Процесс и функции менеджмента
Управление следует рассматривать как процесс. Процесс управления- это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, называются управленческими функциями. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций. Функции менеджмента- это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т. д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов. Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. Данные функции управления называют общими. Придерживаемся позиции ученых, которые выделяют пять общих функций управления: • планирование (выбор целей и план действий по их достижении); • организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними); • мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей); • контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными); • координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей). Следует заметить, что перечисленные общие функции управления весьма близки к административным операциям А. Файоля. Указанные общие функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 3.1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рис. 3.1. Схема процесса управления
Планирование- это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством. Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных планов в значительной мере зависит качество управления. Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы: - где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), - куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может - как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения целей. Планирование можно классифицировать по следующим признакам: - по степени охвата; - по предмету планирования; - по сфере функционирования; - по срокам; - по содержанию планирования и т. д. Основные задачи планирования деятельности организации: - выбор оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов; - обеспечение устойчивости функционирования и развития организации; - формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций; - комплексное обеспечение выполнения планов; - формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов; - координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству; - стимулирование выполнения планов. К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана. К дополнительным принципам планирования относятся: - ранжирование объектов по их важности; - точность; - сбалансированность плана; - гибкость; - вариантность плана; - непрерывность; - экономическая обоснованность показателей; - преемственность стратегического и текущего планов; - единство (означает связь планируемого звена с организацией в целом); - автоматизация планирования; - согласованность плана с параметрами внешней среды; - участие (тех, кого план непосредственно затрагивает); - социальная ориентация плана; - обеспечение обратной связи системы планирования при управлении. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает: • анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды; • установление целей и задач; • разработку стратегий, программ и планов для достижения целей; • оценку альтернативных вариантов плана; • определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; • доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию. В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями. Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется в ряде случаев на основе бизнес-плана. В нем должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно год, но в сегодняшних российских условиях нестабильности российской экономики горизонт бизнес-планирования может снижаться до 1-3 месяцев). Бизнес-план разрабатывается в следующих основных случаях: - при освоении новых сфер деятельности организации; - при создании новых видов бизнеса; - при решении вопросов выхода организации из кризиса неплатежей; - при приватизации государственных и муниципальных предприятий (для обоснования предложений по приватизации и определения круга задач по санированию (оздоровлению) приватизируемых предприятий); - при открытии организаций; - при внедрении новых продуктов; - при разработке концепции ведения бизнеса в перспективе. Кроме того, заимодавцы или инвесторы, прежде чем вкладывать деньги в бизнес, должны знакомиться с бизнес-планом. При этом им следует обращать внимание на деловую репутацию предпринимателя, денежный поток по обслуживанию долга, обеспечение гарантий и долю собственного капитала. Бизнес-план также, по существу, является эталоном, с которым можно сравнивать фактические результаты деятельности организации. Таким образом, бизнес-план всегда является важнейшим документом. В нем следует: • ставить реальные цели; • показывать пути их достижения; • определять необходимые ресурсы.
Разделами бизнес-плана являются: 1) краткое содержание; 2) историческая справка; 3) основные продукты и/или услуги; 4) анализ рынка и маркетинг; 5) производство; 6) управление; 7) организация и персонал; 9) финансовый анализ; 10)риски и доходы; 11) задачи и основные этапы; 12) приложения. Размеры бизнес-плана определяются его целью и предполагаемыми адресатами. Он должен быть настолько лаконичным, насколько это позволяет необходимость полно и точно изложить предмет. Организация Следующей функцией процесса управления является организация.Задачи ее: - деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий; - формирование организационной структуры организации, налаживание взаимодействия ее элементов; - создание условий для формирования определенной организационной культуры организации; - организация выполнения принятых решений; - текущая организация производственного, торгового и иных процессов; - обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов; - преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное (техническое перевооружение, реконструкция предприятия и т.д.). При этом важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным - операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов. Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются: • пропорциональность; • непрерывность; • наличие целей; • эластичность действий; • устойчивость; • разделение труда; • кооперация труда; • соблюдение норм управляемости; • делегирование обязанностей и полномочий; • параллельность; • прямоточность (информационных потоков); • ритмичность; • концентрация однородных предметов труда в одном месте; • гибкость процессов. Так, при пропорциональности достигается равная пропускная способность разных рабочих мест одного процесса, соразмерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т. д.; при параллельности - совмещение операций во времени, при прямоточности - оптимальный путь прохождения предметов труда, информации и т. д.; при ритмичности - равномерность выполнения управленческих процессов во времени; при непрерывности - максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов и т. д. Важное условие рациональной организации управления - делегирование менеджером полномочий подчиненным, которые будут принимать решения в порученных им областях. Делегирование означает передачу задач и прав на принятие решений лицу, которое принимает на себя обязанность по их выполнению. Делегирование имеет фундаментальное значение для функционирования организации и роста эффективности управления. Процесс делегирования полномочий включает следующие действия: - определение отдельных результатов; - определение обязанностей; - делегирование необходимых полномочий и возложение обязанностей по достижению необходимых результатов. Следует заметить, что понятие "организация" (в рассматриваемом смысле) имеет противоположное ему по содержанию понятие "дезорганизация", которое означает переход от "порядка" к "беспорядку", от порядка более высокого уровня к порядку более низкого уровня. Дезорганизация - это тоже организация, но со знаком минус. Она "страшна" для существующей системы. Для нее дезорганизация - угроза, "болезнь", упадок. Лишь для реорганизуемой организации (системы) дезорганизация позитивна. Мотивация(от греч. motif, от лат. moveo - двигаю) - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей. Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для избранных - награды. До XX в. было распространено мнение, что люди будут работать лучше, если им предоставить возможность зарабатывать больше. Считалось, что мотивация в основном заключается в предложении соответствующих денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия. Однако последующие исследования выявили экономическую несостоятельность такого подхода и показали, что мотивация является результатом сложной совокупности потребностей. Для того чтобы мотивировать работников, руководителю следует определить их потребности, которые удовлетворяются через хорошую работу. Методы управленческой мотивации можно разделить на: методы экономической мотивации - зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.; методы социальной мотивации - общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т. д.; методы психологической мотивации - ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.; методы властной мотивации - повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т. д.; социально-психологические методы - повышение социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т. д.; методы моральной мотивации - личное или публичное признание, похвала и критика; метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ; метод вовлечения сотрудника в управление; методы изучения мотивации и мотивов - экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и проч. Мотивацию можно рассматривать двояко, как: определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения человека и группы; процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение цели или получение вознаграждения. При этом процесс мотивации можно представить в виде шести следующих одна за другой стадий: - возникновение потребности; - поиск путей устранения потребности; - определение целей (направления) действия; - осуществление действия по удовлетворению потребности; - получение вознаграждения за осуществление действия; - удовлетворение, устранение потребности. Мотивы - это то, что вызывает определенные действия человека и находится "внутри" него, их можно классифицировать по следующим основаниям: • по видам активности; • по времени проявления; • по видам потребностей человека; • по установкам личности; • по структуре; • по функциям; • по ведущему мотиватору. Процесс мотивации объясняют, прежде всего, содержательные теории мотивации. В них выявляются основные потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При разработке концепций мотивации наибольшее значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда. По теории американского психолога А. Маслоу (1908-1970) все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Он считал, что потребности нижних уровней влияют на поведение человека прежде, чем потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент человек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Потребность следующего уровня станет наиболее мощным фактором в поведении человека, когда будет удовлетворена потребность более низкого уровня. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе. Потребности в безопасности и защищенности подразумевают защиту от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Потребности в принадлежности и причастности включают чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Потребности в признании и самоутверждении подразумевают самоуважение (личные достижения, компетентность), уважение со стороны окружающих. Потребности самовыражения - это потребности в реализации своих потенциальных возможностей. Практические выводы из концепции Маслоу: - потребности высших уровней не могут стать мотивами, пока не будут удовлетворены первичные потребности (первых двух уровней); - чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей они являются мотивами к активной деятельности; - неудовлетворенные потребности стимулируют работников, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности; - удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребности более высокого уровня. Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов. Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст и т. д.). Во-вторых, не всегда имеет место жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в "пирамиде" Маслоу. В-третьих, удовлетворение вторичных потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослаблять, а, напротив, усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребности признания и самовыражения также могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения. В развитие теории А. Маслоу, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури предложили методы удовлетворения потребностей высших уровней работников на предприятии, а именно: социальные потребности: 1. Давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться. 2. Создавать на рабочих местах дух единой команды. 3. Проводить с подчиненными периодические совещания. 4. Не стараться разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба. 5. Создавать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок; потребности в уважении:
потребности в самовыражении: 1. Обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. 2. Давать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 3. Поощрять и развивать у подчиненных творческие способности.
В теории приобретенных потребностей МакКлелланда рассматриваются три потребности, мотивирующие человека: • потребность достижения, проявляющаяся в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше; • потребность соучастия, проявляющаяся в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими, получения от них поддержки. Для ее удовлетворения обладателям ее необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и пр.; • потребность во власти (административной, авторитета, таланта и т. п.), состоящая в стремлении контролировать действия людей, ресурсы, оказывать влияние на поведение людей,
При этом подчеркивается, что в настоящее время особенно важны эти потребности высшего уровня, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены (в развитых странах). Причем потребности достижения, соучастия и властвования в этой концепции не исключают друг друга и не расположены иерархически, как это было представлено в концепции Маслоу. Более того, проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две в принципе взаимоисключающие друг друга группы. Первую составляют те, кто стремится к власти ради властвования. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. МакКлелланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции потребностей (достижение, соучастие и властвование) для менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа. Теория двух факторов Фредерика Герцберга гласит, что процессы обретения удовлетворенности и нарастания неудовлетворенности с точки зрения вызывающих их факторов являются двумя различными процессами, т. е. к примеру факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении приводили к увеличению удовлетворенности. Процесс "удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности" в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т. е. с внутренними по отношению к ней факторами. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека. Их называют мотивирующими и рассматривают как самостоятельную группу потребностей, которую обобщенно называют группой потребностей в росте. К ней относят: достижение, признание, ответственность, продвижение, саму работу, возможность роста. Процесс "неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности" определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности. В то же время наличие их не обязательно вызывает состояние удовлетворенности, т. е. они не играют мотивирующей роли. Их называют факторами "здоровья". Они могут быть рассмотрены как группа потребностей человека в устранении трудностей, желаний и проблем. К этим факторам относятся: заработная плата, безопасность и условия на рабочем месте, распорядок и режим работы, контроль со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Следовательно, при наличии у работников чувства неудовлетворенности менеджер должен обращать первостепенное внимание на факторы, которые ее вызывают, и делать все для ее устранения. В дальнейшем менеджер должен привести в действие мотивирующие факторы и пытаться добиваться высоких результатов труда через достижение работниками удовлетворенности. Приведенные теории показывают, что на сегодня отсутствует какое-либо канонизированное учение, однозначно объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая теория имеет определенное принципиальное отличие. Причем в этих теориях главным образом анализируются факторы, лежащие в основе мотивации, но мало внимания уделяется процессу мотивации. Очевидно, что система мотивации или стимулирования труда работника должна учитывать элементы всех рассмотренных теорий. Действия по мотивации должны включать экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: - разнообразие работы по содержанию; - рост и расширение профессиональной квалификации работающих; - удобные графики работы; - удовлетворение от полученных результатов; - возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля; - повышение ответственности работающих; - продвижения по службе и т. д. Каждому менеджеру следует знать весь спектр потребностей современного работника, а также знать, с помощью каких органов (субъектов) управления должны удовлетворяться те или иные его потребности. А именно: - какие потребности работника можно удовлетворять за счет или на уровне всей организации; - какие потребности должны удовлетворяться за счет государства; - какие потребности работника нужно удовлетворять с помощью менеджера. Это поможет менеджеру устанавливать диапазон своих возможностей, выбирать подходящий для этого стиль руководства. Следует помнить, что система вознаграждения, применяемая к одному работнику, может не подойти для другого. Менеджер должен уметь применять те или иные методы стимулирования к тем или иным работникам. Контроль Функция процесса управления "контроль"устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины. Поэтому на рис. 3.1 стрелка, исходящая от "контроля", идет к "планированию". Как правило, контролируются не только количественные показатели, но и качественные. Контроль можно классифицировать: • по объектам контроля (предметы труда, средства производства, условия труда, документы и т. д.); • по исполнителям; • по принимаемому решению; • по возможности дальнейшего использования объектов контроля; • по типу отношений; • по признаку открытости; • по масштабу; • по методике проведения; • по способу получения и обработки информации; • по степени формализации (формальный или официальный и неформальный); • по степени мотивационной значимости; • по объектам выполняемых операций (однофункциональный и многофункциональный); • по характеру (непрерывный и периодический); • по количеству контролируемых величин (единичный или одномерный и множественный или многомерный); • по степени охвата объектов контролем (сплошной или выборочный); • по режиму контроля (усиленный, ускоренный, нормальный и т. д.); • по времени контроля; • по регулярности осуществления контроля; • по периодичности выполнения контрольных операций; • по уровню механизации (автоматизации); • по стадиям жизненного цикла объекта. Контроль подразделяется также на текущий и заключительный. Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса, носит название текущего. Задача его - оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. При этом полученные результаты сравниваются с предусмотренными. Целью этого вида контроля является установление правильности, законности и экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упущений в работе. Можно выделить основные принципы, которыми следует руководствоваться при осуществлении контроля, это: - ориентация контроля на результаты; - простота контроля; - своевременность контроля; - адекватность контроля контролируемой деятельности; - гибкость контроля; - стратегическая направленность контроля; - открытость контроля; - экономичность контроля; - эффективность контроля.
Контроль обычно выполняется в четыре этапа: - на первом этапе устанавливаются стандарты, т. е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы; - на втором этапе путем сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений; - на третьем этапе полученные результаты сравниваются с заданными стандартами; - на четвертом этапе определяется, какие действия необходимо предпринимать. С целью повышения эффективности контроля и снижения его отрицательного влияния на работников рекомендуется: • устанавливать осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками; • обсуждать с работниками ожидаемые результаты; • устанавливать жесткие, но достижимые стандарты; • избегать чрезмерного, излишнего контроля; • поощрять за достижение стандартов. Главные инструменты выполнения функции контроля - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм, нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным. Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям. К учету предъявляются следующие требования: • полнота сведений, т. е. ведение учета по всем элементам системы управления; • динамичность, т. е. отражение показателей в динамике; • системность; • простота; • автоматизация на основе компьютерной техники; • экономичность; • преемственность. Осуществление регулярного и качественного учета и контроля за функционированием системы управления является важным условием ее высокой эффективности. Координация(от лат. слов со(п) - вместе и ordinatio -упорядочение) - это функция, призванная обеспечивать согласованность и взаимосвязь между элементами системы управления организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача координации - обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев организации (по горизонтали и вертикали) путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации. Координация предполагает также: - обеспечение единства и согласованности функций процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля); - обеспечение согласованности между отдельными руководителями, сотрудниками; - согласование сроков выполнения управленческих функций, работ; - обеспечение согласованности в деятельности подразделений и должностных лиц организации с субъектами внешней среды, с деловыми партнерами; - коллективную разработку и согласование исполнительными директорами компании основных параметров проекта ее бюджета (до детальной проработки бюджетов подразделений); - оптимальное разделение труда, распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками, исполнителями на всех уровнях; - устранение отклонений системы управления от заданных параметров.
Координацию можно разделить на несколько видов: - превентивная, когда прогнозируются проблемы, трудности и пути их преодоления и принимаются адекватные меры; - устраняющая, нацеленная на ликвидацию перебоев в системе после того, как они произошли; - регулирующая, предназначенная для поддержания систем управления и производства в установленных пределах; - стимулирующая, повышающая эффективность функционирования систем управления и производства. Координацию в организации сопровождают два типа процедур: • непосредственное руководство деятельностью в виде распоряжений, приказов и т. д.; • действия по созданию системы норм и правил, касающихся деятельности организации. Деятельность по координации осуществляется посредством совещаний, контактов между руководителями, сотрудниками, проведения согласований планов и графиков, внесения в них корректив, увязки работы исполнителей и т. д. В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации, когда структуры управления становятся «плоскими». Кроме того, в практической деятельности менеджера ни одна функция не встречается в чистом виде. Рассмотренные функции управления являются общими. Они имеют место в любом процессе управления. Наряду с ними существуют специальные функции управления. Каждую из них можно рассматривать как определенный вид работы по управлению. Их можно подразделить на следующие группы: - по признаку воздействия на деятельность организации в целом (стратегическое и текущее планирование, организация работы по управлению качеством, учет и отчетность и другие); - про признаку воздействия на конкретные стадии производственного процесса (управление подготовкой производства, организация основного производства, оперативное управление - по признаку воздействия на отдельные факторы производства (управление организацией труда, материально-техническое снабжение, капитальное строительство и другие).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3811)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |