Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мединский период жизни пророка. Начало мусульманской государственности. 2 страница



2015-12-07 562 Обсуждений (0)
Мединский период жизни пророка. Начало мусульманской государственности. 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Али ибн Абу Талиб(погиб в 40/661) - выдающийся политический и общественный деятель, двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, его ближайший сподвижник, четвертый Праведный халиф. Его также называли Абу Хасаном, Абу Турабом и Хайдаром. Пророк Мухаммад назвал его Муртадой - заслужившим довольство, избранным. Еще одним именем, которым назвал его пророк в одном из хадисов, было Маула (это слово имеет много значений, например, хозяин, любимый).
Во время своего халифата, Али получил титул Амир аль-Муминин (глава правоверных). Его отцом был Абу Талиб, матерью Фатима бинт Асад, дедом Абд аль-Муталлиб.
С малых лет Али ибн Абу Талиб находился возле пророка Мухаммада. Он был одним из первых принявших Ислам людей. Али принял религию в 10 лет и всю свою жизнь отдал служению идеалам Ислама. Пользовался уважением, братской любовью пророка, которому он был предан.
Али не отлучался от пророка Мухаммада на протяжении всего мекканского периода его жизни. Накануне хиджры, мекканцы попытались убить пророка. Однако когда они вошли в его дом, обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков. Сам же пророк уже выехал в направлении Медины.
Мекканцы не убили Али и отпустили его. После этого он тоже уехал в Медину и был рядом с пророком во всех его делах. Первым боевым испытанием для Али была битва при Бадре (2 г.х.), где он был знаменосцем. Непосредственно перед битвой он сразился один на один с одним из лидеров мекканских язычников Валидом ибн Мугирой и убил его. Затем он поспешил на помощь Абу Убайде, который оказался в сложном положении и убил его противника. Али в немалой степени способствовал победе мусульман в этом сражении. За героизм его прозвали "Лев Аллаха". Пророк подарил ему меч с раздвоенным лезвием, который назывался «Зульфикар». После победы при Бадре ему, в качестве военного трофея, были переданы меч, щит и один верблюд.
После битвы при Бадре, Али женился на Фатиме - дочери пророка Мухаммада. От этого брака на свет появились его трое сыновей - Хасан, Хусайн и Мухсин, и двое дочерей - Зайнаб и Умм Кульсум.
В битве при Ухуде (3 г.х.), в ходе которой мусульмане потерпели неудачу, Али защищал пророка от бойцов противника, которые пытались убить его. В этом сражении он получил ранения, но остался жив.
В 6 году хиджры Али особо отличился в сражениях с иудеями в оазисе Хайбар, которые вынашивали планы нападения на мусульман. Только благодаря его самоотверженности и полководческому таланту мусульмане сумели одержать победу и захватить этот оазис.
Али был знаменосцем мусульманской армии, которая завоевала Мекку в 8 году хиджры. После того, как мусульмане взяли город под полный контроль, пророк Мухаммад, вместе с ним, сокрушил идолов Каабы.
В 8 году хиджры, после взятия Мекки, против мусульман выступили несколько племен, в числе которых были племена Хавазин и Сакиф. В решающем сражении, мусульмане с большим трудом сумели вырвать победу. В этой битве Али также способствовал победе и уверенно сражался, когда казалось, что мусульмане вот-вот потерпят поражение.
Али был рядом с пророком Мухаммадом до самой его смерти. Когда Абу Бакр был избран первым Праведным халифом, он был занят подготовкой похорон пророка.
Али отличался не только своими боевыми качествами, но и мудростью, и ученостью. Все свои лучшие качества он проявлял и после смерти пророка, всеми силами способствуя укреплению Халифата и развитию мусульманского общества.
В период правления второго Праведного халифа Омара, Али был одним из самых доверенных и приближенных ему людей. Омар часто советовался с ним по различным государственным вопросам и оставлял его вместо себя, если он по каким-то причинам выезжал из Медины. В тот период Али исполнял обязанности верховного кадия (судьи) Халифата. Непосредственно перед своей смертью, Омар назвал Али одним из шести кандидатов на должность главы государства. Однако на Совете "шести" халифом был избран Осман.
