Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессора Т.Д. Марцинковской 13 страница



2015-12-13 380 Обсуждений (0)
Профессора Т.Д. Марцинковской 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




114. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; Воронеж, 1980.

115. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Mухина. M., 1991.

116. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности развития детей / Отв. ред. И.С. Дубровина, М.И. Лисина. М., 1982.

117. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 43-53.

118. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32-39.

119. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

120. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением // Сб. науч. тр. М 1989.

121. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991.

122. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990.

123. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.

124. Рыжикова С.Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потребности в признании у 6-летних детей. М., 1990.

125. Счастная Т.Н. Способность к сопереживанию у детей среднего и старшего дошкольного возраста. М., 1987.

126. Счастная Т.Н. Психологические особенности межличностной перцепции у детей, воспитывающих в учреждениях интернатного типа // Сб. науч. тр. М., 1997.

127. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991.

128. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома. Канск, 1996.

129. Bowlby L. Child care and the growth of love. Singapore: Pergyin boks, 1983.

130. Svejda M., Campos J., Emde R. Mother-infant fonding; failure to generalize // Child Development. V. 41980.

 

К главе 6

 

131. Развитие общения дошкольника со сверстниками / Под ред. А.Н. Рузской. М" 1989.

132. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1985.

133. Смирнова. Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. 1998. №3.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Агнозия - нарушение различных видов восприятия. Выделяются зрительные агнозии, тактильные и слуховые.

Аграфия - нарушение письма, часто связанное с различными расстройствами речи.

Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессия направлена на причинение физического вреда людям либо вызывает у них отрицательные переживания, страх, напряжение. Одной из форм агрессивного реагирования является агрессивное поведение, распространенное в дошкольном возрасте наряду с вербальной (словесной) агрессией.

Адаптация - постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности интеллекта.

Алексия - нарушения чтения либо полная невозможность овладеть этим процессом.

Амбивалентность чувств - двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных отношений.

Ассоциация - связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Аутизм - крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении контактов с окружающей действительностью и погруженности ребенка в мир собственных переживаний.

Афазия - системное расстройство разных видов речевой деятельности (как активной речи, так и ее понимания).

Биогенетический закон - закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Ведущая деятельность - вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Высшие психические функции - сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью высших психических функций является их опосредованный характер и произвольность.

Госпитализм - совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар и т.д.).

Депривация - потеря значимых для психического развития факторов, лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.

Знак - предмет (явление), служащий представителем другого предмета (явления).

Идентификация - употребление, отождествление с чем-либо или кем-либо.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.

Креативность - творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения - целенаправленного или стихийного.

Негативизм - немотивированное поведение, проявляющееся в действиях и словах, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих.

Обучение - процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определенных знаний и умений.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую (интеллектуальную) или специальную (к конкретной деятельности) одаренность.

Онтогенез - процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.

Педология - комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Познавательные (когнитивные процессы) - психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных.

Помощь психологическая - профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, родителей и педагогов. Выступает в двух формах - психологического консультирования и психотерапии.

Просвещение - важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.

Психодиагностика - область психологической науки, направленная на разработку и использование методов выявления и измерения индивидуальных особенностей и психологических качеств человека.

Психотерапия (психокоррекция) - направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Хазвитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рекапитуляции теория - теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Эта теория доказывала, что онгогенез есть краткое повторение филогенеза.

Речь эгоцентрическая - речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т.е. обращенная к себе.

Cоциализация - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.

Способности - индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.

Тест - стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.

Трансфер - применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям.

Трудные дети - термин, существовавший в психологии для обозначения детей, не отвечающих по своим интеллектуальным и личностным качествам возрастной норме. В эту категорию попадали как дети с умственной отсталостью, так и трудновоспитуемые, а иногда одаренные дети.

Установка - бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Фрустрация - психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.

Этология - наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Бланки психологических заключений

Форма А

Психологическое заключение

 

 



2015-12-13 380 Обсуждений (0)
Профессора Т.Д. Марцинковской 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессора Т.Д. Марцинковской 13 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)