Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Мединский период жизни пророка. Начало мусульманской государственности. 5 страница




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В. 10-11

Догматика ислама

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.



Рассматривая догматику, обрядность, этику раннего ислама, необходимо отметить , что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу — к разлагавшемуся родоплеменному быту арабов. Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.

В. 12

Ахль ас-Сунна ва’ль-Джамаа (сунниты) - «люди сунны и согласия общины», сунниты. Самоназвание подавляющего большинства мусульман.
Это название состоит из двух частей. Первая часть подразумевает следование сунне (пути) пророка Мухаммада и его сподвижников. Сунниты принимают Коран и Сунну в качестве первоисточников религии, воздерживаются от смуты и конфликтов на религиозной почве, решают различные проблемы не на основании только лишь доводов своего разума, а на основании ясных и недвусмысленных аятов Божественного откровения и хадисов и пути пророка (нассов). Вторая часть названия подразумевает признание миссии всех сподвижников пророка Мухаммада и следование их методу при решении различных проблем.
Таким образом, в данном случае Сунной называется единство и объединение людей вокруг одной веры. Следование этой вере и применение ее в повседневной жизни мусульманского общества называется Джамаа. Впервые термин «Джамаа» стал известен после передачи Хасаном ибн Али власти в Халифате Муавие ибн Абу Суфьяну. Этим актом был положен конец гражданской войне и этот год вошел в историю как «год единства» (санат аль-джамаа).
В период жизни пророка Мухаммада мусульманская община была единой. Это единство продолжалось вплоть до убийства халифа Османа (35/656). После этого в мусульманском обществе произошел раскол, который еще более углубился в процессе противостояния Али с Муавией. С этого же периода началось массовое принятие ислама иудеями, христианами, зороастристами. Некоторые из них пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований. Это также способствовало расколу общества, развитию сектантства и крайностей в воззрениях. Против сектантства и крайностей выступили многие сподвижники пророка Мухаммада и табиуны (См. Табиуны), которые придерживались умеренного пути, старались восстановить и сохранить единство мусульман. Основоположниками этого пути можно считать Абдуллу ибн Омара, Ибрахима ан-Нахаи, Хасана аль-Басри и Абу Ханифу.
Большую роль в систематизации убеждений «умеренных» сыграл Хасан аль-Басри, который изложил свое видение политических проблем и сектантства, и дал им свою оценку. В политике он подверг критике методы правления правящей династии Омейяадов и выступил против их тирании. Хасан аль-Басри заявил о том, что нельзя поддерживать ту власть, повеления которой противоречат положениям Корана и Сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе пророка, который приводится в сборниках Бухари, Абу Давуда, Насаи, смысл которого сводится к запрещению подчинения повелению людей, которые призывают к греху против Аллаха. Однако он не был сторонником вооруженных выступлений против греховной власти и был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха. При этом мусульмане должны избегать самодеятельности и действовать только в соответствии с предписаниями ученых-правоведов (факихов). Именно так он комментировал аят Корана: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти (улю’ль амр) среди вас» (Коран 4: 59). Обладателями власти (улю’ль амр) и являются факихи.
Относительно крайних проявлений религии и сектантства Хасан аль-Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата, который пытался привнести свои взгляды по проблеме предопределения и по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир). Он также отверг воззрения «крайних» шиитов и хариджитов, которые считали людей совершивших грехи вышедшими из Ислама. Для того чтобы подчеркнуть свой «умеренный» путь, подавляющее большинство мусульман, заявили о том, что намерены исповедовать ту единую и чистую веру, которая была до возникновения смуты, сектантства и гражданского противостояния в обществе. Хасан аль-Басри использовал в качестве названия этого большинства мусульман термины «Ахль аль-Сунна», «Ахль аль-Хакк», «Ахль аль-Джамаа», «Ахль аль-Хадис». Впервые же термин «Ахль аль-Сунна» ввел Мухаммад ибн Сирин (ум. в 110/728), которым стали называть представителей правоверного большинства мусульман. Применялся также термин «Ахль аль-Хакк ва’ль-Джамаа» который был введен Абу аль-Лейсом ас-Самарканди (ум в. 373/898). Помимо этих терминов, со II века хиджры, для обозначения правоверных мусульман, употреблялись также термины «Ахль аль-Хакк ва аль-Истикама», «Ахль ас-Сунна ва ан-Накль», «Асхаб аль-Хадис». Еще позднее, для подавляющего большинства мусульман следовавших путем пророка Мухаммада и его сподвижников, появился обобщающий термин «Ахль аль-Сунна ва’ль-Джамаа». Он также встречается впервые у Абу аль-Лейса ас-Самарканди в работе «аш-Шарх аль-Фикх аль-Акбар» (Это кмментарий на известную работу Абу Ханифы «Фикх аль-Акбар»).
Таким образом, понятие «Ахль ас-Сунна» появилось в качестве обозначения правоверных мусульман, следовавших путем пророка и сподвижников. Оно являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект в Исламе. Приверженцы «Ахль ас-Сунны» сохранили единство мусульманского общества, не позволили членам различных сект привнести в религию нововведения (бид’а) и исказить изначальную чистоту исламского вероучения. Согласно традиции, разделение исламской уммы на многочисленные секты было предсказано пророком Мухаммадом в хадисах, где он говорил об одной спасенной группе, которой и будут представители «Ахль аль-Сунна ва’ль Джамаа».
В дальнейшем, в результате ожесточенной полемики с различными направлениями и сектами в Исламе (шиитами, хариджитами, мутазилитами, различными философскими школами) выработались теоретические основы убеждений суннитов и была проведена их систематизация. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов, ашаритов и салафитов (См. Ашаризм, Матуридизм, Салафизм). Эти три направления ортодоксальной исламской мысли имеют между собой некоторые различия, которые не носят принципиального характера и по сегодняшний день представляют доктрину правоверного суннитского Ислама. Выдающимися учеными, развившими положения ортодоксального Ислама были Абу Мансур аль-Матуриди, Абу аль-Хасан аль-Ашари, Мухаммад Газали, Таки ад-Дин ибн Теймия. Одновременно с мировоззренческими школами развивались и правовые школы (мазхабы) суннитов (См. Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб). Большинство представителей ханафитского мазхаба является матуридитами, большинство маликитов и шафиитов - ашариты, а ханбалиты - салафиты.

 

В. 13-14

 

Шииты- приверженцы различных религиозных течений в Исламе, которые считают Али ибн Абу Талиба и его потомков (Алидов) единственными законными халифами, религиозными руководителями и духовными наставниками.
Первоначально шиитское движение выступало с политическими требованиями. Параллельно с этим, шло постепенное доктринальное закрепление шиитских идей.
Доктринальный спектр шиитских групп самый разнообразный, начиная от ультрарадикальных и «крайних» (гулат), которых представители ортодоксального Ислама мусульманами не считают (в частности из-за обожествления Али и других имамов), до умеренных. В настоящее время большинство шиитского населения проживает в Иране, где шиизм-иснаашаризм является государственной религией. Много последователей шиизма разных толков живет в Ираке, Ливане, Пакистане, Индии и других странах. Но, в целом, они составляют меньшинство верующих-мусульман. Современный шиизм, в основном представлен двумя умеренными течениями - иснаашаритами и зейдитами. Имеется также достаточно много последователей исмаилизма. Группы «крайних» шиитов (гулат) живут в Турции, Сирии и других странах.
История шиизма восходит к самому раннему периоду истории Ислама. После смерти пророка Мухаммада, его мединские сподвижники выдвинули в качестве его преемника кандидатуру ансара Саада ибн Убады. Однако мекканские сподвижники пророка (мухаджиры) - Абу Бакр, Омар и Абу Убайда прибыли на место собрания мединцев и убедили их избрать халифом Абу Бакра. Его кандидатура была поддержана подавляющим большинством мусульман и Абу Бакр, в 11/632 году, стал первым Праведным халифом.
Часть мусульман же, в числе которых были и достаточно влиятельные люди (например, Абу Зарр Гифари, Салман аль-Фариси) считала, что более всего достоин звания халифа Али ибн Абу Талиб. Их предпочтение основывалось на хороших личных качествах Али, его заслугах в деле распространения Ислама, и на близком родстве с покойным пророком. Но сам Али, и его сторонники также признали законность халифата Абу Бакра. После смерти Абу Бакра, Али, вместе со всеми мусульманами, признал следующих халифов - Омара ибн Хаттаба и Османа ибн Аффана. Он присягнул и добросовестно помогал им в управлении Халифатом.
После трагической смерти халифа Османа большинство мусульман присягнуло Али. Он стал 4-м халифом (34/656-39/661 гг.). Но нестабильная внутриполитическая ситуация в Халифате, вызванная мятежами в различных провинциях и деятельностью хариджитских групп, доставляла ему массу проблем (См. Али ибн Абу Талиб).
После трагической гибели Али от рук хариджитского террориста Ибн Мулджама в 39/661 году, радикально настроенные сторонники Али призывали его сына Хасана ибн Али возглавить Халифат, и начать военную конфронтацию с правителем Сирии Муавией ибн Абу Суфьяном, который к тому времени оказался единственным реальным кандидатом на власть (См. Омейяды). Но Хасан понял, что не имеет возможности и сил продолжать противостояние и занял реалистическую позицию. Он отказался от власти в пользу Муавии. Сам Хасан умер вскоре после этих событий. Но сторонники халифата наследников Али, продолжили борьбу против династии Омейядов, которую основал Муавия.
Очередной всплеск антиомейяадских настроений начался после трагической гибели Хусайна - второго сына Али Ибн Абу Талиба. После смерти Муавии в Куфе (Ирак) вспыхнуло восстание против его наследника Йазида. Восставшие требовали отстранения Омейядов от власти и передачи власти в Халифате потомкам Али ибн Абу Талиба, наиболее известным из которых был Хусайн. Поэтому они пригласили Хусайна в Куфу для того, чтобы он возглавил восставших. Хусайн выехал к ним, но уже на полпути получил известие о том, что восстание подавлено, а большинство куфийцев перешло на сторону халифского наместника Куфы Убайдуллы ибн Зияда. Тем не менее, он продолжил свой путь туда в сопровождении маленького отряда, насчитывающего несколько десятков человек, включая и женщин, хотя не имел ни малейших шансов на успех.
Убайдулла ибн Зияд же выставил на всех дорогах к Куфе военные отряды. В 58/680 году, с одним из этих отрядов встретился Хусайн в местечке Нинава, на месте которого позднее возник город Кербела. Халифские войска взяли в окружение маленький отряд Хусайна и начали переговоры с ними. Но, вскоре между сторонами произошло столкновение, в результате которого внук пророка Мухаммада был убит и обезглавлен. Погибли еще десятки его родственников, друзей и приближенных. Немалую роль в этих трагических событиях сыграло предательство, которое совершили куфийцы против Хусайна. Вначале они позвали его в город, а затем перешли на сторону халифского наместника.
Смерть Хусайна ибн Али стала началом массовых волнений в Халифате. Мусульмане были возмущены жестокой расправой над потомками пророка Мухаммада. Естественно, что это недовольство сразу стали использоваться сторонниками Алидов в политических целях. Но главной действующей фигурой в антиомейядском восстании стал Абдулла ибн Зубайр - сын знаменитого сподвижника пророка Мухаммада. В ходе противостояния с силами Омейядов в Медине и других регионах Халифата произошли жесточайшие столкновения и погромы, осуществленные омейядскими командирами.
Несмотря на все усилия Абдуллы ибн Зубайра Омейядам удалось сохранить власть. Правда, после этого власть перешла к представителям побочной ветви этой династии Марванитам, которые сменили Суфьянитов. Закрепление власти Омейядов сопровождалось жесточайшими репрессиями против политической оппозиции. Эти репрессии продолжились и после их свержения Аббасидами, которые рассматривали Алидов в качестве своих политических соперников. За этот период шииты подняли несколько восстаний, которые не привели к результатам и были потоплены в крови.
После всех этих процессов, в среде различных шиитских групп начал формироваться культ мучеников, сложились мистические представления о верховной власти в Халифате. У имамитов также было окончательно оформлено учение о сокрытом и ожидаемом имаме (аль-Каим).
Одновременно с процессом постепенного догматического закрепления учения шиитских групп, уже со II/VIII века, они начали распадаться множество сект и течений, каждая из которых действовала против властей своими методами. Поводом для противоречий были недоразумения между шиитами по вопросу о новом лидере-имаме после смерти старого. С протяжением времени это дробление еще более увеличилось
Крупный догматический раскол в имамитском шиизме произошел в середине II/VIII века. После смерти 6-го имама шиитов Джафара ас-Садика большинство приняло новым имамом его младшего сына Мусу аль-Казима. Однако часть из них признала имамом его умершего сына Исмаила, а после него его сына Мухаммада ибн Исмаила. Они стали называться исмаилитами. После смерти Мухаммада, исмаилиты стали объявлять «сокрытыми» имамами (аль-Каим) всех его потомков. Связь «сокрытых» имамов с общиной осуществляли так называемые «уполномоченные», которые получали приказы «сокрытого» имама. Исмаилитам удалось создать в Египте и Северной Африке крупное государство - Фатимидский халифат.
Помимо исмаилитов, различные государства образовывали и другие течения шиитов. Например, зейдиты приходили к власти в Табаристане (Иран) в III/IX веке, и на севере Йемена, где и сегодня живет основная масса последователей этого течения.
Представители другой, хасанидской, ветви Алидов сумели создать государство Идрисидов в Северной Африке.
Шиитами-иснаашаритами же были Бувайхиды (Буиды), которые создали обширную империю и контролировали деятельность Аббасидских халифов в 334/946-467/1075 годах. А в X/XVI веке к власти в Иране пришла шиитская династия Сефевидов. Но спустя 2 века Сефевиды были низложены. Политическая активность шиитов-иснаашаритов возобновилась в Иране только после революции 1978-79 годов, в результате которой они установили контроль над страной.
Относительно особенностей религиозной доктрины основных шиитских сект см. Джафаритский мазхаб, Друзы, Зейдитский мазхаб, Имамиты, Исмаилиты, Иснаашариты, Нусайриты, Кайсаниты, Карматы, Курабиты, Сабаиты, Хакимиты.

 

В. 15

 

Хариджиты - мятежники, раскольники. Приверженцы мусульманской секты преимущественно радикального толка. История ее возникновения восходит к правлению четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба (34/656-39/661). После убийства халифа Османа мятежниками выбрали его халифом. Новому халифу, в целом, присягнули все провинции, за исключением Сирии. Ее правитель Муавия ибн Абу Суфьян (будущий халиф и основатель династии Омейядов) воздерживался от присяги, выдвинув ему несколько предварительных условий, главным из которых было требование немедленного наказания убийц халифа Османа. Для того чтобы оказать давление на Муавию, халиф Али в 35/657 году двинулся с верными ему войсками в Сирию. У населенного пункта Сиффин произошло сражение, в ходе которого Али сумел значительно потеснить силы Муавии. Но в решающей фазе сражения сирийцы нанизали на свои копья аяты Корана, призывая Али к прекращению кровопролития и решению вопроса посредством третейского суда.
Али, не хотел идти на подписание мира с Муавией и был полон решимости добиться над ним полной победы. Однако значительная часть его сторонников и командиров войск была за заключение мира и оказала давление на халифа. Только после этого Али согласился на третейский суд. Но этот суд не привел ни каким положительным результатам для него и его сторонников. Тогда, недовольные решением суда сторонники халифа пожалели о том, что согласились пойти на третейский суд. Они заявили, что совершили большой грех, так как «право судить принадлежит только Аллаху» и раскаялись в этом «грехе». Затем они потребовали, чтобы и халиф Али тоже раскаялся перед Аллахом. Однако он отказался сделать это, так как не считал себя грешником. Он ответил им, что люди обладают правом судить на основании Божественных законов.
Тогда, в знак своего несогласия с действиями Али, большая часть его войск (около 12000 чел.) покинула его. Они заявили, что не признают решение третейского суда в связи с тем, что «судить вправе только Бог» (ла тахким илла лиллахи). Вначале они обосновались у населенного пункта Харура. Поэтому первоначально их называли харуритами.
Почти сразу секта хариджитов превратилась в мощную политическую силу, и на протяжении последующих десятилетий была главным дестабилизирующим фактором в Халифате. В борьбе со своими противниками хариджиты использовали любые средства, включая и политический террор.
Хариджиты сразу объявили своими врагами, как Али, так и Муавию, начали против них активные диверсионные и военные действия. В 36/658 году халиф Али повел свои войска против них и разгромил их в сражении у Нахравана. Но жизнь этого выдающегося человека трагически оборвалась в 39/661 году. Он стал жертвой заговора хариджитов, которые приговорили его к смерти. Убийцей Али был Ибн Мулджам. Хариджиты отправили убийцу и для ликвидации Муавии, но тот заговор оказался раскрытым, и Муавия не пострадал.
В последующие годы хариджиты вели вооруженную борьбу с халифом Муавией и его наследниками, к которым перешел Халифат после смерти Али. В ходе боевых действий у них сформировался культ мучеников, к отмщению которых они призывали. В повстанческой деятельности они использовали методы партизанской войны, совершая стремительные налеты, и, в случае подхода халифских войск, сразу отходили в безопасные места. Основным местом их базирования была болотистая и труднопроходимая местность аль-Батаих неподалеку от Басры (Южный Ирак). От их рук пали многие тысячи мусульман.
Но среди самих хариджитов не было единства. Уже в I веке хиджры (VII в.) они распались на три соперничающие между собой секты - ибадитов, суфритов, надждитов и азракитов. Однако самой ранней группой, заложившей основы хариджитского движения, мусульманские ересиографы называют мухаккимитов. В последующие годы раскол среди них еще более углубился и к III/X веку мусульманские ересиографы описывали воззрения уже нескольких десятков хариджитских сект.
Хариджитское движение в последующие десятилетия охватило Ирак, Иран, Йемен, Северную Африку. После VI/XI веков они окончательно ослабли и сошли с политической арены.
В настоящее время небольшие группы ибадитов все еще проживают в Алжире, Ливии и Омане.
Всем хариджитам свойственно отречение от праведных халифов Османа и Али, а также от последующих халифов.
Мусульманский ересиограф V-VI вв. (X-XI вв.) Аш-Шахрастани в книге Китаб ал-Милал ва’н-Нихал (Книга о религиях и сектах) выделил основные положения в учении ранних хариджитов-мухаккимитов, отличающих их от учения мусульман-суннитов. Они касаются вопроса о политической власти в халифате. Как известно, подавляющее большинство мусульман, в соответствии с хадисами пророка, признают руководство (имамат) за представителями родного племени пророка - курайш. Все халифы Арабского халифата были родом из этого племени.
Однако хариджиты придерживались других взглядов. Аш-Шахрастани писал, что они «допускали, имамат среди некурайшитов, и каждый, кого они назначали по своему усмотрению, обходился с людьми соответственно той справедливости и тому воздержанию от несправедливости, примеры которых они показали ему, - тот был имамом. Кто выступит против него, с тем необходимо вести борьбу. Если же он изменит образ действия и отступит от справедливости, то его следует сместить или убить. Они допускали, что в мире вовсе не быть имама, если же в нем возникнет потребность, то им может быть раб или свободный, набатеец или курайшит. Первым имамом хариджитов был Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби».
Повстанчество и восстания против властей, которые они считали "неверными", стали обязательными в религиозной доктрине хариджитов. Если количество "истинных" мусульман, каковыми они себя считали, в какой-либо местности достигало 40 человек, то вооруженное выступление против властей становилось обязательным религиозной обязанностью. А если их было меньше, то им следовало скрывать свои вероубеждения (такия) и дожидаться пополнения своих рядов.
Самопожертвование на пути веры (шира) стало одной из главных основ хариджизма. Убежденные в правоте своих идей они готовы были пожертвовать собственными жизнями ради утверждения «истины». Они считали, что шира открывает им путь в рай. Естественно, что идея ширы приводила к непрекращающимся бунтам и столкновениям с халифскими войсками. Эти столкновения приводили к огромным жертвам в среде самих хариджитских повстанцев. Это обстоятельство, в свою очередь, постепенно приводило к развитию у них культа мучеников и почитанию своих героев.
Борьба с "неверным" окружением сводилась не только к бунтам, но и к прекращению всех контактов хариджитов с окружавшими их людьми. Для этого они уезжали в малонаселенные местности и создавали там свои поселения. Ссылаясь на хиджру (переселение) пророка Мухаммада они также называли себя переселенцами (мухаджирами) и из своих поселений (Дар аль-Хиджра), они "противостояли" миру неверных (Дар аль-Харб).
Упорная борьба хариджитов привела к образованию ими во II-III веках хиджры нескольких государств в Северной Африке (государства Мидраритов и Рустамидов) и Омане. Однако после прихода к власти, их лидеры не придерживались изначальных идеалов этого движения и образовали царские монархии.
Наиболее известными хариджитскими сектами являются азракиты, надждиты, суфриты, аджрадиты, ибадиты. В числе вышедших из ислама хариджитских сект - маймуниты и йазидиты.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7