В период правления третьего Праведного халифа Османа, Али продолжал свою деятельность в качестве верховного судьи (кади), и был одним из самых доверенных и приближенных людей халифа. В конце правления Османа в Халифате вспыхнул мятеж анархистов. Они прибыли в Мекку и убили его. Али, в период осады дома Османа, всеми доступными ему способами, пытался отвести от него опасность и вел тяжелые переговоры с мятежниками. Он даже отправил двоих своих сыновей Хасана и Хусайна на защиту халифа.
В результате убийства Османа политическое положение в Халифате осложнилось и установилось фактическое безвластие. В этих тяжелых условиях, Али было предложено возглавить государство. Несмотря на то, что он долго отказывался от власти, в конце концов, вынужден был уступить, так как в противном случае ситуация в Халифате могла полностью выйти из-под контроля. Таким образом, в 35/656 году Али стал четвертым Праведным халифом.
Али пришел к власти в самый трудный и тяжелый период Халифата. В государстве уже фактически началась гражданская война и, несмотря на все его усилия, он не мог остановить этот процесс. Народ и сподвижники пророка, возмущенные убийством Османа, требовали от Али немедленного наказания мятежников. С другой стороны и мятежники обладали достаточными военными силами, и справиться с ними было не так просто. Поэтому Али оказался между двух огней и пытался решить проблему постепенно. Первым делом он попытался заручиться доверием всех сподвижников и лидеров провинций. Однако, в 36 году, Басре произошли события, которые перечеркнули все надежды Али на урегулирование положения в государстве. Туда начали стекаться представители различных сил, которые выступали с требованиями мести за убийство Османа. Там же находилась жена пророка Мухаммада - Аиша, которая прибыла туда с караваном из Мекки. Для того чтобы не допустить беспорядков, Али выступил со своей армией в Басру. Но он не хотел кровопролития и провел переговоры с Аишой, а также другими влиятельными сподвижниками - Тальхой и Забайром. Казалось, что конфликт решится мирным путем. Однако находившиеся в городе мятежники, участвовавшие в убийстве Османа, не были заинтересованы в мирном исходе конфликта и спровоцировали между сторонами обычный бытовой конфликт, который привел к крупной битве, которая была названа "Верблюжьей" (Джамаль).
Несмотря на победу в этом сражении войск Али, политическое положение в государстве после этой победы еще более осложнилось. Против власти Али также выступили различные группы в Египте, Ираке. Однако самое серьезное сопротивление халиф Али встретил в лице правителя Сирии Муавии ибн Абу Суфьяна из рода Омейядов, который к тому времени превратился в достаточно влиятельного и популярного человека. Он отказался признавать Али в качестве халифа.
В ответ Али двинулся на него и стороны сошлись в решающем сражении при Сиффине в 37 году. Армия Муавии оказалась в сложном положении и стала терять свои позиции. Тогда сирийцы нанизали на кончики копий листы Корана и призвали Али к Божьему суду. Али пошел им навстречу и тоже склонился к мирному решению проблемы на третейском суде. Однако этот суд окончился безрезультатно. Более того, недовольные этим решением часть сторонников Али отошли от него и образовали секту хариджитов, которые выступили как против Али, так и против Муавии.
В 38 году Али выступил против хариджитов и разгромил их в битве при Нахраване. Однако этот разгром не решил проблемы ликвидации этой мятежной группировки. Более того, хариджиты стали популярными среди определенной части общества в Халифате. Представители этой группировки проникли во все сферы общественной и политической жизни. Немало их было и в армии самого халифа Али. Постепенно они стали использовать тактику партизанской борьбы, заговоров, совершать террористические и диверсионные акции. Эта проблема превратилась в серьезный дестабилизирующий фактор для многих поколений последующих мусульманских правителей.
Воспользовавшись расколом в лагере Али, Муавия перешел к активным действиям. В 38 году его полководец Амр ибн аль-Ас захватил Египет. В 39 году сирийцы уже атаковали Ирак. В 40 году войска Муавии вошли в Хиджаз и Йемен. Но затем армия халифа Али сумела остановить это наступление и отбросить сирийцев назад. Но в ходе боев они получили известие о трагической гибели халифа Али ибн Абу Талиба, который пал от руки хариджитского убийцы Ибн Мулджама, который отомстил, таким образом, ему за поражение при Нахраване.
После этого, сторонники Али присягнули его сыну Хасану. Но Хасан ибн Али понимал, что расклад сил в государстве складывается не в его пользу. Поэтому он начал вести переговоры с Муавией о передаче власти последнему. В результате, Муавия в 41 году хиджры приехал в Куфу. Аль-Хасан передал все свои полномочия новому халифу и вместе со своим братом аль-Хусайном уехал в Медину.
Этим событием завершился период правления Праведных халифов, и государство стало монархическим. Пришедший к власти Муавия основал династию Омейядов, которые оставались у власти почти 100 лет.
Али ибн Абу Талиб был одним из самых больших знатоков Корана, тафсира, хадисов, фикха. Всем этим наукам он научился непосредственно у пророка Мухаммада, который высоко ценил Али как способного и грамотного человека. Али знал наизусть весь Коран и был одним из секретарей пророка, который записывал и запоминал полученные Мухаммадом от Бога Откровения (вахй). Даже став руководителем государства он не оставлял занятий наукой и поощрял ее развитие. В частности он основал школу в Медине. Преподавателем арабского языка в этой школе он назначил Абу Асвада ад-Дуали, коранических наук - Абд ар-Рахмана ас-Сулами, естественных наук - Кумейла ибн Зияда. Находясь у власти, Али продолжал выдавать правовые предписания (фетвы).
Али также обладал многими личными положительными качествами. Он был храбр, бесстрашен, стойко переносил все тяготы и лишения в своей жизни. Никогда не падал духом и не терял надежды. Он всегда целеустремленно шагал вперед и добивался своей цели. Так было, как в период жизни пророка Мухаммада и первых трех халифов, так и в период его правления Халифатом, когда несмотря на всю сложность и неоднозначность политического положения, Али продолжал бороться до последнего, пока не был сражен предательским ударом хариджитского убийцы.
В шиизме личности Али и его потомкам придается особое значение. Он рассматривается как единственный законный наследник пророка Мухаммада, который получил от него ясное указание на руководство общиной. В шиизме Али - знаток и передатчик эзотерических знаний, руководитель, полномочия которого даны ему самим Богом. И в дальнейшем руководство (имамат) переходит исключительно от одного его потомка к другому.AliibnMusa72" id="AliibnMusa72"> Шииты считают Али своим первым непогрешимым имамом. В среде «крайних» шиитов Али даже рассматривается в качестве воплощения самого Бога. Все указанные положения шиизма отвергаются суннитами.

 

В. 6.

 

Шариат - прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные предписания, и религия в целом. Слово «шариат» упоминается в этих значениях во многих аятах Корана, например: «Потом Мы наставили тебя [, Мухаммад,] на путь велений [веры] (Шариата). Следуй же по нему и не уступай низменным желаниям невежд»(45: 18).
Синонимы этого слова «аш-шар’» и «ат-ташри» употребляются по отношению не только к исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен, например, к Закону Мусы (Моисея), так как в Коране говорится: «[Аллах] предписал вам в религии то, что Он заповедал Нуху, то, что Мы дали тебе [, Мухаммад,] в откровении, то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и 'Исе [, сказав]: "Соблюдайте [заветы] религии и не впадайте в противоречия относительно нее" (42: 13).
Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял (насх) предыдущий. Но эта отмена не означала полной отмены всех старых повелений Аллаха. Их основные положения оставались прежними. Поэтому вернее сказать, что старые шариаты включались в новые и обогащались новыми положениями. Последним шариатом является шариат пророка Мухаммада, который отменил все предыдущие и он останется единственно истинным до дня Страшного суда.
Еще одним синонимом слова «шариат» является слово «шир’а», означающее такие понятия, как: путь, мазхаб, метод, традицию.
Учредителем шариата является Аллах, который передал посредством откровения пророку Мухаммаду (а также некоторым посланникам до него) религию. Косвенным образом учредителем шариата является и пророк, который давал повеления, которые были одобрены Аллахом. Даже если он в чем-то ошибался, Аллах сразу поправлял его откровением: «И речь он ведет не с пристрастью, а лишь по откровению, которое ниспослано ему» (53: 3-4).
Источниками исламского шариата являются Коран, Сунна, Иджма и Кыяс. Божественные откровения постепенно ниспосылись пророку Мухаммаду на протяжении чуть более 22 лет. После этого Божественная религия стала полной и завершенной на все последующие века: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (Коран, 5: 3).
Первый этап ниспослания Божественных откровений продолжался на протяжении 12 лет в Мекке. В то время Ислам не был государственной религией государства. Поэтому все мекканские аяты были посвящены проблемам основ вероисповедания, служения, духовности, этики.
После переселения пророка в Медину начался государственный период исламской религии. На протяжении 10 лет в Медине, пророку ниспосылались от Аллаха аяты, в которых больше было повелений относительно общественно-политической, культурной, экономической деятельности мусульман. В этот период были ниспосланы поведения относительно заключения браков, разводов, права наследования, торговли, ведения войн, заключения мира и т.д. Часть всех этих Божественных повелений содержится в Коране, но еще большая часть в Сунне.
В соответствии с ниспосланными Аллахом откровениями, все практические предписания шариата можно подразделить на три категории:
1. Относящиеся к служению. Служением называются как непосредственные акты поклонения Аллаху (молитва, пост, паломничество и т.д.), так и любые действия, которые являются одобряемыми Им. (См.Ибада)
2. Относящиеся к общественным отношениям между людьми. К этой категории относятся все экономические, социальные, торговые, культурные взаимоотношения между людьми, государственные проблемы, и даже вопросы, связанные с этикой и гигиеной. Сюда входят вопросы брака, развода, наследства, торговли, заключения межгосударственных договоров и сделок и т. д. (См. Муамала).
3.Относящиеся к проблеме наказания за правонарушения. Сюда входят различные виды наказания за преступления (См. Укуба).
Божественный шариат был подробно изучен и систематизирован мусульманскими учеными. Основные его положения отражены в учении различных мусульманских школ. В суннизме это школы ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. В шиизме существуют школы зейдитов и джафаритов. (Подробнее см. в разделах Ханафитский мазхаб,Маликитский мазхаб,Шафиитский мазхаб,Ханбалитский мазхаб,Зейдитский мазхаб,Джафаритский мазхаб,Захиритский мазхаб).

Фикх - знание, глубокое понимание. Этим словом обозначается исламское право. Отличие фикха от шариата: фикх – это понимание установлений шариата, а также сами эти установления.
Слово фикх (ФКХ) встречается в нескольких аятах Корана, например: «Почему же эти люди никак не могут понять (ла йаФКаХун) рассказа?» (4:78). В других аятах (7: 179; 11: 91) о язычниках также говорится как о людях не понимающих, не знающих.
В хадисах также встречается слово фикх, например: «Аллах кого захочет, того сделает ФаКиХом (т.е. человеком, который знает все тонкости религии)» (Бухари, Ильм 10).
Как видно из смысла этих аятов и хадисов, первоначально, в период жизни пророка Мухаммада, слово «фикх» употреблялось в значении углубленного понимания и знания различных аспектов религии. Именно в этом значении понятие фикх употреблялось в первые десятилетия после пророка (в период жизни его сподвижников и табиунов). Один из основателей системы мусульманского права Абу Ханифа назвал свое известное сочинение «Фикх аль-Акбар», то есть важными проблемами, которые нуждаются в правильном понимании. В этом сочинении он писал, что фикх - это знание человеком того, что ему полезно и вредно.
С протяжением времени, упомянутое в исламских первоисточниках слово «фикх» постепенно стало пониматься в еще более широком значении. Предмет фикха стал охватывать обширные области как взаимоотношения человека и общества, так и человека и Аллаха. Стало уделяться внимание также индивидуальным проблемам человека. Следует отметить, что все это имело место и в период жизни пророка и сподвижников. Но в последующие десятилетия, система фикха стала систематизироваться со стороны мусульманских правоведов и приняла свой окончательный вид, в котором она известна на сегодняшний день.
Таким образом, «глубокое понимание» и «знание» всего того, что Аллах позволил людям и того, что Он запретил, необходимо для того, чтобы на доказательной основе выводить абсолютно все религиозные правовые предписания. Все предписания выводятся только на основании данных четырех источников: Корана, Сунны, иджмы и кыяса.
Развитие системы мусульманского права (фикха) происходило на протяжении нескольких исторических периодов. В период жизни пророка Мухаммада появились основные источники мусульманского права - Коран и Сунна. После этого его сподвижники на протяжении нескольких десятилетий занимались толкованием Божественного откровения и разъяснением его смысла. После этого мусульманские правоведы стали записывать и систематизировать положения исламского фикха. Тогда же выделились две основные школы исламского фикха - иракская и хиджазская (См. Асхаб аль-Хадис и Асхаб ар-Ра’й). Именно в этот период стал временем становления фикха в качестве фундаментальной правовой системы. К III/X веку окончательно сформировались различные правовые школы (См. Ханафитский мазхаб,Маликитский мазхаб,Шафиитский мазхаб,Ханбалитский мазхаб,Зейдитский мазхаб,Джафаритский мазхаб,Захиритский мазхаб).
Все правовые предписания в мусульманских правовых школах (мазхабах) выносятся на основании Корана и Сунны и являют собой Божественный закон, который не может быть никем отменен. Этим самым мусульманский фикх отличается от всех других правовых систем, которые введены людьми. В тех случаях, когда мусульманский правовед (факих) не может найти буквальное решение той или иной проблемы на основании Корана и Сунны, а также, когда по данному вопросу нет единогласного мнения мусульманских ученых (См. Иджма), он может обратиться к другим, альтернативным правовым методам (См. Кыяс, Истихсан, Орф, Ра'й)
Предмет фикха делится на три больших раздела. Первый (См. Ибада) охватывает обязанности и проблемы человека по отношению к Аллаху. Во втором разделе (См. Муамала) рассматриваются проблемы взаимоотношений человека с обществом. Сюда относятся такие важнейшие общественные проблемы, как мораль, этика, семья, личность, ответственность за преступления и нарушения закона, межнациональные и межрелигиозные отношения. Третий раздел (См. Укуба) рассматривает проблемы наказания за правонарушения.
Ученые, которые трудятся в этой области, называются факихами. Они обязаны знать арабский язык, Коран, Сунну, иджму (согласованное мнение по различным вопросам со стороны исламских ученых), методы кыяса (суждения по аналогии), которые являются источниками фикха, а также иметь правильные вероубеждения, обладать повышенным восприятием наук, быть правдивыми и набожными людьми. (См. Факих).
В суннитском Исламе существует 4 фикха (ханафи, малики, ханбали и шафии), а в шиизме преобладает джафаритский фикх.

Мазха́б (мезхеб, ар. مذهب) — в исламе школа шариатского права. Насчитывается 6 мазхабов. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Один суннитский мазхаб — захиритский — ныне полностью исчез. У шиитов распространён джафаритский мазхаб.

Несмотря на то, что основа исламского законодательства — Священный Коран, тем не менее, между мазхабами существуют некоторые разногласия. Эти разногласия в основном исходят из второго по важности источника исламского права — хадисов пророка Мухаммада (С. А.С.). Так как мазхаб является мнением одного или группы учёных-богословов, до них могли не дойти некоторые из хадисов, на основе которых представители другого мазхаба могут вынести отличное от их решение. Однако следует отметить то, что в основе исламских знаний между мазхабами нет никаких разногласий

Маликитский мазхаб

один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Малик ибн Анас (93/712-179/796). Малик ибн Анас был выдающимся мыслителем и правоведом. Он родился в 93 году в Медине. Его предки были родом из Йемена и занимались торговлей. В его семье было много знатоков хадисов и коранических наук, у которых он обучался с раннего детства. Одним из учителей Малика ибн Анаса был его родной дядя Абу Сухайль. Затем его учителем стал известный ученый Ибн Хурмуз, в кружке которого молодой Малик обучался на протяжении 13 лет. Ибн Хурмуз умер в 117 году хиджры. Объектом особого интереса Малика ибн Анаса являлись хадисы пророка и фетвы его сподвижников. Но, в то же время, он не ограничивался лишь этим и изучал все аспекты различных мировоззренческих проблем. Это было насущной необходимостью для молодого Малика ибн Анаса, так как не обладая широким кругозором, не рассматривая различные проблемы с подлинно научных позиций, было бы невозможно объективно исследовать различные проблемы. Развитию кругозора Малика ибн Анаса способствовало знакомство с различными учениями, которые были в то время распространены как в Халифате, так и в Медине, где он жил. Различные доктрины, методологические подходы к тем или иным мировоззренческим проблемам были присущи хариджитам, мутазилитам, зейдитам, имамитам и другим группам, с которыми он был знаком. Вся эта мировоззренческая палитра стала объектом интереса Малика ибн Анаса. Он тщательно изучал также учения различных философских школ. Многое он изучил посредством своего учителя Ибн Хурмуза.
Человеческие познания Малик ибн Анас подразделял на три категории:
1. Знания, которые доступны для всех людей и актуальны в их повседневной жизни. К этой категории относится знание хадисов пророка, фетв сподвижников;
2. Знания, которые доступны только ограниченному кругу людей. Для многих людей от изучения этих наук может быть больше вреда, чем пользы. К этим знаниям он относил воззрения различных философских школ, различных сект. Не всякий в состоянии правильно понять их, и может впасть в заблуждение. Причем нежелательно изучать эти учения даже для их опровержения, так как при этом не подготовленный человек может неверно оценить все аспекты проблем и впасть в заблуждение. Для изучения этих учений необходимо пройти тщательную подготовку, иметь большие знания, чтобы объективно подойти к этим вопросам. Но это удел немногих.
3. Знания, которые могут стать доступными только после длительных и упорных занятий подлинной наукой. К этим знаниям относится правоведение (фикх), основанное на мнении и суждении (ра’й) правоведа (факиха). Причем Малик ибн Анас выдавал правовые предписания только для произошедших событий. Те события, которые еще не произошли, он не комментировал.
Малик ибн Анас был выдающимся знатоком хадисов пророка и фетв сподвижников, которые он изучал у многих известных людей своего времени. Большое значение в его становлении сыграло то обстоятельство, что он жил в Медине, где находились потомки многих сподвижников пророка. Они были живыми носителями исламской традиции и Малик ибн Анас мог ознакомиться с этим наследием непосредственно, с первых рук. Причем он был не просто знатоком преданий, но и систематизатором этого наследия. Особое внимание он уделял подбору и классификации хадисов, установлению личности их передатчиков (равиев) и их надежности. Большое значение Малик ибн Анас придавал своему знакомству с членами семьи пророка Мухаммада (Ахль аль-Бейта), которых он безгранично уважал, почитал и любил. В частности, ему посчастливилось посещать собрания самого Джафара ас-Садика, великого ученого и прямого потомка пророка Мухаммада, у которого он почерпнул большие познания. Этому знакомству он придавал исключительное значение. В то же время, Малик ибн Анас не ограничился только наукой о хадисах и стремился к разработке правовых методов для вынесения фетв, основанных на независимом мнении правоведа (ра’й). Таким образом, ссылаясь на исламское наследие, он существенно развивал правоведческую науку и сочетал традиционные методы с новыми. Этим самым он шагал в ногу с реалиями своего времени. Его учителем в области рай’я, стал мединский правовед Рабия ибн Абу Абд ар-Рахман. После многих десятилетий упорного и плодотворного труда, Малик ибн Анас начал преподавательскую деятельность. Возможно, она началась, после смерти Рабии, когда ему было 43 года. Долгие годы он преподавал в мечети пророка в Медине, но затем страдал простатитом и продолжал занятия у себя дома. Основными предметами его преподавания стала наука о хадисах и правоведение. Помимо правовых вопросов он занимался и проблемами доктринального, мировоззренческого характера, которые рассматривал с позиции суннитского Ислама. Малик ибн Анас обладал высочайшими моральными качествами, праведностью, простотой в общении. Среди отличительных качеств этого человека была его почти феноменальная память, способность запоминать огромное количество информации, заключенной в хадисах и различных правовых предписаниях. Он также был очень скромным человеком. Даже находясь в пике своей популярности в качестве великого ученого, он не стеснялся публично заявлять о том, что он чего-то не знает. Порой он это говорил в ответ на, казалось бы, самые простые вопросы обывателей. К примеру, Кади Ийаз в «Мадарике» описывал случай с одним жителем Магриба (Северной Африки), который приехал к Малику ибн Анасу специально для того, чтобы получить ответ на свой вопрос. Однако в ответ тот сказал ему: «Кто это послал тебя сюда с вопросом, на который я не знаю ответа?». На это житель Магриба спросил: «А кто же может знать ответ на этот вопрос»? Малик ибн Анас ответил: «Тот, кому это открыл Аллах». О Малике ибн Анасе много писали его ученики. Одним из наиболее известных произведений, в котором почти полностью раскрыт образ этого великого человека является «аль-Муджасалат» Абдуллы ибн Вахба (ум. в 197 г.), который длительное время был его учеником. Там собраны хадисы, которые он слышал от Малика ибн Анаса, примеры его высоких моральных качеств, его работы. Что же касается книг самого Малика ибн Анаса, то ему приписывается несколько сочинений по мировоззренческим и правовым проблемам. Однако его авторство оспаривается некоторыми критиками. Всемирно известной работой Малика ибн Анаса является сборник хадисов «аль-Муватта». В этой работе он впервые собрал хадисы и сделал первую попытку их систематизации, которые до этого были известны лишь в устной традиции. Также там нашли отражение различные правовые аспекты проблем, на основании которых он выдавал фетвы. В частности, «деяния мединцев», мнения табиунов и т.д.

Шафиитский мазхаб

один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (150/767-204/820). Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии родился в 150 году хиджры в Газе (Палестина). Его родословная восходила к племени Курайш. Он потерял отца в младенчестве и осиротевший мальчик рос в условиях нужды. С ранних лет он оказался очень способным человеком и изучал Коран и хадисы. Затем он переехал в Мекку и обучался там у известных ученых. На формирование мировоззрения аш-Шафии в первую очередь воздействовали традиции населения города Мекки, в которой были живы воспоминания о пророке Мухаммаде. Кроме того, там жили потомки его сподвижников, которые были передатчиками хадисов. Также в Мекке действовало медресе выдающегося сподвижника Абдуллы ибн Аббаса. Помимо этого в Мекке, как и во всем Халифате, проживали представители различных течений и сект, среди которых были хариджиты, мутазилиты и др. Постоянно проводились бурные дебаты и полемики между представителями суннитской ортодоксии с представителями этих течений. Знакомство с доводами представителей этих школ и необходимость ответа на них, также значительно расширили кругозор Мухаммада ибн Идриса. Еще одним фактором, который мог воздействовать на мировоззрение и дальнейший научный путь аш-Шафии могли быть философские воззрения, методы и логика различных античных, римских, индийских мыслителей, труды которых в тот период переводились на арабский и были повсеместно известны. По словам его современников, Мухаммад Идрис отличался высочайшими моральными и этическими качествами, богобоязненностью, великолепной памятью, логикой, ораторскими способностями. Уже в свои двадцать лет, он обладал такими глубокими познаниями, что мог выдавать правовые предписания (фетвы) и передавать хадисы. В это время большой известностью и популярностью пользовался выдающийся мусульманский правовед Малик ибн Анас. Поэтому Мухаммад ибн Идрис специально поехал к нему в Медину с целью обучения. Причем перед поездкой он приобрел и внимательно изучил известный труд Малика ибн Анаса «аль-Муватту». Приехав в Медину, он длительное время брал уроки у Малика ибн Анаса, хотя иногда он выезжал оттуда в Мекку, а также к различным арабским племенам, для изучения тонкостей арабского языка. После смерти Малика ибн Анаса в Хиджаз приехал наместник (вали) Йемена, который обратил внимание на Мухаммада ибн Идриса и забрал его с собой. Аш-Шафии исполнял обязанности кади (судьи) в Наджране. Там он обрел популярность и отличался справедливостью в разборе дел населения. Однако затем начался период испытаний в жизни аш-Шафии. В Наджран был назначен наместник, который был тираном. Он обвинил Мухаммада ибн Идриса в близких отношениях с потомками Али ибн Абу Талиба (Алидами), которые находились в оппозиции к халифату Аббасидов. Однако никакой основы для выдвижения этого обвинения не было. Мухаммад ибн Идрис действительно уважал и любил членов семьи пророка Мухаммада (Ахль аль-Бейт) и, в частности, Алидов. Однако он не принимал никакого участия в восстаниях их сторонников против режима Аббасидов и не оказывал им поддержки. Противники аш-Шафии даже сфабриковали против него обвинение в том, что он будто бы являлся шиитом и не признавал халифат первых Праведных халифов. Таким образом, Мухаммад ибн Идрис был арестован и, в 184 г.х., в кандалах отправлен в Багдад, к халифу Харуну ар-Рашиду. Там он имел беседу с халифом, которому он очень понравился. Более того, перед халифом за него заступился Мухаммад аш-Шейбани - видный деятель и выдающийся правовед ханафитской школы, который был в этот момент верховным судьей (кадием) Багдада. Увидев способности молодого Мухаммада ибн Идриса, Мухаммад аш-Шейбани заинтересовался им и попросил Харуна ар-Рашида проявить свою милость к нему. Тогда халиф, который не хотел проливать невинную кровь, решил отпустить аш-Шафии. Однако всю ответственность за него переложил на Мухаммада аш-Шейбани, который взял его к себе домой в качестве гостя. С этого момента Мухаммад ибн Идрис стал учеником Мухаммада аш-Шейбани. По этой причине молодой аш-Шафии стал блестящим знатоком как ханафитского (иракского), так и маликитского (хиджазского) фикха. Он получил свое образование у двух великих классиков этих правовых школ - Мухаммада аш-Шейбани и Малика ибн Анаса. Это наложило свой отпечаток на дальнейшее развитие мировоззрения аш-Шафии, который использовал в своих трудах положения обоих школ и попытался максимально сблизить их положения, устранив некоторые разногласия между ними. Но, вместе с этим, он разработал и свою методику. Мухаммад ибн Идрис оставался в Багдаде около двух лет. Затем, он уехал в Мекку и длительное время находился в мекканском храме Кааба (Бейт аль-Хараме), где приступил к детальному сопоставлению, сравнению и анализу мировоззренческих, правовых и методологических положений маликитской школы (мазхаба), которым он обучался в Медине от самого Малика ибн Анаса, с положениями ханафитской школы, фундаментальные знания относительно которой он получил от Мухаммада аш-Шейбани. В результате этого анализа Мухаммад ибн Идрис написал два сочинения:
1. «Хулафу’ль Малик», в котором он дал предпочтение одним положениям и подверг критике другие положения маликитской школы;
2. «Хулафу’ль Ираклиййин», в котором он дал предпочтение одним положениям и подверг критике другие положения ханафитской школы.
После этого Мухаммад ибн Идрис разработал принципы вынесения правовых предписаний (истинбат), которые затем получили название Усуль аль-Фикх. Он давал фетвы только на основании этого принципа. До него муджтахиды также опирались на определенную методику в вынесении фетв и указывали на них. Но аш-Шафии не ограничился только указанием. Он сформулировал принципы методологии, которой необходимо строго придерживаться при вынесении правовых предписаний. Здесь же в Медине Мухаммад ибн Идрис начал свою преподавательскую деятельность. Спустя 9 лет, в 195 г.х., в возрасте 45 лет, Мухаммад ибн Идрис вернулся в Багдад, чтобы начать преподавание в столице. Здесь он обрел большую популярность и уважение самых широких слоев общественности. Развив постулаты своей правовой школы, он стал обучать ее основам большое количество своих учеников, среди которых были такие выдающиеся люди, как Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рабия. Все восхищались манерой ведения занятий аш-Шафии и его ответами на вопросы. Здесь же, в Багдаде, его ученик Абу аль-Хасан ас-Саббах Зафарани записал его главное сочинение по основам фикха «Китаб аль-Умм». Спустя два года аш-Шафии вернулся в Мекку, но в 198 г.х., снова выехал в Багдад. Правда там он остался ненадолго и, спустя некоторое время, по причине политической нестабильности в городе, уехал в Египет. Там, в 204 году, он скончался в возрасте 54 лет. Несмотря на относительно недолгую жизнь, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии оставил после себя большое наследие и стал эпонимом третьей суннитской правовой школы.



2015-12-07 562 Обсуждений (0)
Мединский период жизни пророка. Начало мусульманской государственности. 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мединский период жизни пророка. Начало мусульманской государственности. 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.072 сек.)