующие конфликт как форму социально-юридического взаимодействия, функции конфликта, критерии классификации и типологизации конфликтов, динамику их развития и преодоления и т.п.

В контексте отраслевых юридических наук выделяются характерные особенности конфликтов регламентированных нормами соответствующих отраслей (конфликты в сфере конституционного права, уголовного права, административного права и т.д.). При этом, учитывая традиционное разграничение материального и процессуального права, представляется целесообразным выделять конфликты в материально-правовой и процессуальной сферах (к примеру, конфликт регламентированный нормами уголовного права одновременно выступает в качестве фактора инициирующего конфликт в сфере уголовного процесса).

Прикладные юридические науки, как правило, связаны с изучением средств, способов, технологий при помощи которых и в рамках которых осуществляется преодоление юридических конфликтов (к числу таких наук относятся криминалистика, судебная экспертиза, ОРД и др.)

 

3. Объект и предмет юридической конфликтологии

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно связаны, но полностью не совпадают. На основе единого объекта выделяют различные группы наук, на основе предмета – отдельные сферы научного знания.

Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объект науки – то, на что направлена познавательная деятельность. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками.

Предмет же – это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые отдельной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Иными словами, предмет науки – совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения; это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Именно предмет определяет самостоятельность науки, ее право на существование, место в системе научного знания.

В предыдущем разделе, определяя место конфликтологии в системе социальных наук, мы пришли к выводу, что данное направление может быть охарактеризовано одновременно как комплексная социальная и межотраслевая юридическая наука. При этом объектом конфликтологии в любом случае является конфликт как специфическая форма социального взаимодействия. Однако единство объекта, вместе с тем, сопровождается различием предмета исследования в контексте различных научных направлений. В частности применительно к социологии в качестве предмета конфликтологии будут выступать закономерности общественного развития и прежде всего взаимообусловливающие тенденции к самосохранению и саморазрушению социальной организации. В психологии внимание акцентируется на эмоционально-волевой составляющей поведения субъектов. Что же касается правоведения, то здесь конфликт рассматривается как форма юридически значимого поведения оцениваемого при помощи правовых норм и урегулированного последними.

 

4. Источники юридической конфликтологии

Любая наука строит свои выводы опираясь на определенную систему аргументов закрепленных в соответствующих источниках. При этом систему источников юридической конфликтологии представляется целесообразным представить следующим образом.

а) концептуальные источники;

б) нормативные источники;

в) эмпирические источники.

Концептуальные источники представляют собой научные взгляды, теории, доктрины, отражающие сложившееся в данном социуме на данном этапе его исторического развития представление о социально-юридической природе конфликта. К числу концептуальных источников могут быть отнесены теории, в которых акцентируется внимание на понимании конфликта, исследовании причин его порождающих, рассмотрении динамики его развития, а также нахождении путей преодоления и разрешения конфликтов. Как уже отмечалось, конфликты исследовались представителями различных социальных наук. В частности в области социологии данный феномен привлекал внимание Дюркгейма и Вебера, в психологии – Фрейда, в политико-правовых учениях данной проблемы касались Гоббс, Гумплович и др.

Нормативные источники включают в себя акты национального законодательства и международного права, в которых закрепляются юридические нормы, регламентирующие общественные отношения, в рамках которых возникают конфликты, а также определяются средства, методы, процедуры при помощи которых и в рамках которых конфликты разрешаются.

Эмпирические источники связаны с фактическими (либо относимыми к таковым) обстоятельствами из области реальной жизнедеятельности, подтверждающими либо опровергающими теоретические построения, и выступающими в качестве критериев оценки эффективности действующего законодательства. К числу эмпирических источников конфликтологии можно отнести статистические данные, свидетельства очевидцев, материалы опубликованные в средствах массовой информации и т.п.

 

5. Функции юридической конфликтологии

Функции юридической конфликтологии – это основные направления воздействия данной системы знания на научный и учебный процесс.

К числу функций конфликтологии как науки и учебной дисциплины следует отнести: аналитическую, эвристическую, прогностическую и др.

Аналитическая функция – предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права) в совокупности характеризующих конфликт с точки зрения выделения и рассмотрения его основных признаков, структурных элементов, стадий и т.д.

Эвристическая функция – предполагает обобщение информации полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

Прогностическая функция – предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач с решением которых связано это развитие.

Учитывая, что изучение конфликтологии в рамках науки и учебной дисциплины предполагает различные уровни познания, следует проводить определенное различие между функциями реализуемыми в научном и учебном процессе. Совпадая по названиям эти функции безусловно отличаются по качественному содержательному критерию. К примеру если говорить об аналитической функции, то для ученого занимающегося углубленным исследованием той или иной проблематики представляется очевидным необходимость получения всесторонних знаний о предмете рассмотрения, вместе с тем для студента изучение того же самого предмета сводится к получению первичных знаний о нем. Кроме того, если для ученого характерно сформировавшееся и в достаточной степени устоявшееся понимание науки как целостной системы, то для студента постигающего «азы научного знания» система подобного рода лишь формируется, что неизбежно придает получаемым знаниям фрагментарный характер.

 

6. Методы и методики юридической конфликтологии

Метод в науке, в научной деятельности – это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание, либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации. Таким образом, метод науки предполагает то, каким образом исследуется ее предмет (это способ познания окружающей действительности).

Философской (мировоззренческой) основой конфликтологи выступает диалектика, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (чем больше агрессивный потенциал субъекта тем сильнее «выплеск» агрессии и тем меньшее усилие следует затратить, что бы данный «выплеск» произощел); закон единства и борьбы противоположностей (с одной стороны конфликт оказывает деструктивное, а с другой стороны конструктивное воздействие на существование и развитие общества); закон отрицания отрицания (начало конфликта есть предпосылка его прекращения).

Проявлением диалектики служит требование всестороннего подхода к изучаемым явлениям. Должны быть исследованы все стороны явления, а также связи с другими явлениями, в которых проявляются его свойства. Так, при изучении конфликта анализируются не только его существенные признаки, но и условия его породившие, наступившие последствия, факторы оказавшие непосредственное либо опосредованное воздействие на процессы развития и преодоления конфликта.

В процессе изучения конфликта используются общенаучные, специальные и частные методы.

1. Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений.

Метод моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так, что, зная характеристику одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале). Таким образом, данный метод предполагает создание модели абстрактного конфликта, изучение созданной модели, а затем распространение полученных сведений на конфликты имеющие место в реальной жизни.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Анализ предполагает выделение составных частей и изучение простейших составляющих того или иного явления.

Синтез предполагает обобщение данных, полученных в ходе анализа и получение качественно нового знания об исследуемом явлении.

Гипотеза научное предположение о предполагаемом направлении развития исследуемого явления в обозримом будущем.

Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частным выводам[7].

Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам[8].

Все перечисленные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе. Так, анализ, т.е. расчленение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например структуру государственного механизма, системы права и т.д. В свою очередь синтез предполагает процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются и их общие понятия. Таким образом анализ и синтез рассматриваются как первичное и производное знание и представляют собой неразрывно связанные этапы восприятия научной информации.

С анализом и синтезом также непосредственно связаны индукция и дедукция. По сути, индукция представляет собой процесс перехода аналитического знания в синтезированное, поскольку любые обобщения лишь тогда могут претендовать на истинность, когда в их основу положены первичные истинные данные. К примеру аналитическое восприятие отдельных (частных) моментов характеризующих право (понимание права как системы правил (норм), общности формальных источников, совокупности правоотношений, явления культуры, средства коммуникации и т.п.), позволяет сформировать общее (синтезированное) представление о сущности и содержании данного феномена. Соответственно дедукция может быть условно названа «обратным синтезом», поскольку предполагает вычленение из информации обобщенного характера конкретных сведений. В частности знание общих закономерностей характеризующих законотворческий процесс позволяет высказывать предложения касающиеся оптимизации отдельных его составляющих.

2. Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных либо же социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический и др.

Социологический метод олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований – социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т.д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т.д.).

Метод экстраполяции (распространения) позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т.е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

3. Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой. К частно-правовым методам юридической конфликтологии относят методы сравнительного правоведения, т



2015-12-08 6408 Обсуждений (0)
Глава 1. Юридическая конфликтология как наука и учебная дисциплина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Юридическая конфликтология как наука и учебная дисциплина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)