Задачи современной психологии
· изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение; · анализ становления и развития психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (обусловленностью) психики объективными условиями жизни и деятельности людей; · исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития; · содействие планомерному внедрению научных знаний психологии в практическую и профессиональную деятельность.
ЛЕКЦИЯ 2. ТЕМА: «Предмет психологии её место в системе наук».
Методы исследования в психологии. Методы исследования –приемы и средства, с помощью которых добываются факты, из которых складывается научная теория. В конце 80-х годов XIX векав психологии стали создавать и применять специальные технические приборы и устройства, позволяющие ставить научный эксперимент и контролировать его условия. Сначала это были простые механические устройства, затем электроприборы, в настоящее время используются аудио- и видео- техника, а так же применяются и общие традиционные методы: Наблюдение – метод для сбора первичных данных. Виды: · внешнее (наблюдение со стороны); · внутреннее (самонаблюдение, метод интроспекции); · свободное (не имеет определённой программы, может менять объект); · стандартизированное (строго по продуманной программе); · включенное (исследователь сам выступает качестве участника процесса, за которым ведётся наблюдение); · стороннее (не предполагает участие исследователя). Опрос– метод, при котором испытуемый отвечает на ряд вопросов. Виды: · устный (когда ведётся наблюдение за отвечаемым; более эффективный, но требует времени); · письменный (позволяет охватить большее количество людей, наиболее распространённый - анкета); · свободный (может быть как устный, так и письменный, перечень вопросов неограничен, позволяет менять тактику исследования); · стандартизированный (вопросы и возможные ответы предусмотрены заранее, более экономичен во времени). Тесты– специализированные методы исследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Виды: · тест-опросник (заранее отобранные и проверенные вопросы); · тест-задание (оценка человека на основе того, что он говорит, делает; может сознательно повлиять на результат); · проективный тест (цветовой, рисуночный; создаются неопределённая ситуация; тест слабо осознаётся испытуемым). Эксперимент – создаётся искусственная ситуация в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее оценить. Виды: · естественный (создаётся ситуация, соответствующая жизненному поведению); · лабораторный (не всегда соответствует жизненному поведению и психологии людей); · констатирующий (выявляет наличие факта изучаемого процесса или свойства); · развивающий (помимо выявления свойства или процесса способствует развитию). Кроме этого в психологии применяются различные приемы обработки данных, их логического и математического анализа. Деятельность. Активность. Мотивация деятельности.
Категория деятельности является одной из фундаментальных категорий в научной психологии. Активность– общее понятие, характеризующее взаимодействие человека с окружающим миром. Деятельность– активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Структура деятельности: включает в себя внешний и внутренний планы: · внешний: мотив, цель, средства осуществления цели; · внутренний:действия, операции. Мотив– побуждение к чему либо. Цель - осознанный образ желаемого результата, т.е. результата, который хочется достигнуть (конечный результат). Действия – процесс,направленный на реализацию цели.(двигательные, мыслительные, чувственные). Операции – способы выполнения действий. При любом изменении мотива меняется вся структура деятельности. Цель может быть разной, но мотив один и тот же. При изменении мотива может измениться цель. Источником активности человека являются его потребности– состояния в форме нужды в определённых условиях человеческого бытия. Потребности биологические социальные
духовные материальные
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |