Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Звуки с и ш в связных текстах



2015-12-07 1515 Обсуждений (0)
Звуки с и ш в связных текстах 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание 26. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Пе­рескажи, как запомнил.

Саша

У мамы сын Саша. Наш Саша мал. Мама умыла Сашу. Хорош наш Саша.


Кто у мамы?

Какой Саша?

Что сделала мама?

Какой стал Саша?


Маша

Маша мала. Мама мыла Машу. «На, Маша, мы­ло». Маша мала, а нос мыла сама.


Какая Маша?

Кто мыл Машу?

Что дала мама Маше?

Что сделала Маша?


Вишни и сливы

У нас в саду вишни и сливы. Соня снимала сли­вы. Миша — вишни. Мама мыла вишни и сливы. А Сима и Саша высушили вишни и сливы.


Что в саду?

Что снимали Соня и Миша?

Что сделала мама?

Что сделали Сима и Саша?

Какие стали вишни и сливы?


Пушок

У нас есть кот. Его зовут Пушок. Ушки у Пушка остренькие. Усы длинные, шерстка пушистая, шел­ковистая.

Как зовут кота? Почему кота зовут Пушок?

Какие у кота Пушка ушки, усы, шерстка?

Смышленый

У Паши собака, зовут ее Смышленый. Смышле­ный красив и умен. Он слушает Пашу.

— Принеси, Смышленый, палку! — говорит Па­ша. Смышленый несет палку.

Кого зовут Смышленый? Почему собаку зовут Смышленый?

Утро

Так тихо. Роса покрыла траву. Встало солнышко. Осушило листву. Встал и Тимоша. Тимоша поспе­шил в парк. Хорошо утром в парке.

Какое время дня описывается в рассказе? Как ты догадался?

Перескажи рассказ, как запомнил.

Саша рисует

Саша взял карандаш и стал рисовать. Он нарисо­вал дом. У дома сад. А в саду вишни. Сверху Саша нарисовал солнышко. Красивый получился рисунок.

Нарисуй и ты такой же рисунок. Расскажи, что ты нарисовал.

Мыши и Мурка

Мыши носили сыр в норку. Вышла кошка. Мыши шуршали. Кошка быстро нашла мышек. Мыши испу­гались кошки и убежали. Кошка нашла сыр.

Задание 27. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Пе­рескажи, как запомнил.

Смешной малыш

Саша маленький. Все его зовут малыш. Саша хо­чет быть большим. Он надел папину шляпу, дедуш­кины башмаки. Все посмотрели на Сашу и сказали: «Смешной малыш!»

Почему Сашу назвали «смешной малыш»?

Страшный сон

Кошка спит и видит сон. Большая, большая мышь нападает на нее. Испугалась кошка и спряталась. Но вдруг вспомнила, что мыши боятся кошки, и бро­силась на мышь. Мышка сразу стала маленькая. И кошка проснулась.

Как называется рассказ? Почему кошка испугалась мышки?

Почему кошка перестала бояться мышки?

Задание 28. Прослушай рассказы. Перескажи.

Уж

Ползет уж по осеннему лесу и поет свою песен­ку: «ш-ш-ш». Вдруг слышит, кто-то тоже запел: «ш-ш-ш-ш». Остановился уж, прислушался ... тишина. Опять пополз уж и опять слышит: «ш-ш-ш-ш». Оглянулся по сторонам — никого нет, одни сухие листья.

Кто же пел песенку вместе с ужом? Две лягушки

Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Дол­го барахтались лягушки в сметане.

Одна лягушка устала и решила опуститься на дно. Другая лягушка барахталась, барахталась и сбила из сметаны комок масла. Влезла лягушка на комок масла и выпрыгнула из кувшина.

Какая оказалась лягушка?

Кошка Муська

У Саши кошка Муська. У Муськи есть ушки, есть и усы. Усами шевелит Муська. Ушками внимательно слушает. У кошки Муськи пушистый хвост. Когда Муська сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Муське мясо, кашу и молоко.

Расскажи, какая была Муська? Перескажи весь рассказ.

Задание 29. Прослушай рассказ. Перескажи его, соблюдая последовательность.

Под кустом что-то зашуршало. Саша пошел с Шустрым в лес. Это был еж. Шустрый насторожил­ся. В лесу он собирал сухие листья. Саша взял ежа домой.

Придумай название рассказа.

Задание 30. Прослушай сказку. Передай ее содержание по опорным вопросам.

Логопед читает всю сказку. Разбирает с детьми трудные по смыслу слова. Задает вопросы. Затем дети пересказывают сказку цепочкой по вопросам или плану. И только после это­го кому-то из детей можно предложить пересказать всю сказку.

Как поп работницу нанимал (Старая пинежскал сказка)

— Тебе, девка, житье у меня будет легкое. Не столько работать, сколько отдыхать будешь!

Утром встанешь, избу вымоешь, двор уберешь, ко­ров подоишь, на луг выпустишь — и спи, отдыхай!

Завтрак состряпаешь, самовар согреешь, нас с ма­тушкой накормишь — и спи, отдыхай!

Обед сваришь, пирогов напечешь; мы с матушкой обедать сядем, а ты — спи, отдыхай!

После обеда посуду вымоешь, дом приберешь — и спи, отдыхай!

В лес по грибы пойдешь, за ягодами сходишь, а потом — спи, отдыхай!

Вечером коров встретишь, напоишь, накормишь, подоишь и — спи, отдыхай!

Ужин сваришь, а мы с матушкой съедим; а ты — спи, отдыхай!

Постели постелешь, нас с матушкой спать уло­жишь. Мы будем спать, а ты и днем спала. Ночью попрядешь, поткешь, повышиваешь, пошьешь и — спи, отдыхай!

Работаешь не даром. Деньги тебе платить буду. Каждый год по рублю.

Сто годов — сто рублев: богатейкой станешь! (С. Писахов.)

Слова для объяснения: поп, работница, нанимал, изба, состряпаешь, приберешь, попрядешь, поткешь, богатейка.

Какую работу давал поп работнице утром? В обед? Днем? Вечером? Ночью?

Справедливо ли относился поп к своей работ­нице?

В чем несправедливость попа?

Дифференциация звуков з — ж

Задание 1. Выдели начальные звуки из слов: зайка, жук.

Задание 2. Прослушай сказку.

Комар и пчела

Поспорили комар и пчела: кто из них сильнее? Пчела вспорхнула с цветка, закружилась над ним и запела густым голосом: ж-ж-ж...

Тогда комар расправил свои слабые крылышки и тоненьким голоском пропищал: з-з-з...

Летела мимо синичка и на лету проглотила кома­ра: «Вперед не хвастай!»

Кто оказался сильнее?

Задание 3. Вспомни, как пела пчела, как пел комар. Сравни звуки з и ж по артикуляции.

Чем похожи эти звуки? В чем их различие?

Задание 4. Выдели начальные звуки з или ж из слов. Образец. Зайка (з), жаба (ж).

Жало, зонт, зубы, жилы, замок, жатва, желтый, звон, запах, звук, зеленый, жадный, Зоя, Жора, зал.

Перед выполнением задания логопед напоминает детям, что при произнесении звука з язык находится внизу, за ниж­ними зубами, а при произнесении звука ж язык приподнима­ется вверх, за верхние зубы.

Задание 5. Произнеси звуки з и ж с опорой на кисть руки. Если логопед поднимает руку вверх, дети произносят звук ж, если вниз — з.

Произнеси звук з, ж с опорой на стрелки.

Если стрелка показывает вниз, дети произносят звук з, вверх — ж.

Произнеси звуки з или ж с опорой на условные знаки. О О

Задание 6. Произнеси слоги отраженно.

ЗА —ЖА ЖА —ЗА АЖА —АЗА

ЗО —ЖО ЖО —30 АЖО —АЗО

ЗУ —ЖУ ЖУ —ЗУ АЖУ —АЗУ

ЗИ — ЖИ ЖИ — ЗИ АЖИ — АЗИ

Игра «Наоборот».

Логопед произносит слог со звуком з, дети со звуком ж, и наоборот, сохраняя гласную.

ЗА —ЖА ЖУ —ЗУ

ЗО— ЖО ЗА — Ж А

Ж А — ЗА Ж А — ЗА

Задание 7. Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЗА —ЖА —ЗА ЗО —ЖО —ЗО ЗУ —ЖУ —ЗУ

ЖА —ЗА —ЖА ЖА —ЖА —ЗА

ЖО —ЗО —ЖО ЗА —ЗА —ЖА

ЖУ —ЗУ —ЖУ ЖУ —ЖУ —ЗУ

Задание 8. Прослушай слова. Выдели начальный и послед­ний слоги.

Логопед голосом подчеркивает выделяемый слог.

Зоя, Жора, зубы, жуки, жилы, жара, жаба, закат, жарить, живот, забор, живой.

Вазы, ножи, лыжи, возы, розы, ужи, лежи, лижи, кожа, коза, ваза, сажа, вожу, бужу, лужа, лужи.

Задание 9. Закончи слова, добавив слоги за или жа, Про­изнеси слова целиком.

Ро...(за), лу...(жа), ва...(за), Ли...(за), ко...(жа), ко.. .(за), са.. .(жа), гро.. .(за), лё.. .(жа), еле.. .(за).

Задание 10. Закончи слово, добавив слоги зу или жу.

Во.. .(жу), ве.. .(зу), хо.. .(жу), вле.. .(зу), бу.. .(жу), вя.. .(жу).

Задание 11. Закончи слова, добавив слоги зы, жи. Произ­неси их целиком.

Во.. .(зы), ро.. .(зы), та.. .(зы), но.. .(жи), ко.. .(зы), эта.. .(жи), еле.. .(зы), лы.. .(жи), вож.. .(жи).

Задание 12. Произнеси слова парами.

Зевал — жевал коза — кожа зебра — жирафа
лезу — лежу лоза — ложа зонт — кружева

Какими звуками отличаются пары слов: зевал — жевал* коза — кожа.

Задание 13. Рассмотри картинки, назови их. Выдели голо­сом звуки з шли ж. (Картинки подбирает логопед.)

Задание 14. Измени слова по образцу. Образец. Вязать — вяжу.

Вязать —... , резать —... , слизать —... , нака­зать —... , возить —... , сказать —... .

Задание 15. К данным словам добавь слог за. Произнеси слова целиком.

Образец. Вожу— завожу. Вяжет —... , мажет —... , хожу —... , глажу —... , бежал —...

Задание 16. Запомни и воспроизведи ряды слов.

Лижу ножи — возы — лыжи козы — ужи — розы скажу — везу — лежу

бужу — жую — знаю

вязать — вяжу — завяжу лизать — лижу — зализать

мазать—мажу—замажу возить — вожу — завожу

Задание 17. Произнеси слова отраженно, выделяя голосом звук з или ж.

Железо, железный, зажгу, зажигаю, зажигалка, задрожал, заржал, зажарил, возможно, завизжал. Замок сделан из железа. Какой замок? На улице мороз. Какой день?

Будка стоит у железной дороги. Какая будка?

Загадки для отгадывания (одним словом).

Задание 18. Прослушай загадку, отгадай. Назови, какой звук в словах-отгадках — з или ж.


Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза).

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливы и цветы,

Вымыл травы и листы.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород. (Дождь.)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка.

Себя он раскрывает.

Тебя он закрывает,

Только дождичек пройдет —

Сделает наоборот. (Зонтик.)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

Шапка бегает в бору,

У ствола грызет кору. (Зайка.)


Живет в нем вся вселенная, Две новые, кленовые

А вещь обыкновенная. (Телевизор.) Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги —

И по большим снегам беги. (Лыжи.)

Угадайте, что за шапка: меха целая охапка.

Слова для объяснения: вселенная.

Задание 19. Если услышишь звук з, подними зеленый кружок, если звук ж — желтый.

У детей по два кружка — зеленый и желтый. Логопед впе­ремежку называет слова, содержащие звук з или ж. Дети под­нимают соответствующий кружок.

Зонт, жаба, жук, змея, жалит, звенит, розы, вож­жи, абажур, жвачка, жадный, злой, жакет, воздух.

Задание 20. Разложи картинки. Под зеленый кружок по­ложи картинки, в названии которых содержится звук з, под желтый — ж.

Эту работу дети выполняют самостоятельно, проговаривая вслух слова.

Зубы, коза, журавль, ежи, зайцы, ножи, лыжи, замок, зонт, кружок, звезда, флажок, журнал, язык, моржи, ужи, вазы.

Задание 21. Нарисуй пять картинок на звук з и пять кар­тинок на звук ж. Назови их.

Работа выполняется детьми самостоятельно.



2015-12-07 1515 Обсуждений (0)
Звуки с и ш в связных текстах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Звуки с и ш в связных текстах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)