Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Расстройства внимания



2015-12-13 429 Обсуждений (0)
Расстройства внимания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наступают при утомлении, зависит от натренированности.

Отравление алкоголем, никотином и др. интоксикациями. После заболевания, влияющего на ЦНС (инфекции, интоксикации, эндокринная система, нарушение обмена веществ).

1 тип – невнимательность,рассеянность (у детей).

2 тип – лица со сверхестественными навязчивыми идеями.

3 тип – в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.

Память и внимание обеспечивают целостное развитие личности человека, занимают центральное положение в системе познавательной деятельности.

ЛЕКЦИЯ 5.

ТЕМА: «Составляющие развития человека (психические процессы)».

 

Память– процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения человеком его индивидуального опыта.

 

Классификация основных видов памяти:

По характеру психической активности:

       
   
 


двигательная эмоциональная

образная словесно-

логическая

 

Двигательная – память на движения и их системы, является основой многих видов деятельности человека.

Образная – связана с сохранением в сознанииобразов представлений, деятельностью органов чувств (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая).

Словесно-логическая – основа мышления человека (слова, понятия; связи и отношения между ними, выражающиеся в различных звуковых системах).

Эмоциональная – опыт прошлых переживаний человека. Память на чувства и переживания.

По цели деятельности:

 

       
   
 
 


 

непроизвольная произвольная

 

Непроизвольная – вид памяти, при котором запечатление информации, происходящей без сознательных целей.

Произвольная – вид памяти при котором запечатление информации происходит в том случае, когда ставится сознательная цель использовать данную информацию в предстоящей деятельности.

 

По длительности сохранения:

оперативная кратковременная

 

долговременная

 

Оперативная – обслуживает кратковременную и долговременную память; обеспечивает непосредственную деятельность человека.

Долговременная – обеспечивает продолжительное, от часов до десятилетий удержание знаний, сохраняет умения и навыки; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации.

Кратковременная - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных.

В отличии от памяти машин, память человека имеет выраженный избирательный характер. Человек наиболее точно стремится запечатлеть ту информацию, которая ему необходима в целях предстоящей деятельности.

Физиологические механизмы кратковременной памяти – процессы реверберации замкнутых контуров нервных клеток головного мозга. Кратковременная память после действия внешнего раздражителя перестаёт сохранять информацию.

Физиологические механизмы долговременной памяти связаны с изменением химического состава самих нервных клеток, которые входят в состав очага возбуждения. Молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновые молекулы) отвечают за сохранение наследственной информации в организме, входят в состав его клеток. Сохраняется наследственная (генетическая) память.

Сохранение индивидуального опыта запечатляется поступлением информации, связанной с увеличением количества РНК – рибонуклеиновые кислоты в нервных клетках головного мозга.

 

Процессы памяти:

· запоминание и воспроизведение;

· сохранение и забывание;

· узнавание.

Существует закономерность «эффекта края», при запоминании наиболее легко и прочно запечатляется информация находящаяся в начале и конце сообщения.

Тип памяти – это подвид, который обеспечивает наибольшую продуктивность запоминания у данного человека (зрительный, моторный, слуховой, чувственный; комбинированные: моторно-зрительный, моторно-слуховой и т.п.).

Индивидуальные особенности – характеризуются по особенностям процесса запоминания, сохранения и забывания информации.

1. Легко запоминают и надолго сохраняют.

2. Медленно запоминают и надолго сохраняют.

3. Легко запоминают и быстро забывают.

4. Медленно запоминают и быстро забывают.

Все что человек о себе знает – это его память. Нет плохой памяти, есть её индивидуальные особенности. Если идет тренировка памяти, происходит изменения самого человека.

 

Нарушения памяти:

Гипомнезия – снижение, ослабление памяти. Наблюдается при сильном утомлении, при астенических состояниях, у пожилых, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в результате тяжёлых перенесённых заболеваний.

Амнезия – выпадение памяти, её отсутствие. (травмы мозга, очень сильные отравления, старческие психозы).

Парамнезии – ошибки, обманы памяти:

· Конфабуляции – пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности. Происходит помимо желания больных в вести в заблуждение (старческий психоз, хронический алкоголизм, паралич, сифилис мозга).

· Псевдореминисценции – патология памяти, при которой происходит сдвиг событий во времени, больные события прошлого переносят в настоящее. (старческих психоз).

Гипермнезия – повышенная способность к запоминанию, обострение воспоминаний до мельчайших деталей давно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание текущих событий (депрессивно-маниакальный психоз, маниакальное состояние при шизофрении).

 

 

ЛЕКЦИЯ 6.

ТЕМА: «Составляющие развития человека».

Воображение –способность человека создавать новый, оригинальный, целостный образ действительности путем переработки практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Воображение состоит в структурировании образов восприятия и взаимодействии человека с предметами и явлениями. Оно позволяет домыслить образ конкретного предмета, с которым взаимодействует человек. Состоит в создании внутренней картины мира человека.

 

Виды воображения:

пассивное активное

 
 

 


воссоздающее творческое

 

Пассивное – возникает в пограничном состоянии человека (состояние между сном и бодрствованием). Человек погружается в грёзы, мечты, которые заслоняют окружающую действительность.

Активное – человек с помощью усилий воли сознательно конструирует, образы, используя элементы прошлого опыта:

· воссоздающее – это вид, образы которого возникают у человека на основе описаний, сделанных другими людьми. Оно является основой организации учебной деятельности человека;

· творческое – заключается в возникновении, создании новых оригинальных образов, которых ранее не было в индивидуальном опыте человека или всего человечества.

Мышление.

Помимо чувственного познания, человек использует и другой путь открытия свойств предметов и явлений – путь мышления.

Мышление- отвлечённое, обобщенное и опосредствованное познание человеком окружающего мира.

Виды мышления:


наглядно-действенное конкретно- словесно-логическое

образное

 

Наглядно-действенное – наиболее древний вид мышления, самый ранний в развитии ребёнка. Возникло в ходе практической деятельности человека, земледелии; сформировалось как способность человека решать практические задачи. Распространяется у взрослых людей в профессиональной деятельности.

Конкретно-образное – мыслительные действия и операции совершаются с образами предметов, со схемами и чертежами, в которых представлена познавательная реальность. Формируется у детей в возрасте 3-7 лет. В возрастном развитии у детей есть особенности. Феномен Ж.Пиаже – «эффект не сохранения количества вещества», сохраняется у детей до 8 лет. У взрослых людей оно приобретает высшую форму своего развития (художники, писатели, музыканты).

Словесно-логическое – мышление понятия, теоретическое, выражается в умозаключении.

Основные формулы мышления:

Понятие – характеристика определённой группы предметов или явлений на основе какого-либо одного общего свойства (металл – цинк, золото, серебро, железо, ртуть и т.п.).

Суждение – связь между отдельным предметом и общим понятием, под который попадает данный предмет на основе имеющихся у него свойств (стекло – хрупкое, прозрачное, бьющееся и т.п.).

Умозаключение - вывод на основе двух или нескольких суждений.

Мыслительные операции:

Сравнение – мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Заключается в сопоставлении аналогичных свойств тех предметов или явлений, которые являются объектами познания, причем, чем больше оснований избирается для сравнения, тем более глубоко человек познаёт сравниваемые предметы (страны: Америка, Россия).

Анализ – мысленное расширение целого на отдельные элементы для более глубокого познания свойств каждого из этих элементов.

Синтез – объединение частей элементов в единое целое.

Нарушение мышления:

 

Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта (снижается способность отделять главное от второстепенного, отсутствует критическое отношение к своим высказываниям, поведению, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений). Больные не воспринимают отвлечённые понятия, не способны к обобщениям.

Различают два вида слабоумия:

· врождённое (олигофрения);

· приобретённое (деменция).

Олигофрения в переводе с греч. «малоумие», в основе лежит недоразвитие головного мозга в результате генетических нарушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболевания младшего детского возраста (менингит, энцефалит).

Три степени тяжести олигофрении:

 

1. Дебильность – легкая степень тяжести. Наблюдается снижение умственных способностей, находчивости, сообразительности. Но больные способны приобрести знания, которые дают им возможность работать. Больные не понимают тонких взаимоотношений между людьми. Им трудно уловить в окружающей действительности главное. Их мышление не выходит за рамки конкретных представлений, безынициативны, переоценивают свои возможности и обижаются, если им делают замечания.

2. Имбецильность – средняя степень недоразвития интеллекта. Больные усваивают только названия предметов, и наиболее употребительные слова. Практически необучаемы. Иногда больных удаётся обучить чтению, элементарному счёту. Многие не могут сосчитать пальцы на руках.

3. Идиотия - тяжёлая степень олигофрении.

Членораздельная речь и сознание отсутствует. Обучение каким-либо навыкам невозможно. Часто встречаются разнообразные физические уродства.

 

Деменция – следствие органического поражения головного мозга. Больные утрачивают способность логически мыслить, анализировать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказываниям, не могут оценить окружающую обстановку.

 

Речь.

 

Речь – специфически человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка. Это наиболее распространённый и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли. Речь является основой мышления. Речь – сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутренних органов. Медицинские работники всегда должны помнить о разящей и исцеляющей силе слова. «Слово лечит, слово - ранит».

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя подразделяется на устную и письменную. Устная речь бывает в виде монолога, диалога. Она делится на активную (говорение) и пассивную (слушание).

Письменная подразделяется на чтение и письмо. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма – почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.

Внутренняя речь «про себя» возникает в процессе мышления, при чтении, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде. В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

Свойства речи:

· содержательность – определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;

· понятность – правильное построение предложений, применение пауз, выделение слов при помощи логического ударения;

· выразительность – эмоциональная насыщенность (яркая, насыщенная, вялая, бледная);

· воздейственность - влияние на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Функции речи:

· выражение – передача чувств, переживаний, отношения;

· воздействие – побуждение к действию;

· обозначение – названия, присущие предметам или явлениям;

· сообщения – обмен информацией.

Расстройства речи:

· Афония – временная функциональная потеря голоса.

· Афазия – расстройства речи. Выделяют сенсорную нарушение восприятия обращённой речи и моторную неспособность или сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, с малым запасом слов. Амнестическая – забывание названия предметов. Нарушается процесс называния видимых или нарисованных предметов.

· Аграфия – расстройства письменной речи.

· Алексия – расстройство чтения.

 

ЛЕКЦИЯ 7.

ТЕМА: «Составляющие развития человека (психические свойства)».

" Темперамент ", и характер - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека -подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.
Выражение общей активности у различных людей различно.

Выделяются две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям),импульсивности,эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

 



2015-12-13 429 Обсуждений (0)
Расстройства внимания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Расстройства внимания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)