Исламский фундаментализм: доктрина
Исламский фундаментализм — это религиозное течение, которое требует возврата к исламу в том виде, в каком он существовал при пророке Мухаммеде (около 570—632) и при первых его преемниках, «праведных халифах» Абу Бекре, Омаре I, Османе и Али. Под общим названием «исламский фундаментализм» часто объединяются самые разные движения и направления и течения — от умеренного до экстремистских. Термин «исламский фундаментализм» стал активно использоваться в исследованиях российских и зарубежных ученых примерно с 70-х гг. XX в. Постепенно он перешел в средства массовой информации, а затем и в наш лексикон. Однако исламский фундаментализм зародился не в XX в., как это может показаться на первый взгляд, а имеет давнюю историю и даже особое обозначение в исламе. Тех, кто придерживается фундаменталистских взглядов, именуют салафитами (от араб, «салаф» — «предки», «предшественники»). В суннизме термин «сала-фиййа» соответствует термину «фундаментализм», однако употребляется в более широком контексте. В исламской традиции к категории салаф или ас-салаф ас-салихун («благочестивые предки») относятся три первых поколения мусульман — сподвижники пророка (асхаб), их ученики и последователи и ученики учеников. Иными словами, салафитами считаются те, кто призывал или призывает ориентироваться на веру и образ жизни «благочестивых предков», отвергнув все позднейшие нововведения. К салафитам традиционно причисляются, например, основатели мазхабов (религиозно-правовые школы) Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии (767—820) и Ахмад ибн Ханбал, живший в IX в. Позднее Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703—1787), основываясь на ханбалитских идеях, разработал собственное учение, которое по сей день остается самым последовательным и наиболее организованным течением исламского фундаментализма. В шиитской традиции ислама используется термин «усули» (от араб. Асдь — корень). Происхождение его восходит к разделению ранних школ шиитского фикха на два направления — ахбари и усули. По мысли идеологов исламского фундаментализма, основу возрождаемого истинного ислама должны составить только Коран и Сунна пророка. Большинство же из того, что было достигнуто мусульманскими учеными при помощи привлечения других источников и включено в жизнь исламской общины (как в области веры, так и в повседневной жизни), объявляется недозволенным новшеством и категорически отвергается. Идея очищения опирается на соответствующие хадисы — высказывания пророка. Один из них гласит: «Лучшими словами являются слова Аллаха, наилучшее руководство есть руководство Мухаммеда, вам же, поистине, следует избегать новоизобретенных дел, ведь они являются наихудшими делами, так как всякое новшество есть нововведение, а всякое нововведение представляет собой заблуждение». При этом фундаменталисты упускают из виду, что классическая исламская теория фикха делит нововведения на одобряемые и греховные. К первой категории относятся новшества, не противоречащие сути исламского вероучения (например, установление во времена правления халифа Омара практики совершения дополнительной коллективной молитвы после ночной молитвы в течение всего месяца Рамадан — поста у мусульман). Возрождение исламского наследия трактуется современными фундаменталистами как реставрация раннеисламских социальных институтов и связанных с ними социальных и правовых норм. Например, они выступают за восстановление истинного исламского правления и создание теократического государства, подобного тому, которое существовало во времена Мухаммеда и первых четырех халифов. В таком государстве, по их мысли, будут действовать только нормы исламского права, регламентирующие, как известно, все сферы жизни мусульман. Особый упор делается на то, что эти нормы — «закон Аллаха» в отличие от действующего сегодня в большинстве исламских стран «закона людей», выдуманного и несовершенного. Исламские фундаменталисты отличаются особым пониманием базовых религиозных истин, так или иначе восходящих к идее восстановления «изначальной чистоты веры». В современных исламских религиозно-реформаторских движениях они выступили в качестве оппонентов сторонников традиционного понимания ислама, обвинив их в искажении истинной веры, что, по убеждению исламских фундаменталистов, привело мусульманское общество к духовному и социальному кризису. Шииты — общее название порой сильно различающихся между собой группировок и общин, признавших последнего праведного халифа», зятя пророка — Али ибн Абу Талиба и его потомков единственными законными наследниками и преемниками Мухаммеда. Сегодня шииты составляют около 10% всех мусульман. Суннизм — одно из двух (наряду с шиизмом) направлений в исламе. Сунна — термин, часто используемый в значении «жизнь пророка Мухаммеда как образец и руководство для каждого мусульманина» и один из источников решения всех проблем личной и общественной жизни. Кроме этой Сунны, полностью именуемой «Суннат расул Аллах» («Сунна посланника Аллаха»), существуют понятия «Сунна Аллаха», т.е. Коран и «Сунна праведных халифов», а также сунна в смысле обычай — то, что принято. Несмотря на распространенное заблуждение, сунну признают и сунниты, и шииты, но у шиитов имеются свои сборники рассказов о Мухаммеде — хабяры, которые должны «подтвердить» право верховного руководства Али и его потомков над мусульманской общиной. Сунниты считают, что шииты ввели в религию много непозволительных новшеств, и не признают шиитские хабяры, якобы доказывающие особую роль Али и его потомков. Сегодня сунниты составляют большинство — около 90% мусульман. Ваххабизм Религиозно-политическое движение ваххабитов возникло в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба и стало впоследствии официальной идеологией первого государства Саудидов, объединившего значительную часть Аравийского полуострова. Термин «аль-ваххабиййа» прочно утвердился в мусульманском мире; именно так названы последователи аль-Ваххаба в трудах известных мусульманских ученых, вступивших с ними в полемику (Ибн ас-Сувайди, Абдуллах Али аль-Касими и др.). Из их работ он и был заимствован западными исламоведами. Однако этот термин, образованный от имени основателя движения, никогда не применялся его сторонниками. Более того, они категорически отвергали и отвергают правомерность его употребления, называя себя муваххидун («последователи единобожия») или сала-фиййун («приверженцы первоначального ислама»). Ваххабитское движение, выросшее из богословской полемики по поводу очищения ислама от еретических нововведений, превратилось впоследствии в мощный фактор идейно-политической жизни мусульманского мира. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на Аравийском полуострове и стал проникать в другие регионы мусульманского мира. На рубеже XIX—XX столетий ваххабитские идеи закрепились и там, оказывая серьезное влияние на процесс поиска религиозно-политического самосознания мусульман. Ваххабизм использовался в качестве знамени антиколониальной борьбы в Аравии, Индии и некоторых других регионах. Монополия на истину Другой характерной чертой фундаменталистов является тенденция к монополизации истины. Это выражается в провозглашаемой ими идее «обвинения в неверии и уходе от мира». Современный мир, включая также большинство стран, населенных мусульманами, видится фундаменталистам погрязшим в невежестве; ему противопоставляется «спасшаяся группа» — закрытая структура, обладающая якобы наиболее адекватным пониманием шариата и потому несущая миссию распространения истинного Божественного порядка на все человечество. В основе фундаменталистской теории лежит строгое разделение мира на «мы» (последователи истинной веры) и «они» (остальное человечество, погрязшее в грехе). Социальное равенство. Для ваххабитов характерно стремление к установлению имущественного равенства. В качестве одного из важнейших принципов они выдвигают идею братства мусульман. Такое братство предполагает особый тип организации с внутренней дисциплиной гораздо более сильной, чем в обычной мусульманской среде, ярко выраженным единоначалием и круговой порукой, военизированным религиозно-политическим объединением. Впоследствии те же принципы стали использоваться в практике различных исламистских религиозно-политических структур. Принятие важных для ваххабитской общины решений осуществляется ее вождями. Проповедь и, самое главное, последовательное претворение в жизнь в таких общинах идей социального равенства и поддержки обездоленных делает их привлекательными для значительной части населения. Но на практике это предназначено лишь для тех, кто ревностно служит фундаменталистам. Джихад. Важнейшее место в доктрине ваххабитов занимает представление о джихаде как священной войне не только против иноверцев, «неверных», но и против мусульман, не разделяющих их воззрения. На заре движения в практику ваххабитов вошло повсеместное разрушение надгробий на могилах святых и праведников, сожжение книг богословов, не согласных с их учением. Убеждение ваххабитов в том, что их противники являются «неверными» (кафир), даже если они считают себя мусульманами, оправдывало жестокость по отношению к ним. Фанатизм сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическую подоплеку антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благодаря этому ваххабизм с самого начала стал идеологией военной экспансии и грабительского набега. Впоследствии данная идея, отнюдь не исламского происхождения, оправдывающая убийство иноверца и просто оппонента, легла в основу террористической деятельности экстремистских группировок так называемых исламских фундаменталистов. Террористическая деятельность фундаменталистов направлена не только против представителей Запада. В разработанной исламскими учеными (улемами, факихами) традиционной доктрине джихада нет такого упрощенного и одностороннего подхода, который характерен для радикально мыслящих фундаменталистов. Основываясь на словах пророка «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому», сказанных после возвращения с битвы, большинство богословов объявляют великим джихадом духовное самосовершенствование, а борьбу за веру с оружием в руках именуют малым джихадом. Различаются четыре вида джихада: »джихад сердца (борьба со своими пороками), »языка (проповедь истины и запрещение дурных дел), »руки (непосредственное участие в борьбе с преступниками и нарушителями исламских норм), »меча (участие в вооруженной борьбе за веру). Традиционное понимание джихада не предполагает применения его четвертого вида против мусульман, как это принято в ваххабитской концепции. Свобода. Исламские фундаменталисты решительно отвергают утвердившееся на Западе понятие свободы и в первую очередь индивидуальную свободу в современном понимании этого слова. По мнению исламских радикалов ни король, ни диктатор, ни демократический парламент, ни группа правоверных не вправе нарушать шариат, менять или изменять его законы В жизни человек должен поступать в соответствии с теми законами, которые ниспослал Аллах, т.е. шариатом, а также руководством пророка, т.е. Сунной. Тогда человек не нуждается «в правительственных распоряжениях, полицейских силах или судах, которые удерживали бы его от совершения преступления или возвращали на праведный путь». Шариат (от араб, «аш-шариа» — прямой, правильный путь) — комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения и нравственные ценности мусульман. Вопреки широко распространенному представлению шариат не является конкретным правом мусульман. Шариат — это скорее закон в широком смысле, религиозный закон. Предписания шариата являются источником конкретных норм, которые регулируют поведение мусульман.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (724)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |