Звук ж в связных текстах
Задание 23. Прослушай рассказы. Уж и ужата У Жени жил уж. А у ужа были ужата. Женя посадил ужа и ужат в жбан. Так и жили в жбане ужата с ужом. Кто жил у Жени? Куда посадил Женя ужа и ужат? Где жили ужата с ужом? Перескажи текст, как запомнил. Слова для объяснения: жбан. Жук У Жоры жук. Жора положил жука на руку. А жук: ж-ж-ж-ж — и на окно. Пожужжал, пожужжал и улетел. Кто у Жоры? Что сделал Жора? Как жужжал жук? Что случилось с жуком? Перескажи рассказ. Лиса и журавль Жили лиса и журавль. Позвала лиса Журку. — Приходи ко мне, Журка! Приходит журавль. Положила лиса каши в тарелку. — Ешь, Журка! Журавль носом: тук-тук. Обиделся журавль на лису. Так они и раздружились. Почему обиделся журавль на лису? Перескажи, как запомнил. Жадный медвежонок Однажды медвежонок нашел мед. Он жадно начал вылизывать соты. Пора бы ему бежать домой, но жадность одолела медвежонка. Вдруг медвежонок слышит: «ж-ж-ж». «Вот еще, жуки прилетели»,— подумал медвежонок и продолжал вылизывать соты. Вдруг кто-то больно ужалил медвежонка между глаз. Медвежонок отмахнулся и продолжал с жадностью опорожнять пчелиную кладовую. Теперь уже со всех сторон слышалось: «ж-ж-ж-ж-ж». Это тревожно жужжали пчелы. Они стали жалить медвежонка. Медвежонок не выдержал и побежал, а пчелы продолжали больно жалить. Медвежонок подбежал к реке и бросился в воду. Пчелы пожужжали, пожужжали и улетели, а медвежонок жалобно заревел и побежал домой. Выражения, которые надо объяснить: жадность одолела медвежонка; с жадностью опорожнять. Какими другими словами можно заменить слова: одолела, опорожнять? Задание 24. Рассмотри картинки. Составь по ним рассказ. Перескажи рассказ. Задание 25. Прослушай рассказы. Правильно ли они составлены? Составь их правильно. Дети бежали через лужи. Было жарко. После дождя жара спала. Потом пошел дождик. Еж Так и живет ежик у Жени. Был теплый денек. Женя с мамой шли лесом. Женя пожалел ежика. На дорожке лежал ежик. Он принес ежика домой. Дифференциация звуков ш — ж Задание 1. Прослушай рассказ. Уж и жук Сидел жук на ветке и пел свою песенку: «ж-ж-ж-ж». Услышал уж, как поет песенку жук, и решил тоже спеть свою песенку. И вот какая песенка получилась у ужа: «ш-ш-ш-ш». Задание 2. Спойте песенку жука. (Дети вместе с логопедом проговаривают: ж-ж-ж-ж.) Спойте песенку ужа. (Так же: ш-ш-ш-ш-ш.) Какой звук мы слышим в песенке жука? (ж) Какой звук слышим в песенке ужа? (ш) Сравни звуки ж и га по артикуляции. Чем похожи эти звуки? В чем их различие? Задание 3. Выдели начальные звуки из слов. Логопед произносит слова, дети называют только первый звук. - Образец. Жук (ж), шум (ш). Жаба, шаль, желудь, школа, шуба, жарко, Жур-ка, Шура, желтый, шорты, жар, шар. Задание 4. Произнеси слоги отраженно. ША —ЖА ЖА—ША АША —АЖА ШО — ЖО ЖО—ШО АШО —АЖО ШУ —ЖУ ЖУ—ШУ АШУ-АЖУ ШЕ —ЖЕ ЖЕ—ШЕ АШЕ —АЖЕ ШИ — ЖИ ЖИ— ШИ АШИ-АЖИ Игра «Наоборот». Логопед произносит слог со звуком ш, дети со звуком ж, и наоборот. Образец, ша — жа жа — ша и т. д. Задание 5. Запомни и воспроизведи ряды слогов. ША —ЖА—ША ЖА—ША —ЖА ШО —ЖО—ШО ЖО—ШО —ЖО ШУ —ЖУ—ШУ ЖУ—ШУ —ЖУ ШИ —ЖИ—ШИ ЖИ—ШИ —ЖИ ШЕ —ЖЕ—ШЕ ЖЕ—ШЕ —ЖЕ ША — ША — ЖА ЖА — Ж А — ША ШО—ШО —ЖО ЖО —ЖО—ШО ШУ — ШУ — ЖУ ЖУ — ЖУ — ШУ ШИ—ШИ —ЖИ ЖИ —ЖИ—ШИ ШЕ—ШЕ —ЖЕ ЖЕ —ЖЕ—ШЕ Задание 6. Прослушай слова. Выдели начальный слог, затем конечный. Логопед голосом выделяет сначала начальный, а затем конечный слоги. Образец. Ша-ли (ша), но-жи (жи) и т. д. а) Шали, жало, шары, жарит, шуба, жуки, живот, шило, шагай, шалит, шумит, журавль, шина, жилы. б) Кожа, ноша, уши, ужи, малыши, лыжи, вожжи, туши, тише, уже, карандаши, сажа, Маша, Миша, лапша. Задание 7. Закончи слово, добавив подходящий по смыслу слог с опорой на картинку (которую логопед подбирает). Произнеси слово целиком. Приблизительный перечень картинок: груша, лужа, лыжи, мыши, уши, ужи, ерши, ежи. Гру... , лу... , мы... , лы... , у... , у... , ер... ,. е... . Задание 8. Произнеси слова отраженно парами. уши — ужи шар — жар шутка — жутко шито — жито шаль — жаль шалить — жалить шить — жить шила — жила крушить — кружить Задание 9. Прослушай слова. Какими звуками они отличаются? Логопед называет слова парами. шар —жар шарь — жарь Луша — лужа шила — жила жить — шить жаль — шаль крушить — кружить Задание 10. Прослушай слова, а) Замени в словах звук ж на звук ш. б) Замени звук ш на звук ж. Произнеси слова целиком. Образец. Кружит — крушит; жар — шар. Используй слова предыдущего задания. Задание 11. Измени слова по образцу. Образец. Нож — ножи. Уж —... , душ — ... , мышь —... , стриж —... * малыш —... , ухо —... , сторож —... . Задание 12. Произнеси слова отраженно, выделяя голосом звуки га и ж. Пожнешь, обожжешься, поживешь, дружишь, жалеешь, ожидаешь, бежишь, прижавши. Задание 13. Измени слова по образцу. Образец. Я жую, ты жуешь. Я живу, ты .... Я режу, ты ... . Я жую, ты .... Я стригу, ты ... . Я ожидаю, ты .... Я бегу, ты .... Я провожаю, ты .... Задание 14. Рассмотри картинки. Чего только нет у Жени в кармашке? Винтики, гвоздики, нитки, бумажки ... . Приблизительный перечень картинок: жук, желудь, катушка, железка, шпулька, карандаш, машинка. Что еще- у Жени было в кармашке? Задание 15. Подними красный кружок, если в слове услышишь звук ш, желтый, если в слове услышишь звук ж. Шапка, желудь, жакет, шуба, шкатулка, штаны, жаба, жук, лужи, Луша, накажу, напишу, переложу, просушу, прошли, живо. Задание 16. Отбери картинки, в названии которых слышишь звук ш, звук ж. Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед): шапка, журнал, ежи, уши, шар, жук, шаль, жакет, желудь и т. д. Задание 17. Прослушай стихотворение Я. Козловского «Посадили в ушат лягушат». Посадили в ушат лягушат, Штук не меньше, пожалуй, ста. — Ну-ка, на бок скорей ляг, ушат. Выпусти их, пожалуйста. Слова для объяснения: ушат, пожалуй. Сравни по звучанию слова и словосочетания. Выясни их смысл. Лягушат — ляг, ушат; пожалуй, ста — пожалуйста. Загадки для отгадывания. Задание 18. Отгадай загадки. Какой звук слышишь в отгадке — ж или ш? Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Вишня.) Маленькие зверьки, Серенькие шубки. Длинные хвосты. Черненькие глазки, Остренькие зубки. (Мышки.) Кто на елке, на суку Счет ведет: «Ку-Ку-Ку»? (Кукушка.) Держась рукой за тросточку, Тебя давно я жду. Ты съешь меня, а косточку Зарой в своем саду. (Вишня.) Низок, да колюч. Сладок, да не пахуч. Ягоду сорвешь — Всю руку обдерешь. (Крыжовник.) (П. Расс-Серебряная.) Меня часто зовут, дожидаются, А приду — от меня укрываются. (Дождь.)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1738)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |